Королевские стили
— историко-региональные
стили
в европейском искусстве. История искусства с периода
Возрождения
(прежде всего в искусствознании Франции) рассматривается по периодам, соответствовавшим годам правления европейских монархов
.
Австрия
Стиль Марии Терезии
(1740—1780) — австрийское
рококо
; сложился при венском дворе в период правления императрицы
Марии Терезии
.
Великобритания
В истории искусства
Великобритании
выделяют следующие «королевские стили»
:
Стиль Генриха VIII Тюдора
(1520—1550) — то же, что
Тюдор-Ренессанс
;
Стиль Елизаветы I
(1558—1603) — то же, что
или
Елизаветинское Возрождение
;
Стиль Якова I Стюарта
(1603—1625) — раннее английское
барокко
; то же, что
или
Стиль Якова
;
Стиль Карла I
(1625—1640) — переходный стиль к английскому классицизму;
Стиль Карла II
(1660—1685) — то же, что
;
Стиль Вильгельма III Оранского и королевы Марии
(1689—1702) — то же, что
Стиль Марии
;
(1702—1714) — стиль английского барокко; то же, что
Стиль Анны
;
Стили Георга I
(1714—1727),
Георга II
(1727—1760),
Георга III
(1760—1820),
Георга IV
(1820—1830) — то же, что
Георгианский стиль
и
Стиль Регентства
в Англии;
Штауфеновский ренессанс
(1194—1250) — период развития средневекового искусства Германии, связанный с деятельностью
Фридриха II Гогенштауфена
, направленной на возрождение классического искусства
Древнего Рима
;
Исабеллино
(1475—1504) — стиль испанского искусства конца XV столетия, названный по имени королевы
Изабеллы Кастильской
; то же, что
«стиль католических королей»
или
«фердинандино»
(по имени
короля Арагона
);
Фердинандино
(1820—1833) — исторический стиль в искусстве Испании XIX века, назван по имени испанского короля
Фердинанда VII
; в общих чертах был схож с
неорококо
.
Россия
В
России
, в силу влияния монархов на создание оригинальных художественных направлений, «королевские стили» используют в периодизации архитектуры
Санкт-Петербурга
:
Деление истории искусства на периоды «королевских стилей» характерно прежде всего для французского искусствознания, так как там, в отличие от Италии с её демократическим движением городов-государств и их борьбой за независимость, Ренессанс носил аристократический, придворный характер, выражая идею абсолютизма королевской власти. Выделяют следующие французские «королевские стили»
:
(1364—1380) — стиль расцвета французской готики;
(1422—1461) — стиль пламенеющей готики, с элементами проторенессанса;
(1461—1483) — проторенессанс;
(1483—1498) — переходный стиль от готики к Возрождению:
— начало французского Ренессанса. Совпадает с переходом от пламенеющей готики к французскому Возрождению. В этот период во Францию, в связи с
военными походами
Карла VIII
и самого Людовика XII, проникло влияние искусства
итальянских городов-государств
;
(1515—1547) — первый французский Ренессанс;
(1547—1559) — зрелый французский Ренессанс;
(1598—1610) — поздний французский Ренессанс;
(1610—1643) — поздний французский Ренессанс, сохранявший элементы маньеризма и барокко; переходный стиль к «Большому стилю» Людовика XIV;
Власов В. Г.
Королевские стили // Стили в искусстве: словарь: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура: [в 3 т.] / В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1995. — Т. I. — 672 с.
Власов В. Г.
Карла IV стиль // Стили в искусстве: словарь: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура: [в 3 т.] / В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1995. — Т. I. — 672 с.
Власов В. Г.
Марии Терезии стиль // Стили в искусстве: словарь: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура: [в 3 т.] / В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1995. — Т. I. — 672 с.