Сокол и Зимний солдат
- 1 year ago
- 0
- 0
«Нет неизвестных солдат» — советский чёрно-белый фильм 1965 года режиссёра Суламифь Цыбульник , по мотивам документальной повести 1963 года дважды Героя Советского Союза генерал-полковника А. И. Родимцева , прообраз героини — санитарка его дивизии Мария Боровиченко .
О встрече в дни обороны Киева на фронте девушки и юноши — санитарки Маши и военфельдшера Миши, о их первой робкой любви.
Прототип героини фильма — санитарка Мария Боровиченко . Только спустя 20 лет после её гибели ветераны 13-ой гвардейской стрелковой дивизии подняли вопрос о её награждении, и бывший в войну командиром дивизии дважды Герой Советского Союза генерал-полковник А. И. Родимцев выступил автором (литературная запись П. Северова ) документальной повести «Машенька из Мышеловки», которая в 1963 году была опубликована в журнале « Юность ». Спустя два года — 8 мая 1965 года Марии Боровиченко было присвоено звание Героя Советского Союза , посмертно.
Повесть — дебютное произведение А. И. Родмицева, в дальнейшем ставшего автором ряда книг-воспоминаний, критика, отмечая литературные недостатки произведения, признавала и смелость генерала, взявшего на себя труд писателя ради увековечивания памяти своих солдат, воскрешения имён безвестных героев войны, и литературный талант автора:
У Александра Родимцева такая отвага обнаружилась, и, расставаясь — с горечью, гордостью и печалью — с его героиней Машей Боровиченко, понимаешь, что в конечном счете он и на этот раз вышел победителем. Сквозь некоторые чисто литературные огрехи возникает цельный, очень впечатляющий, мужественный и необыкновенно нежный образ Машеньки из Мышеловки, одной из безвестных доселе героинь Великой Отечественной войны.
— Александр Борщаговский - Девушка в пилотке // Литературная Россия , 1963 год
Со страниц повести встает живой, до боли трогательный образ Маши Боровиченко, отдавшей юную жизнь за счастье Родины. Автор, человек военный, сосредоточился на другом — на рядовых тружениках войны и прежде всего на пленившем его образе отважной семнадцатилетней девушки из киевского поселка Мышеловки.
— журнал « Октябрь », 1966 год
Высоко оценил повесть Борис Полевой , подчёркивая её документальность — он знал и генерала Родимцева и героиню повести Машу Боровиченко по лету 1941-го, когда ему — в то время военному корреспонденту « Правды » довелось провести немало дней в 13-й гвардейской дивизии:
Эту повесть написала сама жизнь. У тех, кто будет её читать и, читая, полюбит её героиню, украинскую девушку Машеньку, которую когда-то бойцы знаменитой 13-й гвардейской дивизии ласково называли «Машенька из Мышеловки», кто вместе с ней будет переживать необыкновенную её судьбу, может быть, иной раз и возникнут сомнения: «Могло ли такое быть?» Им я отвечу: «Такое было». Образ этой девушки заставил генерала взяться за перо и написать о её жизни, о её подвигах, о её друзьях, о её героической гибели.
— Борис Полевой - Генерал о своем солдате, предисловие к повести
В главных ролях:
В остальных ролях:
В целом положительно отзываясь о фильме, критикой были отмечены и его недостатки:
Стремление к правде героики, к большой мысли о погибших ради живых видно в фильме «Нет неизвестных солдат». Но вот ведь какая коварная вещь правдивость: она требует неукоснительной верности и мстит за отступления. Слишком сусальными кажутся начальные пейзажи, и соответственно слишком утрирован ужас героев, уж совсем театрально-многозначительно проходит по экрану отряд моряков. Казалось бы, мелочи, но как много значат они в искусстве… И будь строже соблюдена мера во всем — в характерах и поступках героев, в режиссерской мысли, — еще значительнее, еще трагичнее прозвучал бы искренний реквием нашим погибшим сверстникам, хорошим ребятам Маше и Мише.
— Советский экран , 1966
Фильм этот вызывает прямые ассоциации с « Балладой о солдате ». Фильм «Нет неизвестных солдат» изобилует остродраматическими сценами, активными участниками которых являются юные герои. Но по ходу просмотра часто ловишь себя на том, что личная история Миши и Маши воспринимается независимо от событий, в которых они участвуют. Больше того, события оттесняют героев на второй план. Мир чувств и мыслей Алеши Скворцова на равных противостоял войне. О героях фильма «Нет неизвестных солдат» такого не скажешь.
— главный редактор журнала «Советский фильм» А. Н. Медведев , 1968 год