Фомин, Николай Максимович (инженер)
- 1 year ago
- 0
- 0
Николай Максимович Васенин ( 5 декабря 1919 , Пышак , Вятская губерния — 7 декабря 2014 , Берёзовский , Свердловская область ) — советский военный. В Рабоче-крестьянской Красной Армии служил с ноября 1939 по июль 1941 года и с сентября 1944 по апрель 1945 года. Участник советско-финской и Великой Отечественной войн, лейтенант .
В июле 1941 года попал в плен и больше двух лет находился в немецких лагерях для военнопленных. В октябре 1943 года совершил побег и 20 октября был официально зачислен в ряды французского Движения Сопротивления . После освобождения Франции союзными войсками служил офицером советской военной миссии во Франции. В апреле 1945 года вернулся в СССР , где подвергся репрессиям. Был осуждён на 15 лет ссылки . Освобождён в 1960 году , реабилитирован в середине 1980-х.
В 2005 году за заслуги перед Французской Республикой и в ознаменование 60-летия победы во Второй мировой войне указом Президента Франции Жака Ширака награждён орденом Почётного легиона . Почётный гражданин города Берёзовского (2008).
Родился 5 декабря 1919 года в селе Пышак Орловского уезда Вятской губернии РСФСР (ныне — село Юрьянского района Кировской области Российской Федерации ) пятым, самым младшим ребёнком в семье крестьянина Максима Николаевича Васенина . Русский .
Многодетная семья Васениных жила в достатке благодаря крепкому крестьянскому хозяйству, в котором было несколько коров и лошадей. Для содержания такого большого хозяйства дети с малых лет помогали родителям на сельхозработах. Николай Васенин рано приобщился к крестьянскому труду: вместе с остальными он пахал землю, косил сено, жал зерновые и ухаживал за скотом. Тем не менее, для нужд большой семьи собственного земельного надела не хватало, поэтому у Васениных даже сложился свой, особый культ земли. По воспоминаниям Н. М. Васенина:
Однажды я бросил комок земли в чужой огород. Отец взял меня за руку и сказал: «Сын, что же ты делаешь? Это же земля! Землю береги!» С этим заветом и живу .
Предположительно поэтому после окончания семилетки Николай Васенин поступил в гидромелиоративный техникум . Недолго в нём проучившись, бросил учёбу, поняв, что его призвание — это море. Уехал к старшей сестре в Мурманск , где поступил в морской техникум . Получив специальность механика океанических судов, начал работать в Мурманском морском пароходстве , а в ноябре 1939 года получил повестку из военкомата .
В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии Н. М. Васенин был призван Мурманским городским военкоматом 20 ноября 1939 года . Пока Николай Максимович проходил курс молодого бойца и осваивал воинскую специальность пулемётчика , началась война с Финляндией . В январе 1940 года его направили в 17-ю мотострелковую дивизию . В боях с финскими войсками красноармеец Васенин — с 20 января 1940 года. Боевое крещение принял на реке Пуннусйоки на Карельском перешейке . Вскоре был тяжело ранен и шесть месяцев лечился в госпитале . После возвращения в строй решил остаться в армии и был направлен на учёбу в школу среднего комсостава при штабе 17-й стрелковой дивизии.
В мае 1941 года прошёл аттестацию на лейтенанта , но офицерские петлицы получить не успел из-за срочной переброски дивизии к западной границе СССР . Начало Великой Отечественной войны Николай Максимович встретил в должности командира взвода связи 271-го стрелкового полка 17-й стрелковой дивизии . О том, в каких условиях пришлось сражаться дивизии в первые дни войны, пишет однополчанин Николая Васенина — пермяк Антон Николаевич Семяшкин:
Наша 17-я стрелковая дивизия, 271-й стрелковый полк, где я проходил службу, базировалась близ Полоцка . В мае-июне начали передислоцирование в сторону границы. Был приказ перейти на летние лагеря. И когда началась война, комдив воскликнул: «Чем же я буду воевать, подушками что ли?!». Приказ основывался на словах Сталина : «Не поддаваться на провокации». В результате ни один патрон, ни один снаряд не был отправлен вместе с нами, всё осталось на складах. Не то что воевать — застрелиться было нечем!
— Из письма А. Н. Семяшкина .
