Interested Article - Фукидид

Мозаика Фукидида из Джераша, Иордании, римская, III в. н. э. в Пергамском музее в Берлине

Фукиди́д ( др.-греч. Θουκυδίδης , ок. 460 — ок. 400 до н. э.) — крупнейший древнегреческий историк, основатель исторической науки, автор « Истории Пелопоннесской войны ». "Первый и, возможно, величайший политолог ", - как величал его Освин Мюррей .

Биография

Год рождения Фукидида в точности неизвестен. Если основываться на свидетельстве писательницы Памфилы у римского писателя II века Авла Геллия , он родился около 470 года до н. э. ; из слов же его биографа следует заключить, что он родился около 450 до н. э. Сам историк говорит, что в начале Пелопоннесской войны ( 431 до н. э. ) он был уже во вполне зрелом возрасте и мог понимать и наблюдать совершающиеся события ; кроме того, известно, что в 424 до н. э. Фукидид уже показывал стратегические навыки и имел тогда не менее 30 лет от роду. Вероятнее всего он родился около 460—455 г. до н. э. Таким образом, его молодость совпала с веком Перикла : он был современником Еврипида , софистов и Сократа .

Биография Фукидида в точности неизвестна. Сообщения его биографов, из которых главный — некий Маркеллин (живший в VI веке, то есть на тысячу лет позже) не внушают доверия. Самыми достоверными сведениями считаются сообщения самого историка, сделанные мимоходом.

Принадлежал Фукидид к богатой и знатной фамилии: его предком был фракийский царь Олор , и он находился в родстве с семьёй афинского государственного деятеля и полководца Мильтиада (победителя в битве при Марафоне ) — старым аристократическим родом Филаидов . Будучи сыном Олора, из аттического дема Галимунта , Фукидид обладал большими материальными средствами — во Фракии ему принадлежали золотые прииски и он пользовался там влиянием . В Афинах, по-видимому, он стоял близко к влиятельным лицам, в том числе, вероятно, и к Периклу, замечательную характеристику которого он представил .

Фукидид, как это доказывает его труд, получил прекрасное образование. Достигнув зрелого возраста, он принял участие в государственных и военных делах. Первые годы Пелопоннесской войны историк провёл в Афинах; во время эпидемии чумы , разразившейся на второй год войны, он сам заболел этой страшной болезнью, которую потом описал. Когда спартанский полководец Брасид перенёс военные действия во Фракию (424 г.), Фукидид командовал эскадрой у острова Фасоса ; он не успел предотвратить переход Амфиполя на сторону Брасида (приняв лишь меры к защите Эйона ). Принуждённый, вследствие этого, отправиться в изгнание, он поселился в своём фракийском поместье, где на досуге мог составлять и обрабатывать свой труд, спокойно, в качестве зрителя, наблюдать за обеими воюющими сторонами и, в особенности, ближе стать к пелопоннесцам . Он посетил, по-видимому, многие места, бывшие театром войны, двор македонского царя Архелая , Сицилию и в частности Сиракузы, как это можно заключить по живому и точному описанию их окрестностей и осады. 20 лет провёл Фукидид в изгнании. По окончании Пелопоннесской войны (404 г.), вследствие амнистии (общей или, по некоторым известиям, особой, по предложению Энобия) он мог вернуться на родину, но вскоре умер (ок. 399—396; во всяком случае не позже 396 года, ибо он не знает восстановления Длинных стен Кононом и извержения Этны 396 г.), по мнению одних — в Афинах, по мнению других — на чужбине, во Фракии, или по дороге на родину. Есть известие [ источник не указан 1041 день ] , что умер он насильственной смертью.

«История Пелопоннесской войны»

Фукидид написал « Историю Пелопоннесской войны », современником и очевидцем которой он был. По собственному его заявлению, он начал свой труд тотчас по возникновении войны, будучи заранее уверен в её важном значении . Тем не менее вопрос о времени составления и обработки его «Истории» принадлежит к числу спорных. Ульрих ( Franz Wolfgang Ullrich , 1795—1880) в середине 40-х годов XIX века доказывал, что сначала Фукидид под войной пелопоннесцев с афинянами разумел лишь первый период, так называемую Архидамову войну , и первые книги написал после Никиева мира (421 г.), думая, что война уже закончилась, а потом продолжал свой труд .

