Амаду, Жоржи
- 1 year ago
- 0
- 0
Жо́ржи Леа́л Ама́ду ди Фари́я ( порт.-браз. Jorge Leal Amado de Faria [ ˈʒɔʁʒi lɛˈaw ɐˈmadu dʒi fɐˈɾi.ɐ ]; 10 августа 1912 , Итабуна , Баия — 6 августа 2001 , Салвадор ) — бразильский писатель, журналист , общественный и политический деятель. Один из наиболее известных бразильских профессиональных писателей. Объёмом тиражей уступает только Пауло Коэльо .
В 1961 году избран членом Бразильской академии литературы . 24-й председатель Бразильской академии литературы , сменив Отавио Мангабейра (руководивший с 1930 года до своей смерти в 1960 году).
Жоржи Амаду, сын Жуана Амаду ди Фария и Эулалии Леал, родился 10 августа 1912 года на фазенде Ауриси́диа в штате Баия , однако относительно точного места рождения у биографов писателя нет единого мнения . Отец Жоржи был эмигрантом из штата Сержипи , приехавшим в Баию выращивать какао . Но через год из-за эпидемии оспы его семья вынуждена была переехать в город Ильеус , где Жоржи провёл всё своё детство . Кроме Жоржи в семье полковника Жуана Амаду было ещё три младших сына: Жофри ( Jofre , родился в 1915 году), Жоэлсон ( Joelson , родился в 1920 году) и Жамис ( James , родился в 1922 году) . Впечатления этого периода жизни, в особенности увлечение морем, политические и земельные распри, в одной из которых подстрелили его отца, повлияли на будущее творчество Жоржи Амаду.
Грамоте будущего писателя научила его мать, которая учила его читать по газетам, а с 1918 года он посещал школу в Ильеусе, продолжил обучение в Салвадоре в религиозном колледже Антониу Виейры , куда его отослали учиться с одиннадцати лет . Там юный Жоржи пристрастился к литературе, перечитывая произведения Чарльза Диккенса , Джонатана Свифта и других авторов. В 1924 году покинул школу и два месяца путешествовал дорогами Баии, добираясь в штат Сержипи, чтобы повидаться с дедушкой. Своё школьное образование завершил в гимназии Ипиранга, где вёл выпуск газеты «Отчизна» ( A Pátria ) .
Учился в университете Рио-де-Жанейро на факультете права, где впервые узнал о коммунистическом движении и познакомился с такими коммунистическими деятелями, как Рауль Бопп, Жозе Америку ди Алмейда и другими. Участие в так называемом «Движении 1930-х» оказало большое влияние в начале творческого пути, когда писатель обратился к проблемам простых бразильцев и равенства в обществе. В 1932 году стал членом Бразильской коммунистической партии . Через четыре года был арестован по обвинению в коммунистическом заговоре . Период с 1930 по 1945 год известен в Бразилии как Эра Варгаса , когда в условиях подавления политической оппозиции Жоржи Амаду как активный коммунист неоднократно высылался из страны за политическую деятельность.
В 1935 году Амаду окончил юридический факультет университета, но никогда не работал по этой специальности, избрав литературное поприще . В 1930-х годах осуществил путешествие по Бразилии, Латинской Америке и США, результатом которого стал роман « Капитаны песка » (1937). После возвращения снова был арестован, а более полутора тысяч экземпляров его книг были сожжены военной полицией . После освобождения в 1938 году переехал жить в Сан-Паулу , а по возвращении в Рио вынужден был отправиться в изгнание сначала в Уругвай , а затем в Аргентину , где пробыл с 1941 по 1942 год. По возвращении в Баию снова был выслан.
После легализации компартии в декабре 1945 года писателя избрали её депутатом от Сан-Паулу в Национальный конгресс , кроме этого занял пост вице-президента Ассоциации писателей . В том же году Амаду подготовил много законопроектов, среди которых закон о свободе вероисповедания. В январе 1948 года после исключения коммунистической партии из избирательного списка Жоржи Амаду был лишён депутатского мандата и отправился в изгнание в Париж . В 1948—1950 годах жил во Франции , где познакомился и подружился с Пикассо и Сартром , затем в Праге (1951—1952) , путешествовал по Восточной Европе и неоднократно посещал СССР . В 1952 году вернулся на родину и стал активно заниматься литературным творчеством. В 1956 году Амаду покинул ряды компартии Бразилии. В 1967 году писатель отказался от выдвижения своей кандидатуры на соискание Нобелевской премии .
Жоржи Амаду скончался 6 августа 2001 года на 89-м году жизни в Салвадоре от сердечного приступа . После кремации прах писателя по его завещанию был развеян среди корней мангового дерева, «чтобы помогать этому дереву расти» — около лавки у дома в Риу Вермелью , где он любил сидеть со своей женой.
