Interested Article - Леви Ицхак из Бердичева
- 2021-08-13
- 2
Леви́ Ицха́к бен Меи́р из Берди́чева ( 1740 (1740) г., Гусаков , Галиция — 1810 г., Бердичев ) — один из крупнейших хасидских цадиков конца XVIII — начала XIX столетий, получивший при жизни известность как Бердичевский рабби . Ученик Дов Бера из Межирича , прозванного Великим Магидом , распространитель и прижизненно признанный лидер хасидизма на Волыни, почитаемый как святой. Занимал место раввина в Рычивуле (Польша), Желехуве , Пинске и Бердичеве. Фундаментальный труд Бердичевского рабби «Кдушат Леви» ("Святость Леви") оказав значительное воздействие на хасидскую мысль и еврейскую культуру в целом, и поныне не утратил своей актуальности и принадлежит к числу самых читаемых произведений из классической библиотеки хасидизма.
Биография
Год рождения — 1740 — приводится предположительно, поскольку точная дата рождения Леви Ицхака достоверно не известна . Происходил из семьи потомственных раввинов . Отец Леви Ицхака, гаон рабби Меир, был раввином города Гусакова , а мать, рабанит Сара-Сося , вела генеалогию от Махарша .
Известия о деятельности святого рабби Шмелка из Никольсбурга , ученике Баал Шем Това , сподвигли Леви Ицхака вопреки желаниям тестя и других родственников жены к знакомству с новым движением хасидизма . Вскоре рабби Шмелка познакомил Леви Ицхака с Магидом (Дов-Бером из Межирича). Леви Ицхак тесно сблизился с Магидом, стал его учеником и «сделался ревностным последователем хасидизма» . После смерти учителя поселился в Пинске , где в 1771 году был избран городским раввином . После того как в 1772 году Виленский гаон объявил хасидам херем (отлучение), открылась « ересь » раввина Леви Ицхака, и он был вынужден покинуть Пинск . Однако долгое время ортодоксальные раввины ( литваки ) не оставляли Леви Ицхака в покое, и, в конце концов, в 1785 году из-за конфликтов с миснагедами он был вынужден переехать в Бердичев , где был городским раввином до конца своих дней и «стал признанным главой волынских хасидов» . Впрочем, в Еврейской Энциклопедии Брокгауза и Ефрона Бердичевский рабби определялся как «один из главарей волынских хасидов» . По линии матери И. А. Ефрон являлся правнуком Элияху бен Шломо Залмана .
Благодаря своим молитвам, в которых неустанно просил Бога чрезмерно не гневаться на евреев , получил в народе прозвище «санегорам шел Исроэль» (или «санегор шель Исраэль» — заступник Израиля, т. е. еврейского народа) . Сохранилась написанная Бердичевским цадиком молитва «Каддиш рабби Леви Ицхака», в которой сам Бог призывается на суд за суровое отношение к евреям . Во всём старался видеть только хорошую сторону, «стремился оправдать даже тех, кто причинял ему зло» , предлагая молиться даже за своих врагов. Поддерживал близкие отношения с р. Нахманом из Брацлава . В 1802 году созвал собрание российских раввинов для обсуждения положения евреев. В 1807 году начал призывать жертвовать деньги на русскую армию для борьбы с Наполеоном . Является автором молитвы на идиш в моцаэй шабат (на исходе субботы), читаемой многими ашкеназскими евреями.
Мартин Бубер писал: «Рабби Леви Ицхак, раввин из Бердичева, самый оригинальный из учеников Магида и наиболее близкий из них к простым людям цадик, был полной противоположностью рабби Элимелеха » , — и указывал, что Леви Ицхак умер в 1809 году . Рав Александр Кац приводит дату смерти 25 тишрея 5570/1809 года , а Яков Доктор — 25 тишрея 1810 года . После смерти р. Леви Ицхака в Бердичеве больше не было городского раввина : «Община не могла найти никого, кто был бы достоин занять его место» .
Усыпальница Бердичевского рабби страдала от актов вандализма . Место погребения святого Леви Ицхака на старом еврейском кладбище в Бердичеве по сей день привлекает паломников-хасидов и посещается евреями из многих стран мира.
Учение
Из книг Леви Ицхака до наших дней дошла только одна работа — «Кдушат Леви» (первые издания: Славута, 1798; Жолква, 1806) . Этот труд содержит положения во многом повторяющие учение рабби Дов-Бера из Межирича . Подобно Беру, он полагает, что общение с Богом достигается молитвенным экстазом, но описание этого экстатического состояния ярче, чем у Бера.
«Подобно Беру, Леви Ицхак Бердичевский отводит центральное место цадику , тому, кто достиг высшей ступени общения с Богом и „мысленно исчезает в Нём“ [ср. фана ]. По ходатайству цадиков предотвращаются предопределённые бедствия, ибо цадик может отменить приговор Бога; цадик не властен только над теми Господними предначертаниями, которые направлены ко благу людей. В такие времена, когда цадиков мало или они по своему несовершенству не в силах отменить приговоры Бога, людям приходится плохо, ибо мир управляется тогда законом, а не милосердием. Цадик не должен, однако, гордиться своим могуществом, ибо он является только каналом, через который изливается благость Божия» .