В ходе Белостокско-Минского сражения часть, в которой служил Н. М. Васенин, попала в окружение под городом Дзержинском Минской области . При попытке вырваться из кольца он был ранен в живот и контужен , и 6 июля 1941 года был взят немецкими солдатами в плен .
В фильтрационном лагере Н. М. Васенин представился рядовым, и немцы к нему не проявили особого интереса. Уже 17 июля его вместе с другими ранеными военнопленными доставили в шталаг № 4Б близ Мюльберга . Пока не встал на ноги, лежал в санитарном лагерном бараке, затем привлекался к различным работам. В мае 1943 года Васенина перевели в шталаг № 5, который находился в городе Вольфен . Отсюда он при первой же возможности бежал, но через месяц был пойман. После допросов с пристрастием в гестапо его вернули в лагерь, а вскоре в составе рабочей команды отправили во французские Альпы копать ямы под телеграфные столбы для линии связи . 9 октября 1943 года он вновь совершил побег, на этот раз более удачный . Сам Н. М. Васенин вспоминал, что главными препятствиями для побега во Франции были горная местность, бесконечные виноградники , опутанные колючей проволокой и охранявшие их собаки . Через несколько дней он добрался до коммуны Сен-Сорлин-ан-Валлуар (Saint-Sorlin-en-Valloire) в департаменте Дром , где его спрятали местные жители. Они же помогли беглому военнопленному связаться с местным подпольем, которым руководил капитан Жорж Моно . 20 октября Николай Васенин был зачислен в отряд французских внутренних сил .
Первое время макизары относились к бывшему русскому военнопленному настороженно . Свою ненависть к врагу ему пришлось доказывать на поле боя. На первую операцию Николай Максимович шёл без оружия и винтовку себе добывал в бою . Очень быстро Васенин стал своим в отряде. «Это потому, что я бесстрашный был, смерти не боялся, лез в пекло, видно, заговорённым родился» — вспоминал он позже . Ему выправили временные французские документы на имя Николя Вутье (Вуатье) , или, согласно французским данным, Бутье (Boutié) . Не зная французского языка, он вынужден был объясняться с местными жестами или рисунками . Впрочем, отмечал Васенин, чтобы уничтожать врага, знать французский ему было совсем не обязательно. Отряд капитана Моно вёл активную партизанскую деятельность не только в окрестностях Сен-Сорлина. Васенину-Вутье доводилось участвовать в боевых операциях в Лилле , Гренобле , Сен-Рамбере. Партизаны устраивали засады на дорогах, нападали на комендатуры, громили гарнизоны в небольших населённых пунктах, уничтожали склады, проводили диверсии на коммуникациях противника, собирали разведданные, истребляли сотрудничавших с оккупационными властями жандармов. По воспоминаниям Н. М. Васенина:
В отличие от наших партизан, жили мы не в лесах, а в домах. Там, во Франции, всё было по-другому. Оружием и продуктами нас снабжали англичане, сбрасывали с самолётов. А операцию начинали, получив сообщение по радио примерно такого содержания: «Собака колли сегодня родила семь щенков». Это значило, что сегодня будет сброшено семь парашютистов. Для нас это было руководством к действию. Время и место французы знали .
Сам Н. М. Васенин первое время жил в горах недалеко от Сен-Сорлина у одного крестьянина. Днём работал на него, а по вечерам спускался вниз, чтобы «бороться с режимом» . Скоро ему доверили руководство боевой группой из 50 человек, в которой было немало русскоговорящих из числа бывших советских военнопленных. Её стали называть «отрядом Николя» . В одном из боёв Николай Васенин был ранен, и тогда его перенесли в дом Жоржа Моно. Выхаживала его дочь хозяина — Жанна Моно . Между молодыми людьми возникла симпатия, которая скоро переросла в романтические отношения. Но свои чувства им приходилось скрывать от окружающих, и особенно от капитана Моно. По воспоминаниям Н. М. Васенина:
Подумайте сами, оборванец, единственное, что было, — винтовка да рваные штаны, сшитые из одеяла, и дочь самого капитана Моно! Люди бы просто подняли на смех! Так мы скрывались в её комнатке, она играла на пианино Шопена , я читал ей наизусть всего « Евгения Онегина » .
После выздоровления Николай Максимович официально просил у Жоржа Моно руки его дочери, но получил отказ, а Жанна не осмелилась противиться воле отца .
