Non-Uniform Memory Access
- 1 year ago
- 0
- 0
Common User Access ( типовой пользовательский интерфейс , CUA ) — стандарт интерфейсов пользователя для операционных систем и компьютерных программ. Он был разработан компанией IBM и впервые опубликован в 1987 г. как составляющая часть её архитектуры . Первоначально использовался в операционных системах MVS , VM , OS/400 , OS/2 и Microsoft Windows , фрагменты стандарта CUA сейчас реализованы в программах других операционных систем, в том числе и в разновидностях Unix . Он также применяется в пакетах Java : AWT и Swing .
CUA представлял собой подробную спецификацию и устанавливал жёсткие правила того, как должны были выглядеть и работать программы. Целью было приведение к единообразию DOS -программ, которые ранее имели существенные различия в реализации пользовательского интерфейса.
Примеры:
В некоторых программах клавишей Esc действие отменялось, в других — совершалось; WordPerfect она выполняла повтор символа. В одних программах End делала переход в конец строки, в других она означала окончание заполнения формы. Клавиша F1 использовалась для вызова справки, а в WordPerfect для этой цели служила F3 . Зачастую Ins переключала режимы вставки и замены символов, хотя в некоторых она использовалась для вставки из буфера обмена.
Таким образом, работе с каждой программой приходилось учиться отдельно, запоминая весь её интерфейс. Знание интерфейсов десятков различных программ было показателем опыта пользователя, так как владение навыком работы с одной программой было практически бесполезно при переходе на аналогичную.
Многие аспекты стандартизации были сформулированы под влиянием подробных инструкций для разработчиков ( ) по интерфейсам пользователя компьютеров Apple. Инструкции Apple представляли собой объёмную книгу, чётко разъясняющую, как должно было выглядеть и работать программное обеспечение для компьютеров с системой Apple Macintosh . Когда это руководство было написано, и сам «Mac», и программы с GUI вообще были новинками, поэтому Apple стоило огромных усилий привести программы к единому внешнему виду и стандартному поведению ( look and feel ). Перед CUA ставились аналогичные задачи, однако дело усложнялось необходимостью применения стандарта к уже созданным, активно используемым, хотя и не систематизированным программным продуктам.
Система CUA включает в себя стандарты функционирования таких элементов как диалоговые окна , меню и сочетания клавиш . Эти стандарты стали настолько значимыми, что их сегодня реализует большинство программистов, даже не читавших CUA. Применение этих стандартов можно наблюдать в Windows и в основанных на DOS приложениях, например в полноэкранном текстовом редакторе для MS-DOS 5.
Ключевые положения CUA:
CUA распространялся не только на приложения DOS, но и был также основой стандарта интерфейсов Windows ( CUI ) и программ для OS/2 — как текстовых, так и основанных на GUI — а также мейнфреймов IBM на основе архитектуры .
CUA был более, чем просто попыткой упорядочить программы DOS, — он был частью плана по объединению, упорядочению и взаимосвязыванию общих функций программного и аппаратного обеспечения во всей линейке продукции IBM, от микрокомпьютеров до мейнфреймов. Вероятно, это отчасти и было причиной неполного успеха CUA.
Третья версия CUA коренным образом отличалась от первых двух за счёт объектно-ориентированного . Это сместило акцент на взаимодействие пользователя (документами, картинками и т. д.), а не . Такое изменение было сделано с целью упростить работу на компьютере в соответствии с ожиданиями пользователя, который работает над документами с помощью программ, а не использует программы для работы над документами.
CUA оказал значительное влияние на ОС Microsoft Windows на ранних этапах развития. Однако, начиная с выпуска 1995 года , Windows отошла от принципов CUA. Ключевой момент — введение меню «Пуск» , которое нарушило принцип объектно-ориентированного рабочего стола. Тем не менее, стандартные сочетания клавиш и основные элементы управления, предложенные CUA, остаются характерными чертами Windows.
CUA не оказал значительного влияния на консольные (текстовые) программы Unix.
Все основные графические среды и наборы элементов (toolkit) Unix, не обязательно основанные на X Window System , обладают в той или иной мере совместимостью с рекомендациями CUA. В частности, широко используемая среда Motif/ CDE заявляет непосредственной целью своего дизайна соответствие CUA. Новые популярные графические среды — GNOME и KDE — также во многом совместимы с CUA. По сути, та часть CUA, что реализована в Microsoft Windows и OSF/ Motif , является де-факто общепринятым решением, которого придерживаются любые новые графические интерфейсы Unix.