Это мнение, многими поддержанное, встретило и возражения, главным образом со стороны Классена и Эдуарда Мейера . Впрочем, разногласие в сущности не так велико, как кажется, ибо последователи Ульриха соглашаются, что Фукидидом впоследствии делались вставки, а Классен и его сторонники признают, что отдельные части могли быть набросаны историком, как материал для последующей обработки, раньше окончания войны .

«История Пелопоннесской войны» Фукидида состоит из 8 книг. I книга заключает в себе знаменитое введение — очерк древнейшей истории Греции, изложение поводов к войне и её действительных причин, очерк «Пятидесятилетия» (промежутка от Платейской битвы до начала Пелопоннесской войны) и разрыва между Афинами и Спартой; со II книги начинается история самой войны.

Как отмечает С. Г. Карпюк , последняя восьмая книга не подверглась риторической обработке и, по всеобщему мнению, была написана в самом конце жизненного пути Фукидида .

Описание доведено до зимы 411 г. до н. э. и продолжено уже Ксенофонтом . Также продолжение Истории писал историк Кратипп .

Историографические принципы

В своём произведении Фукидид является одним из самых выдающихся и характерных представителей греческой мысли той эпохи, которая может быть названа эпохой «Просвещения»; это была пора нового философского движения, охватившего Грецию, критической мысли и рационализма. Цель Фукидида, как он сам её определяет — «отыскание истины». Он враг анекдотов, вымыслов, поэтических прикрас; он не стремится к занимательности. Он сам противополагает свой труд произведениям как поэтов, с их преувеличениями и прикрасами, так и «логографов» (I, 21).

Фукидид знал, что его изложение покажется менее занимательным и приятным; но он считал достаточным, если его труд «найдут полезным те, кто пожелает иметь ясное и верное представление о прошлом, ввиду того, что, по свойствам человеческой природы, и в будущем когда-нибудь может произойти нечто подобное». На своё произведение он смотрел не как на временную забаву для слушателей, а как на «достояние навеки» (I, 22).

Фукидид, по собственным словам, стремился к точному знанию (V, 26) и излагал не так, как ему казалось или как сообщал первый встречный, а как очевидец или на основании сведений хотя и добытых от других, но подвергнутых возможно тщательной и точной проверке (I, 22), Он сознаёт, что узнавать правду было трудно, ибо свидетели-очевидцы говорили об одном и том же не одинаково, а под влиянием пристрастия или памяти (I, 22). Таким образом, основные приёмы исторической критики впервые открыты и применены Фукидидом.

Весь его труд свидетельствует о его добросовестности, тщательности и осторожности в отыскании истины. Фукидид первый надлежащим образом оценил важность документов и некоторые из них целиком внёс в свою историю (например, текст перемирия 423 г., Никиева мира, договора афинян с Аргосом, Мантинеей и Элидой). Он извлекает данные из надписей; умеет пользоваться мифом и народным преданием, объяснить происхождение того или иного рассказа, даже неверной версии (см., например, VI, 54 сл.).

В отношении приёмов особенно интересны начальные главы, в которых Фукидид пытается дать реконструкцию важнейших моментов древнейшей греческой истории; со стороны метода эти главы — одно из самых замечательных проявлений греческой мысли. Здесь историк применяет в широких размерах метод обратного заключения — от настоящего к прошлому, от известного к неизвестному, причём основанием для его заключений и комбинаций служат свидетельства эпоса, топографические данные, вещественные памятники, сохранившиеся названия, быт отсталых в культурном отношении греческих племён и варваров, обычаи, празднества и обряды, вообще — культурные переживания.

Приёмы Фукидида напоминают приёмы современных исследователей и его метод обратного заключения есть вместе с тем метод сравнительный: Фукидид подмечает аналогию между бытом греков, на известной ступени их развития, и варваров (I, 3,6); ему не чужда уже идея постепенного развития; древнейшая, баснословная старина у него лишь один из фазисов в развитии греческого общества. В его труде ясно обнаруживается идея причинности: Фукидид отличает общие, основные причины и поводы или случайные обстоятельства. Например, он отмечает, что события в Эпидамне и Потидее, жалобы Мегары и Эгины — это только поводы и предлоги к войне; истинная же причина её таилась в возвышении афинского могущества, возбуждавшего в лакедемонянах страх и зависть (I, 23; II, 8).