Автор романов «Бескрайние земли» ( Terras do sem fim , 1943 ), « Габриэла, гвоздика и корица » ( Gabriela, cravo e canela , 1958 ), « Пастыри ночи » ( 1964 ), « Дона Флор и два её мужа » ( Dona Flor e seus dois maridos , 1966 ), « Лавка чудес » ( Tenda dos milagres , 1969 , экранизирован по сценарию Амаду в 1977 году режиссёром Нелсоном Перейрой дус Сантусом ), « Тереза Батиста, уставшая воевать » ( Teresa Batista cansada da guerra , 1972 ), и других . На русский язык переведена большая часть произведений писателя за исключением романов « Страна карнавала » ( O país do carnaval , 1931 ), « Какао » ( Cacau , 1933 ), « Пот » ( Suor , 1934 ) и « Открытие Америки турками » ( A Descoberta da América pelos Turcos , 1994 , встречается перевод названия «Как турки открыли Америку»). Многие произведения были переведены неоднократно, например, первый перевод «Капитанов песка» на русском языке вышел в 1952 году, позднее публиковались переводы Ю. А. Калугина (1976), А. С. Богдановского (1987) и Е. И. Беляковой (2000). Е. И. Белякова отмечала, что в то время как бразильцы отдают предпочтение «Капитанам песка» и «Габриэле», в России более популярны «Красные всходы» и «Дона Флор и два её мужа» .
Писать начал в 14 лет для газеты Diário da Bahia , куда устроился репортёром в отдел криминальной хроники, но в скором времени стал публиковаться в газете O imparcial . В 1928 году стал одним из основателей литературного объединения писателей и поэтов штата Баия «Академия бунтарей» ( Academia dos Rebeldes ) . Члены группы основали два журнала: «Меридиан» ( Meridiano ) и «Момент» ( O Momento ), занимались, по словам Амаду, проблемами «современного искусства без модернизма» ( порт. uma arte moderna sem ser modernista) . Согласно признанию Амаду, роман «Страна карнавала» создавался под влиянием деятельности этого литературного объединения.
Литературный дебют состоялся в 1930 году выходом новеллы «Ленита» ( Lenita ), созданной в соавторстве с Диасом да Костой ( Dias da Costa ) и Эдисоном Карнейру ( Édison Carneiro ) . В ранних романах преобладала социальная тематика. К ним, в частности, относятся «Страна карнавала», «Какао» и «Пот». Первый роман «Страна карнавала» был опубликован 1931 году в издательском доме Аугусту Фредерику Шмидта. В 1932 году по совету друзей отказался печатать роман «Руи Барбоза» из-за большого сходства с первым романом . Писатель обрёл известность публикацией романов «Какао» и «Пот» . Описания края какао с его распрями, жестокостью, героизмом и личностной драмой превалировали в начальном периоде творчества. После посещения недавно возникшей и разрастающейся около Итабуны деревни Пиранжи, решил описать трудовые будни простых работников этого региона. С романа «Какао» начинается цикл романов о жизни на плантациях какао. Увлечение писателя коммунистическими идеями нашло место в романах «Пот», в котором писатель описывает бедность горожан Салвадора, жизнь рабочих и люмпен-пролетариев. По мнению И. А. Тертерян , в этих произведениях ощутимо влияние натурализма . Переводы на русском языке романов «Какао» и «Пот» готовились к публикации в Москве в 1935 году, но Амаду не дал согласия: «Но книга, подобная „Какао“, не может заинтересовать народ, у которого есть такой роман, как „ Цемент “» . Знакомство читателей СССР с творчеством бразильского писателя началось в 1948 году с романа « Город Ильеус », выпущенного тогда в русском переводе под заглавием «Земля золотых плодов».
В первом цикле о Баие из 3 романов: « Жубиаба » ( Jubiabá , 1935 ), «Мёртвое море» ( Mar morto , 1936 ), « Капитаны песка » ( Capitães da areia , 1937 ) кроме коммунистических идей автор проявляет интерес к описаниям жизни чернокожего населения, тяжёлого наследия рабства и афро-бразильских традиций. Писатель формирует представление о Бразилии, как о нации с многонациональной культурой и традициями. В Баие до сих пор чтят культ древних африканских божеств — Огуна , Шанго , Эшу, Йеманжи. Софья Руднева цитировала слова писателя: «Мы, баиянцы, смесь ангольцев с португальцами, в нас поровну от тех и других…» . Роман «Жубиаба», один из первых в бразильской литературе, где главным героем выступает негр — Антониу , был удостоен положительного отзыва Альбера Камю : «восхитительный и удивительный» . Произведения первого цикла о Баие, согласно И. А. Тертерян, «знаменуют созревание реалистического метода в творчестве Амаду» . В 1959 году роман «Мёртвое море» был удостоен премии Граса Аранья ( Prêmio Graça Aranha ) Бразильской академии литературы.
