Флеминг, Эрик (актёр)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ян Ланка́стер Фле́минг ( англ. Ian Lancaster Fleming ; 28 мая 1908 , Лондон — 12 августа 1964 , Кентербери ) — британский журналист, офицер военно-морской разведки и писатель; автор романов о супершпионе Джеймсе Бонде .
Флеминг происходил из богатой семьи, связанной с торговым банком ; его отец был членом парламента от с 1910 года и до своей гибели на западном фронте в 1917 году. Ян обучался в Итоне , Сандхёрсте и некоторое время в Мюнхенском и Женевском университетах . Прежде, чем заняться писательской деятельностью, Флеминг сменил несколько мест работы.
Во время службы в управлении военно-морской разведки Великобритании во время Второй мировой войны Флеминг был привлечён к планированию операции « », а также созданию и последующему надзору над двумя разведывательными подразделениями — 30 штурмовым подразделением и эксплуатационным подразделением . Впоследствии служба в разведке, а также работа журналистом позволили Флемингу наполнить свои романы о Джеймсе Бонде специфическими деталями и глубиной.
Первый роман о Джеймсе Бонде, « Казино „Рояль“ », был написан Флемингом в 1952 году. Роман оказался очень успешным, и издательству пришлось выпустить три тиража, чтобы справиться со спросом. Одиннадцать романов о Бонде и два рассказа были изданы в период с 1953 по 1966 год. Сюжет романов строился вокруг Джеймса Бонда, офицера секретной разведывательной службы Великобритании , широко известной под названием МИ-6. Бонд известен под кодовым номером 007 и был . Книги о Бонде входят в всех времён; число экземпляров, проданных по всему миру, равно 100 миллионам. Флеминг также является автором детской книги « Волшебный автомобиль Чих-Чих-Бум-Бум » и двух документальных работ. В 2008 году Флеминг занял четырнадцатое место в «списке пятидесяти величайших британских писателей начиная с 1945 года» по версии газеты The Times .
Ян Флеминг родился в семье светской львицы Эвелин Сен-Круа Роуз и консервативного политика Валентайна Флеминга . Валентайн Флеминг был сыном шотландского финансиста , основавшего шотландско-американский инвестиционный траст и торговый банк Robert Fleming & Co , и Кейт Хиндмарш, дочери офицера налогового управления . Пять братьев и сестёр Роберта умерли в детстве от дифтерии, и зрелого возраста достигли только сам Роберт и его брат Джон, позднее ставший лордом-провостом Абердина . Помимо Валентайна, в семье Роберта и Кейт был сын , родившийся в 1889 году, и две дочери — Дороти, появившаяся на свет в 1885 году, и Кейтлин, которая была младше сестры на два года. Вскоре после рождения младшего сына семья Флемингов переехала в Лондон, где приобрела несколько особняков . Сыновья Роберта обучались в Итоне и Оксфорде; в 1905 году Валентайн окончил оксфордский , получив степень по истории, а также «манеры и осанку настоящего джентльмена» . В 1909 году Валентайн стал одним из партнёров отца в новообразованном банке, а ещё через год он был избран консервативной партией членом парламента от Хенли .
Через год после окончания колледжа, 15 февраля 1906 года, Валентайн женился на Эвелин Сен-Круа Роуз, дочери мирового судьи Джорджа Альфреда Сен-Круа Роуза и Беатрис Квейн. Эвелин происходила из весьма уважаемого семейства: по отцу она была внучкой сэра Филипа Роуза, консультанта по юридическим вопросам премьер-министра Дизраэли ; по матери — сэра Ричарда Квейна, ведущего лондонского хирурга и редактора известного «Медицинского словаря». Помимо Эвелин, в семье была дочь Кейтлин и двое сыновей — Айвор и Харткорт. Айвор обучался в Итоне, а Харткорт — в Итоне и Оксфорде, где познакомился с Валентайном Флемингом. Согласно семейной легенде, Валентайн и Эвелин встретились на балу в Оксфорде; кроме того, отец девушки увлекался регатой, в которой также принимал участие Валентайн. Эвелин была полной противоположностью будущего супруга: она играла на скрипке и неплохо рисовала акварелью, в то время как ни один представитель семейства Флемингов не имел способностей ни в музыке, ни в искусстве. Кроме того, Эвелин была женщиной в высшей степени легкомысленной и расточительной, отличавшейся снобизмом и тщеславием . Несмотря на первоначальное несогласие с выбором невесты, отец Валентайна перевёл на счёт сына четверть миллиона фунтов вскоре после свадьбы ; на эти деньги семейство приобрело несколько домов, два из которых располагались по соседству с владениями родителей Валентайна. В доме в Мейфэре , находившемся за углом дома Флемингов-старших, появились на свет старшие сыновья Эвелин — Питер и Ян . (1907—1971), был автором путевых очерков и был женат на актрисе Селии Джонсон . Во время Второй мировой войны Питер служил в гренадёрской гвардии , позднее был переведён под командование , где помогал создавать вспомогательные подразделения и занимался операциями в Норвегии и Греции .
Кроме Питера и Яна в семье было ещё двое сыновей — Майкл (1913—1940) и Ричард (1911—1977). Кроме того, через шесть лет после смерти мужа во время продолжительного романа c художником Огастесом Джоном Эвелин родила дочь (1925—1999) , ставшую профессиональной виолончелисткой .
В 1914 году с началом Первой мировой войны Валентайн присоединился к эскадрону С , где получил звание майора . Незадолго до отправки на фронт Валентайн подписал завещание, в котором его вдове доставался дом недалеко от Хампстед-Хит , а также солидная пенсия, которая могла быть урезана в случае повторного брака Эвелин; большая часть имущества была передана в траст для обеспечения благополучия четверых сыновей Валентайна и их будущих семей . Валентайн был убит во время немецкого обстрела на западном фронте 20 мая 1917 года; Уинстон Черчилль , который был близким другом Флеминга-старшего, а его брат Джек служил вместе с Валентайном в начале войны, написал некролог, напечатанный в The Times . Поскольку семье принадлежало поместье в , имя Валентайна значится на военном мемориале в .
Ян Ланкастер Флеминг родился 28 мая 1908 года. В отличие от старшего брата, Ян, весивший при рождении чуть менее девяти фунтов , был крупным, здоровым младенцем. Второе имя мальчику было дано матерью для поддержания снобистской легенды о происхождении предков Эвелин от Джона Гонта , герцога Ланкастера , четвёртого сына Эдуарда III . Позднее Эвелин настаивала, что её собственная семья, прозванная «дикими розами», в реальности была родом из Хайленда , в отличие от «выскочек»-Флемингов, которые были родом из Лоуленда ; чтобы доказать это, Эвелин одевала сыновей в килты клана Роуз .
