Interested Article - Быков, Юрий Анатольевич


- 2021-02-01
- 1
Ю́рий Анато́льевич Бы́ков (род. 15 августа 1981 , Новомичуринск , Рязанская область , РСФСР , СССР ) — российский актёр и кинорежиссёр, сценарист, композитор, продюсер, музыкант, аранжировщик, писатель, поэт.
Биография
Юрий Анатольевич Быков родился 15 августа 1981 года в городе Новомичуринске Рязанской области. Вначале жил вместе с родителями в вагончике . Отец Быкова был по профессии шофёром, мать работала на Новомичуринском заводе крупнопанельного домостроения. Приблизительно в 1987 году отец уехал в Тюмень , и больше Юрий его не видел. Примерно до 12 лет Быков жил с одной матерью. Позже мать повторно вышла замуж, отчим работал крановщиком-оператором на электростанции .
В ответ на вопрос о чернухе в собственных фильмах отмечал: « А что может снимать человек, которого в детстве будила мать, для того чтобы ночью идти воровать с колхозного поля капусту, потому что есть было нечего? » , также указывая, что после прихода на поле он встречал там ещё 500 голодных человек, которым также нужно было не попадаться милиции . В интервью 2013 года Быков говорил, что проблема отсутствия благополучия и социального напряжения в России по-прежнему актуальна, и приводил данные, что на тот момент его матери платили 1700 рублей в месяц за работу в маленьком роддоме Новомичуринска, а Рязанскую ГРЭС , на которой работает его отчим, собираются закрывать .
Быков указывал, что в период юношества он «видел, например, как людей машиной переезжают в наказание» и знал, что многие в Новомичуринске от нехватки денег вступали в разные преступные группировки . Некоторое время до конца школы сам выполнял мелкие поручения одной группировки: « Где-то что-то там свистнуть, машину перевернуть. А были большие серьёзные ребята, которые рулили делами. Я до этого уровня не дорос. Очень быстро отвалился ». Отмечал, что ушёл, потому что после двух приводов в подвал с засовыванием его головы в мешок с сахаром понял, что он боится такой работы .
Увлекался литературой, писал рассказы и стихи в местную газету, ходил в музыкальную школу , играл в музыкальных группах, работал аранжировщиком в местной студии . Неплохо учился в школе, но с девятого класса «скатился почти до двоек» из-за потери интереса к учёбе и уделения основного внимания творчеству .
После того, как окончил школу, Юрий Быков две недели работал грузчиком, затем следующие два-три года оператором дискотеки и машинистом сцены в клубе культуры, параллельно посещал театральный кружок.
Затем пробовал поступать на актёра в различные учебные заведения, но не прошёл по конкурсу. Позднее Новомичуринск посетил Борис Георгиевич Невзоров и посмотрел местные спектакли, благодаря которым Быков смог понравиться народному артисту и режиссёру и записаться на его дочерний курс при ГИТИСе . Через полгода перешёл из ГИТИСа во ВГИК , где появилось свободное место, и проучился во ВГИКе четыре года .
В 2005 окончил актёрский факультет ВГИК (мастерская В. Грамматикова ).
Играл в театрах: МХАТ , « Et Cetera », Театре Луны , Театре Российской Армии . В последнем играл главную роль в спектакле « Женитьба Белугина », но ушёл во время репетиции из-за низкой зарплаты (3000 рублей) и потери интереса . Играл небольшие роли в кино и телесериалах. В течение шести лет был клоуном-аниматором в армянском детском клубе «Яуза» , где играл роль Джека Воробья .
С 2005 по 2009 год снимал рекламные ролики и пробовал снимать короткометражные фильмы. По собственному признанию, картины получились очень плохими, так как «много слушал каждого на площадке, вместо того чтобы самому принимать решения» . В 2006 году снял шестиминутный фильм «Счастье», в 2007 году пятиминутный фильм «Строка» и в 2008 году четырнадцатиминутный фильм «Вечер» .
В 2009 году снял короткометражный фильм «Начальник», в котором выступил как сценарист, режиссёр, композитор, продюсер и актёр. Фильм был награждён главным призом в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр» на кинофестивале «Кинотавр» . Фильм был снят на накопленные режиссёром 150 тысяч рублей, которые Быков отказался вкладывать в своё обучение на режиссёрском факультете ВГИКа у В. Ю. Абдрашитова , куда его дважды зачисляли .
В 2010 году снял первую полнометражную картину « Жить ». Психологически-остросюжетная драма была отмечена призами на международном фестивале « Сталкер » и местных фестивалях в Смоленске и Благовещенске .