К июню 1944 года благодаря активности местных партизан департамент Дром стал настоящей свободной Францией . 5 июня 1944 года Шарль де Голль по радио произнёс кодовую фразу «Le chamois des Alpes bondit» («Прыжок альпийской серны»), послужившую сигналом к началу открытого выступления 4000 местных макизаров против вишистского правительства и немецких оккупационных властей. Немцы бросили на подавление восстания до 20 000 солдат. Ожесточённые бои развернулись на плато Веркор , повстанцы несли тяжёлые потери. Ситуация начала меняться только во второй половине августа 1944 года, когда на юге Франции высадились американские войска . В этот период особенно отличился отряд Николя Вутье. Н. М. Васенин сумел захватить крупный опорный пункт немцев Сен-Рамбер-д’Альбон (Saint-Rambert-d’Albon) и удержать его до подхода американских войск. За этот подвиг был представлен к (фр.) ( , который ему прислали по почте только в 1990-е. Также Васенин-Вуатье несколько недель являлся военным комендантом освобождённого им городка . 2 сентября 1944 года он привёл свой отряд для сдачи оружия на сборный пункт в Гренобле, после чего выехал в Париж , где начала работу советская военная миссия .
Нет сведений, кто и почему порекомендовал его для работы в советской военной миссии . В Париже он получил военную форму, лейтенантские погоны и был назначен начальником военно-учётного стола . Там же Н. М. Васенин впервые серьёзно задумался о возвращении в СССР. Единственной причиной, удерживавшей его во Франции, была Жанна Моно. Однажды под Новый год она разыскала его в Париже, чему он был так обрадован, что с одним товарищем угнал машину у какого-то французского генерала. До рассвета он катал свою возлюбленную по ночному городу, пока они не врезались в американский «Студебеккер» . Потом Жанна вернулась домой, а лейтенанта Васенина в январе 1945 года перевели в Марсель на должность начальника штаба полка по организации и отправке советских граждан на родину . В апреле 1945 года Николай Максимович написал рапорт об отправке в СССР, и через шесть дней морского плавания, 20 апреля, сухогруз вместе с другими репатриированными доставил его в порт города Одессы . Ещё будучи во Франции, Васенин знал, что многие бывшие военнопленные по возвращении в СССР подвергаются репрессиям, но рассчитывал, что участие в Движении Сопротивления и горячее желание сражаться в войне с Японией помогут ему избежать преследования.
По прибытии Васенин был отправлен в Одесский сборно-пересылочный пункт . Оттуда 28 апреля его направили в 102-й запасной стрелковый полк 21-й запасной стрелковой дивизии . Около двух месяцев шло следствие по его делу. В начале июля военный трибунал приговорил Н. М. Васенина к 15 годам ссылки . 11 июля поездом его отправили в Букачачу Читинской области , где он много лет работал на шахтах и приисках Букачачского рудоуправления, добывал уголь , молибден , олово и драгоценные металлы .
После смерти И. В. Сталина в режиме содержания произошли послабления. Н. М. Васенину разрешили жить в посёлке и свободно перемещаться по ограниченной территории . В это время он встретил геологоразведчицу Зину, которая вскоре стала его женой . По воспоминаниям Зинаиды Васильевны:
Покорил своим пением. Ехали верхом на лошадях с прииска в трест, он по дороге запел. Ой, какой у него голос был! Потом пригласил в кино раз, другой… Там, в Читинской области, у нас и трое детей народились .
В последние годы ссылки Васенин занимал высокую должность начальника электростанции , но в Забайкалье не остался. Как только в 1960 году ему разрешили покинуть Читинскую область, он сразу уехал с семьёй на Урал в город Берёзовский , где жили родственники Зинаиды Васильевны . Трудился инженером и начальником котельного цеха на Берёзовском заводе строительных конструкций. Затем работал на Уральском заводе прецизионных сплавов сначала инженером, а перед выходом на пенсию — слесарем по ремонту оборудования .
В середине 1980-х годов Н. М. Васенин был реабилитирован , признан ветераном войны и награждён орденом Отечественной войны 2-й степени . В 2005 году указом Президента Франции Жака Ширака за заслуги перед Французской Республикой и в ознаменование 60-летия победы во Второй мировой войне был награждён высшей наградой Франции — орденом Почётного легиона . Вручать награду ветерану приезжал лично Чрезвычайный и Полномочный посол Франции в Российской Федерации господин Жан Каде . В 2008 году Николай Васенин стал почётным гражданином города Берёзовского .