Первые годы Ян был неразрывно связан со старшим братом: он и Питер провели детство в , который был поистине детским раем с многочисленными игровыми комнатами и обширными игровыми площадками на свежем воздухе, и в Питт-хаусе, эдвардианском особняке на Хампстед-Хит . В 1910 году началась политическая карьера отца Яна, и к семье Флемингов стало привлекаться много внимания, в том числе и к детям. В это же время Питер стал страдать изнурительной формой колита; ввиду этого обстоятельства Ян вместе со всей семьёй четырежды побывал в Швейцарии. Внимание, которое оказывалось брату, заставило Яна ревновать: находясь в Лозанне, пятилетний Ян закатил истерику в ресторане отеля, за что был удалён из-за стола вместе с няней под надзор несгибаемой бабушки, которую он очень уважал. Чем больше «хрупкий» Питер получал внимания, а позднее и поощрений за хорошее поведение, тем более злопамятным становился Ян. По воспоминаниям родственников, братья жили «как кошка с собакой»; позднее Питер говорил, что отношения с братом у него были весьма близкими — «как у двух маленьких лисят», однако Ян, считавший брата слишком идеальным, был с этим не согласен . Три лета подряд Ян и Питер провели вместе с родственниками со стороны отца и детьми друзей матери в — курортном городке в Девоншире . Ян быстро смирился с ролью непослушного брата и даже не пытался что-либо изменить. Позднее детские воспоминания о летних каникулах в Салкомбе нашли отражение в романе Яна « На секретной службе Её Величества » .
В ноябре 1914 года, когда Валентайн ушёл на войну, Эвелин устроила сыновей в подготовительную школу в Дорсете . Эта школа славилась тем, что готовила своих выпускников к поступлению в Итон, куда, в свою очередь, по стопам своего отца должны были направиться Питер и Ян. Ян, до того воспитывавшийся французской гувернанткой, оказался в Дарнфорде осенью 1916 года. Ему, как и Питеру, попавшему в эту школу ранее, было трудно найти друзей: ученики в школе, как писали матери Ян и Питер, были «грязными и непочтительными» и ненавидели Флемингов. В связи с этим обстоятельством братья, ранее конфликтовавшие между собой, очень сблизились .
Эвелин, стремившаяся контролировать жизнь сыновей, поддерживала непосредственный контакт с директором школы Томом Пеллаттом. Директор, имевший среди учеников и их родителей прозвище ТиПи ( англ. TP), придерживался в обучении политики свободы, которая зачастую приводила к анархии в школе . Условия в учебном заведении также оставляли желать лучшего: так, в здании отсутствовали туалетные комнаты (был только уличный туалет), еда была скверной и с приходом войны становилась ещё хуже, а задиры оставались безнаказанными ; всё это не нравилось Яну, и он часто жаловался матери на обстановку в школе . Несмотря на тяжёлые условия, именно в Дарнфорде Ян сделал первые шаги в гольфе, который остался увлечением будущего писателя на всю жизнь . Для поддержки сына Эвелин часто присылала ему подарки, которые нередко отбирались Пеллаттом. Ян открыто конфликтовал с директором и часто получал наказания . К концу обучения юноша увлёкся дочерью Пеллатта Хестер , с которой, как он позднее хвастался друзьям, им было испытано «первое томление гетеросексуальной страсти» .
Ян постоянно обменивался с отцом письмами, в которых сообщал, что школа весьма сносная, и выражал надежду на «скорое окончание войны». В ответных письмах Валентайн рассказывал сыну байки и военные истории, часто скрывая и приукрашивая ужасы войны . Флеминг-старший был убит в мае 1917 года; Ян получил известие о его смерти в Дарнфорде, где в этот раз он был один, поскольку Питер незадолго до этого уехал домой на лечение . Несколько месяцев после смерти Валентайна Ян с братьями провёл в доме отцовских родителей, лишь на выходных покидая его, чтобы навестить мать . Позднее Валентайн фактически был возведён в ранг святого в семье: Эвелин часто ставила мужа детям в пример, а его лоулендское происхождение больше не было чем-то плохим; Питер и Ян заканчивали вечернюю молитву словами «… и прошу, дорогой Господь, позволь мне вырасти похожим на Моки ». Уже будучи взрослым и проживая в разных домах, Ян неизменно вешал на стену копию некролога отца из Times , подписанного Черчиллем . В школьной жизни Яна со смертью отца также произошли изменения. Как отмечал бывший ученик школы , посетивший Дарнфорд в конце летнего семестра 1917 года, «в самой школе мало что изменилось… однако всеми забавами теперь заправляли братья Флеминги» .
В 1921 году Флеминг поступил в Итонский колледж . Ян не был отличником учёбы, но преуспел в лёгкой атлетике и сохранял титул Victor ludorum ( ) в течение двух лет: в 1925—1927 годах . Кроме того, он был редактором школьного журнала The Wyvern . Образ жизни Флеминга привёл к конфликту с воспитателем Слейтером, который осуждал Яна за его внешний вид, манеру вождения и многочисленные случайные связи с женщинами. Слейтер уговорил мать Флеминга забрать сына из Итона в начале второго семестра, чтобы юноша прошёл подготовительные курсы перед поступлением в Королевский военный колледж в Сандхёрсте . В Сандхёрсте Ян не провёл и года: он покинул колледж в 1927 году, так и не пройдя комиссию и заразившись гонореей .
В 1927 году Эвелин отправила сына в Теннерхоф в австрийском Кицбюэле — небольшую частную школу, которой руководили последователь и бывший британский шпион Эрнан Форбс Дэннис и его писательница-жена ; здесь Ян должен был подготовиться к возможной работе в министерстве иностранных дел . Получив языковую практику в Теннерхофе, Флеминг некоторое время обучался в Мюнхенском и Женевском университетах . В Женеве у него завязался роман с Моник Паншад де Боттом, пара даже была недолго помолвлена в течение 1931 года , однако мать Флеминга настояла на разрыве отношений . Ян подал заявку на вступление в министерство иностранных дел, но провалил экзамены. Эвелин снова вмешалась в дела сына, договорившись в октябре 1931 года с сэром Родериком Джонсом, главой новостного агентства Рейтер , о должности помощника редактора и журналиста для Яна . В 1933 году Флеминг провёл некоторое время в Москве, где освещал сталинский показательный процесс над шестью инженерами британской компании , обвинённых в шпионаже . В Москве Ян пытался договориться об интервью с Иосифом Сталиным и, ожидая игнорирование или отказ, был потрясён, получив записку за личной подписью советского лидера, в которой тот просил прощения за невозможность встретиться с Флемингом .
