Ореховский, Станислав
- 1 year ago
- 0
- 0
Станислав Ореховский или Ожеховский ( лат. Stanislaus Orichovius, или Orzehovius , польск. Stanisław Orzechowski , укр. Станіслав Оріховський ; 11 ноября 1513 — 1566 , Журавица под Перемышлем ) — публицист, историк и проповедник Королевства Польского , краковский каноник, сочувствовавший православию и положению русин в Польше, критик папства.
Ореховский родился 11 ноября 1513 года в Перемышльском воеводстве , по иной версии — в Жировичах , где получил по наследству «дедичное» имение . Отец его был земским писарем, мать Ядвига, урождённая Баранецкая, была дочерью православного священника. По словам Ореховского, предки его по отцу были русинами и православными , и только в позднее перешли в католичество , себя же он всегда считал русином и называл себя «gente Ruthenus, natione Polonus», то есть «по роду — русин , по нации — поляк ». Во всех своих сочинениях он указывает на своё русинское происхождение, и почти все они имеют в заглавии «Stanislai Orichovii, Rutheni», либо «Roxolani»
Одаренный прекрасной памятью, замечательным остроумием и живым воображением, Ореховский учился сначала в Перемышле, затем, на 14-м году жизни, был отправлен в Вену , откуда перебрался в 1529 -м году в колыбель протестантизма — Виттенберг . Здесь он учился в течение трех лет, познакомился за это время с Мартином Лютером и Меланхтоном , был свидетелем частых богословских споров, которые пришлись ему весьма по душе и затевать которые он очень любил впоследствии; здесь же, в обществе первейших вождей протестантизма, зародилось и развилось в нём отрицательное отношение к латинству и стремление к самой широкой духовной свободе. В 1532 году Ореховский переехал для продолжения образования в Италию , где изучал философию и главным образом красноречие под руководством знаменитых учителей этого искусства в Болонье , Падуе и Венеции . Постоянное участие в ученых диспутах скоро сделало талантливого Ореховского непобедимым в споре диалектиком . В 1541 году Ореховский направился в Рим , где столкнулся с тонкостями жизни римской курии .
В своем письме польскому королю Сигизмунду Августу превозносил демократию и осуждал раболепие и тиранию.
В 1543 году Ореховский, по требованию отца, оставил Рим и после семнадцатилетнего пребывания за границей, вернулся на родину, где отец Ореховского уже выхлопотал сыну Перемышльскую канонию; но тот, сочувствуя более православию, сначала от канонии отказался, и только после усиленных настояний со стороны отца стал в ряды католических священников . Впрочем, влияние идей, почерпнутых Ореховским в Германских университетах, впечатления, произведенные на него отрицательными сторонами римской курии, и в то же время наблюдения над частной жизнью православных священников обусловили то, что Ореховский скоро начал открыто проповедовать в пользу православия. Несмотря на угрозы, он продолжал заступаться за русинскую народность, угнетаемую и презираемую польским духовенством. В 1544 году Ореховский напечатал и распространил свои мысли о православии в книге о крещении русинов (Baptismus Ruthenorum), в котором доказывал, что в сущности нет большого различия в религиозных верованиях католиков и православных, даже относительно учения об исхождении св. Духа . Мысли Ореховского о русской вере были такой приятной новостью в польской литературе , что некоторые православные полемисты XVI века воспользовались ими, чтобы опровергнуть соблазнительное учение известного польского иезуита Петра Скарги о соединении церквей под одним управлением римского Папы . Ореховский писал, что его совесть не позволяет ему соглашаться с теми несправедливыми предубеждениями против Руси , последствием которых явилось то, что два народа, живя в одном государстве, взаимно презирают друг друга. Главными виновниками разъединения церквей Ореховский считал Пап. Такие мнения Ореховского не могли не озлобить католического духовенства , и на епархиальном перемышльском совете 1545 г., признавшем русинов отщепенцами, Ореховскому приказано было прекратить свои проповеди впредь до первого провинциального собора, на котором он обязан был дать объяснение по делу о своей вере и идеях. Но прежде чем состоялся этот собор, Ореховский выпустил новое сочинение, написанное против безбрачия католического духовенства (De lege coelibatus contra Syricium in concilio habita oratio); смелый тон этого сочинения автор объяснял тем, что он — « сармат да ещё и русин ». 17 июня 1547 года Ореховского обвинили в пренебрежительном и высокомерном отношении к начальству, писании произведений, не соответствующих его духовному званию, главным же образом в поддержке и исповедании русинских заблуждений, издании произведения о ненужности целибата и пр. На эти обвинения Ореховский ответил, что сохраняет во всей чистоте католическую религию, заблуждений Руси не отстаивал, обещает поправиться и подтвердил все это клятвой на бумаге. Тем не менее, епископ наложил на него епитимью , запретил ему говорить проповеди и обрек на сожжение его сочинение de coelibatu. Ореховский смиренно перенес это наказание; вскоре, впрочем, ему разрешили вновь проповедовать в соборе и даже возвели в звание официала.
