Interested Article - 25-й кадр

25-й кадр , или сублимина́льная рекла́ма ( англ. subliminal advertising), — вымышленная методика воздействия на подсознание людей посредством вставки в видеоряд скрытой рекламы в виде дополнительных кадров. Автор метода Джеймс Викари (James Vicary) признал , что результаты экспериментов, якобы подтверждавших наличие такого воздействия на людей, были им сфабрикованы. Несмотря на это, использование сублиминальной рекламы запрещено во многих странах.

Принцип действия

Вверху — кадры на плёнке, внизу — то, что видит человек

Идея заключается в том, что зрение человека якобы способно различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране). Поэтому инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, якобы минуя сознание , воздействует сразу на бессознательное. На самом же деле через бессознательное проходит вся информация, поступающая в мозг, а затем для обработки той информации, которая будет воспринята как наиболее важная, подключается сознание. Таким образом отсеивается огромное количество информации, которая по продолжительности восприятия может значительно превышать 1/25 секунды (например, обычная телевизионная реклама), а следовательно, «скрытая» реклама уже в любом случае менее продуктивна, чем обычная.

В действительности 25-й кадр скрытым не является : каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения сливается с подобными и не выделяется человеком. Однако благодаря этому же эффекту заметить «лишний» кадр не составляет труда. Можно даже прочитать короткое слово, если оно набрано крупным шрифтом и знакомо зрителю — в этом легко самостоятельно убедиться, используя домашний компьютер и программу видеомонтажа (при этом частоту кадров можно поставить значительно выше стандартных 25 кадров/сек, но всё равно даже далеко не «25-й» кадр будет бросаться в глаза).

Что касается психологического эффекта, то его наличие ещё в 1958 году было официально опровергнуто Американской психологической ассоциацией .

История

Опыты Джеймса Викери

В 1957 году Джеймс Викери заявил, что провёл в кинотеатрах Нью-Джерси следующий эксперимент. Во время показа фильма « Пикник » в моменты смены кадра с помощью дополнительного проектора демонстрировались кадры скрытой рекламы, такие как «Кока-кола», «Ешьте попкорн». Фильмы показывались на протяжении всего лета 1957 года. Продажа кока-колы в буфете кинотеатра, по заявлению Викери, повысилась на 17 %, а попкорна — на 50 %. Затем Джеймс Викери запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в фильмах.

Идею этой обманной технологии ему подсказал недавно изобретённый тахистоскоп , прибор, дающий короткие вспышки света до 1/60000 секунды. Столь короткие импульсы человеческое сознание не фиксирует, то есть они ниже порога восприятия. С их помощью фирма «Кодак» получила уникальные фотографии пули в полёте. Викери придумал этим импульсам иное применение.

Сообщения в СМИ привлекли внимание учёных, рекламных агентов и правительственных работников к методике Викери, которые потребовали провести ещё один эксперимент. Викери устроил несколько демонстраций, которые, однако, не привели к желаемому результату. Испытуемые не ощущали особого желания исполнять внушаемые им команды.

В 1958 году потребовал от Викери предоставить данные и описание эксперимента, проведённого в 1957 году, но получил отказ.

, студент из Нью-Йорка, приехал в писать реферат по исследованию Викери. Он обнаружил, что кинотеатр, в котором, по утверждению Викери, проводился эксперимент, не мог принять 50 тысяч зрителей за 6 недель, кроме того, директор этого кинотеатра заявил, что вообще впервые слышит о каких-либо экспериментах, проводившихся в его заведении.

Многие учёные пытались повторить эксперимент Викери. Так, в 1958 году рекламное агентство Canadian Broadcasting Corporation во время популярной телепередачи «Close-Up» транслировало вставки с текстом «Звони прямо сейчас!», но количество звонков от этого не увеличилось. Когда же телезрителям сообщили об этом и попросили угадать содержание послания, то ни в одном письме не содержалось правильного ответа. Но почти половина испытуемых утверждала, что во время просмотра им хотелось есть и пить.

А в 1962 году сам Викери признал , что эксперимент 1957 года вместе со всей статистикой продаж был попросту сфабрикован.