Фукидид признаёт законосообразность исторических явлений; у него встречается ряд обобщений, основанных на убеждении в том, что одинаковые причины и условия вызывают одинаковые следствия: по его мнению, пока не изменится человеческая природа, до тех пор будут происходить и явления, подобные тем, которые он описывает. Так, по поводу борьбы партий на о-ве Керкире Фукидид даёт поразительное по глубине анализа изображение патологических явлений — извращения понятий, одичания и деморализации греческого общества, как пагубного и неизбежного последствия ожесточённой междоусобной войны (III, 82—83), и при этом замечает: «вследствие междоусобиц множество тяжких бед обрушилось на государства, бед, какие обыкновенно бывают и всегда будут, пока человеческая природа остаётся тою же», но только в большей или меньшей степени и различные по формам, сообразно обстоятельствам в каждом отдельном случае.

Исторические события Фукидид объясняет, не вводя мифологические элементы, в том числе божественное вмешательство. В оракулы и предзнаменования он не верит; правда, он о них упоминает, но не потому, чтобы верил в них, а потому, что им верила масса, и вследствие этого они являлись фактором, с которым историку необходимо было считаться. По поводу некоторых изречений оракула Фукидид делает чрезвычайно меткие критические замечания (см. II, 17, 54). По Фукидиду, не гадатели, предзнаменования и оракулы, а ум и знание могут предвидеть будущее. В историческом деятеле он выше всего ставит ум, способность составлять правильное суждение о положении дел и таким образом предусматривать будущее. При этом он судит не с точки зрения конечного успеха; например, начатая при Перикле война привела к катастрофе, но Фукидид восхваляет Перикла и его прозорливость; напротив, Клеон взял Сфактерию, сдержав данное обещание, но при этом историк считает его легкомысленным и сумасбродным (IV, 28, 3 6).

Историко-философская концепция Фукидида основана на рационалистических идеях Анаксагора и философской школы софистов .

Политические взгляды

Что касается политических воззрений Фукидида, то он не был расположен к крайней демократии; не раз он отзывается презрительно об изменчивости и непостоянстве толпы; он чувствует антипатию к демагогам (характерно, например, его отношение к Клеону); по поводу установления весьма умеренной демократии (после низвержения олигархии в 400 г. до н. э.) он заявляет, что это была лучшая форма правления из существовавших в его время, ибо являлась умеренным соединением олигархии и демократии (VIII, 97). Вообще Фукидид редко высказывает свои личные мнения; он избегает говорить от себя и заставляет говорить самые факты.

Объективность

В общем он отличается замечательной объективностью и беспристрастием, а его добросовестность в изложении фактов такова, что с помощью им же сообщаемых данных можно иногда проверить и даже опровергнуть его взгляд. Например, на основании сведений, которыми мы обязаны Фукидиду же, мы можем составить себе несколько иное мнение о Клеоне, к которому он относится, очевидно, враждебно; Фукидид прославил Перикла в его знаменитой характеристике (II, 65), но мы не найдём у него простого панегирика вождю Афин: о его военных действиях Фукидид говорит с большой умеренностью. Аристократ по происхождению и положению, не сторонник крайней демократии, Фукидид не скрывает дурных поступков олигархов, и устами Перикла нарисовал величественный идеал афинской демократии. Сам афинянин, он ярко выставляет заслуги их врага, защитника Сиракуз, Гермократа , и относится с полным беспристрастием к Спарте, не разделяя ни того отвращения, которое к ней питали демократы, ни лакономании (мода на все спартанское), которая начинала распространяться в афинском обществе и литературе. К некоторым спартанцам Фукидид относится с симпатией (например, к Брасиду, Архидаму), но он не скрывает и недостатков Спарты, её жестоких поступков. Изгнанник, живущий на чужбине, он относится к своему родному городу без ненависти и злобы. Немудрено, что в учёной литературе преобладают самые хвалебные отзывы о Фукидиде. Объективность Фукидида подвергал сомнению Арнольд Уикомб Гомм .