Был режиссёром сериала «Станица» , но ушёл прямо со съёмочной площадки, так как не хотел «снимать халтуру» . Идейные разногласия Быкова с продюсерами сериала, посвящённого событиям перед массовым убийством в станице Кущёвской , состояли в том, что Быков стремился выяснить причины большого страха людей перед « Цапками », продюсеры же стремились выпустить сентиментальную мелодраму. Также Быков отмечал, что в дальнейшем «Цапков» показали в сериале «очень лицеприятно» . Окончательным поводом к уходу стал момент, когда Быков обратился к одному из актёров со словами « Знаешь, что? Вот здесь написано вот так, а давай подумаем, может, персонаж в этот момент… », на что актёр ответил: « Слушай, уйди от меня. Мне сейчас всю эту лабуду нужно ещё в камеру сказать, а я это даже не читал ». Заплатил за свой уход компании «Кинотелефильм» 2 152 500 рублей, согласно судебному решению .
В 2013 году состоялась премьера фильма « Майор » в рамках « Недели критики » Каннского кинофестиваля . Криминальная драма была отмечена наградами на ряде фестивалей, в том числе призами «За лучший фильм», «За лучшую режиссуру» и «За выдающийся художественный вклад» на шестнадцатом Шанхайском международном кинофестивале . В 2016—2017 гг. американская компания Netflix получила права на показ и пересняла фильм в формате мини-сериала « Семь секунд », включающего 10 эпизодов. В адаптированном сюжете белый полицейский пытался скрыть свои выстрелы по чернокожему мальчику. Премьера мини-сериала состоялась 23 февраля 2018 года.
В 2014 году вышел в свет социально-драматический фильм « Дурак ». Картина получила ряд престижных наград, включая приз имени Г. Горина за лучший сценарий и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков («За бескомпромиссность художественного высказывания») на фестивале « Кинотавр -2014». По состоянию на начало 2017 года фильм являлся одним из двух российских фильмов, имеющих рейтинг на « КиноПоиске » более восьми баллов . Также фильм особо отметил один из трёх главных кинокритиков « The New York Times » (англ.) (, поставив его на четвёртое место в списке пяти лучших фильмов 2015 года по версии газеты . В 2018 году пользователи « КиноПоиска » присвоили «Дураку» звание лучшего российского фильма за последние 15 лет, а самому Быкову звание лучшего российского режиссёра за это же время .
В 2014 году стал режиссёром первого сезона телесериала « Метод» , вышедшего на экран в следующем году. Был приглашён на съёмки благодаря Константину Хабенскому , которому понравился фильм «Майор». Быков отмечает, что снимал сериал «по принципам комикса» в его лёгкой форме и следовал указаниям шоураннера Александра Цекало о «русском HBO » , для чего Быков изучил эффектный брутально-реалистичный стиль с глубокой проработкой персонажей американского HBO . Сериал получил премию ТЭФИ в категории «Телевизионный фильм/сериал» и несколько других наград. Быков отказался участвовать в съёмках второго сезона сериала из-за отсутствия новизны в этом опыте, а также из-за ориентации на авторское кино вместо коммерческого режиссирования и зарабатывания денег .
Снял две трети фильма « Время первых », посвященного Алексею Леонову и его выходу в открытый космос, но из-за творческих разногласий был отстранён от проекта . Согласно словам продюсера фильма Тимура Бекмамбетова , в фильме остались сцены, снятые Юрием Быковым. Быков в интервью отмечал, что он не смотрел фильм и не испытывает желания его смотреть из-за полного изменения истории, бывшей первоначально более радикальной, из-за упрощения сложной в первую очередь «с человеческой точки зрения» направленности фильма в сторону абсолютной патриотичности с правильными героями, а также из-за ориентации на аудиторию «мягко говоря, уровня „ Ашана “» , как у других прокатных фильмов. Быков указывал, что, насколько ему известно, фильм был полностью переснят за исключением, возможно, одной сцены, которую нельзя было повторить из-за невосстанавливаемых декораций .
В 2016 году учредил кинокомпанию «Кода» для существенного уменьшения расходов на администрирование собственных авторских фильмов и улучшения общего контроля процесса съёмок. Предполагается, что на студии будут создаваться нестандартные неконвейерные фильмы .
