Лик святости
- 1 year ago
- 0
- 0
Четыре уровня святости в буддизме тхеравады — четыре степени достижения полного просветления , состояния араханта , которое буддист может достичь в течение жизни. Эти четыре уровня (четыре типа буддийской личности) называются сотапанна , сакадагами , анагами и арахант .
Обычный человек, или патхаджана ( санскр. pṛthagjana , пали puthujjana) погружён в бесконечный круговорот сансары и не способен освободиться. Совершая добрые или злые поступки в соответствии со своими желаниями, он перерождается в более высоких или более низких мирах и местопребываниях. Пока он не контролирует своё сознание, его цели спонтанны, что приводит к большим страданиям.
Те, кто вступил на благородный Восьмеричный Путь , становится «благородным» ( санскр. āryapudgala , пали ariyapuggala , букв. «благородной личностью»), который уже гарантированно станет архатом , но не обязательно в этом перерождении. Эта цель будет достигнута в зависимости от достижений.
Первый уровень называется сотапанна ( санскр. srotaāpanna , пали sotāpanna), буквально означает «тот кто вошёл в поток» (входить: āpadyate , поток: srotas ), согласно традиционной метафоре, сравнивающей достижение просветления с переходом бурной реки. Тот, кто входит в поток, открывает свои глаза дхарме ( санскр. dharmacakṣus , пали dhammacakkhu).
Вошедшим в поток гарантируется Просветление не больше чем через семь перерождений. При этом они уже не будут перерождаться в несчастных мирах адских существ , претов или .
Войти в поток можно став праведным человеком, узнав о Дхарме , добившись правильного состояния ума и живя в соответствии с дхармой.
Тот, кто вошёл в поток, получает подкрепление своему интеллекту от учения Будды ( санскр. samyagdṛṣṭi или пали sammādiṭṭhi , «правильное воззрение»), он следует буддийской морали (шила) и почитает Три драгоценности ( Будда , Дхарма и Сангха ).
Сакадагами ( санскр. sakṛdāgāmin , пали sakadāgāmī) или экавичика (тиб. барчечикпа, букв. «только с одним препятствием») это те, кто ещё один раз вернутся. Такие будут ещё ровно один раз рождены в мире людей, и там станут архатами .
Третьей стадией являются анагами ( санскр. anāgāmin , пали anāgāmī), то есть те, кто уже не придёт. Невозвращающиеся уже не вернутся в мир людей или любой мир ниже его после смерти. Они будут рождены в Сфере форм в мирах Шудхаваса (то есть в чистых обителях), где они достигнут нирваны . Некоторые из них могут переродиться в более высоких мирах Шудхавасы, но они уже не переродятся в низших мирах.
Анагами уже сбросили пять препятствий, которые связывают его сознание с сансарой . Они уже частично просветлённые, и им остаётся достичь совершенства и прийти к полному просветлению.
Четвёртая стадия — архат , полностью просветлённые, кто полностью освободился от оков и кто после своего ухода ( санскр. parinirvāṇa , пали parinibbāna) не будет рождён ни в одном миру сансары .
Типитака.
Суттанипата. Пер. Н. Герасимова. М. 1983.
Джатаки. Пер. Б. Захарьина. М. 1979.
Милиндапаньха. Пер. А. Парибка. М. Наука. 1989.
Буддизм. Словарь. М. 1995.