Художественные направления
- 1 year ago
- 0
- 0
Движение Хуруфийя ( араб. حروفية ) — эстетическое движение, возникшее во второй половине XX века среди арабских и североафриканских художников, которые использовали свое понимание традиционной исламской каллиграфии в рамках принципов современного искусства. Сочетая традиции и современность, эти художники работали над развитием панарабского визуального языка, который прививал чувство национальной идентичности в их национальных государствах, которые в этот период избавлялись от колониального господства и утверждали свою независимость. Движение получило по хуруфизму , ветви суфизма , возникшей в конце XIV-начале XV века. Историк искусства охарактеризовала Хуруфийю как самое важное движение, возникшее в арабском мире искусства в XX веке.
Термин «хуруфийя» происходит от арабского слова «хуруф» — буквы. Использование его для описания движения современного искусства является отсылкой к средневековой системе преподавания, соединённой с политической теологией и леттризмом . В этой теологии буквы рассматривались как первозданные символы, управляющие космосом . Таким образом, термин «хуруфийя» наделён суфийским интеллектуальным и эзотерическим смыслом .
Арт-движение Хуруфийя (также известное как движение Аль-хуруфийя или движение Леттризма ) характеризует использование каллиграфии в качестве графического элемента в художественном произведении, как правило, абстрактной работе . Панарабское художественное движение Хуруфийя отличается от Леттристского интернационала , у которого была алжирская секция, основанная в Шлефе в 1953 году Хаджем Мохаммедом Даху.
Термин «хуруфийя» является спорным и был отвергнут рядом исследователей, в том числе , Надой Шабаут и Карен Дабровска. Для описания экспериментального использования каллиграфии в современном арабском искусстве был предложен альтернативный термин Каллиграфическая школа искусства ( Аль-медресе Аль-Хаттия Филь-Фанн ) .
Традиционное искусство хуруфи было связано строгими правилами, которые, среди прочего, ограничивали каллиграфию религиозными произведениями и запрещали изображение людей в рукописях . Практикующие каллиграфы обучались с мастером в течение многих лет, чтобы изучить как технику, так и правила, регулирующие каллиграфию. Современные художники хуруфийя освободились от этих правил, позволив арабским буквам быть деконструированными, изменёнными и включёнными в абстрактные произведения искусства .
Использование традиционных арабских элементов, в частности каллиграфии, в современном искусстве получило своё развитие независимо друг от друга в различных исламских государствах. Немногие из художников, работающих в этой области, имели знания друг о друге, что позволило различным проявлениям хуруфийи развиваться в разных регионах . В Судане, например, движение было известно как Старая хартумская школа и имело значительные отличия от прочих стран, в нём были объединены как африканские мотивы, так и каллиграфия, в то время как материалы, такие как кожа и дерево, заменили холст, определив его особый африканский стиль . В Марокко движение характеризовалось заменой масла на традиционные материалы: художники отдавали предпочтение традиционным красителям, таким как хна, и включали в себя ткачество, ювелирные изделия и татуировку, с добавлением традиционных берберских мотивов . В Иордании это движение было известно как движение Аль-хуруфийя, в то время как в Иране — как .
Некоторые исследователи считают художницу , которая работала в США и Багдаде с середины 1940-х годов, основательницей движения, поскольку она была первой, кто исследовал использование арабской письменности в контексте современного искусства в 1940-х годах и выставил работы, вдохновлённые хуруфией, в Вашингтоне в 1949 году . Однако другие искусствоведы считают её лишь предшественницей Хуруфийи . По другой версии движение хуруфийя возникло в Северной Африке, в районе Судана, с работы , который первоначально исследовал коптские рукописи, что привело его к эксперименту с арабской каллиграфией . Очевидно, что к началу 1950-х годов ряд художников в разных странах экспериментировали с работами, основанными на каллиграфии, в том числе иракский художник и скульптор , который экспериментировал с графическими возможностями использования арабских символов ещё в 1947 году ; иранские художники Нассер Ассар (1928—2011) и , получивший приз на Парижской биеннале 1958 года .
Художники движения отвергали западные художественные концепции и вместо этого развивали новую художественную идентичность, взятую из их собственной культуры и наследия. Эти художники успешно интегрировали исламские визуальные традиции, особенно каллиграфию, в современные, местные композиции . Общий концепт для художников Хуруфийи заключается в том, что все они использовали красоту и мистицизм арабской каллиграфии, но использовали её в современном, абстрактном контексте . Хотя работавшие в этом направлении пытались войти в своём творчестве в диалог с национализмом, они также работали над более широкой эстетикой, которая выходила за национальные границы и представляла принадлежность к арабской идентичности в постколониальный период .
Историк искусства Кристиан Трейчл следующим образом описывала использование каллиграфии в современном искусстве :
Движение Хуруфийя не ограничивалось только художниками, но также включало в себя важных керамистов, таких как иорданец , который объединил традиционную эстетику, включая каллиграфию, с современными технологиями производства керамики , а также скульпторов, таких как катарец Юсеф Ахмад и иракцы Джавад Салим и . Кроме того, движение не было организовано по формальным линиям в арабоязычных странах. В некоторых арабских странах художники Хуруфийя образовали формальные группы или общества, такие как Группа одного измерения ( Аль-Буад Аль-Вахад ), которая опубликовала свой манифест . В то же время в других странах художники, работавшие в этом направлении независимо в одном и том же городе, даже не знали друг друга .
Историк искусства охарактеризовала Хуруфийю как самое важное движение, возникшее в арабском мире искусства в XX веке . Однако Cambridge Companion to Modern Arab Culture признавал её важность с точки зрения источника для вдохновения для арабского национализма, описывал её не как движение, а как школу .
Искусствоведы выделяют три поколения художников движения Хуруфийя :