В 2016 году закончил съёмку остросюжетного сериала « Спящие » по сценарию Сергея Минаева . Быков отмечает, что в начале проекта были разговоры о возможности авторского сериала, но затем он стал обычным наёмным режиссёром без права участвовать в постпродакшене , включая монтаж. Поэтому Быков указывает, что он не может взять на себя «творческую ответственность» за сериал, и выражает недоумение, что этап постпродакшена доверили продюсеру Елене Лапиной, не участвовавшей ранее ни в одном проекте . 13 октября 2017 года Быков заявил об уходе из кинематографа по итогам съёмок сериала « Спящие », заявив, что сняв его, он «предал всё прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране» . В интервью 2019 года Быков отметил, что СМИ преувеличили его позицию относительно ухода, уточнив, что « я в своём обращении никогда не говорил, что уйду из кино ». Быков указал, что после «Сторожа» он планирует сделать перерыв, а также что у него нет конкретных будущих планов, но есть уверенность в общем направлении: « абсолютно точно могу сказать, что я не смогу не снимать. Я ничего другого не умею. Это единственный способ моего существования » .
Весной 2018 года Быков закончил съёмку фильма « Завод », который вышел в широкий прокат в феврале 2019 года . Являясь, по словам режиссёра, триллером, криминальной и социальной драмой и одновременно боевиком , из-за подобного набора жанров фильм не показывался на ряде европейских фестивалей . Фильм получил приз за лучший сценарий на 13-м Международном фестивале полицейских фильмов в Льеже и некоторые другие награды на кинофестивалях в России . Также по итогам общего голосования зрителей «КиноПоиска» «Завод» получил второе место в списке лучших российских фильмов 2019 года .
В 2021 году Быков начал съёмку фильма « Хозяин » .
Взгляды
Юрий Быков называл себя социалистом , приверженцем левых и патриотом. С пониманием относится к старой либеральной интеллигенции, ориентированной на диссидентов . Не приемлет « гламурную, прозападно ориентированную молодёжь, которая готова хоть завтра продать свои корни и наши общие ценности ради того, чтобы выторговать себе зону жизненного комфорта » . Не признаёт себя диссидентом. Считает себя далёким и от «западников», и от власти, но близким к народу: « Я не за Собчак и не за Путина . Я за Ивана Иванова, который работает шахтёром в Воркуте » . Во время съёмок «Майора» Быков был оппозиционером , посещал митинг на Болотной площади , к 2017 охарактеризовал свои взгляды как центристские .
В 2015 году Юрий Быков собирался снять фильм о войне на востоке Украины . Но после знакомства со значительным рядом источников решил отложить данный проект: «Не могу пока сделать правильных выводов и окончательно запутался в этой теме» . Также Быков отметил, что очень вероятно, что государство могло бы профинансировать такой фильм при доминировании в нём пророссийской точки зрения, но ему не нужен такой государственный заказ . Позднее Быков отмечал, что «нет однозначной правды как с той, так и с другой стороны» и что он собирается лично побывать на Донбассе , поговорить с людьми и в дальнейшем максимально объективно разобраться в проблеме .
Имеет следующие религиозные взгляды: « отдаю себе отчёт, что верить в мифы — оскорбление здравого смысла. Я не говорю, что Бога нет. Он есть. Но это не человек с бородой. Бог — это, в принципе, всё. Бог — не хорошо, не плохо. Он тот, кто формирует всё это пространство, независимо от наших желаний и молитв ». Не приемлет убийства другого человека в качестве ответа или наказания, «даже если тебя изнасиловали, убили твоих близких» . Быков указывал, что несколько раз у него отнимала деньги на улице «братва с палками» , и в такой ситуации ему потом удавалось убежать. Но если бы единственным шансом на спасение в подобной ситуации было бы убийство этих людей, ему пришлось бы их убить и затем пройти через тяжёлые внутренние переживания . Своими нравственными авторитетами в творчестве считает Астафьева , Распутина и Шукшина .
Не считает себя счастливым человеком, по этой же причине не хочет заводить детей. Признавался, что после съёмок «Дурака» находился в суицидальной депрессии около полугода .
В своих фильмах Быков воздерживается от хеппи-эндов , так как считает счастливый конец искусственным явлением для драматических фильмов и жизни в целом, где он невозможен. В качестве примера приводит историю своих двух приятелей, живших рядом с ним в Новомичуринске. Их мать умерла от рака, отец от горя спился, первый брат умер также от алкоголя, у второго нашли рак. Считает, что очищение человека, его катарсис возможен через сострадание .
Заявление о фильме «Спящие»
13 октября 2017 года выступил с публичным осуждением своей работы над сериалом « Спящие » и заявил, что собирается уйти из кино . В своём заявлении, опубликованном в социальной сети « ВКонтакте », режиссёр указал, что « предал всё прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить ». Свой поступок режиссёр пояснил следующим образом :
Я не могу сказать, что я не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале «Спящие». Сотни честных людей пострадали от режима и произвола власти, которую я пытался защитить в этом сериале. Желание внести свой вклад против оранжевой революции в стране, основанное на патриотизме, — цель похвальная, но напрочь архаичная. Люди всё-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен.