Критика Фукидида в XIX веке

Но в 70-х и 80-х годах XIX века он подвергся нападкам со стороны Мюллера-Штрюбинга, который начал с обвинения его в субъективности, в сокрытии истины, в иезуитской казуистике (reservatio mentalis), в умышленной неясности (см. «Aristophanes und die histor. Kritik», 1873), потом стал открывать следы «кровожадного интерполятора», испещрившего будто бы текст Фукидида своими вставками («Thukydideische Forschungen», 1881); затем стал доказывать, что Фукидидово произведение — «военно-дидактическая эпопея» и «военная новелла» («Das erste Jahr d. Pelopon. Krieges», в «Neue Jahrb. f. Philol», 1883, и «Die Glaubwüdigkeit d. Thukydides geprüft an seiner Darstellung d. Belagerung von Plataia», ibid., 1885), и наконец назвал знаменитого историка «чисто-теоретическим доктринёром» и «педантом» («Die Korkyräischen Händel bei Thukydides», ibid., 1886). С не менее страстными нападками на Фукидида выступил и венгерский учёный Ю. Шварц (в своём соч. «Die Demokratie», I, 1884); недоверчивое отношение к Фукидиду, хотя и не в такой мере, встречаем и у Макса Дункера («Gesch. d. Alterthums», N. F., I—II, 1884-86) и Пфлугк-Гарттунга («Perikles als Feldherr», 1884), выступивших с развенчанием Перикла. Крайность и несостоятельность этой критики в настоящее время достаточно обнаружена (см. Фукидид Г. Мищенко, «Послесловие» к переводу Фукидида, 1888; В. Бузескул, «Перикл», 1889; A. Bauer, «Thukyd. und H. Müller-Strübing», 1887; Lange, «Zur Frage über die Glaubwürdigkeit d. Thukyd.» в «Neue Jahrb. f. Philol.», 1887 и друг.), хотя отдельные замечания названных противников Фукидида не лишены основания: восставая против крайностей гиперкритического направления, мы должны допустить необходимость критики по отношению к Фукидиду, в каждом отдельном случае, подобно тому, как и по отношению ко всякому другому источнику. У него, конечно, найдутся отдельные, частные промахи, ошибки и неточности. Несмотря на это, Фукидид в общем останется тем, чем был в глазах даже таких авторитетов в области исторической критики, как Нибур и Ранке , то есть одним из величайших историков и источником достоверным настолько, насколько вообще может быть достоверно произведение человека; большинство же его промахов, неточностей и неверных сообщений должно быть отнесено к категории ошибок невольных, более или менее свойственных каждому, а тем более историку, жившему за 4 века до нашей эры. В общем, если под историей разуметь науку и нечто большее, нежели простое повествование о достопамятных событиях, то Фукидид с большим правом может быть назван её отцом, чем Геродот , и у него мы найдём немало черт, сближающих его с современной историографией.

Современность

Несмотря на сложность, не позволяющую с лёгкостью понять « Историю Пелопоннесской войны », она приобрела значительное влияние на современников. Содержащаяся в ней характеристика демократии была — до её исключения — девизом проекта текста конституции ЕС. В Военно-морском колледже в Ньюпорте , США, а также в других военных академиях работа является обязательной к прочтению.

Ввиду неуклонно растущего глобального влияния Китайской Народной Республики политолог Грэхам Аллисон предупреждал в 2010-х годах о ловушке Фукидида (Thucydides’s Trap): по аналогии с идеей Фукидида о том, что Пелопоннесская война стала неизбежной из-за страха великой державы Спарты перед завоеванием власти Афин, существует угроза военного конфликта между мировой державой США и Китаем.

