Заломон, Эрнст фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Эрнё Донаньи ( венг. Ernő Dohnányi [ˈɛrnø ˈdohnaːɲi] ; 27 июля 1877 , Братислава , Австро-Венгрия — 9 февраля 1960 , Нью-Йорк , США ) — венгерский композитор , пианист и дирижер , педагог.
Родился в городе По́жонь ( венг. Pozsony) Королевства Венгрии, Австро-Венгерской империи (сегодня Братислава, столица Словакии). Обучение музыке начал в 6 лет под руководством своего отца, профессора математики и виолончелиста-любителя. В 1885—1893 учился игре на фортепиано и органе у Карла Форстнера ( венг. Forstner Károly), органиста кафедрального собора в Пожони (у него же позже изучал гармонию). В 1886 г. поступил в гимназию. В том же году, 3 ноября, в гимназии состоялось его первое публичное выступление — он участвовал в исполнении фортепианного квартета соль минор Моцарта . Первый сольный концерт Эрнст дал 28 декабря 1890 г. (Ноктюрн op.31 Шопена , Скерцо си минор Мендельсона , 8-я Рапсодия Листа и собственные сочинения — две фантазии и скерцо) . В гимназические годы играл на органе в кафедральном соборе Пожони, в евангелической церкви в Брезнобанья и на субботних мессах в гимназии . В 1893—1897 учился в Академии музыки в Будапеште у Иштвана Томана и Ганса фон Кёслера , где его одноклассником был Бела Барток . К этому времени относится первая публикация его произведения — Фортепианного квинтета до минор , заслужившего одобрение Иоганнеса Брамса . В 1897 брал уроки у Эжена д’Альбера .
Дебютировал как пианист в 1897 г. в Берлине и Вене . С успехом гастролировал в Западной Европе (1898—1905) и США ( 1899 ), в России (1907). В 1902 г. дебютировал как дирижёр исполнением своей увертюры Зриньи с Венским симфоническим оркестром . В 1905—1915 гг. преподавал фортепиано в Высшей школе музыки (с 1908 профессор) в Берлине. В 1919 г., во время Венгерской советской республики , был директором Высшей школы музыкального искусства им. Листа в Будапеште, в 1919—1944 гг. — дирижёр Будапештского филармонического оркестра . В 1921—1927 гг. гастролировал в Европе и США в качестве пианиста и дирижёра, в том числе в авторских концертах; был главным дирижёром симфонического оркестра штата Нью-Йорк и приглашённым дирижёром оркестра Консертгебау (Амстердам) . В 1928 г. дал свой 1500-й концерт .
С 1928 г. преподавал в Музыкальной академии Ференца Листа в Будапеште, в 1934—1943 — её директор. В 1933 г. организовал первый . В 1931—1944 гг. — музыкальный директор Венгерского радио; в 1943 г. создал симфонический оркестр Венгерского радио . Отказался сотрудничать с режимом Миклоша Хорти (1921—1939) и критиковал его за связи с фашизмом. По свидетельству Золтана Кодаи , он спас сотни еврейских музыкантов от ареста и депортации. В 1944 г. в связи с арестом его сына Ханса , вовлечённого в заговор 20 июля , и будучи несогласным с изгнанием лиц еврейской национальности из музыкальной академии и оркестра, был лишён всех постов .
24 ноября 1944 г. покинул Венгрию с Илоной Захар (ставшей впоследствии его женой) и её двумя детьми от предыдущего брака; после кратковременного пребывания в Вене обосновался в Нойкирхене-на-Вальде (Верхняя Австрия). В июле 1945 г. был приглашён американской военной администрацией дирижировать Брукнеровским оркестром в Линце и затем получил ангажемент на Зальцбургский фестиваль 1945 года, который, впрочем, был отменён в августе по политическим мотивам . 1 октября 1945 г. в радиосообщении BBC World Service был обвинён в том, что содействовал передаче гестапо венгерских артистов . Несмотря на сообщение министра юстиции Венгрии об отсутствии Э. Донаньи в списке военных преступников, представители американской военной администрации не смогли предоставить ему защиту от обвинений «из-за его антирусской тенденции» . В 1946 г. венгерское правительство официально внесло его в список преступников по причине его членства в венгерском сенате и потребовало от американской администрации его экстрадиции. В этом же году он узнал о гибели своих сыновей. В 1948 г. выехал в Аргентину . С 1949 жил в США и получил гражданство этой страны в 1955 , чему предшествовало тщательное расследование его деятельности во время мировой войны, признавшее все обвинения против него несостоятельными . Он был назначен профессором композиции Флоридского государственного университета в Таллахасси . Умер в Нью-Йорке, когда записывал свой 2-й фортепианный концерт для лейбла .