В октябре 1933 года Ян поддался уговорам семьи и перешёл на работу в банковскую сферу, представителем которой был его дядя Харткорт . Там Флеминг получил должность финансиста в Cull & Co . В 1935 году он перешёл на работу в Rowe and Pitman в на должность биржевого маклера . Ни в должности финансиста, ни в должности маклера Ян не добился успеха . В начале 1939 года у Флеминга начался роман с Энн О’Нил (в девичестве Чартерис), которая была замужем за , 3-м бароном О’Нил ; в это же время у Энн была связь с владельцем Daily Mail и наследником лорда Ротермира .
В апреле 1939 года Флеминг в качестве корреспондента The Times был прикомандирован к британской торговой делегации, которая должна была провести переговоры в Москве: документ-удостоверение, подтверждающее факт работы Флеминга в редакции The Times, ему выдали в отделе печати НКВД .
В мае 1939 года Флеминг был завербован на должность личного помощника контр-адмиралом Джоном Годфри , который был директором управления разведки королевского военно-морского флота . Ян поступил на службу в августе 1939 года ; он получил кодовое имя 17F и комнату для работы № 39 в адмиралтействе . Биограф писателя отмечает, что Флеминг «не имел очевидной квалификации» для своей должности . В рамках назначения Флеминг был зачислен в в июле 1939 года ; зачисление было проведено в чине лейтенанта , однако несколько месяцев спустя Ян получил звание коммандера .
Флеминг оказался неоценим в качестве помощника Годфри и преуспел в административной работе . Годфри был известен резким характером и имел врагов в правительственных кругах. Он часто использовал Флеминга в качестве связующего звена между военно-морской разведкой и другими военными управлениями, такими как МИ-6 , , Управление специальных операций , Объединённый разведывательный комитет и канцелярия премьер-министра .
По информации историка , 29 сентября 1939 года, вскоре после начала войны, Годфри распространил меморандум, в котором «имелись все признаки… лейтенанта-коммандера Яна Флеминга» . Документ был назван « »; схемы по обману противника во время войны, описанные в меморандуме, сравнивали с ловлей рыбы нахлыстом . В памятке описывались способы заманивания подлодок стран «оси» и немецких надводных кораблей на минные поля . Памятка 1939 года была озаглавлена «Предложения (не очень хорошие)» и заканчивалась словами «Следующие предложения использованы в книге : труп, одетый как лётчик, с депешами в карманах, может быть выброшен на побережье с парашютом, который якобы не раскрылся. Я понимаю, что нет никаких трудностей в получении трупа в военно-морском госпитале, однако он должен быть свежим» . Схема, в которой предлагалось подбросить на территорию противника труп с фальшивыми документами и вводящими в заблуждение военными планами, числилась в памятке под номером двадцать восемь. Идея с дезинформирующим трупом была предложена Чарльзом Чолмондоли в октябре 1942 года для операции Mincemeat , которая убедила высшее германское командование в том, что союзнические силы планируют вторгнуться в Грецию и Сардинию в середине 1943 года, тогда как истинной целью была Сицилия .
В 1940 году Флеминг и Годфри привлекли , профессора географии Оксфордского университета , к подготовке докладов о географии стран, участвующих в военной операции. Эти доклады стали предшественниками , созданного в период между 1941 и 1946 годами .
12 сентября 1940 года Флеминг направил Годфри меморандум, в котором предлагал план по получению сведений о кодах «Энигмы» , используемых немецкими военно-морскими силами . Идеей плана было «заполучить» немецкий бомбардировщик, посадить в него своего человека с экипажем, говорящим на немецком языке и одетым в униформу люфтваффе, и врезаться на бомбардировщике в Английский канал . Команда бомбардировщика должна была атаковать своих немецких спасателей, забрать их лодку и привезти « Энигму » в Англию . К большому неудовольствию Алана Тьюринга и из Блетчли-парка , миссия так и не была осуществлена. По мнению племянницы Флеминга , чиновник из ВВС посчитал, что если они собьют бомбардировщик над каналом, он очень быстро затонет .
Флеминг также работал с полковником «Диким Биллом» Донованом , специальным представителем президента Рузвельта по вопросам сотрудничества разведывательных ведомств . В мае 1941 года Ян сопровождал Годфри в Соединённых Штатах, где помогал создавать концепцию — департамента, который позднее превратился последовательно в Управление стратегических служб и Центральное разведывательное управление .
Флеминг был задействован в разработке в 1941—1942 годах; операция представляла собой план по сохранению рабочей структуры разведки в Испании на случай захвата территории немцами . План Флеминга был связан с поддержанием связи с Гибралтаром и запуском диверсионных операций против нацистов . В 1941 году Ян связывался с Донованом, чтобы быть уверенным в поддержке со стороны американских коллег, которые не должны были допустить доминирования немцев на море .
В 1942 году Флеминг сформировал подразделение коммандос , известное как No. 30 Commando или 30 Assault Unit (30AU) и состоявшее из специалистов разведки . Целью создания подразделения был захват документов противника из бывших целевых штабов близ линии фронта . Оно было аналогично немецкой группе, которую возглавлял Отто Скорцени ; немецкая группа выполняла подобные задачи во время Критской операции в мае 1941 года . Флеминг считал группу Скорцени «одним из самых выдающихся новшеств в немецкой разведке» .
Флеминг не участвовал в операциях вместе с подразделением напрямую, однако он выбирал цели и руководил операциями из тыла . Первоначально подразделение включало всего тридцать человек, но впоследствии численность увеличилась в пять раз . В него входили бойцы из других подразделений коммандос; они обучались рукопашному бою, взлому сейфов и вскрытию замко́в на объектах управления специальных операций . В конце 1942 года капитан (позднее контр-адмирал) сменил Джона Годфри на посту главы управления военно-морской разведки; Флеминг потерял своё влияние в организации, хотя и сохранил контроль над подразделением коммандос . Ян был непопулярен среди членов подразделения : коммандос не нравилось, что Флеминг называл их своими «индейцами» .
До высадки в Нормандии в 1944 году бо́льшая часть операций подразделения проходила в Средиземноморье , хотя коммандос тайно участвовали в неудачном рейде на Дьепп (целью подразделения был захват Энигмы и сопутствующих материалов) . Подразделение провело несколько успешных операций на Сицилии и в Италии, тем самым заслужив доверие военно-морской разведки .
В марте 1944 года Флеминг курировал распределение разведданных между подразделениями королевского военно-морского флота при подготовке операции «Оверлорд» . Ян был отстранён от управления подразделением в июне 1944 , хотя и сохранил некоторое участие в его деятельности . Флеминг посетил подразделение во время и после операции «Оверлорд», в частности, в ходе атаки на Шербур . Там он был обеспокоен тем, что коммандос были использованы как обыкновенный спецназ, а не разведывательное подразделение. Флеминг считал такое применение сил подразделения и возможностей опытных оперативников пустой тратой человеческих ресурсов, особенно в ходе операции, которая угрожала сбору жизненно важной информации. Вследствие этого управление подразделением было пересмотрено . Ян также посетил позиции подразделения в в Германии, где с 1870 года располагался архив немецкого военно-морского флота .
