Беренс, Бетти
- 1 year ago
- 0
- 0
Пе́тер Бе́ренс ( нем. Peter Behrens ; 14 апреля 1868 , Гамбург — 27 февраля 1940 , Берлин ) — немецкий архитектор , один из основоположников конструктивизма в архитектуре и пионер промышленного дизайна , представитель Дюссельдорфской художественной школы , писатель, критик и теоретик архитектуры XX века.
«Одна из самых значительных фигур в истории архитектуры, он был первым ориентиром для архитекторов нового поколения, таких как Ле Корбюзье, В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ. Интенсивная деятельность Беренса распространяется на все области архитектуры: частные дома, общественные сооружения, церкви, виллы, павильоны промышленных выставок, административные здания крупных предприятий, фабрики и промышленные постройки» .
Родился в Гамбурге 14 апреля 1868 года .
В 1877—1882 годах посещал Кристианиум . Затем учился живописи в Гамбургской художественной школе. В 1886—1889 годах занимался в живописных классах в Карлсруэ и Дюссельдорфе .
С 1890 года жил в Мюнхене , где стал членом художественного объединения « Мюнхенский сецессион ». После посещения в 1897 году Италии П. Беренс снова работал в Мюнхене в качестве живописца, книжного графика, иллюстратора, оформителя журналов и брошюр, был среди основателей «Объединённого союза работников искусств и ремёсел» так называемого Мюнхенского кружка .
В 1899—1903 годах работал в Дармштадтской колонии художников . В 1901 году он построил в Дармштадте собственный дом с интерьерами, обставленными мебелью по своим рисункам, мозаикой, росписями, тканями и керамическими изделиями. Это было одно из первых произведений архитектуры «нового стиля». В облике дома прослеживаются влияния стиля ар нуво , в частности архитектуры Анри ван де Велде и Чарлза Ренни Макинтоша . В 1900 году Беренс опубликовал брошюру-манифест «Праздник жизни и искусства», где положительно оценивал «современную эпоху» с ее «серьёзными потребностями» и «полезными ценностями».
По проекту Беренса был выстроен Павильон Германии на Международной выставке в Турине 1902 года.
В 1901—1902 годах Беренс преподавал архитектурное проектирование на курсах мастеров в Нюрнберге . В 1903 году по рекомендации архитектора Германа Мутезиуса Беренс был назначен директором Художественно-промышленной школы (Kunstgewerbeschule) в Дюссельдорфе. В 1907 году Беренс стал одним из учредителей Немецкого Веркбунда ( нем. Deutscher Werkbund) — «Германского производственного союза», объединения художников, архитекторов, мастеров, предпринимателей, промышленников и экспертов с целью «поддержки и развития художественных ремёсел и нового промышленного искусства, призванного повысить качество массовой промышленной продукции» .
С 1907 года Петер Беренс — художественный консультант фирмы AEG в Берлине. С этого времени Беренса считают создателем промышленного дизайна и новой промышленной архитектуры. В 1908 году Беренс опубликовал эссе «Что такое монументальное искусствo», где стремился обосновать понятие монументальности в современном искусстве. После Первой мировой войны Беренс изменил свои художественные пристрастия, как и многие немецкие архитекторы, отказавшись от неоклассицизма в пользу «кирпичного экспрессионизма». Между 1920 и 1924 годами он отвечал за проектирование и строительство здания технического управления Hoechst AG в Хёхсте (район Франкфурта-на-Майне ). В 1922 году Беренс принял приглашение преподавать в Венской академии изобразительных искусств , возглавил архитектурный факультет, и занимал эту должность до 1936 года, одновременно проектируя для многих заказчиков по всей Европе. В 1926 году В. Дж. Бассет-Лоук поручил Беренсу спроектировать семейный дом в Нортгемптоне , Англия. Дом под названием «Новые пути» — прямоугольный объем с белыми стенами и зубчатыми парапетами, считается первым модернистским домом в Великобритании .
В 1929 году Беренс был приглашен на конкурс на проектирование зданий вокруг предложенной для радикальной реконструкции площади Александерплац в Берлине (его проект занял второе место). Петер Беренс совмещал работу архитектора с деятельностью теоретика и преподавателя Дюссельдорфской, Венской (1922—1927) и Берлинской (1936—1940) художественных Академий.
Во время нацистского режима Беренс проектировал здание посольства Германии в Вашингтоне (не осуществлено). В 1936 году Беренс покинул Вену, чтобы преподавать архитектуру в Прусской Академии художеств (ныне Akademie der Künste) в Берлине, как сообщается, с особого одобрения Адольфа Гитлера . Беренс участвовал в планах фюрера по созданию Нового Берлина вместе с заказом штаб-квартиры AEG на знаменитой запланированной Альбертом Шпеером оси север-юг. Шпеер позднее сообщил, что кандидатура Беренса была отвергнута могущественным Альфредом Розенбергом , но кандидатуру поддержал Гитлер, восхищавшийся зданием посольства Германии в Санкт-Петербурге, созданном по проекту Беренса .
