Винцентий Кадлубек
- 1 year ago
- 0
- 0
Винце́нтий Кадлу́бек ( польск. Wincenty Kadłubek , лат. Vincentius Cadlubkonis ; 1150 (1150) или 1160 (1160) , Каргов близ Стопницы или Карвов близ Опатува — 8 марта 1223 , Енджеёвский монастырь) — первый польский хронист, родившийся в Польше , краковский епископ , один из основоположников сарматской теории .
Ранним источникам известен как Винцентий Магистр ; двойное имя «Винцентий Кадлубек» (точнее, лат. Vincentius Kadłubekonis / Cadlubkonis , или польск. Kadłubowicz) впервые находим в польских латиноязычных рукописях XV века. Полагают, что это следствие искажения имени отца Винцентия — Богуслава, сперва «переведённого» на немецкий как Gottlob , а затем переделанного на латинский лад как Kotlob и вернувшегося в Польшу в виде уже неузнаваемом. Многие исследователи, начиная с середины XX века, не принимают имя «Кадлубек», данное хронисту спустя два века после его смерти, и называют его просто Винцентием .
С другой стороны, прозвище хрониста могло происходить и от уменьшительной формы польск. kadluba — «тулово, колода» , или же быть связанным с топонимами вроде мазовецких сёл (польск.) (, (польск.) (, или же (польск.) (на Подляшье .
Известный польский историк XV века Ян Длугош сообщал, что Винцентий родился в 1160 году в (польск.) (близ Опатува (совр. Свентокшиское воеводство ), в семье Богуслава, выходца из знатного рода Ружецов, и Бенигны . По другим данным, он появился на свет 10 годами ранее, в 1150 году в (польск.) (близ Стопницы (того же воеводства). Бытовавшее ранее в научной литературе мнение, что он принадлежал к знатному малопольскому роду Лабендзей, в настоящее время оспаривается, и наиболее вероятным считается, что он был выходцем из среднего шляхетства .
Судя по отдельным цитатам и замечаниям в его хронике, показывающим знакомство с трудами античных и средневековых классиков , в частности, Макробия и Иоанна Солсберийского , он получил неплохое схоластическое или юридическое образование. Вероятно, он учился в одном из двух университетов, существовавших тогда в Европе — в Париже или в Болонье , а, возможно, и в обоих . Польская исследовательница его творчества (англ.) (считает, что он мог обучаться даже в знаменитой философской школе в Шартре . Но существует и альтернативная версия Яна Сулёвского, согласно которой никаких университетов будущий хронист в глаза не видел, а своё типично монастырское воспитание получил в одной из школ цистерцианского ордена , обучаясь там у магистра , воспитанного в Париже или Шартре . Образованность Кадлубека, однако, зафиксирована в грамоте малопольского (краковского) князя Лешка Белого 1206 года о пожалованиях сулейовским цистерцианцам, где упоминается Sandomiriensis prepositi magistri Vincentii , а в памяти следующих поколений сохранилась в виде титула mistrz nauk wyzwolonych , т. е. «магистр свободных наук».
При краковском епископе Гедке Винцентий был посвящён в пресвитеры и в этом качестве подвизался при дворе малопольского (краковского) князя Казимира Справедливого , которому одно время служил канцлером . С 1189 года упоминается в документах в качестве свидетеля, в 1190-х годах был проректором в Сандомире . Вопреки распространённой историографической легенде, основанной на упоминании его в документе 1212 года под титулом «quondam Sandomirensis praepositus» , настоятелем Сандомирского монастыря он никогда не был. В 1207 году был поставлен епископом краковским, и 28 марта 1208 года утверждён в должности римским папой Иннокентием III .
Вероятно, был одним из главных советников князя Лешка Белого , облагодетельствовал немало монастырей и костёлов. В 1218 году добровольно отрёкся от сана и удалился в Енджеёвский цистерцианский монастырь . Умер здесь же 8 марта 1223 года и был похоронен перед алтарём соборной церкви обители.
После обнаружения в 1682 году его могилы польский король Ян Собеский подал прошение в Ватикан о его беатификации , и в 1764 году он причислен католической церковью к числу блаженных .