См. также

Примечания

  1. (исп.) — 1999.
  2. Геллий . Аттические ночи. XV, 23
  3. Фукидид. История Пелопоннесской войны. V, 26; ср. I, 1
  4. Фукидид. История Пелопоннесской войны. IV, 105
  5. Фукидид. История Пелопоннесской войны. II, 65
  6. Фукидид. История Пелопоннесской войны. V, 26
  7. Фукидид. История Пелопоннесской войны. I, 1
  8. Ullrich, Franz Wolfgang. . — Hamburg: Perthes-Besser & Mauke, 1845—1846.
  9. Комм. в кн. Бузескул В. П. Введение в историю Греции : обзор источников и очерк разраб. греч. истории в XIX и в нач. XX в. : лекции по истории Греции / Вступ. ст. и общ. ред. проф. Э. Д. Фролова. — СПб. : Издательский дом «Коло», 2005. — С. 136. — 670 с. — (Александрийская библиотека. Серия: Античность). — ISBN 5-901841-28-X .
  10. Bodin, L. (фр.) // Revue des Études Anciennes. — Bordeaux, Feret, 1912. — Janvier-mars (vol. XIV , n o 1). — P. 1—38 . 15 июля 2020 года.
  11. Комм. в кн. Бузескул В. П. Введение в историю Греции : обзор источников и очерк разраб. греч. истории в XIX и в нач. XX в. : лекции по истории Греции / Вступ. ст. и общ. ред. проф. Э. Д. Фролова. — СПб. : Издательский дом «Коло», 2005. — С. 137. — 670 с. — (Александрийская библиотека. Серия: Античность). — ISBN 5-901841-28-X .
  12. (неопр.) . Дата обращения: 26 сентября 2022. 26 сентября 2022 года.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 14 сентября 2014. 1 июля 2014 года.
  14. «Die Verfassung, die wir haben […] heißt Demokratie, weil der Staat nicht auf wenige Bürger, sondern auf die Mehrheit ausgerichtet ist.» (Thukydides II 37).
  15. James Morrison: Reading Thucydides , Columbus (OH) 2006.
  16. Graham Allison: Destined For War: Can America and China escape Thucydides’s Trap. Boston 2017. Siehe dazu kontrastierend die kritische Rezension von Arthur Waldron: от 18 сентября 2019 на Wayback Machine

Литература

Тексты и переводы

  • В серии « Loeb classical library » «История» издана в 4 томах.
  • В серии « Collection Budé » «История» (неопр.) . Дата обращения: 14 марта 2010. 28 ноября 2012 года. в 5 томах.

Русские переводы:

  • Фукидид . О Пелопоннесской войне. (Серия «Военная библиотека»). 1837. Т. 1. Кн. 2-3. С. 101—563.
  • Фукидид . История. / Пер. Ф. Г. Мищенко . В 2 т. М., 1887—1888. Т. 1. Кн. 1-4. CXXXII, 516 стр. Т. 2. Кн. 5-8. Указатель. 540 стр.
    • В переработке С. А. Жебелева. М.: Сабашниковы. 1915. В 2 т.
    • переизд.: В 2 т. СПб.: София. 1994; (Серия «Историческая библиотека»). СПб.: Наука. 1999. 588 стр.
  • Фукидид . История. / Пер. и примеч. Г. А. Стратановского . Отв. ред. Я. М. Боровский. (Серия « Литературные памятники »). Л.: Наука, 1981 . 543 стр. 100000 экз.
    • переизд.: М.: Ладомир-Наука. 1993. 3-е изд. (Серия « »). М.: Ладомир-АСТ. 1999. 736 с.

Исследования

  • Угянский А. О. Рассуждение о предисловии Фукидида с критико-исторической точки зрения. Казань, 1868. 95 стр.
  • Опыт по истории рационализма в древней Греции. Ч. 1. Рационализм Фукидида в истории Пелопоннесской войны. Киев, 1881. 367 стр.
  • Денисов Я. А. Биография Фукидида. Харьков, 1911. 88 стр. (литогр.)
  • Михаленко Ю. П. Гоббс и Фукидид (о месте Гоббса в позднем английском Возрождении) // Историко-философский ежегодник ’86. М., 1986. С. 104—124.
  • Кессиди Ф. Х. Философия истории Фукидида. (Серия «Античная библиотека: Исследования»). СПб.: Алетейя. 2008. 263 стр. ISBN 978-5-91419-086-3
  • 2010: (неопр.) . Дата обращения: 29 ноября 2010. 28 ноября 2012 года. // Вестник РГГУ. Серия «Исторические науки». 10, 101—116.
  • Георгиев П. В. Народоправство или демократия? Особенности отечественных переводов «надгробной речи» Перикла в «Истории» Фукидида // Antiquitas Iuventae. — Саратов, 2006. — С. 23—28.
  • Ульянов О. Г. Историописание на Афоне: историко-критический метод Фукидида в «Истории» Иоанна (Иосафана) Кантакузина // Круглый стол «Освоение античной традиции в западноевропейском историописании Средних веков и Раннего Нового времени» 3 октября 2012 г. (ИВИ РАН).

Ссылки

  • (неопр.) . Дата обращения: 14 марта 2010. 28 ноября 2012 года.
  • (неопр.) . Дата обращения: 24 октября 2006. 28 ноября 2012 года. by Thucydides
  • (неопр.) .


Same as Фукидид