В 1549 году , увлеченный примером одного краковского священника, Ореховский решил, что он может жениться, опираясь на светскую силу, на своё право шляхтича , по которому он не может быть наказан без суда на сейме. Действительно, в следующем 1550 году Ореховский явился на висмицкий сеймик и пред целым собранием шляхты заявил, что церковные постановления Рима в основании своем ложны, учение же о безбрачии духовенства — дьявольское учение. Местный епископ потребовал Ореховского к суду, но последний отправил официальный вызов обратно и перенес дело о женитьбе на петроковский сейм. Поддержанный шляхетством, Ореховский в сенате, в присутствии короля и высшего духовенства, произнес речь о нравственных преимуществах православных женатых священников над безбрачными ксендзами и вскоре женился. Епископ призвал Ореховского вновь на суд, и 8 апреля 1551 г. состоялся приговор, по которому брачный союз Ореховского признавался незаконным, сам же он предавался анафеме с лишением чести, всего движимого и недвижимого имущества и изгнанием из епархии .
Ореховский послал протест против епископского постановления на провинциальный собор в Петрокове , но собор на этот раз утвердил приговор епископа. В то же время написал Ореховский и своё послание к Папе Юлию III , облетевшее во множестве экземпляров всю тогдашнюю Западную Европу и обнаружившее неукротимый нрав автора; весь тон этого письма свидетельствовал о симпатиях Ореховского к православию и ненависти к папизму. Но уже в 1552 г., во время Петроковского сейма, Ореховский прочел на чрезвычайном собрании епископов своё исповедание веры, которое было признано согласным с догматами католической религии. Было решено единогласно снять с него анафему, и 17 февраля 1552 г. он получил отпущение грехов и разрешение священства. Относительно его женитьбы было постановлено, чтобы в течение года он добился утверждения её Папой.
Ореховский обратился в Рим, где, впрочем, дело было решено не в его пользу: он был предан новой анафеме. Отлучение раздражило Ореховского, и он задумал окончательно расстаться с католичеством. В порыве негодования Ореховский пишет свой «Разрыв с Римом» (Repudium Romae). Но ряд последовавших вскоре обстоятельств, тяжело отозвавшихся на Ореховском, охладили его пыл. Он стал заискивать у Рима, выставлять себя чрезвычайно довольным смертью жены, вернувшей его в прежнее состояние безбрачия, винил себя за прекращение церковных служб; силы духовные и физические, видимо, изменили Ореховскому: «Минула потребность борьбы», писал он: «седой волос посеребрил голову, проходит пятидесятый год жизни, пора собираться в путь вечности, время подумать о душе и грехах».
Он поселился в своем имении Перемышльского округа, где и провел последние дни жизни в уединении, мучимый припадками меланхолии. Его неукротимый дух не мирился с жалким положением всеми забытого чуть ли не презираемого человека.
В дальнейшем он готовился ещё напомнить о себе, хотел вступить в полемику с Римом, но эти попытки прекратила неожиданная смерть. Ореховский скончался, вероятно, в конце 1566 г. и не позже февраля 1567 года .
