Новеллизация
- 1 year ago
- 0
- 0
Новеллиза́ция , новелиза́ция ( англ. novelization) — тип книги, которая является художественной адаптацией сценария или сюжета другой медиа-продукции: фильма , сериала , компьютерной игры , мультфильма и т. д. Фактически создание новеллизации — процесс, обратный написанию сценария экранизации .
Новеллизация фильмов чаще всего даёт читателю дополнительную информацию о событиях, оставшихся за кадром, так как большинство романов-новеллизаций длиннее оригинального сценария. Автор новелизации увеличивает 20 000 — 25 000 слов оригинального сценария по меньшей мере до 60 000 слов . Писатели, как правило, добиваются этого добавлением описания или интроспекции . Амбициозные писатели, кроме того, вынуждены работать над усовершенствованием произведения просто для достижения «более прозаически достойного формата». Иногда новелизатор также изобретает новые сцены для того, чтобы придать сюжету «дополнительное измерение», при условии, что он имеет право это делать .
Кроме того, романы-новелизации часто содержат сцены, которые были вырезаны из фильма при окончательном монтаже или, по тем или иным причинам, вовсе не были сняты и остались лишь на страницах сценария — чаще всего это связано с тем, что романы выпускаются в период пост-продакшена , когда картина ещё не вышла на экраны. Может потребоваться лицо, имеющее в силу служебного положения конфиденциальную информацию, чтобы сказать, намеренно ли отличается новеллизация от вышедшего фильма, поскольку она основана на более ранней версии . Таким образом, в новеллизации иногда уже представлены материалы, которые будут в дальнейшем появляться в режиссёрской версии (director’s cut) .
Данная практика была крайне популярна в те времена, когда домашнее видео было не настолько развито, давая поклонникам возможность вновь пережить события популярного фильма или телесериала.
На данный момент выпуск романа-новеллизации считается одним из принципиально важных фрагментов промокампании, сопровождающей выпуск любого значительного проекта. В основном на обложку помещают постер фильма, иногда внутри можно найти кадры из фильма. «Книги по фильмам — это скоропортящийся продукт, их необходимо продать за два месяца после выхода фильма на экран», — говорит Левон Григорян .
Несмотря на все ограничения, писатели выбирают различные подходы к обогащению сценария. В « Гладиатор » Дьюи Грама, например, включена историческая справочная информация. Шон Хатсон отказался написать новеллизацию « Змеиного полёта », поскольку нашёл исходный материал слишком «бедным» . Тем не менее Криста Фауст согласилась и заполнила страницы, сочинив подробные биографии некоторых из первых убитых пассажиров. Затем она получила высокую оценку за представление «полных трехмерных персонажей» .
Похожая практика существует и в создании комикс-романов по мотивам фильмов. Переход на страницы комиксов может быть разным — художники создают свои образы, руководствуясь описанием персонажей и событий сценария (или готового фильма) или полностью копируют их облик и восстанавливают некоторые кадры из фильма. К примеру, большинство комиксов серии включает в себя адаптации фильмов (классической трилогии « Индиана Джонс », фильма ужасов « Челюсти 2 » и др.); издательство DC Comics издаёт «специальные выпуски». Известны случаи, когда комикс-адаптации фильмов служили началом выпуска целой серии-продолжения первоначальной истории (комиксы по классической трилогии « Звёздные войны » и первым шести фильмам серии « Звёздный путь » — обе серии рассказывают о событиях внутри фильмов).