В декабре 1944 года Флеминг был отправлен в разведывательно-ознакомительную поездку на Дальний Восток от имени директора военно-морской разведки . Большая часть поездки была посвящена изучению возможности применения подразделения коммандос в Тихоокеанском регионе .
Успешность операций подразделения No. 30 Commando привела к тому, что в августе 1944 года было принято решение о создании подразделения специального назначения, которое стало известно под названием . В официальном меморандуме, хранящемся в в Лондоне, задачи подразделения определены так: «T-Force = Target Force [создан] для захвата и обеспечения безопасности документации, людей и оборудования сотрудниками спецслужб и боевых [подразделений] после захвата крупных городов, портов и им подобных на освобождённых территориях и территориях противника» .
Флеминг заседал в комитете, который определял цели подразделения T-Force и фиксировал их в Black Books , предназначавшихся для личного состава подразделения . Пехотный компонент подразделения был частично сформирован из 5-го батальона , который входил в состав 2-й армии . Подразделение отвечало за охрану целей, представлявших интерес для британских военных; в эти цели входили лаборатории ядерных разработок, газовые исследовательские центры и отдельные специалисты в сфере ракетных технологий. Заметных успехов подразделение добилось во время наступления на немецкий портовый город Киль , где располагался научно-исследовательский центр, в котором разрабатывались двигатели для Фау-2 , Messerschmitt Me.163 Komet и скоростных подлодок . Позднее Флеминг использовал информацию о деятельности T-Force при написании своих книг, в частности романа « Лунный гонщик » .
В 1942 году Флеминг участвовал в англо-американском саммите разведывательных служб на Ямайке и, несмотря на дождливую погоду во время саммита, решил после войны поселиться на острове . Друг Флеминга, Ивар Брайс, помог ему найти земельный участок в приходе , где в 1945 году был построен дом, названный « Золотой глаз ». Происхождение названия дома и поместья, где Флеминг писал романы о Бонде, спорно. Сам Флеминг говорил, что название было дано одновременно в честь военной и романа Карсон Маккалерс « », в котором описано использование американских флотом британских военно-морских баз в Карибском бассейне .
В 1947 году Флеминг был награждён датской медалью Свободы за помощь по вывозу датских офицеров из оккупированной страны в Великобританию .
После в мае 1945 года Флеминг занял должность иностранного директора в Kemsley newspaper group, которая в ту пору владела газетой The Sunday Times . В обязанности Яна входило управление работой всемирной сети корреспондентов этого издания. Контракт с Kemsley newspaper group позволял Флемингу каждую зиму брать три месяца отпуска, который он проводил в своём доме на Ямайке . Ян полностью посвящал себя газетной работе до декабря 1959 года , но продолжал писать статьи и присутствовал на еженедельных редакционных встречах по вторникам как минимум до 1961 года .
После того, как первый муж Энн Чартерис погиб во время войны, она собралась выйти замуж за Флеминга, но Ян предпочёл остаться холостяком . 28 июня 1945 года Энн стала женой Эсмонда Хармсуорта, 2-го виконта Розермера. Тем не менее, роман между Флемингом и Энн продолжался; она часто наведывалась к Яну на Ямайку под предлогом визита к его другу и соседу Ноэлу Кауарду . В 1948 году Энн родила от Флеминга мертворождённую дочь Мэри. В 1951 году Эсмонд развёлся с женой из-за её связи с Яном . 24 марта следующего года, за несколько месяцев до рождения сына Каспара, Энн и Флеминг поженились на Ямайке . И у Энн, и у Флеминга во время брака были отношения на стороне. Самым известным был роман Энн с Хью Гейтскеллом , лидером Лейбористской партии и оппозиции Великобритании ; у Яна была длительная связь с одной из ямайских соседок, Бланш Блэквелл, которая была матерью Криса Блэквелла из Island Records .
К трём часам ночи запах табачного дыма и пота становится невыносимым. Нервное напряжение игроков — тугой клубок алчности, страха и сосредоточенности — достигает предела; в свои права вступают чувства, эмоции выходят из-под контроля.
О планах по написанию шпионского романа Ян впервые сообщил друзьям ещё во время войны . Флеминг начал работать над первой книгой, « Казино „Рояль“ », в особняке Золотой глаз 17 февраля 1952 года, черпая вдохновение из собственных опыта и воображения. Как позднее утверждал Флеминг, он начал сочинять роман, чтобы отвлечься от предстоящей свадьбы с беременной Энн , и считал его «ужасно нескладным опусом» . Рукопись была напечатана в Лондоне Джоан Хоу, матерью автора путевых заметок и секретарём Флеминга во времена его работы в The Times; рыжеволосая Джоан стала одним из прототипов мисс Манипенни , одного из персонажей романов о Бонде . Клэр Бланшар, бывшая подруга Флеминга, отговаривала его от публикации книги или же предлагала напечатать её под псевдонимом .
Когда работа над предварительным вариантом первого романа находилось в финальной стадии, Ян позволил ознакомиться с копией черновика своему другу и писателю , который отметил, что «какой-либо элемент интриги отсутствует начисто». Тем не менее, Пломер посчитал, что книга вполне может быть многообещающей, и потому отправил черновую рукопись в издательство . Сначала там отнеслись к роману без энтузиазма, однако брат Яна, Питер, чьи книги также публиковались в Jonathan Cape, уговорил издателей напечатать первый роман брата . 13 апреля 1953 года «Казино „Рояль“» был выпущен в твёрдом переплёте с обложкой, разработанной Флемингом , по цене 10 шиллингов 6 пенсов . Книга была очень быстро распродана и потребовалось ещё три дополнительных тиража, чтобы перекрыть спрос .
Сюжет романа закручивался вокруг приключений Джеймса Бонда , офицера секретной разведывательной службы , известной как MИ-6. Бонд был также известен под кодовым именем 007 и был коммандером королевского военно-морского резерва. Своё имя главный герой получил в честь американского орнитолога Джеймса Бонда . Бонд-орнитолог был экспертом по карибским птицам и автором окончательного варианта орнитологического путеводителя ; Флеминг, сам будучи любителем понаблюдать за птицами , владел копией гида и позднее писал жене Джеймса: «это короткое, неромантичное, англосаксонское, мужественное имя было тем, что мне нужно, и таким образом родился второй Джеймс Бонд» . В интервью, данном в 1962 году еженедельнику The New Yorker , Флеминг пояснил: «Когда писал первый роман в 1953 году, я хотел сделать Бонда очень скучным, неинтересным человеком, с которым что-то произошло; я хотел, чтобы он стал тупым инструментом… когда я озадачился поиском имени для своего главного героя, я подумал „Боже, [Джеймс Бонд] наискучнейшее имя, которое я когда-либо слышал“» .