Летом 2014 года Н. М. Васенин, несмотря на преклонный возраст, совершил путешествие во Францию. В начале декабря его здоровье резко ухудшилось. Накануне своего 95-летия он был госпитализирован в Берёзовскую городскую больницу и 7 декабря скончался . После кремации прах Николая Максимовича Васенина с воинскими почестями был захоронен на Центральном кладбище города Березовского .
Первую попытку восстановить разорванные связи с Францией Николай Васенин предпринял уже после реабилитации, в 1985 году . Вместе с женой он написал письмо-запрос во французское посольство, но получил отказ из КГБ , в котором ему напомнили о «тёмных пятнах» в биографии и пригрозили неприятностями . В следующий раз он отважился вновь попытаться разыскать своих боевых товарищей только в 1996 году, обратившись за помощью во французское консульство в Екатеринбурге . Желаемого ответа тогда Васенин не получил , но во Франции на него обратили внимание, подняли архивы, признали участником Сопротивления . Почтой ему переслали заслуженный ещё в 1944 году Крест бойца, а в 2005 году французский посол торжественно вручил ему орден Почётного легиона.
Награждение уральского ветерана высшей наградой Франции вызвало большой интерес к нему со стороны местных СМИ . Николай Максимович в многочисленных интервью подробно рассказывал о своей непростой судьбе, о своём желании разыскать тех, с кем он рядом воевал за свободу Франции. Но пока была жива Зинаида Васильевна, он почти не говорил о главной цели своих поисков — о Жанне Моно. Лишь после смерти жены, в 2007 году, он решился рассказать о своей первой большой любви . Его история имела широкий общественный резонанс. Нашлись люди, которые решили помочь ветерану в его поисках. Писали письма в программу « Жди меня », обращались за помощью к Шарлю Азнавуру , вели поиск в Интернете .
В судьбе Николая Васенина приняли участие и областные власти. В 2012 году, будучи в Париже на презентации екатеринбургской заявки на проведение выставки « ЭКСПО-2020 », губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев передал досье бывшего бойца Движения Сопротивления французскому журналисту из радиовещательной компании «Голос России» Лорану Браяру ( фр. Laurent Brayard), который заинтересовался судьбой ветерана .
Весной 2013 года Браяр побывал в тех местах, где воевал Николай Васенин, в том числе посетил и Сен-Сорлин. Собранная журналистом информация оказалась неутешительной: последний из бойцов отряда Жоржа Моно — Марсель Марс — умер 17 марта 2013 года, незадолго до приезда Лорана Браяра . Жанна Моно на тот момент ещё была жива. Вскоре после отъезда Николая в СССР она родила сына Пьера, отцом которого считается партизан Брюне, погибший в 1944 году. После войны она вышла замуж за его брата Роберта и всю жизнь прожила в Сен-Сорлине, помогая отцу в их семейной лавочке .
На весну 2013 года Жанна находилась в пансионате для престарелых, будучи прикованной к постели. Из-за болезни Альцгеймера она потеряла память и перестала узнавать даже собственного сына . Умерла весной 2014 года за несколько месяцев до приезда Николая Максимовича . Это печальное известие, а также ухудшившееся состояние здоровья Васенина поставили под сомнение возможность его поездки во Францию. Но всё же ветеран в сопровождении сына и правнука летом 2014 года отправился в путешествие по местам своей боевой славы.
В Сен-Сорлине Н. М. Васенина встречали как героя. В честь его приезда был организован торжественный приём, местные любители истории подготовили историческую реконструкцию событий лета 1944 года . Мэр коммуны объявил Николая Максимовича почётным жителем Сен-Сорлина и пообещал, что в честь него будет названа одна из улиц населённого пункта . Посетил Николай Максимович и сельское кладбище, на котором похоронили Жанну Моно . Затем была поездка в Париж и возвращение на родину.
В августе 2014 года екатеринбургский режиссёр-документалист Андрей Григорьев презентовал первую часть документального фильма « Васенин », в который вошли натурные съёмки, сделанные в 2013 году в Берёзовском, на родине Николая Максимовича селе Пышак и департаменте Дром. По материалам поездки Васенина во Францию режиссёр снял продолжение. В поддержку второй части фильма выступили известные телеведущие Иван Ургант и Владимир Познер , а также министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров . Фильм под названием « Васенин » вышел в прокат в мае 2015 года.