Согласно С. А. Городецкому, система Бердичевского цадика основывалась на характерной для хасидизма идее универсального единства Бога и миpa: «Создатель сотворил всё. И Он тоже всё!.. Он целостен и объемлет Вселенную. <…> Бесконечный (Б-г) содержит в себе все миры и все ступени творения. Нет такой вещи на земле, будь то человек, животное или неодушевленный предмет, которая могла бы сказать о себе: „я“, ибо „я“ в ней — это Б-г, а не она… Вся её жизнь, все свойства — это доля Б-жества в ней» . Леви Ицхак считал, что Бог не закончил своего творения: «Каждый миг Он творит… Он непрерывно обновляет природу и во всякий миг вливает силы в свои творения, во все миры» .
Цитируя Бердичевского рабби, С. А. Городецкий писал, что два атрибута Бога Леви Ицхак называет «двумя модусами: близости и дальности»: «С одной стороны, разум нам подсказывает: Он — Бесконечный, Он — начало всех начал, и ни одна мысль не может Его постигнуть. Здесь Б-г бесконечно далёк от нас. С другой же стороны, верующий должен знать, что Б-г близок к нам, он внутри нас самих. Он наполняет все миры и объемлет все миры, нет места свободного от Него, ибо полон мир славы Его» .
Имя, фамилия и семья
В десятом томе Еврейской Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, вышедшем в свет в 1911 году, Бердичевский рабби значится как Леви Исаак бен-Меир из Бердичева . Согласно Мартину Буберу Бердичевский рабби именовал себя как Леви Ицхак бен Сара . Бубер описал эпизод о получении им «фамилии» Дербаремдикер, которую чиновник по незнанию значения слова на идише воспринял как ответ на вопрос о фамилии цадика и зафиксировал в документах после царского указа об обязательном присвоении фамилий . Несмотря на то, что Рав Александр Кац полное имя цадика представляет как раби Леви-Ицхак бар Меир Дербаремдикер , по мнению редакторов Электронной еврейской энциклопедии , частое обращение к Творцу во время молитвы на идиш дер Баремдикер (милосердный) стало фамилией потомков Леви Ицхака бен Меира согласно преданию .
- Прямые потомки: Абрам Львович Дербаремдикер, Марк Львович Дербаремдикер и Ян Львович Дербаремдикер.
Издания на русском языке
- Леви Ицхак из Бердичева. / Ред. Элла Рухама Иоффе; перевод Якова Доктора. — 2008. — 422 с.
- Леви-Ицхак из Бердичева, рабби. Кдушат Леви (Святость Леви) / Под ред. Ури Камишова; перевод Моше Когана, Цви Канторовича. — М. : Книжники. Лехаим, 2015. — Т. 1. — 647 с. — (Библиотека еврейских текстов. Хасидизм). — ISBN 978-5-9953-0339-8 .
Примечания
- Комментарии
- Рабанит — уважительное обращение к жене раввина
- Использованные источники
- ↑ .
- , Молитва жены, с. 249.
- ↑ , Спустился с небес.
- , Из жизни праведника.
- , Начало нового пути.
- , Под сенью Шехины .
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- ↑ .
- , Введение, с. 49.
- , Введение, с. 46.
- , Кончина.
- , С того времени, с. 267.
- (неопр.) . Мій Бердичів. Дата обращения: 12 июля 2016. 23 апреля 2017 года.
- (неопр.) . Лехаим. Дата обращения: 12 июля 2016. 16 августа 2016 года.
- ↑ .
- , Для Израиля, с. 246.
- , Фамилия, с. 256.
Литература
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- (неопр.) . Место встречи (13 февраля 2013). Дата обращения: 3 июля 2016. Архивировано из 10 августа 2016 года.
- Городецкий, Самуил. // Еврейская старина. — 1909.
- Кац, Рав Александр. (неопр.) . Толдот Йешурун. Дата обращения: 3 июля 2016.
- Леви Ицхак из Бердичева. // Глазами праведника. Избранные отрывки из книги рабби Леви Ицхака из Бердичева / Ред. Элла Рухама Иоффе; перевод Якова Доктора. — 2008. — 422 с.
- Бубер, Мартин . Леви Ицхак из Бердичева // / Под ред. П. С. Гуревича , С. Я. Левит; вступ. ст. П. С. Гуревича, М. Л. Хорькова; пер. с англ. М. Л. Хорькова; пер. с нем. Е. Г. Балагушкина. — М. : Республика, 1997. — Т. 1. — 335 с. — (Библиотека этической мысли). — ISBN 5-250-02621-4 .
- Бубер, Мартин . Глава 13. Леви Ицхак из Бердичева // Хасидские истории. Первые учителя = Die Erzahlungen der Chassidim / Науч. ред., сост. и автор примеч. М. Яглом; отв. ред. М. Гутгарц; ред. Ю. Зислина; пер. с англ. М. Хорькова, с нем. Е. Балагушкина (1997); с нем. и иврита В. Гопмана (2006). — Москва — Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2009. — Т. 1. — С. 239—267. — 523 с. — (Алеф — изыскания в еврейской мистике). — ISBN 5-93273-215-6 .
- Guttman, Shalom. Biographie des Gs. Berühmten Heiliger Grosrabiner Lewi Jtzchac Oberrabiner zu Berditchev (Russland). — Jassy, 1909. — 523 с. ивр.
Ссылки
- (недоступная ссылка) Избранные главы из книги «Кдушат Леви» (недоступная ссылка —) Проверено 3 июля 2016. .
Время деятельности Леви Ицхака из Бердичева в истории иудаизма |
---|
- 2021-08-13
- 2