В образе главного героя произведений Флеминга воплотились качества тех людей, которых Ян встречал во время службы в разведке; автор признался, что Бонд «объединил [в себе] все типы тайных агентов и коммандос, которых я встречал во время войны» . Среди тех, с кого писался Бонд, оказался и брат Яна Питер, которым Флеминг восхищался и который участвовал в операциях в тылу врага в Греции и Норвегии во время войны . Флеминг представлял, что внешне Бонд будет выглядеть как композитор, певец и актёр Хоги Кармайкл ; историк Бен Макинтайр предполагал, что в описанном Яном Бонде просматриваются также черты самого Флеминга . В романах Бонд описывается как «мрачный, довольно кровожадный с хорошей внешностью» .
Некоторые аспекты личности Бонда были списаны Флемингом с , шпиона, с которым Флеминг встретился во время катания на лыжах в Кицбюэле в 1930-х годах, , который служил с отличием в No. 30 Commando во время войны, и Билла «Биффа» Дандердейла , главы отделения МИ-6 в Париже, который носил запонки и костюмы ручной работы и разъезжал по Парижу в автомобиле Rolls-Royce . Другими вероятными прототипами Бонда были сэр , участвовавший в операциях в тылу врага на Балканах , а также двойной агент МИ-6 Душан Попов . Кроме того, Флеминг наделил героя чертами своего характера и пристрастиями, такими как гандикап в гольфе , пристрастие к омлету, любовь к азартным играм и использование определённой марки туалетных принадлежностей .
После публикации первого романа Флеминг использовал свой ежегодный отпуск на Ямайке для написания другой истории о Бонде . Двенадцать романов о Бонде и два сборника рассказов были опубликованы в период с 1953 по 1966 год; последний роман и второй сборник рассказов вышли в свет уже после смерти автора . Большая часть исходных данных для историй брались Флемингом из собственного опыта работы в военно-морской разведке и из событий холодной войны . В сюжете романа « Из России с любовью » фигурирует шифровальная машина «Спектр», с помощью которой антагонисты собираются заманить Бонда в ловушку; шифровальная машина в произведении является отсылкой к немецкой шифровальной машине, носившей название « Энигма » . Сцена с шпионами в Восточном экспрессе является отсылкой к истории Юджина Карпа, американского военно-морского атташе и агента разведки в Будапеште, который воспользовался Восточным экспрессом в феврале 1950 года, когда перевозил документы о сети американских шпионов в Восточном блоке . Советские киллеры накачали наркотиками проводника, убили Карпа и выбросили его тело в туннеле на юге Зальцбурга .
Многие имена, использовавшиеся Флемингом в историях о Бонде, имели реальных носителей: , главный злодей романа « Человек с золотым пистолетом », был назван в честь итонского одноклассника Флеминга, с которым Ян враждовал ; из одноимённого романа был назван в честь британского архитектора , чьи работы вызывали у Флеминга отвращение ; сэр , антагонист романа « Лунный гонщик », был назван в честь знакомого Флеминга — адмирала , а помощник Дракса, Кребс, получил имя в честь последнего начальника штаба Гитлера генерала Кребса ; один из гомосексуальных злодеев романа « Бриллианты вечны », «Буфи» Кидд, был назван в честь одного из близких друзей Флеминга и родственника его жены , графа Аррана , который среди друзей был известен под прозвищем Буфи .
Первое произведение Флеминга в жанре документальной прозы — « » — было опубликовано в 1957 году и частично основано на данных, которые Флеминг собирал при написании романа «Бриллианты вечны» . Большая часть материала появилась в The Sunday Times и была основана на интервью Флеминга с Джоном Коллардом, членом международной организации алмазной безопасности и бывшего агента MI5 . В США и Великобритании книга получила противоречивые отзывы .
Первые пять книг о Бонде — «Казино „Рояль“», « Живи и дай умереть », «Лунный гонщик», «Бриллианты вечны» и «Из России с любовью» — в целом получили положительные отзывы . Ситуация начала меняться в марте 1958 года, когда из журнала Twentieth Century посчитал работы Флеминга содержащими «ярко выраженную линию вуайеризма и садомазохизма »; он писал, что книги показали «полное отсутствие каких-либо этических ориентиров» . В статье Флеминг сравнивался с Джоном Бакеном и Реймондом Чендлером; сравнение оказалось не в пользу Яна как с моральной точки зрения, так и согласно литературным критериям . Месяц спустя был опубликован роман « Доктор Но » и Флеминг получил жёсткую критику от ряда рецензентов, которые, по словам Бена Макинтайра, «зациклились на Флеминге» . Автором самой жёсткой критики стал Пол Джонсон из , который в своём обзоре, названном «Секс, снобизм и садизм», счёл роман «без сомнения самой гадкой книгой, которую я читал». Он также отметил, что «к тому времени, когда я прошёл треть пути, мне пришлось подавить мощный импульс просто отбросить [книгу] прочь»; Бонда Джонсон назвал «социальным феноменом определённого значения», что было воспринято как отрицательный элемент, поскольку феномен касался «трёх основных составляющих „Доктора Но“, все они нездоровые и совершенно английские: садизм школьного хулигана, механические двумерные секс-желания разочарованного подростка и грубый снобизм взрослого из пригорода». Джонсон не увидел ничего позитивного в романе — по его мнению, «мистер Флеминг не имеет литературного умения, структура книги хаотична, сплошь состоит из инцидентов и случайностей, впоследствии забываемых также в случайной манере» .
Эндрю Лисетт писал, что Флеминг оказался в «личном и творческом упадке» после проблем в браке и атаки критиков на его работы . Роман « Голдфингер » был написан до публикации «Доктора Но»; следующей после атаки критиков книгой стал сборник рассказов « Только для ваших глаз », состоявший из небольших историй, переработанных из набросков для телесериала . Лисетт отмечал, что когда Флеминг начал писать сценарии для телевидения и рассказы, «усталость Яна и неуверенность в себе начали влиять на его манеру изложения», что можно заметить в мыслях Бонда .
В 1960 году заказала Флемингу книгу о стране и её нефтяной индустрии, однако правительство Кувейта не одобрило рукопись, названную State of Excitement: Impressions of Kuwait, и издание так и не увидело свет. Как говорил Флеминг, «нефтяная компания одобрила рукопись, однако из чувства долга передала её для ознакомления правительству Кувейта. Шейхи выразили беспокойство, обнаружив неприятные и [в то же время] некритичные комментарии и критику; в частности [их беспокоили] отрывки, относящиеся к авантюрному прошлому страны, которая сейчас жаждет быть цивилизованной и хочет забыть свои романтичные истоки» .
