Максимализм
― направление в
современном искусстве
, характеризующееся эстетикой избыточности. Представляет собой реакцию на
минимализм
. Главная идея максимализма может быть обобщена в формуле «чем больше, тем лучше» ― в отличие от минималистского девиза «чем меньше, тем лучше»
.
Литература
Термин «максимализм» иногда ассоциируется с
постмодернистскими романами
таких авторов, как
Дэвид Фостер Уоллес
и
Томас Пинчон
, где различные отступления, сноски и комментарии занимают основную часть текста произведения. В литературе термин «максимализм» может применяться ко всему, что рассматривается как явно чрезмерное, комплексное и «эффектное», предлагающее избыточное количество дополнений.
Писатель
Джон Барт
определяет литературный максимализм через противопоставление средневековой католической церкви «двух ... дорог к благодати»:
-
via negativa
кельи монаха и пещеры отшельника, и
via affirmativa
погружения в человеческие дела, пребывания в мире, независимо принадлежит ли он ему или нет.
Критики
удачно заимствовали эти термины, чтобы охарактеризовать разницу, например, между мистером
Беккетом
и его бывшим наставником
Джеймсом Джойсом
, проявившим себя максималистом во всех своих работах, за исключением ранних
.
Такаёси Исивари развивает определение Барта, предлагая
постмодернистский
подход к понятию
подлинности
:
-
Этим ярлыком наделяют таких писателей как, в частности, Томаса Пинчона и самого Барта, чьи громоздкие произведения резко контрастируют с относительно короткими романами и рассказами
Бартелма
. Эти максималисты получили такой эпитет, потому что они, живущие в эпоху
эпистемологической
неопределённости и, следовательно, осознающие, что никогда не смогут узнать, что на свете является подлинным и недостоверным, ― пытаются включить в свои художественные произведения всё, что относится к их веку, чтобы принять эти подлинные и недостоверные вещи такими, каковы они есть со всей их неопределённостью и недостоверностью; их работы намереваются выжать максимум из эпохи, быть самим её выражением ― из-за этого их романы часто являются энциклопедическими по своему содержанию. Как утверждает Том Леклер в
«
Искусстве излишества», авторы этих «
шедевров
» даже «собирают, представляют и преобразуют излишества своего века в выдумки, которые превосходят литературные условности времени и, таким образом, осваивают время, методы художественной литературы и завоёвывают читателя»
.
Музыка
Ричард Тарускин
использует термин «максимализм» для характеристики
модернизма
периода с 1890 по 1914 годы, особенно в немецкоязычных регионах. Он определяет максимализм как «радикальное усиление средств для достижения общепринятых или традиционных целей»
. Эта точка зрения, однако, оспаривается на том основании, что Тарускин использует термин просто как «пустой знак», который наполнен «рядом музыкальных особенностей ― большой оркестровкой, мотивной и гармонической сложностью и т. д. ― в общем, всё то, что типично для модернизма»
. Термин «максимализм» широко использовался в середине 1960-х годов применительно к русским композиторам того же периода, который выделял Тарускин
. К современному максимализму относят творчество Дэвида А. Джаффе
,
Эдгара Вереза
,
Чарльза Айвса
и
Фрэнка Заппы
. Альбом «
My Beautiful Dark Twisted Fantasy
»
Канье Уэста
(2010) также был назван критиками максималистским
.
Изобразительное искусство
Считается, что в изобразительном искусстве к направлению максимализма можно отнести творчество
Джулиана Шнабеля
и
Дэвида Салле
. Максимализм в живописи обязан своему рождению бурному развитию
неоэкспрессионизма
в конце 1970-х годов и предшествовавшему широкому распространению
минимализма
.
Говоря о содержании максимализма, Шарлотта Риверз отмечает, что он «прославляет богатство и изобилие в графическом дизайне», характеризуется различными украшениями, чувственностью, роскошью и фантазией. Среди максималистов Риверз отмечает британских художников Кама Танга и Джулию Верховен
. Максимализм в живописи получил распространение и в Китае во второй половине XX века: среди ключевых представителей данного течения выделяют такие имена, как Чао Кай, Динь Йи, Гу Десин и Ли Хуашень
.
Примечания
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 7 августа 2019.
Архивировано из 19 августа 2014 года.
-
Barth, John. “A Few Words About Minimalism”,
New York Times Book Review
, p.1. Dec. 28, 1986.
-
Ishiwari, Takayoshi. ʺThe Body That Speaks: Donald Barthelmeʹs
The Dead Father as Installation
ʺ, Unpublished Masterʹs thesis, p.1. Osaka University, 1996.
6 июня 2011 года.
-
Richard Taruskin, Music in the Early Twentieth Century. Oxford History of Western Music 4 (Oxford and New York: Oxford University Press, 2005), p. 5..
-
J. P. E. Harper-Scott,
The Quilting Points of Musical Modernism: Revolution, Reaction, and William Walton
. Music in Context (Cambridge and New York: Cambridge University Press, 2012), p. 22.
ISBN 9780521765213
.
-
Martin Cooper,
Ideas and Music
(London: Barrie & Rockliffe, 1965): 58.
-
Jaffe, David. “Orchestrating the Chimera—Musical Hybrids, Technology, and the Development of a 'Maximalist' Musical Style”,
Leonardo Music Journal
. Vol. 5, 1995.
-
Delville, Michel and Norris, Andrew. "Disciplined Excess: The Minimalist / Maximalist Interface in Frank Zappa and Captain Beefheart",
Interval(le)s
, p.4. Vol. I, 1 (Automne 2004).
-
Josephs, Brian.
(англ.)
// Vice : magazine. — 2015. — 22 November.
18 августа 2016 года.
-
Caramanica, Jon (November 17, 2010). от 12 сентября 2017 на
Wayback Machine
.
The New York Times
. Retrieved on 2016-11-21.
-
Robert Pincus-Witten, "Gary Stephan: The Brief Against Matisse", In
Talking Painting: Dialogues with Twelve Contemporary Abstract Painters
, edited by David Ryan, 208–20. Routledge Harwood Critical Voices (London and New York: Routledge, 2002), p. 219.
ISBN 9780415276290
-
Rivers, Charlotte (2008).
Maximalism: The Graphic Design of Decadence& Excess
, p.011.
ISBN 2-88893-019-6
.
-
(неопр.)
. www.buffalo.edu.
Дата обращения: 30 сентября 2019.
16 января 2021 года.
Литература
-
Delville, Michel, and Andrew Norris (2005).
Frank Zappa, Captain Beefheart and the Secret History of Maximalism
. Cambridge, UK: Salt Publishers.
ISBN 1-84471-059-9
.
-
Menezes, Flo (2014).
Nova Ars Subtilior: Essays zur maximalistischen Musik
, edited by Ralph Paland. Hofheim: Wolke Verlag.
ISBN 978-3-95593-058-5
.
-
Pincus-Witten, Robert (1981). "Maximalism".
Arts Magazine
55, no. 6:172–76.
-
Pincus-Witten, Robert (1983).
Entries (Maximalism): Art at the Turn of the Decade
. Art and Criticism Series. New York: Out of London Press.
ISBN 9780915570201
.
-
Pincus-Witten, Robert (1987).
Postminimalism into Maximalism: American Art 1966–86
. Ann Arbor: UMI Research Press.