Поздние исследования

Международный научно-популярный журнал New Scientist писал, что в некоторых случаях подсознательная реклама работает . Для этого сообщение должно быть замаскировано в потоке скачущих букв и цифр и должно появляться на время, на порядок превышающее 1/25 с (ориентировочно 0,3—0,4 с). Испытуемые не просто наблюдали бессмысленный видеоряд, а должны были подсчитывать число букв в мелькавших словах.

Группа учёных университета Неймегена в Нидерландах под руководством Йохана Карреманса провела эксперимент, подтверждающий эффективность сублиминального воздействия при определённых условиях. Результаты были опубликованы в журнале Journal of Experimental Social Psychology.

Компания BBC также провела эксперимент в целях проверки данного феномена. Эксперты подтвердили, что различия между контрольной группой и группой, получавшей «сублиминальную рекламу», не были статистически значимыми.

Возрождение в России

В 1990-е годы — с опозданием почти на 40 лет — усилиями «жёлтой прессы» в России возрастает интерес к 25-му кадру. В газетах появляются статьи о «зомбировании населения», реклама видеокассет для изучения английского языка, лечения различных заболеваний (например, алкоголизма ) с помощью 25-го кадра. Более того, были даже приняты соответствующие законы. В то же время по мере развития и популяризации смартфонов, цифровиков и экшен-камер в их настройках легко было обнаружить, что минимальной, впрочем, в большинстве случаев и максимальной, скоростью съёмки являлась не 24, а 30 кадров в секунду. Скорость экшен-камер среднего и высокого класса, как, например, GoPro или Sony, значительно превышает этот показатель и достигает 120 и более кадров в секунду.

Законодательство

В российском законодательстве использование 25-го кадра, равно как и других методов скрытой рекламы, запрещено. Пункт 9 ст. 5 («Скрытая реклама») Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (вступил в силу с 1 июля 2006) гласит:

Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путём использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Специалисты Всероссийского НИИ ТВ и радио (ВНИИТР) разработали прибор, выявляющий, среди прочего, «постороннюю и несанкционированную информацию» в телевизионном сигнале . С помощью этого устройства, в частности, было обнаружено нарушение требований Федерального закона «О рекламе» екатеринбургской телекомпанией АТН .

Законом Украины «О телевидении и радиовещании» запрещается «использование в программах и передачах на телевидении и радио скрытых вставок, действующих на подсознание человека и/или оказывающих вредное воздействие на состояние их здоровья».

Обвинения в использовании 25-го кадра

  • Во время парламентских выборов на Украине в 2006 году руководитель избирательной кампании Партии регионов Евгений Кушнарёв заявил об использовании блоком « Наша Украина » так называемого «25-го кадра» в агитационном фильме «Загроза. Страшна правда», продемонстрированном 10 марта на Первом национальном канале . По его словам, на протяжении всей ленты пять раз по три кадра появляется изображение черепа. Блок «Наша Украина», в свою очередь, опроверг через свою пресс-службу обвинения, назвав череп спецэффектом, упрекнув Партию регионов в раздувании псевдосенсаций для отвлечения внимания от компрометирующих фактов, приведённых в фильме . При замедленном просмотре видно, что изображение черепа проявлялось в виде вспышки при смене сюжетов и занимало более одного кадра в каждом случае, то есть не являлось 25-м кадром как таковым.
  • После инцидента с эпилептическими приступами у японских детей в использовании 25-го кадра был обвинён популярный аниме-сериал « Покемон ».