Ян был разочарован книгами « Только для ваших глаз » и « Шаровая молния » — последняя из них являлась новеллизацией сценария фильма, соавтором которого был Флеминг. Работа началась в 1958 году, когда друг Яна, Ивар Брайс, познакомил его с молодым ирландским сценаристом и режиссёром ; Флеминг, Маклори и Эрнест Кунео приступили к работе над сценарием . В октябре Маклори привёл в команду опытного сценариста , и к декабрю 1959 года Флеминг получил сценарий . Ян имел некоторые идеи о дальнейшем сотрудничестве с Маклори; в январе 1960 года Флеминг объявил о намерении передать сценарий и рекомендовать Кевина от своего лица и от лица Брайса в качестве продюсера будущего фильма. Кроме того, он сказал, что если Music Corporation of America откажется от фильма из-за участия Маклори, тот должен будет либо продать свои права корпорации, отказавшись от сделки, либо подать в суд .
В январе-марте 1960 года Флеминг, работая на своей вилле на Ямайке, написал «Шаровую молнию» на основе сценария, созданного годом ранее . В марте следующего года Маклори прочёл предварительный вариант и вместе с Уиттингемом незамедлительно обратился в Высокий суд Лондона с требованием остановить публикацию . После двух судебных процессов (второй состоялся в ноябре 1961 года) Флеминг предложил Маклори решить вопрос во внесудебном порядке . Маклори сохранял за собой литературные права и права на сценарий фильма, в то время как за Флемингом оставались права на роман при условии, что в книге будет дана информация о том, что она «основывается на переработанном сценарии Кевина Маклори, Джека Уиттингема и автора» .
Книги Флеминга всегда хорошо продавались, но в 1961 году спрос резко возрос. 17 марта 1961 года, через четыре года после публикации и через три года после резкой критики в адрес « Доктора Но », журнал Life назвал роман « Из России с любовью » одной из десяти любимых книг президента Кеннеди . Ранее Флеминг и Кеннеди встречались в Вашингтоне . То, что книга нравилась президенту, и то, как новость об этом разлетелась по всей стране, привело к росту тиражей, сделав Флеминга самым продаваемым автором криминальных романов в США . Сам Флеминг считал роман «Из России с любовью» своим лучшим творением, хотя и отмечал: «Замечательно то, что каждая книга нашла свою аудиторию и не была полностью осуждена» .
В апреле 1961 года у Флеминга на еженедельной встрече в редакции The Sunday Times случился сердечный приступ . Пока Ян восстанавливался, один из его друзей, Дафф Данбар, подарил ему экземпляр книги Беатрис Поттер « » и предложил Флемингу записать сказку, которую он рассказывает сыну Каспару каждый вечер перед сном . Флеминг с удовольствием взялся за дело и шутя писал своему издателю Майклу Говарду из Jonathan Cape: «Не бывает такого, даже на краю могилы, чтобы я не был вашим рабом» ; результатом трудов Флеминга стала единственная его детская книга « Пиф-паф ой-ой-ой », опубликованная в октябре 1964 года через два месяца после смерти автора .
В июне 1961 года Ян продал шестимесячный опцион на права экранизации опубликованных и будущих романов и рассказов о Джеймсе Бонде . Зальцман договорился с Альбертом Брокколи о совместной экранизации историй о Бонде, для чего была создана кинокомпания EON Productions ; после продолжительных поисков на главную роль в пяти фильмах, начиная с « Доктор Ноу » (1962), был утверждён Шон Коннери . Образ Бонда, представленный Коннери в фильмах, повлиял и на Бонда литературного: в романе « Живёшь только дважды », первом написанном после экранизации «Доктора Ноу», Флеминг наделил Бонда чувством юмора, которое отсутствовало в предыдущих книгах .
Вторая книга в жанре документальной прозы, « », представляла собой переработку серии статей The Sunday Times, написанных на основе впечатлений о ряде городов мира , в которых Ян побывал в 1959—1960 годах . В 1964 году по просьбе продюсера , который планировал снять сериал о шпионах, Флеминг предложил несколько идей, среди которых были имена главных героев для сериала « » — и . Против участия Флеминга в проекте Фелтона высказалось правление EON Productions, пожелавшее избежать любых юридических проблем, если какое-либо содержимое проекта совпадёт с содержанием фильмов о Бонде .
В январе 1964 года Ян отправился на Ямайку, где провёл свой последний отпуск и написал первоначальный вариант романа « Человек с золотым пистолетом » . Ян был недоволен рукописью; он послал копию Уильяму Пломеру . Флемингу всё более не нравился роман, и он планировал переписать его, но Пломер отговорил Яна, посчитав роман приемлемым для публикации .
Всю свою взрослую жизнь Флеминг — заядлый курильщик и любитель алкоголя — страдал от сердечно-сосудистых заболеваний . В 1961 году в 53-летнем возрасте он перенёс инфаркт и с трудом выздоровел. 11 августа 1964 года остановившийся в гостинице Кентербери Флеминг отправился на ланч в и позже пообедал в гостинице с друзьями. День оказался утомительным для писателя; вскоре после еды Флеминг перенёс ещё один инфаркт . Он умер ранним утром следующего дня в возрасте 56 лет; в этот день сыну Флеминга Каспару исполнялось двенадцать лет , а за две недели до этого умерла мать Яна Эвелин. Последними словами Флеминга были извинения перед персоналом машины скорой помощи за то, что отягощает медиков : «Я сожалею, что беспокою вас, парни. Я не знаю, как у вас получается двигаться так быстро на дорогах в эти дни» . Ян Флеминг был похоронен на церковном кладбище в деревне близ Суиндона .
Последние две книги Флеминга, « Человек с золотым пистолетом » и « Осьминожка и Искры из глаз », были изданы посмертно . Роман «Человек с золотым пистолетом» был опубликован через восемь месяцев после кончины Флеминга и не прошёл окончательную авторскую редактуру . В результате издательство Jonathan Cape посчитало роман слабым и передало рукопись Кингсли Эмису , хотя так и не воспользовалось его предложениями . Биограф Флеминга Генри Чендлер отмечает, что роман «получил вежливые и довольно печальные отзывы, отмечавшие, что книга была очевидно незаконченной и не является вершиной творчества Флеминга» . Последняя книга о Бонде, «Осьминожка и Искры из глаз», состоявшая из двух рассказов, была издана в Британии 23 июня 1966 года .