Быков извинился перед зрителями, которым понравились предыдущие его работы .
Продюсер фильма «Завод» Руслан Татаринцев отметил, что после заявления Быкова ему « звонили все режиссёры, актёры, руководители каналов », а также бывший тренер ЦСКА и сборной России Леонид Слуцкий , сорок минут убеждавший Быкова не принимать критику близко к сердцу. По мнению Татаринцева, « уже через неделю Юра понял, что никто его не отпустит никуда из кино » .
В 2019 году Быков уточнил, что он не заявлял об уходе из кино, а говорил, что он «уходит в тень». Быков пояснил, что он хочет сделать перерыв после отнявших много сил «Завода» и «Сторожа» для лучшего понимания своей работы как режиссёра и анализа реакций на свои фильмы .
Отзывы
Кинорежиссёр Эмир Кустурица включил картину Быкова «Майор» во внеконкурсную программу «Современные тенденции» своего Международного фестиваля кино и музыки «Кустендорф» . В программу, отметил Кустурица, включены «некоторые из лучших фильмов» 2013 года, и указал, что Быков «очень талантлив» : « Те предпосылки, которые сейчас имеются, позволяют поставить его в один ряд с тем же Озоном вне зависимости от того, что он очень молод и что это только начало. <…> Как я слышал, Быков снимает новый фильм. Думаю, что его ждёт большая режиссёрская карьера » .
Кинорежиссёр Андрей Звягинцев на встрече в ДК «Ясная Поляна» отмечал, что Юрий Быков «очень талантливый человек, очень сильный режиссёр» . Звягинцев указывал, что он положительно оценивает фильм « Дурак » и менее однозначно фильм «Майор»: «Потому что, мне кажется, в финале там что-то он как-то не справился» . Также Звягинцев отмечал, что однажды он передал Быкову, «чтобы он ерундой не занимался» и продолжал свою режиссёрскую деятельность в то время, когда Быков хотел прекратить снимать свои фильмы .
Фильмография
- « Мой друг Иван Лапшин »
- « Собачий полдень »
- « Крёстный отец »
- « Список Шиндлера »
- « Сталкер »
- « Ночи Кабирии »
- « Семь »
- « Пророк »
- « Утомлённые солнцем »
- « Осенний марафон »
Режиссёр
- 2009 — (короткометражный)
- 2010 — Жить
- 2012 — (телесериал)
- 2013 — Майор
- 2014 — Дурак
- 2014 — Ёлки 1914 (новелла «Медведь»)
- 2015 — Метод (телесериал, 1 сезон)
- 2017 — Спящие (телесериал, 1 сезон)
- 2018 — Завод
- 2019 — Сторож
- 2022 — (телесериал)
- 2023 — Хозяин
- 2023 —
Сценарист
Композитор
Продюсер
Актёр
- 2006 — — Геннадий Петрович Демидов
- 2007 — Солдаты 16 — Сопонарь
- 2007 — — Вадик
- 2008 — С.С.Д. — маньяк в маске
- 2008 — Моя прекрасная няня (7 сезон, 173 серия «Люби и саночки возить») — охранник премьер-министра
- 2009 — — капитан ФСБ
- 2009 — — участковый
- 2009 — — Олег
- 2009 — — сержант Вадим Смирнов
- 2009 — — Жора Семёнов
- 2009 — — бандит
- 2009 —
- 2009 —
- 2009 —
- 2010 — Солдаты 16: Дембель неизбежен — рядовой Николай Сопонарь
- 2011 — Ранетки — наркоторговец Том
- 2012 — — грабитель
- 2013 — Майор — Павел Коршунов
- 2015 — Метод — «Худой», детектив
- 2017 — Огни большой деревни
- 2017 — Спящие — Слава, подрывник
- 2018 — Слоны могут играть в футбол
- 2018 — Никто не узнает — Митя
- 2019 — Лови момент — режиссёр
- 2019 — — пожарный
- 2019 — Сторож — Влад
- 2020 — Окаянные дни (новелла «Конец света»)
- 2022 — Горемыки — сосед
- 2023 - Последователи - Борис
Награды и номинации
Фильм «Начальник»
- Кинофестиваль « Кинотавр »-2009 — главный приз в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр»
- (англ.) (— специальный приз
Фильм «Жить»
- Международный фестиваль фильмов о правах человека « Сталкер » — приз «Дебют-Сталкер» за игровой фильм
- (англ.) (— специальный приз жюри
- Фестиваль «Золотой Феникс» (Смоленск) — приз в номинации «Дебют»
- Фестиваль «Амурская осень» (Благовещенск) — специальный приз Генерального продюсера фестиваля
Фильм «Майор»
-
16-й Шанхайский международный кинофестиваль
:
- приз За лучший фильм (единогласное решение жюри )
- приз За лучшую режиссуру и За выдающийся художественный вклад
- 66-й Каннский кинофестиваль — участие в «неделе критики».
