Interested Article - Аксум (город)
- 2020-03-18
- 1
Населённый пункт | |
Аксум | |
---|---|
14°07′18″ с. ш. 38°43′53″ в. д. | |
Страна | |
История и география | |
Площадь |
|
Высота центра | 2131 м |
Население | |
Население |
|
|
|
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО | |
Древний город Аксум | |
---|---|
Страна | Эфиопия |
Тип | Культурный |
Критерии | i, iv |
Ссылка | |
Регион | Африка |
Включение | 1980 год (4-я сессия) |
|
|
Аксу́м ( амх. አክሱም) — город на севере Эфиопии , давший имя Аксумскому царству , морской и торговой державе, которая доминировала в этом регионе примерно с 400 года до н. э. до X века н. э. Средневековые источники иногда ссылались на это царство как на «Эфиопию».
Находясь в зоне « » () региона Тыграй у основания гор Адуа , город расположен на высоте 2130 метров над уровнем моря. Он был центром Аксумского царства.
В окрестностях Аксума находится Аксумский аэропорт (Код ICAO HAAX, IATA — AXU).
Высоко оценивая их историческую ценность, в 1980 году ЮНЕСКО включило археологические объекты Аксума в список объектов мирового исторического наследия .
История
Считается, что после VII века начался постепенный упадок Аксумского царства, частично из-за перехвата основных торговых путей мусульманами. Со временем Аксум был отрезан от своих основных рынков в Александрии , Византии и Южной Европе, а его место в торговых связях заняли торговцы- арабы . Аксумское царство оказалось также в тяжелом религиозном противостоянии с исламским миром. Со временем аксумиты были оттеснены к югу, и их цивилизация пришла в упадок. Вместе с ослаблением мощи царства падало и влияние города, который, как считают, потерял своё население подобно Вавилону и другим городам, оказавшимся на обочине мировых событий. Последний известный (номинальный) царь был коронован примерно в X веке , но влияние и мощь царства угасли задолго до того.
Снижение численности населения города и уменьшение объёмов торговли способствовали переносу центра власти Эфиопской империи, который сместился дальше от побережья, передав по наследству название Эфиопия более южному региону, а со временем — и современному государству.
Аксумское царство и эфиопская церковь
У царства Аксум был собственный письменный язык геэз , а также характерная архитектура, примером которой служат гигантские обелиски , самый древний из которых (хотя и гораздо меньших размеров) может относиться ещё ко 2 тысячелетию до н. э. Царь Эзана принял христианство в IV веке , приняв при крещении имя Абреха .
Эфиопская церковь утверждает, что в церкви Девы Марии Сионской в Аксуме находится библейский Ковчег завета , в котором лежат Скрижали Завета с высеченными на них Десятью заповедями . В этой церкви веками совершались коронования эфиопских императоров от Фасиледэса , а затем от Йоханныса IV и до падения монархии (1974 год). Аксум считается святым городом и важнейшим местом паломничества . Значительными религиозными праздниками являются празднование тимкета (T’imk’et Festival) ( Богоявление ) 7 января и праздник Св. Девы Марии Сионской (Festival of Maryam of Zion) в конце ноября.
В 1937 году 24-метровый 1700-летний Аксумский обелиск , был разрезан на три части итальянскими солдатами и вывезен в Рим . Этот обелиск считался одним из лучших инженерных достижений времен Аксумского царства. Вопреки рекомендации ООН (1947 год), Италия воспротивилась возвращению обелиска, что вызвало длительный дипломатический спор. Эфиопия считает обелиск национальным достоянием. В апреле 2005 года Италия вернула обелиск в Аксум и оплатила расходы по перевозке в размере 4 млн долларов. ЮНЕСКО взялось за повторную установку стелы. В июле 2008 года нижняя часть обелиска была установлена (см. панорамные фотографии по ссылкам ниже).
Климат
Аксум и ислам
Связи Аксума с исламом восходят ко времени его зарождения. Согласно Ибн Хишаму , когда Мухаммед подвергался преследованиям со стороны своих соплеменников, он отослал небольшую группу мусульман, в том числе свою дочь Рукайю и её мужа Усмана в Аксум. Царь Асхама ибн Абджар предоставил им убежище и защиту, отказав роду Курайш в их требовании отослать беглецов обратно в Аравию . Беженцы вернулись лишь на шестом году Хиджры (628 год), и даже после этого многие остались в Эфиопии, со временем обосновавшись в () в восточном Тыграе.
Существуют разные предания о влиянии этих первых мусульман на правителя Аксума. Мусульманское предание гласит, что эти беженцы произвели столь сильное впечатление на правителя Аксума, что он тайно принял ислам . С другой стороны, в одном эфиопском предании рассказывается, что беженцы-мусульмане приняли православие , став первыми известными обращёнными из ислама в христианство. Есть и другое предание о том, что после смерти Асхамы ибн Абджара Мухаммед, как говорят, молился о душе царя и сказал своим последователям: «Оставьте абиссинцев в покое, пока они не нападают» .