Для своего времени Ореховский, бесспорно, личность замечательная. Его рыцарская отвага в полемике и замечательный ораторский талант привлекали к нему немало почитателей и сторонников. Преследования и неудачи не всегда угнетали его. Впрочем, отсутствие стойкости характера нередко заставляло его отступаться от своих принципов и заводило в дебри софистики, вследствие чего его поучения принесли мало осязательных результатов, хотя и доставили ему славу знаменитого писателя и оратора. Его открытая полемика с Римом, смелая защита русинов и православия от поползновения католической церкви создали ему почетное место в среде борцов за веру, не зараженных фанатизмом. Как оратора некоторые современники сравнивали Ореховского с Цицероном , другие с Демосфеном и Периклом . Греческий язык Ореховский знал в совершенстве, латинским владел мастерски, знал прекрасно « просту мову » и иностранные языки.
Ореховский оставил множество сочинений риторического, полемического, философского и исторического характера, рассеянных по многим библиотекам Европы. Наибольшее количество рукописей Ореховского находится в университетских библиотеках Кракова и Львова . Из напечатанных трудов многие потеряны, многие составляют библиографическую редкость. Подробный перечень трудов Ореховского можно найти в каталогах Краковской Академии и в статье об Ореховском в «Всеобщей Энциклопедии» Оргельбрандта. Наиболее подробная биография Ореховского написана Максимилианом Оссолинским и издана в Кракове в двух томах.
С. Ореховский-Роксолан стал ярким примером человека, на чьей жизни и творчестве отразилось всё сплетение политических и культурных факторов, влиявших на историю украинских земель в составе Польши ХVІ в., ставших своеобразным мостом между католическим и православным миром, а также — пограничьем христианской и мусульманской цивилизаций. Видный идеолог концепции «золотых шляхетских вольностей» и идеи единого «европейского дома» в противовес османам, С. Ореховский в своих трудах являлся ещё и выразителем двойного политического сознания украинской («русинской») шляхты .
Почти во всех произведениях Станислава Ореховского хорошо прослеживается его политическая и этнокультурная самоидентификация . Начнём с того, что, подписывая свои произведения, около своей фамилии он ставил слова «Роксолан» или «Рутенец» («русин»), поэтому и известен в истории как Ориховский-Роксолан (Orzehovius Roxolanus). Открыто идентифицировал он себя как «русина» в большинстве своих произведений. Так, в одном из них — политическом трактате «Образцовый подданный» — Ориховский заявляет: «Я русин, горжусь этим, охотно об этом повсеместно говорю» . Свой родной Перемышль Ориховский неоднократно называет «руським». В письме к П. Рамузио он пишет: «Перемышль, довольно показное место в Руси». Русь он называет «своей родиной», вообще для произведений Ориховского характерна оппозиция «мы — они». К первым он относит собственно Русь и Польшу (хотя последнюю и не всегда), ко вторым — Московию, Венгрию и др. зарубежные страны.
Однако с «русинской» идентификацией в произведениях С. Ориховского органично переплетается и тождественность с Польским государством, его религией и культурой. В письме к П. Гомрату Ориховский пишет: «Я человек рутенского рода, родился и воспитан был в римском обряде». Идентификация с Польским государством хорошо прослеживается в письме к итальянскому гуманисту П. Рамузио, где С. Ориховский отмечает, что студентов из земель Руси в западноевропейских университетах называют поляками, так как Русь «является провинцией, входящей в состав Польши». Не чужой для Ориховский является и польская идея сарматизма, сарматом он считает и себя: «я тоже Сармат, потому что Украина, которая является моей родиной, лежит в европейской части Сарматии» .
Своей родиной Ореховский считал Русь (к востоку от Карпат и Днестра), где говорят «слов’янской мовой». Он описывает расслоение народа, где шляхта имеет латинский обряд, а народ греческий. Женщин Руси Ореховский называет русинками. При этом он утверждал, что к 16 веку Русь являлась провинцией Польши.
К существу социальной философии Ореховского относится оппозиция gente/natione. Gente — это род-племя, указывающее на происхождение. Natione — это уже подданство, законы и обычаи. Посему он заявляет: «gente Ruthenus natione Polonus» («по роду русин, а по национальности поляк» или «поляк русинского происхождения») , что как нельзя лучше свидетельствует о дуализме политического сознания шляхты в составе Польского королевства Почему политического? С. Ореховский, безусловно, хорошо видел влияния этнического, религиозного и др. аспектов на жизнь общества. Однако наций в современном понимании этого понятия ещё не сложилось, поэтому под «народом» в то время скорее надо понимать «шляхетский народ» / «шляхетскую нацию». Знать не объединяла себя ещё с представителями других социальных слоёв в одну национальную общность. Так, под названием образованного в XVI в. государства Речь Посполитая Обоих Народов нужно понимать союз «шляхетских народов» Польши и ВКЛ, объединенных «общим делом» (res publika — Rzeczpospolita). В этом свете «gente Rutenus natione Polonus» можно понимать также и как «русинское племя польского государства». Украинская шляхта, помня о своём «русинском» происхождении, осознавала и свою принадлежность к польской политической нации.