- Кинофестиваль « Кинотавр-2013 » — номинация на приз За лучший фильм кинофестиваля .
- Фильм был показан на Московском международном кинофестивале-2013 , VII Международном кинофестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского .
- Приз «Новый жанр» (Nouveau Genre Award) кинофестиваля (фр.) (2013 (Франция). Приз учреждён французским телеканалом Canal+ Cinéma.
- Фильм победил в номинации «Самый актуальный молодёжный сюжет» на V Московском открытом фестивале молодёжного кино «Отражение» в Зеленограде (2013) .
- Приз за лучшую режиссуру 23-го (нем.) (, Германия (2013) .
- 7-й фестиваль « (польск.) (», Варшава — второй приз фестиваля с формулировкой За трогательный, полный напряжения образ действительности, снятый согласно лучшим образцам жанра .
- 32-й Международный кинофестиваль «Фаджр» в Иране — специальный приз жюри .
- Международный независимый кинофестиваль в Румынии «ANONIMUL» — гран-при 2013 .
- 5-й (англ.) (— приз за лучшую режиссуру .
- Фестиваль «Золотой Феникс» (Смоленск) — гран-при «Бриллиантовый Феникс» .
- Фестиваль «Амурская осень» (Благовещенск) — приз за лучший сценарий .
- Премия «Ника» за лучшую мужскую роль второго плана и номинация на премию « Ника » за лучшую режиссёрскую работу .
- IV фестиваль молодого европейского кино Voices — приз зрительских симпатий .
- XXII кинофестиваль «Виват кино России!» (Санкт-Петербург) — приз за лучшую мужскую роль .
Фильм «Дурак»
-
Кинофестиваль «
Кинотавр
-2014»
:
- приз им. Г. Горина за лучший сценарий
- диплом Гильдии киноведов и кинокритиков («За бескомпромиссность художественного высказывания»)
- приз зрительских симпатий
-
Кинофестиваль в Локарно
:
- приз экуменического жюри
- приз молодёжного жюри
-
(фр.)
(в
Гренобле
:
- гран-при — «Хрустальная стрела»
- премия молодёжного жюри
-
(фр.)
(
:
- серебряный атлас
- приз зрительских симпатий
- приз молодёжного жюри
-
Кинопремия «
Ника
»:
- премия за лучший сценарий
- номинация на премию за лучший фильм года
- (англ.) (— приз в номинации «Лучший сценарий»
- XXI Минский международный кинофестиваль « Лістапад » — приз «За лучшую режиссуру»
- 39-й (англ.) (— приз имени Джорджа Ганда III (конкурс фильмов стран Центральной и Восточной Европы)
- Международный кинофестиваль по правам человека в Уругвае — приз за лучший игровой фильм
-
8-й фестиваль российского кино «
(польск.)
(» (
Варшава
)
:
- второй приз
- приз зрительских симпатий
- 43-й (англ.) (в Белграде — специальный приз жюри
- (нем.) (— почётный отзыв
- 2-й Международный кинофестиваль «KINO. Фильмы из России и не только» ( Женева и Лозанна ) — специальный приз
- (англ.) (— специальный приз жюри за сценарий
- Кинофестиваль в Л'Акуила — специальное упоминание
- Международный кинофестиваль в Ричмонде — приз за лучшую музыку
- Премия « Жорж » в категории «Российская драма года»
- 5-й Забайкальский кинофестиваль (Чита) — приз за лучший фильм фестиваля
- Фестиваль «Золотой Феникс» (Смоленск) — специальный приз имени писателя Бориса Васильева с формулировкой « за безоглядность и честное отражении жизни »
- Один из трёх главных кинокритиков « The New York Times » (англ.) (поставил фильм «Дурак» на четвёртое место в списке пяти лучших фильмов 2015 года по версии газеты
Фильм «Ёлки 1914» (новелла «Медведь»)
- Номинация на премию « Жорж » в категории «Российская комедия года» .
Телесериал «Метод»
- Премия ТЭФИ в категории «Телевизионный фильм/сериал».