В октябре 1975 года 23-летний сын Флеминга, Каспар, совершил самоубийство, приняв чрезмерную дозу наркотиков ; вдова Яна, Энн, умерла в 1981 году . И сын, и вдова Флеминга были похоронены рядом с Яном в Севенхэмптоне .
Писатель , который позднее написал серию романов о Бонде, отмечал, что книги Флеминга можно разделить по стилистическим особенностям на два периода. К первому относятся произведения, написанные между 1953 и 1960 годами и имевшие тенденцию сосредотачиваться на «настроении, характере развития и продвижение сюжета» ; книги же, опубликованные между 1961 и 1966 годами, оказались более детализированными и образными. Бенсон утверждал, что Флеминг стал «мастером-рассказчиком» ко времени написания « Шаровой молнии » в 1961 году .
Историк делит серию по злодеям, созданных Флемингом; такое распределение поддерживает и Кристоф Линдер . Так, первые восемь книг (от « Казино „Рояль“ » до « Только для ваших глаз ») классифицируются как «истории холодной войны», где антагонистом был Смерш , после потепления отношений Востока и Запада сменившийся в трёх книгах («Шаровая молния», « На секретной службе Её Величества » и « Живёшь только дважды ») Блофельдом и . Блейк и Линдер классифицируют оставшиеся книги — « Человек с золотым пистолетом », « Осьминожка и Искры из глаз » и « Шпион, который меня любил » — как «поздние истории Флеминга» .
Флеминг отказался от принципов традиционного английского детектива типа Конан Дойля или Агаты Кристи, основанных на логическом ходе раскрытия преступлений, совершённых на фоне повседневной британской действительности. Действие переносится на международную арену, а герой романов более не является скромным защитником законности и справедливости. Образ Бонда, созданный Флемингом, представляет собой сыщика по особо важным поручениям, ловкий убийца, сверхвыносливый и сверхпроницательный, сноб, с презрением относящийся ко всему не англо-саксонскому. Как и автор, Бонд окончил колледж Итон. Бонда с его создателем также роднят присущие им обоим высокомерие и снобизм .
Флеминг говорил о своих работах: «Хотя триллер не может называться литературой с большой буквы, можно писать то, что я описываю как „триллер, предназначенный для чтения в качестве литературы“» . Среди тех, кто оказал на него влияние, Флеминг называл Рэймонда Чандлера , Дэшила Хэммета , Эрика Эмблера и Грэма Грина . Уильям Кук из журнала считал Бонда «кульминацией важной и печально известной традиции в английской литературе. В детстве Флеминг с жадностью глотал сказки о Бульдоге Драммонде и истории о Джоне Бьюкене . Его гений переупаковал эти дедовские приключения для соответствия послевоенной Британии… В Бонде он создал Драммонда реактивной эры» . По мнению Умберто Эко , на творчество Флеминга также оказал влияние Микки Спиллейн .
В мае 1963 года Флеминг написал статью для журнала Books and Bookmen, в которой описал свой подход к сочинению историй о Бонде так: «Я пишу в течение трёх часов утром… и я работаю ещё часок-другой между шестью и семью часами вечера. Я никогда ничего не исправляю и не возвращаюсь назад, чтобы посмотреть, что я написал,… следуя моей формуле о написании 2000 слов в день» . Реймонд Бенсон называет стиль Флеминга «разворотом Флеминга» ( англ. Fleming Sweep), который представляет собой «крючок», забрасываемый автором в конце главы и позволяющий затянуть читателя в новую . Эти крючки прекрасно сочетаются с тем, что Энтони Бёрджесс назвал «усиленным журналистским стилем» — речь идёт о «скорости повествования, которая дурит читателя насмешкой над уже прошедшей опасностью» .
Произведения Флеминга не отражают действительность, а искажают её. Методика построения сюжета была примитивной и откровенно спекулятивной. Автор не утруждает себя логическим обоснованием путей выхода его главного героя из заведомо безвыходных положений, стремясь удержать внимание читателя нагромождением фантастических опасностей. Произведения его лишены элементарной логики и правдоподобия. Все эти изъяны он маскирует подробным описанием деталей .
Умберто Эко проанализировал труды Флеминга с точки зрения структурализма и выявил ряд противопоставлений в сюжетных линиях, которые обеспечивают структуру изложения :
|
|
Эко также отмечал, что злодеи в книгах о Бонде, как правило, происходили из Центральной Европы, славянских стран или Средиземноморья; они имели сложное наследие и «запутанное тёмное прошлое» . Эко также заметил, что злодеи неизменно были асексуальными или гомосексуальными, изобретательными, проницательными и богатыми . Джереми Блейк разделяет точку зрения Эко и отмечает, что «Флеминг не использовал классовых врагов в качестве злодеев, вместо этого он обратился к физическим деформациям или этнической принадлежности… Кроме того, в Британии злодеи используют иностранных слуг и подручных… Этот расизм нашёл отражение не только в ярко выраженной теме межвоенных приключений, как это было в романах о Бьюкене, но и в широкой литературной культуре» . Писатель Луиза Уэлш считает, что роман «Живи и дай умереть» «уводит в паранойю, что некоторые слои белого общества ощущают [себя]» так, как чувствовало себя движение за гражданские права , оспаривая предрассудки и неравенство .
Флеминг использовал известные бренды и бытовые подробности для создания реальности происходящего в романах . Кингсли Эмис назвал это «эффектом Флеминга» , который охарактеризовал как «творческое использование информации, которое пронизывает фантастичностью мир Бонда… [которая] связана с некой реальностью или, по крайней мере, с ней сбалансирована» .
Книги о Бонде были написаны в послевоенной Великобритании, когда страна ещё находилась в имперской фазе . По мере того, как увеличивалось количество книг, империя угасала; журналист Уильям Кук отмечает, что «Бонд потворствовал раздуванию Британии и в большей степени неуверенной самооценке, лестно [показывая] нам фантазию о том, что Великобритания всё ещё имеет прежний вес» . Падение британского могущества показано в нескольких романах: в «Из России с любовью» это отражено в разговорах Бонда с Дарко Керимом, когда Бонд признаётся, что в Англии «мы больше не показываем зубы, только дёсны» . Эта же тема особенно сильна в одной из последующих книг, романе 1964 года «Живёшь только дважды», в разговорах между Бондом и главой японской разведки Тигром Танака. Флеминг остро осознаёт потерю престижа страны в 1950-х и начале 1960-х годов, особенно во время индонезийско-малайзийской конфронтации .