Население
По данным Центрального статистического агентства Эфиопии на 2012 год население Аксума составляет 56 576 человек, из них 26 283 мужчины и 30 293 женщины . По данным переписи 2007 года население составляло 44 647 человек, из них 20 741 мужчина и 23 906 женщин. 88,03 % населения были приверженцами эфиопской православной церкви; 10,89 % — мусульмане .
По данным переписи 1994 года население города насчитывало 27 148 человек. Преобладающей этнической группой на тот период времени были тиграи , которые составляли 98,54 % населения. Язык тигринья назвали родным 98,68 % населения. 85,08 % населения были православными христианами и 14,81 % — мусульманами .
Достопримечательности
Главными аксумскими памятниками в городе являются стелы . Самое большое их число лежат в . Обелиски разных размеров, самая крупная — лежащая высотой 33 метра, которая, как считается, упала во время сооружения. Самой высокой является 24-метровая . Ещё одна стела, Аксумский обелиск , похищенная итальянской армией, была возвращена в Эфиопию только в 2005 году, и по состоянию на июль 2008 года находится в процессе установки. Считается, что стелы отмечают могилы. По бокам у них были прикреплены литые металлические диски с резными архитектурными формами. к западу от города, в отличие от северного участка, перемежаются могилами в основном IV века .
Среди других достопримечательностей города — церковь Святой Марии Сионской , построенная в 1665 году, в которой, как говорят, хранится Ковчег завета (одноимённая известная церковь XII века с тем же именем находится по соседству), археологический и этнографический музеи, камень Эзаны с надписями на сабейском языке , языке гэз и древнегреческом языке , подобно Розеттскому камню , — (древнейший мегалит ), так называемая , фактически — хранилище для воды , дворцы IV века и VI века, монастыри Абба-Панталевон и и петроглиф Львицы из Гобедры .
Местная легенда утверждает, что в городе жила сама Царица Савская .
Города-побратимы
Галерея
-
Часовня Ковчега
-
-
Аксумские стелы
-
«Купальня царицы Савской» в Аксуме
Примечания
- G. Mokhtar, UNESCO General History of Africa, Vol. II, Abridged Edition (Berkeley: University of California Press, 1990), pp. 215-35. ISBN 0-85255-092-8
- Herausgegeben von Uhlig, Siegbert, Encyclopaedia Aethiopica: D-Ha (Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2005), p. 871.
- J.D. Fage, A History of Africa (London: Routledge, 2001). pp. 53-54. ISBN 0-415-25248-2
- ↑ Hodd, Mike, Footprint East Africa Handbook (New York: Footprint Travel Guides, 2002), p. 859. ISBN 1-900949-65-2
- Ibn Ishaq, The Life of Muhammad (Oxford, 1955), 657-58.
- «Leave the Abyssinians in peace, as long as they do not take the offensive.» — Paul B. Henze, Layers of Time: A History of Ethiopia (New York: Palgrave, 2000), pp. 42f
- (неопр.) . Дата обращения: 23 января 2013. 25 февраля 2012 года.
- от 14 ноября 2012 на Wayback Machine , Tables 2.1, 2.4, 2.5 and 3.4.
- от 19 ноября 2008 на Wayback Machine , Tables 2.2, 2.13, 2.16, 2.20 (accessed 30 December 2008)
Литература
- Anfray, Francis. Les anciens ethiopiens. — Paris: Armand Colin, 1991. (фр.)
- Kobishchanov, Yuri M. Axum (Joseph W. Michels, editor; Lorraine T. Kapitanoff, translator). — University Park, Pennsylvania: University of Pennsylvania, 1979. ISBN 0-271-00531-9 (англ.)
- Phillipson, David W. Ancient Ethiopia. Aksum: Its antecedents and successors. — London: The British Brisith Museum, 1998. (англ.)
- Phillipson, David W. Archaeology at Aksum, Ethiopia, 1993-97. — London: Brisith Institute in Eastern Africa, 2000. (англ.)
- Munro-Hay, Stuart. — Edinburgh: University Press. 1991. ISBN 0-7486-0106-6 (англ.)
- Munro-Hay, Stuart. Excavations at Aksum: An account of research at the ancient Ethiopian capital directed in 1972-74 by the late Dr Nevill Chittick. — London: British Institute in Eastern Africa, 1989 ISBN 0-500-97008-4 (англ.)
- Hable Sellassie, Sergew. Ancient and Medieval Ethiopian History to 1270. — Addis Ababa: United Printers, 1972. (англ.)
- African Zion, the Sacred Art of Ethiopia. — New Haven: Yale University Press, 1993. (англ.)
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- (англ.)
- [archaeology.about.com/cs/africa/a/aksum.htm Аксумское царство] статья из «Об археологии» (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- , BBC , 25 апреля 2005 (англ.)
- (англ.)
- 2020-03-18
- 1