Беренс умер в отеле «Бристоль» в Берлине 27 февраля 1940 года, где он искал спасения от холода своего разрушенного войной загородного дома.
В новой архитектуре Петер Беренс отстаивал принципы функционализма , а также использование современных материалов — стекла, бетона и стали. Он также известен как автор шрифтов «курсив Беренса», «антиква Беренса». Из проектной мастерской Беренса в Берлине вышли выдающиеся мастера архитектуры XXвека: Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус .
В 1907 году в Берлине Петер Беренс стал художественным советником концерна «Генеральная электрическая компания»: «AEG» ( нем. Allgemeine Elektrizitäts-Gesellschaft). Концерн был крупнейшим предприятием в области электроэнергетики, машиностроения, производства электрических промышленных и бытовых товаров. Электричество в то время только входило в жизнь. Продукция AEG была рассчитана в основном на экспорт, и, по мнению организаторов, для её успешного продвижения на мировом рынке требовалось создать оригинальный фирменный стиль. Беренс построил для концерна ряд промышленных сооружений, включая здание Турбинной фабрики (1908—1909), первое немецкое здание с использованием стекла и бетона, корпус фабрики по производству небольших моторов (1910—1911), жилые дома для рабочих АЭГ в (1910—1911).
Беренс проектировал не только промышленные, конторские, торговые и административные здания компании, но также создал фирменный стиль многих товаров, рекламной продукции, выставочных стендов, шрифтов, упаковки товаров, мебели, осветительных приборов. Художник-практик, пришедший в дизайн из станковой живописи, графики и архитектуры, он один из первых ощутил новые профессиональные задачи дизайнера в индустриальном обществе.
Петер Беренс первым стал последовательно проводить линию на подчинение разнообразной продукции единому принципу формообразования. При этом он полагал, что «следование одним лишь функциональным или только материальным целям не может создать культурную ценность». Беренс утверждал, что необходимо сочетать художественную образность формы с её функциональностью и «технологической естественностью». Внешняя форма спроектированных им предметов строилась в основном на повторении и вариации нескольких простейших геометрических элементов — шестигранников, кругов, овалов. Истоками формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы, приведённые к определенному ритму и пропорциям. Никаких традиционных стилизаций и орнаментации .
Открытый Беренсом способ перевода технических требований в абстрагированные формальные решения стал первым этапом формирования принципов промышленного дизайна. Если до этого архитектура и дизайн развивались обособленно, хотя методы проектирования закономерно взаимодействовали и сближались, то в творчестве Беренса они органично соединились. Так живописец и архитектор Беренс стал первым в Европе корпоративным дизайнером ( англ. staff designer) .
В 1911—1912 годах Беренс спроектировал один из самых ранних памятников европейского конструктивизма — здание посольства Германии на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге . Эта постройка занимает в истории архитектуры переходное положение между поздним неоклассицизма и архитектурой модернизма . Суровое на вид здание лаконичных форм построено весьма традиционно, из кирпича, и только облицовано гранитом. Колонны лишены энтазиса и похожи не то на водосточные, не то на заводские трубы, хотя имеют классические капители. Балконы, карнизы, рустовка, замковые камни также взяты из арсенала классицистической архитектуры, но трактованы по-новому. В результате общий вид здания провозглашает брутальную мощь Германской империи в формах модернизма.
По рисункам Беренса оформлены интерьеры, созданы оригинальная мебель, светильники. Помощниками Беренса в проектировании и строительстве были молодой и малоизвестный в то время Людвиг Мис ван дер Роэ и петербургский архитектор В. И. Шене . Сам Беренс также приезжал в Петербург. Столичная критика ответила на его произведение резко отрицательно: «Не то недостроенная фабрика, не то прогоревший элеватор». С критикой «тевтонского стиля», не соответствовавшего архитектуре города, выступили А. Н. Бенуа, Н. Н. Врангель, Г. К. Лукомский. Тем не менее, здание германского посольства в Санкт-Петербурге оказалось прототипом конструктивистской архитектуры, которая получила развитие в СССР и в Германии в 1930-е годы .
На аттике здания находилась семиметровая скульптурная группа обнажённых тевтонских атлетов, стилизованных под античных Диоскуров , ведущих под узцы коней, по модели скульптора Эберхарда Энке . 23 июля (5 августа по новому стилю) после объявления о вступлении России в войну против Германии 1 августа 1914 года толпа патриотически воодушевлённых петербуржцев ворвалась в здание опустевшего к тому времени посольства, учинила разгром, а скульптурную группу сбросили вниз, дотащили до Фонтанки (по одной из версий) и утопили . С 2008 года ведётся работа по воссозданию скульптурной группы. Модель готова, но вопрос о возвращении скульптуры не решён .