Среди его учеников в разные годы преподавания — Геза Анда , Анни Фишер , Андор Фёльдеш , , , Георг Шолти , Ласло Халас , Дьёрдь Цифра , Эрнё Сегеди ( венг. Ernö Szegedi), Кристоф Донаньи (внук), .
Донаньи остался известен также как автор сборника упражнений для развития фортепианной техники « ».
Отец — Фредерик фон Донаньи ( нем. Frederick von Dohnányi , венг. Dohnányi Frigyes ; 1843—1909), профессор математики и физики Королевской католической гимназии .
Жена — Элизабет (Эльза) Кунвальд, пианистка;
Жена (в 1919—1949) — Эльза Галафре (в 1910—1914 была замужем за Брониславом Губерманом , скрипачом), певица;
Жена (с 1949) — Илона Захар ( венг. Ilona Záchar ; 1909—1988) .
В 1934 г. перенёс тромбоз, из-за которого пробыл в постели несколько месяцев. В 1937 г. был госпитализирован на две недели в Гармиш-Партенкирхене после девяти ежедневных концертов. В 1940 г. последовал второй тромбоз (трёхмесячная госпитализация), в 1943 г. — третий. «Благоприятным» побочным эффектом болезней были творческие успехи: во время первого тромбоза он написал Секстет до мажор, во время второго — кантату Cantus vitae; в 1943 г. — Suite en valse .
В исполнительской деятельности Донаньи уделял большое внимание пропаганде музыки венгерских композиторов, в частности, Белы Бартока и Золтана Кодая; считался выдающимся интерпретатором Бетховена , Брамса, Шуберта и Листа .
Первое сочинение (Gebet, W001) написал в 7 лет; первое публичное исполнение его произведения — Мессы (W149) — состоялось 8 июня 1892 г. силами оркестра и хора Пожоньской гимназии под управлением отца, Э.Донаньи исполнял партию органа . В творчестве был последователем поздней романтической традиции, особенно И.Брамса. В ряде его произведений нашли отражение элементы венгерской народной музыки, особенно в фортепианной сюите «Сельский праздник в Венгрии» («Ruralia hungarica», op. 32, 1926; части из неё позднее были оркестрованы).
Написал автобиографическое произведение «Послание потомкам» («Message to Posterity», ред. M. P. Парментер, 1960; со списком сочинений).
1955 — «Баллада», балетмейстер Татьяна Гзовская , Берлинский балет (Зап. Берлин)
Перечень записей выступлений Эрнё Донаньи в качестве пианиста и дирижёра, а также исполнений его произведений другими музыкантами представлен на сайте Венгерской академии наук .
Первый фортепианный концерт Э.Донаньи может исполняться только на рояле с диапазоном более 8 полных октав (в частности, рояль Imperial Bösendorfer ) .
В 1897 г. при определении лауреатов Королевских премий в ознаменование 1000-летия Венгрии 1-я премия не была присуждена, 2-ю и 4-ю получил Э.Донаньи; за свой Струнный секстет Э.Донаньи получил только поощрительную премию, потому что, как говорят, комитет отказался присуждать три премии одному композитору .
В 1897 г. по прошествии пяти недель занятий с Э.Донаньи Эжен д’Альбер заметил: «Теперь Вы можете продолжать сами. Я научил Вас всему, что могу» .
С 1989 г. имя Э.Донаньи носит симфонический оркестр Будафока (основан в 1970 г. как молодёжный оркестр; с 1993 г. — профессиональный симфонический оркестр) .
Биография Э.Донаньи была опубликована его вдовой Илоной Донаньи (на английском языке) .