- Премия Нью-Йоркского кинофестиваля в категории «Криминальная драма» .
- Платиновая награда Хьюстонского международного кинофестиваля .
- Премия « Жорж » в категории «Российский сериал года (драма)».
- Номинация на премию « Золотой орёл » за лучший телевизионный сериал .
Фильм «Завод»
- 13-й Международный фестиваль полицейских фильмов в Льеже — приз за лучший сценарий .
- 8-й Забайкальский международный кинофестиваль (Чита) — приз в номинации «Лучший актёр» с формулировкой « блистательный мужской актёрский ансамбль фильма „Завод“ » .
- 25-й Международный фестиваль фильмов о правах человека « Сталкер » — приз «Сталкер» с формулировкой « за высокую художественность и верность теме прав человека » .
- Фестиваль «Золотой Феникс» (Смоленск) — гран-при «Бриллиантовый Феникс» .
Примечания
- Ольга Митрофанова. (неопр.) Телекомпания «Новый век» (22 апреля 2015). Дата обращения: 27 августа 2017. 26 августа 2017 года.
- ↑ Ирина Малышева. (неопр.) . «НН новости» (5 марта 2015). Дата обращения: 26 августа 2017. 26 августа 2017 года.
- ↑ Екатерина Звягинцева, Ольга Данилевич. (неопр.) . « Говорит Москва » (2 апреля 2016). Дата обращения: 30 августа 2017. 30 августа 2017 года.
- ↑ Рашит Ахметов. (неопр.) . «Звезда Поволжья» (4 января 2017). Дата обращения: 30 августа 2017. 10 января 2017 года.
- ↑ Владимир Бегунов. (неопр.) . «Студия странного кино» (18 марта 2015). Дата обращения: 27 августа 2017. 26 августа 2017 года.
- ↑ Анастасия Якорева. (неопр.) . « Русский репортёр » (29 августа 2013). Дата обращения: 2 сентября 2017. 16 июня 2017 года.
- Лариса Малюкова. (неопр.) . « Новая газета » (22 мая 2013). Дата обращения: 27 августа 2017. 27 августа 2017 года.
- ↑ Ирина Любарская. (неопр.) . « Итоги » №31 / 895 (5 августа 2013). Дата обращения: 27 августа 2017. 27 августа 2017 года.
- ↑ Юрий Семченков. (неопр.) . «О чём говорит Смоленск» (12 сентября 2013). Дата обращения: 16 февраля 2015. 24 сентября 2016 года.
- ↑ (неопр.) . «ПрофиСинема». Дата обращения: 27 августа 2017. 15 февраля 2016 года.
- (неопр.) . Официальный сайт кинофестиваля «Кинотавр». Дата обращения: 17 февраля 2015. Архивировано из 27 августа 2017 года.
- Лариса Юсипова. (неопр.) . « Известия » (23 апреля 2013). Дата обращения: 27 августа 2017. 26 августа 2017 года.
- (неопр.) . Огонек (23 марта 2015). Дата обращения: 1 апреля 2015. 2 апреля 2015 года.
- ↑ Юлия Красникова. (неопр.) . «Реальное время» (21 марта 2016). Дата обращения: 27 августа 2017. 27 августа 2017 года.
- (неопр.) . « РИА Новости » (9 октября 2013). Дата обращения: 27 августа 2017. 14 октября 2013 года.
- (неопр.) . Телеканал « Культура » (29 апреля 2013). Дата обращения: 31 мая 2016. 3 сентября 2017 года.
- Алексей Литовченко. (неопр.) . « Российская газета » (25 октября 2016). Дата обращения: 28 августа 2017. 27 октября 2016 года.
- (неопр.) . « Лента.ру » (25 октября 2016). Дата обращения: 28 августа 2017. 27 октября 2016 года.
- (неопр.) . « NEWSru.com » (12 января 2017). Дата обращения: 2 сентября 2017. 2 сентября 2017 года.
- ↑ (неопр.) . « ТАСС » (13 декабря 2015). Дата обращения: 28 августа 2017. 15 января 2016 года.
- Егор Беликов. (неопр.) . Forbes (16 июня 2019). Дата обращения: 8 января 2020. 8 января 2020 года.
- Дмитрий Шепелёв. (неопр.) . « Игромания » (25 января 2016). Дата обращения: 27 августа 2017. 27 августа 2017 года.
- ↑ Ирина Малышева. (неопр.) . «НН новости» (28 июня 2017). Дата обращения: 26 августа 2017. 26 августа 2017 года.
- (неопр.) . Труд (29 января 2016). Дата обращения: 5 февраля 2016. 30 января 2016 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 14 октября 2017. 14 октября 2017 года.
