В
1516 году
он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году —
фрески
внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в
Люцерне
. По возвращении осенью
1519 года
в Базель много работал над декорированием внешних фасадов домов.
К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург, рисунки к Ветхому Завету и «Пляска Смерти», гравированные на дереве.
В
1526 году
Гольбейн перебрался в Англию. Там писал исключительно портреты. По возвращении в Базель в
1528 году
Гольбейн окончил фрески в зале ратуши и написал несколько портретов.
В
1532 году
религиозные смуты заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в
Берлине
,
Виндзоре
,
Гааге
,
Брауншвейге
и
Вене
. К этому времени относятся его портреты Морретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля, Томаса Уайетта, а также «Колесо Фортуны». Ему удалось стать придворным живописцем короля
Генриха VIII
.
Помимо работы портретистом Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В
1543 году
, между
7 октября
и
29 ноября
, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.
Техника и стиль
Живописные произведения Гольбейна отличаются точностью, тонкой моделировкой формы посредством выверенных
тональных
и
светотеневых
отношений. При работе над портретами художник предварительно выполнял тщательные рисунки, многие из них сохранились. Такие рисунки Гольбейн делал углём, мелом и сангиной. Они психологически точны, свидетельствуют о наблюдательности и впечатляют красотой формы, основанной на найденном художником оригинальном приёме: контурной линии с мягкой моделировкой тоном, так называемой «растяжкой», хорошо передающей объём. Значение Гольбейна в немецком искусстве определяется ещё и тем, что он перенёс в
Германию
, а затем и в Англию достижения изобразительного искусства эпохи
Итальянского Возрождения
, не утрачивая при этом национального характера, — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретном искусстве
Альбрехта Дюрера
.
Интересные факты
В честь художника получили наименования стиль вышивки и тип восточных ковров, так как Гольбейн часто изображал их на своих портретах (см.
гольбейн
).
В честь Гольбейна назван на
Меркурии
; название утверждено в 1979 году.
(неопр.)
.
planetarynames.wr.usgs.gov
.
Дата обращения: 27 сентября 2020.
22 мая 2022 года.
Литература
на русском языке
Гольбейн Г. мл. Пляска смерти / Вступ. ст. А. Могилевского. — М. : Ритм, 1923. — 89 с. : ил.
Бенсьюзан С. Л.
Гольбейн / С. Бенсюзан; пер. Е. Боратынской. — М. : Ю. И. Лепковский, 1910. — 79 с.: ил. — (Художественная библиотека).
Булгаков, Ф. И.
// Сто шедевров искусства. —
СПб.
: изд. ред. «Нового журнала иностранной литературы», 1903. — С. 23.
Власов В. Г.
Хольбайн, Гольбейн // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 477. — 655 с., [8] л. ил. —
ISBN 5-88737-010-6
. —
OCLC
.
// Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.:
Изд-во СПбГУ
, 2017. — С. 573—580.
ISSN
.
doi
:
Камчатова А. В., Котломанов А. О., Кроллау Н. Е.
Германия. Англия. XV–XIX века : биографический словарь / А. В. Камчатова, А. О. Котломанов, Н. Е. Кроллау. —
СПб.
: Азбука-Классика, 2008. — С. 16, 18, 19, 67–75, 157, 228, 436. — 480 с. : ил., цв. ил. — (Художники Западной Европы). —
ISBN 978-5-91181-907-1
. —
OCLC
.
Либман М. Я.
Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии XV и первой половины XVI века. — М.:
Искусство
, 1972. — 240 с.: ил.
Пахомова В. А.
Графика Ганса Гольбейна Младшего. — Л.:
Искусство
, 1989. — 228 с. : ил. — Библиогр.: с. 126—133.
на других языках
(нем.)
(
Hans Holbein : Sein Leben u Werk / Oskar Batschmann u. Pascal Griener. — Koln : DuMont, 1997. — 256 c.
Foister S.
Holbein and England. — New Haven ; London :
Yale University Press
for the Paul Mellon centre for studies in British art, 2004. — 308 p. : ill.
Pettegree A.
Holbein: Court painter of the Reformation //
History today
. — 1998. — Vol. 48. — P. 22-28.