В кино

  • В сюжете фильма « Бойцовский клуб » упоминается использование 25 кадра Тайлером Дёрденом : работая в кинотеатре, он вставлял в фильмы кадр с изображением полового члена, что вызывало подсознательное смущение у публики, не заметившей пошлости на уровне сознания; также кадр с изображением мужского полового органа вставлен в конец фильма. В начале фильма присутствуют вставки изображений самого Тайлера Дёрдена до его встречи с главным героем.
  • В одном из эпизодов телесериала « Коломбо » убийца использует 25 кадр для того, чтобы заставить жертву оказаться в том месте, где преступник её и поджидал. Позднее лейтенант Коломбо, ознакомившись с этой технологией, воспользовался ей для воздействия на подозреваемого: лейтенант знал только район тайника с орудием преступления (изменителем калибра), но не знал конкретного места, а потому вставил в фильм 25 кадр с изображением местности предполагаемого тайника. Убийца при просмотре этого фильма по непонятной для себя причине занервничал, вышел из кинозала и проверил тайник, около которого его уже ждали полицейские.
  • В сериале « Вавилон-5 » организация телепатов пси-корпус использует технологию 25 кадра для увеличения доверия к ней со стороны зрителей рекламы. В 15 серии 2 эпизода, «А теперь — слово» (And now for a word), выполненной в виде новостной передачи, присутствуют рекламные вставки. В рекламе пси-корпуса видны мелькающие на экране слова: The Psi Corps is your friend. Trust the Corps (Пси-корпус — твой друг. Доверяй корпусу). При монтаже серии длительность этих кадров была сознательно увеличена в 2.5 раза, чтобы соответствовать американским правовым актам в области телевидения , поэтому текст можно прочитать, даже не ожидая его появления. Однако во Франции в соответствии с законодательством эти кадры были вообще вырезаны из трансляции .

В музыке

См. также

Примечания

  1. Репьев А. П. от 23 декабря 2010 на Wayback Machine
  2. ↑ Boese, Alex (2002). The Museum of Hoaxes: A Collection of Pranks, Stunts, Deceptions, and Other Wonderful Stories Contrived for the Public from the Middle Ages to the New Millennium , , ISBN 0-525-94678-0 . pages. 137-38.
  3. ↑ Anthony R. Pratkanis. от 18 марта 2010 на Wayback Machine The Committee for Skeptical Inquiry . Vol. 16.3, Spring 1992
  4. ↑ Евгений Вотяков. от 2 ноября 2019 на Wayback Machine // Вестник КрасГАСА , вып. 7, 2004
  5. от 5 июля 2006 на Wayback Machine (англ.)
  6. (неопр.) . Дата обращения: 10 мая 2014. 12 мая 2014 года.
  7. (англ.) . BBC News. Дата обращения: 12 февраля 2016. 14 февраля 2016 года.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 28 июня 2006. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 24 декабря 2010. 22 декабря 2010 года.
  10. Светлана Немцова, Сергей Никаноров, Леонид Чирков. (рус.) // «625» : журнал. — 2000. — № 8 . 27 ноября 2023 года.
  11. , ст. 6 п. 3
  12. от 21 июля 2009 на Wayback Machine , \'\'polit.ru\'\', 16 марта 2006
  13. (неопр.) Дата обращения: 5 октября 2016. 5 октября 2016 года.
  14. eeggs.com. (неопр.) . www.eeggs.com. Дата обращения: 27 января 2016. 10 марта 2016 года.
  15. (неопр.) . www.midwinter.com. Дата обращения: 27 января 2016. 2 марта 2018 года.

Литература

  • , , , , , , Краткий справочник понятий лженауки // / [редкол.: С. В. Тихонова (отв.ред.) и др.]. — СПб. : Изд-во ВВМ, 2013. — 291 с. — 100 экз. — ISBN 978-5-9651-0742-1 .
  • Boese, Alex (2006), , Orlando: Harcourt, с. , ISBN 978-0-15-603083-0 , < >
  • Dixon, Norman F. (1971), Subliminal Perception: The nature of a controversy , New York: McGraw-Hill, ISBN 978-0-07-094147-2
  • Greenwald, A. G. // American Psychologist . — 1992. — Т. 47 , № 6 . — С. 766—779 . — doi : . — .
  • Holender, D. (1986), , Behavioral and Brain Sciences Т. 9 (1): 1–23, doi : , < >
  • Merikle, P. M. & Daneman, M. (1998), Psychological Investigations of Unconscious Perception, (англ.) ( Т. 5 (1): 5–18
  • United States Senate, Ninety-ninth Congress, First Session on Contents of Music and the Lyrics of Records (September 19, 1985), , Washington, DC: U.S. Government Printing Office , < > от 24 августа 2019 на Wayback Machine
  • Watanabe, T.; Náñez, J.; Sasaki, Y. Perceptual learning without perception (англ.) // Nature . — 2001. — Vol. 413 , no. 6858 . — P. 844—848 . — doi : . — .

Same as 25-й кадр