- (неопр.) . «Е1.ру Екатеринбург Онлайн» (23 октября 2019). Дата обращения: 5 января 2020. 5 января 2020 года.
- ↑ Александр Нечаев. (неопр.) . «Бюллетень кинопрокатчика» (4 февраля 2019). Дата обращения: 8 января 2020. 7 февраля 2019 года.
- ↑ Матвей Ромодановский. (неопр.) . «Профисинема» (7 сентября 2018). Дата обращения: 8 января 2020. 8 января 2020 года.
- Сусанна Альперина. (неопр.) . « Российская газета » (23 декабря 2019). Дата обращения: 8 января 2020. 8 января 2020 года.
- ↑ Леонид Павлючик. (неопр.) . « Труд » (29 января 2016). Дата обращения: 26 августа 2017. 26 августа 2017 года.
- ↑ (неопр.) . « АиФ » (14 июня 2017). Дата обращения: 27 августа 2017. 12 июля 2017 года.
- на YouTube , начиная с 44:08
- (неопр.) . « Газета.ру » (21 января 2015). Дата обращения: 26 августа 2017. 21 августа 2015 года.
- Ольга Аверкиева. (неопр.) . « Собеседник » (22 августа 2015). Дата обращения: 26 августа 2017. 22 августа 2015 года.
- ↑ Арина Павленко. (неопр.) . «Культурная эволюция» (18 апреля 2017). Дата обращения: 27 августа 2017. 27 августа 2017 года.
- Айсылу Кадырова. (неопр.) . «Вечерняя Казань» (16 марта 2016). Дата обращения: 27 августа 2017. 16 марта 2016 года.
- Ольга Кручина. (неопр.) . « Республика Татарстан » №44 (28038) (29 марта 2016). Дата обращения: 27 августа 2017. 15 июля 2017 года.
- ↑ от 14 октября 2017 на Wayback Machine , BBC, 13.10.2017
- Дарья Осташева. (неопр.) . «ПрофиСинема» (10 сентября 2018). Дата обращения: 13 сентября 2018. 13 сентября 2018 года.
- (неопр.) . «Piter.TV» (22 октября 2019). Дата обращения: 8 января 2020. 8 января 2020 года.
- (неопр.) . « NEWSru.com » (22 января 2014). Дата обращения: 1 сентября 2017. 22 августа 2017 года.
- (неопр.) . « РИА Новости » (27 декабря 2013). Дата обращения: 1 сентября 2017. 1 сентября 2017 года.
- (неопр.) . YouTube -канал ДК «Ясная Поляна» (8 апреля 2015). — (Фрагмент от 44:18) . Дата обращения: 10 августа 2017.
- (рус.) . Искусство кино . (недоступная ссылка)
- (неопр.) . Дата обращения: 25 января 2022. 25 января 2022 года.
- Nikola Krastev. (неопр.) . « Radio Free Europe/Radio Liberty » (30 января 2010). Дата обращения: 2 сентября 2017. 2 сентября 2017 года.
- (неопр.) . « Кинотавр ». Дата обращения: 27 августа 2017. 6 августа 2013 года.
- (неопр.) . «Taiwan today» (4 июня 2011). Дата обращения: 31 августа 2017. 31 августа 2017 года.
- (неопр.) . Сайт Союза кинематографистов РФ (архивная ссылка). Дата обращения: 16 февраля 2015. 24 сентября 2013 года.
- (неопр.) . « NEWSru.com » (24 июня 2013). Дата обращения: 31 августа 2017. 24 июня 2017 года.
- Мария Свешникова. (неопр.) . « Россия-1 ». Дата обращения: 31 августа 2017. 9 августа 2013 года.
- (неопр.) . Московский открытый фестиваль молодежного кино «Отражение». Дата обращения: 31 августа 2017. 18 марта 2016 года.
- Элла Володина. (неопр.) . « Deutsche Welle » (11 ноября 2013). Дата обращения: 31 августа 2017. 31 августа 2017 года.
- (неопр.) . Невское время (22 ноября 2013). Дата обращения: 22 ноября 2013. Архивировано из 16 января 2014 года.
- // СК Новости : газета. — 2013. — № 12 (314) . — С. 24 . (недоступная ссылка)
- (неопр.) . zakon.kz (7 февраля 2014). Дата обращения: 9 февраля 2014. 20 июля 2017 года.
- (неопр.) . «Gandul». Дата обращения: 31 августа 2017. 31 августа 2017 года.
- Vladan Petkovic. (неопр.) . «Cineuropa» (2 октября 2013). Дата обращения: 31 августа 2017. 5 октября 2013 года.