Написанная им не позже 1205 года «Хроника и происхождение королей и правителей Польских» ( лат. Chronica seu originale regum et principum Poloniae), сокр. «Хроника Винценциана» ( лат. Cronica vincenciana), пользовалась в Польше огромной славой и являлась предметом школьного изучения и подражания. Она состоит из 4 книг. Содержанием первых трёх, изложенных в форме диалога между Иоанном, епископом гнезненским , и Матвеем, епископом краковским, являются их размышления о делах прошлого, которые они сопоставляют с событиями античной истории , основным источником сведений о которых стали составленные в III веке н. э. Юстином «Эпитомы Истории Помпея Трога» . Предметом прений действующих лиц- прелатов является история Польши с древнейших времён до 1173 года, то есть до смерти князя Болеслава IV Кудрявого .
При написании этой части своего труда автор использовал разные источники, наиболее важным из которых является Хроника Галла Анонима , доведённая до 1113 года. Главное внимание Винцентий уделяет политическим конфликтам и дипломатическим интригам в королевстве, в частности, убийству князем Болеславом II Смелым краковского епископа Станислава Щепановского (1079), войнам между Болеславом III Кривоустым и его братом Збигневом (1102—1111), а также Краковскому восстанию 1177 года против Мешко III Старого , которое возглавил воцарившийся там после него Казимир II Восстановитель .
Четвёртая книга значительно отличается по форме от трёх первых: это свободное историческое повествование, в котором, в отличие от анналов или русских летописей, отсутствует строгая погодная структура. Эта книга осталась незаконченной и обрывается на событиях 1202 года. Главным отрицательным героем её является южнорусский князь Роман Мстиславич , которому, помимо прочего, Винцентий приписывает проведение политики террора в отношении галицкой знати , с описанием зверских казней, изобретавшихся Романом для жертв его гнева. Реальность этого рассказа, не подтверждаемого русскими источниками, в новейшей литературе оспаривается, с указанием многочисленных примеров заведомого и при этом вполне целенаправленного вымысла в тех разделах хроники, где речь идёт о русско-польских взаимоотношениях.
Повествование в пределах «русских сюжетов» подчинено идеологической сверхзадаче воспитания будущих поколений польских интеллектуалов в духе презрения и ненависти к православной Руси, которая настойчиво изображается как естественный объект для польского завоевания .
Хотя хроника Винцентия всегда активно использовалась историками (в некоторых случаях просто за неимением источников более надёжных), относиться к известиям этого автора следует с большой осторожностью. Вряд ли может быть оспорена резко отрицательная оценка его труда, данная более ста лет назад в ЭСБЕ :
Отсутствие какой бы то ни было исторической критики, риторический туман, из-за которого совсем не видно истины, даже намеренный вымысел по западно-европейским образцам, лишь с переменой имен, и общее панегирическое направление в католическом духе лишают хронику Кадлубка значения исторического источника, оставляя за ней лишь незначительные литературные достоинства .
Комментатор хроники Ян Домбрувка ( XV в. ) выделил цитаты из 140 произведений и ссылки на 100 авторов . Подозрительно «круглые» числа наводят на мысль, что Домбрувка несколько преувеличивал, но феноменальная начитанность Винцентия в латиноязычной литературе, включая античную, подтверждается и современными исследователями.
Хроника Винцентия Кадлубка послужила одним из основных источников для компилятивной «Великопольской хроники» , составленной в 30-х годах XIV века анонимным автором при дворе познанского епископа и доводящей изложение событий до 1273 года .
Древнейшая рукопись хроники, дошедшая до наших дней, датируется XIV веком . Первое печатное издание — In officina Ioannis Szeligae (Dobromil, 1612 ) — хранится сегодня в Берлинской государственной библиотеке , Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы и др. библиотеках.
Комментарии к хронике Кадлубка, написанные профессором Краковского университета Яном из Дабровки, были прочитаны им на лекциях 1436—1437 годов и позднее послужили основой для польских университетских учебников по истории .