В 1942 году на испанском языке была издана биография находившегося в тюрьме Луиса Карлоса Престеса — «Рыцарь надежды» ( O Cavaleiro da Esperança , 1-е издание в Бразилии в 1945 году ).
После Второй мировой войны были изданы романы «Красные всходы» ( 1946 ) и «Подполье свободы» ( 1952 ). С конца 1950-х годов вводил в произведения фантастические элементы, юмор, сенсуализм и стал одним из представителей магического реализма . Все эти элементы остались в творчестве Амаду, несмотря на то, что в произведениях позднего периода его интерес снова сместился к политическим темам.
В то же время Амаду продолжал испытывать интерес к афробразильским ритуалам кандомбле , результатом чего стала новелла « Необычайная кончина Кинкаса Сгинь Вода » ( 1959 ), которую многие бразильские критики считают шедевром Жоржи Амаду . В 1959 году роман «Габриэла, гвоздика и корица» был удостоен премии Жабути ( Prêmio Jabuti ).
С 1960-х годов начинается новый период творчества автора, когда главными героинями становятся женщины. К романам этого периода относятся «Донна Флор и её два мужа», «Лавка чудес» и «Тереза Батиста, уставшая воевать». Женщины этих романов представлены образами сильных чувственных личностей, способных на отважные судьбоносные поступки. « Большая Засада » ( 1984 ) была оценена критиками как одним из последних шедевров писателя.
В конце 1990-х годов Амаду работал над завершением мемуаров « Каботажное плаванье » ( 1992 ), издание которых было намечено на его 80-летний юбилей. Тогда же создавался роман «Красный Борис» ( Bóris, o vermelho ), который не был закончен. В 1992 году итальянская компания предложила Амаду написать произведение к 500-летию открытия Америки, в результате чего возник роман «Открытие Америки турками». В этот период дочь писателя Палома и её муж Педру Коста помогали корректировать и печатать на машинке произведения Жоржи Амаду, уже испытывавшего трудности со зрением .
Романы Амаду неоднократно ставились на театральной сцене и экранизировались. Один из наиболее известных фильмов в России — « Генералы песчаных карьеров » ( 1971 , США ), снятый по роману «Капитаны песка». В 2011 году внучка писателя Сесилия Амаду создала свою киноверсию Capitães da Areia , повторяющую название романа и ставшую её первой самостоятельной работой в кинематографе. Фильм Сесилии стал первой экранизацией этого произведения в Бразилии, хотя творчество Амаду служило литературной основой для киноработ и телефильмов уже не один десяток раз .
Согласно данным Софьи Рудневой, «Жоржи Амаду написал около 30 романов, которые были переведены на полсотни языков и изданы суммарным тиражом более 20 миллионов экземпляров» . На сайте Бразильской академии литературы указано, что произведения писателя переведены на 48 языков .
В декабре 1933 года в штате Сержипи писатель женился на Матилде Гарсиа Розе ( Matilde Garcia Rosa ). Их дочь Лила умерла в 14 лет в Рио-де-Жанейро. В 1944 году Жоржи Амаду развёлся с Матилдой после совместно прожитых 11 лет жизни .
В январе 1945 года на Первом конгрессе бразильских писателей Жоржи встретился с Зелией Гаттаи ( Zélia Gattai Amado , 1916, Сан-Паулу — 2008, Салвадор), которая стала его спутницей на всю оставшуюся жизнь . Брак был официально оформлен только в 1978 году, когда у четы уже появились внуки. С начала 1960-х годов семейство проживало в собственном доме, построенном в предместье Салвадора на средства, вырученные от продажи прав на экранизацию романа «Габриэла, корица и гвоздика» . Этот дом стал также своеобразным культурным центром, местом встреч бразильских деятелей искусства и многих творческих личностей. С 1983 года Жоржи и Зелия проводили по полгода в Париже, наслаждаясь тишиной, которой никогда не было в их загородном доме в Бразилии из-за наплыва гостей.
Творчество Жоржи Амаду получило высокую оценку как в Бразилии, так и за её пределами. Писатель был удостоен 13 бразильских и различных международных литературных премий, почётных званий и орденов . Амаду стал почётным доктором различных университетов в Бразилии, Португалии , Италии , Израиле и Франции, обладателем многих других званий практически в каждой стране Южной Америки , в том числе звания Оба́ де Шанго́ религии кандомбле .
Наиболее полная библиография произведений Жоржи Амаду приведена Е. И. Беляковой и Г. Клочковским .