- (неопр.) «Смоленская газета» (31 августа 2013). Дата обращения: 31 августа 2017. 9 ноября 2016 года.
- (неопр.) . ИА «Порт Амур» (22 сентября 2013). Дата обращения: 31 августа 2017. 31 августа 2017 года.
- (неопр.) . « РИА Новости » (9 июля 2013). Дата обращения: 31 августа 2017. 31 августа 2017 года.
- (неопр.) . «Виват кино России!». Дата обращения: 31 августа 2017. 21 сентября 2016 года.
- Людмила Андреева. (неопр.) « Смена » (28 июля 2014). Дата обращения: 31 августа 2017. 31 августа 2017 года.
- Андрей Плахов . (неопр.) . Коммерсантъ (18 августа 2014). Дата обращения: 18 августа 2014. 15 января 2021 года.
- Джапаридзе, Михаил (рус.) . ИТАР-ТАСС (19 декабря 2014). Дата обращения: 5 января 2015. 7 января 2015 года.
- Erwan Desbois. (неопр.) . «Accreds» (16 ноября 2014). Дата обращения: 31 августа 2017. 23 декабря 2016 года.
- (неопр.) . «Деловая столица» (30 марта 2015). Дата обращения: 31 августа 2017. 15 апреля 2015 года.
- (неопр.) . « Белорусское телеграфное агентство » (14 ноября 2014). Дата обращения: 31 августа 2017. 31 августа 2017 года.
- (неопр.) . «Cleveland International Film Festival». Дата обращения: 31 августа 2017. 2 марта 2017 года.
- (неопр.) . «Agencia uruguaya de noticias» (26 июня 2015). Дата обращения: 1 сентября 2017. 1 сентября 2017 года.
- Ариадна Рокоссовская. (неопр.) . « Российская газета » (1 декабря 2014). Дата обращения: 3 сентября 2017. 22 июля 2015 года.
- (неопр.) . « ТАСС » (9 марта 2015). Дата обращения: 31 августа 2017. 17 июля 2015 года.
- (неопр.) . «LET’S CEE Film Festival» (15 октября 2015). Дата обращения: 1 сентября 2017. 23 февраля 2017 года.
- (неопр.) . « РИА Новости » (18 октября 2014). Дата обращения: 3 сентября 2017. 21 октября 2014 года.
- (неопр.) . «tvkinoradio.ru» (20 октября 2014). Дата обращения: 3 сентября 2017. 3 сентября 2017 года.
- (неопр.) «Montclair Film Festival» (архивная ссылка) (10 мая 2015). Дата обращения: 2 сентября 2017. 4 марта 2017 года.
- (неопр.) . «İstanbul Kültür Sanat Vakfı». Дата обращения: 31 августа 2017. 2 ноября 2016 года.
- (неопр.) . «Richmond International Film Festival» (2 марта 2015). Дата обращения: 31 августа 2017. 3 марта 2016 года.
- (неопр.) . «Кинопремия „ Жорж “». Дата обращения: 1 сентября 2017. 25 августа 2017 года.
- (неопр.) . Официальный портал «Забайкальский край» (архивная ссылка) (25 мая 2015). Дата обращения: 25 мая 2015. 14 июня 2015 года.
- (неопр.) . « ТАСС » (12 сентября 2015). Дата обращения: 3 сентября 2017. 10 декабря 2016 года.
- (неопр.) . «Кинопремия „ Жорж “». Дата обращения: 27 августа 2017. 25 августа 2017 года.
- (неопр.) . New York Festivals . Дата обращения: 27 августа 2017. Архивировано из 26 марта 2017 года.
- (неопр.) . WorldFest-Houston . Дата обращения: 27 августа 2017. Архивировано из 21 августа 2016 года.
- (неопр.) . Today in Liège (7 мая 2019). Дата обращения: 3 января 2020. 3 января 2020 года.
- (неопр.) . Забайкальский Международный кинофестиваль. Дата обращения: 3 января 2020. 6 июня 2019 года.
- (неопр.) . Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» (16 декабря 2019). Дата обращения: 4 января 2020. 4 января 2020 года.
- (неопр.) . « Интерфакс » (12 сентября 2019). Дата обращения: 3 января 2020. 3 января 2020 года.
Ссылки
- (неопр.) . Искусство кино (август 2010). Дата обращения: 6 июня 2014.
- (неопр.) . ПрофиСинема (13 мая 2013). Дата обращения: 17 февраля 2015.
- (неопр.) . Известия (20 августа 2014). Дата обращения: 21 августа 2014.

- 2021-02-01
- 1