В связи с Ливонской войной , насущным вопросом была Уния между Великим Княжеством Литовским и Королевством Польским . В 1564 году Ореховский написал сочинение полемической направленности «Пирамида», которое получило распространение на Сейме 1564 г. В сочинении рассматривались вопросы про соединение Княжества и Короны, Станислав Ореховский высказал собственный взгляд на решение этой непростой задачи. Автор «Пирамиды» отстаивал тезис о том, что Великое Княжество Литовское должно полностью войти в состав Польши. Он разработал провокационный тезис «свободного королевства и несвободного княжества» , в основу которого легло реальное состояние гражданского общества двух государств. В Польском Королевстве существовала гражданское равноправие всех жителей, которые юридически являлись народом, таким образом принадлежали к дворянскому сословию и имели право активного участия в общественной жизни. В Великом Княжестве такое равноправие отсутствовало. Согласно убеждению С. Ореховского, «все княжества — противная вещь, они не соответствуют человеческой природе и проклятые Богом» , так как там господствуют неволя, деспотия и самоуправство хозяев, которые могут наказать, растлить и даже уничтожить своих подданных ради всяческих капризов и не понести за это никакого наказания. Жители княжеств, согласно словам С.Ореховского, — нищие; они живут в вечной бедности, нужде, находясь в полной зависимости от хозяев. И только в Королевстве человек получает настоящую свободу и счастье. «Тот, кто не живет в королевстве — не принадлежит к свободным людям . Он не дворянин, он не имеет никаких прав и вечно живет в несчастье и нищете… Каждый человек в княжестве — это только тень человека, а не настоящий человек» . Ни один литвин, подчеркивал С. Ореховский, не является свободным, каждый от кого-то зависит, а господствует над всеми великий князь, который от рождения хозяин над всеми. Поэтому «когда видим людей из Великого Княжества Литовского — видим невольников» . Никто из уроженцев Княжества, даже знатных и богатых, не может сравниться по своим правам со свободными поляками.
Станислав Ореховский в своем сочинении всегда приводил примеры из истории Королевства Польского и Великого Княжества Литовского. Эти примеры должны были подтвердить его теорию и, главное, склонить литвинов к безусловному вхождению в состав Польши. Автор «Пирамиды» употребил все свое литературное мастерство, чтобы убедить литвинов, что для них уния с Короной на любых условиях — единственное средство спасения и выхода из гражданской неволи. «А захочет Литва из той прирожденной неволи выйти, пусть тщательно бдит о союзе с Польским Королевством, настойчиво просит про это великого князя, своего наследного господина, и польского короля».
Ореховский высказался и о механизме включения Великого Княжества Литовского в состав Польши. По его мнению, великий князь, как полноценный господин государства, должен свой волей, без всякого обсуждения с народом, присоединить Княжество к Польскому Королевству, «чтобы Литва обрела свободу и стала с Польшей единым телом, единым сердцем, единой душой» . При этом он считал недопустимым сохранение в Княжестве прежних порядков, в первую очередь отдельных государственных институтов и отдельного законодательства. «Хорошо сочетаются ветер с водой, так оба влажные, — писал С. Ореховский. — Однако никак не сочетаются вода с огнем, так как ничего не имеют общего: вода — влажная и мокрая, огонь — сухой и теплый. Поэтому и не могут быть вместе. По этой причине и несвободная Литва не может быть соединена со свободной Польшей, когда не будет иметь одинаковой с ей формой правления».
В полемическом сочинении « Разговор поляка с литвином » (1564), авторство которого исследователями приписывается Андрею Волану и Августину Ротундусу , были высказаны совершенно противоположные взгляды на Унию.