Джереми Блейк считал, что побег четверых членов МИ-6 в Советский союз оказало существенное влияние на восприятие Великобритании в разведывательных кругах США . Последним из переправившихся в СССР членом МИ-6 был Ким Филби , бежавший в январе 1963 года , когда Флеминг ещё работал над романом «Живёшь только дважды» . Брифинг между Бондом и М происходит впервые за двенадцать книг; здесь же Флеминг признаёт бегство агентов . Блейк утверждает, что разговор между Бондом и М позволяет Флемингу обдумать падение Британской империи вместе с второстепенным бегством агентов и делом Профьюмо в 1963 году . Два побега имели место до написания Флемингом романа «Казино „Рояль“», и это произведение может рассматриваться как «попытка [Флеминга] отразить беспокойство о моральной двусмысленности послевоенного мира, которая породила предателей типа Бёрджесса и Маклейна » .
К концу серии, в романе «Человек с золотым пистолетом», по замечанию Блейка, независимое расследование ведётся на Ямайке, в то время как ЦРУ и МИ-6 лишь исполняют обязанности «по связям и направлению Ямайского уголовного розыска»; этот новый мир не колониальной, независимой Ямайки ещё раз подчеркнул падение империи . Упадок страны был отражён и в связях Бонда с американским оборудованием и людьми в нескольких романах . Сдвиг геополитической ситуации заставил Флеминга сменить советскую организацию Смерш на интернациональную террористическую группу СПЕКТР в «Шаровой молнии» . По мнению Блейка, СПЕКТР обеспечил некую преемственность по отношению к другим романам .
На протяжении всей серии книг о Бонде ощущается влияние Второй мировой войны . Журналист Бен Макинтайр считает, что Бонд был «идеальным средством против послевоенного аскетизма, рационирования и обрисовывавшегося предчувствия потери власти в Великобритании» во времена, когда уголь и продукты питания распределялись по талонам . Флеминг часто использовал войну как сигнал к созданию хороших или плохих персонажей : в рассказе « Только для ваших глаз » злодеем является бывший офицер Гестапо Хаммерштейн, в то время как вызывающий симпатию персонаж полковник Джонс, офицер королевской канадской конной полиции , служил во время войны под командованием британца Монтгомери в 8-й армии . Аналогично в «Лунном гонщике» Дракс (граф Хьюго фон Драхе) является «страдающим манией величия немецким нацистом, который маскируется под английского джентльмена» а его ассистент Кребс носит то же имя, что и последний глава штаба Гитлера . Таким образом, Флеминг «эксплуатирует другую британскую культурную антипатию 1950-х годов. Немцы после Второй мировой войны стали ещё одной простой и очевидной целью плохой прессы» . С увеличением числа книг о Бонде тема вторичной угрозы со стороны Германии постепенно сменялась темой холодной войны .
В романах периодически возникала тема товарищества и дружеских отношений Бонда с людьми, с которыми ему приходилось работать во время миссий . Реймонд Бенсон считал, что отношения Бонда с его союзниками «добавляли ещё одну сторону к характеру Бонда и, в конечном итоге, к тематической преемственности романов» . В романе «Живи и дай умереть» агенты Кворрел и Лейтер предстают перед читателем важными друзьями и союзниками Бонда, что особенно заметно в реакции Бонда на нападение акул на Лейтера; Бенсон отмечает, что «приверженность Бонда друзьям столь же сильна, сколь и его приверженность к работе» . В «Докторе Но» Кворрел предстаёт «незаменимым союзником» Бонда . Бенсон не видит никаких доказательств дискриминации в их отношениях и отмечает подлинное сожаление и печаль Бонда из-за смерти Кворрела .
С первого романа серии сильна была тема предательства. Цель Бонда в «Казино „Рояль“», Лё Шиффр , который был главным казначеем французского коммунистического торгового объединения, и подтекст пятой колонны задели за живое в частности британскую аудиторию; коммунистическое влияние в торговом объединении вызывало вопросы в прессе и парламенте , особенно после побега Бёрджесса и Маклейна в 1951 году . Тема внутреннего предателя продолжается и в романах « Живи и дай умереть » и « Лунный гонщик » .
Реймонд Бенсон считает самой очевидной темой книг борьбу добра со злом . В романе « Голдфингер » это становится ясно как никогда; здесь прямо указан мотив Георгия Победоносца : «Бонд перекрестился. На сей раз это была схватка святого Георгия с драконом. И святому Георгию нужно было шевелиться и придумать что-нибудь, пока дракон не снес яйцо, которое он сейчас так бережно вынашивает» . Блейк отмечает, что образ Георгия Победоносца более английская, нежели общебританская персонификация .
В романах часто поднимается тема англо-американских отношений, отражающих ведущую роль США по защите Запада . В послевоенный период между странами возникло напряжение из-за попыток Великобритании сохранить имперский строй и стремления Америки к новому капиталистическому миропорядку; Флеминг не сосредотачивался на этом явно, вместо этого он создавал «впечатление нормальности британского имперского правления и действий» . Писатель и журналист Кристофер Хитченс отмечал, что «главным парадоксом классических историй о Бонде является то, что хотя они внешне посвящены англо-американской борьбе с коммунизмом, они полны презрения к Америке и американцам» . Хотя Флеминг был в курсе напряжённости между двумя странами, он не обращал на них особого внимания . Кингсли Эмис в своей работе указывает на то, что «Лейтон, этакое ничтожество… он — американец, принимает приказ от Бонда-британца и Бонд делает всё лучше, чем он» .
В трёх романах («Голдфингер», «Живи и дай умереть» и «Доктор Но») именно Бонд — британский агент — должен разобраться с тем, что является американской проблемой . Блейк считает, что хотя это американское имущество подвергается угрозе в романе «Доктор Но» , британский агент и британский военный корабль с британскими военными на борту отправляется на остров в конце романа, чтобы решить проблему . Флеминг становится всё более предвзятым в отношении Америки и его комментарии в предпоследнем романе отражают это ; ответы Бонда на комментарии Танаки о сокращении взаимодействия двух стран резко контрастируют с тёплыми отношениями между Бондом и Лейтером в предыдущих книгах .
В конце 1950-х годов писатель Джеффри Дженкинс предложил Флемингу написать роман о Бонде, действие которого будет разворачиваться в Южной Африке, и послал ему собственные размышления о сюжетной линии, в которой, по словам Дженкинса, Флеминг видел большой потенциал . После смерти Флеминга Дженкинс написал по заказу издательства роман , который, однако, так и не был опубликован .
Первую попытку написать о Джеймсе Бонде после смерти Яна Флеминга предпринял болгарский писатель Андрей Гуляшки . Осенью 1965 года в прессе стали появляться сообщения о том, что Гуляшки собирается использовать образ Бонда в своём очередном романе об Аввакуме Захове. Однако, когда роман был закончен, юридические представители Яна Флеминга запретили публиковать роман с использованием образа Джеймса Бонда. Тогда Гуляшки убрал у персонажа один ноль, и в итоге в 1966 году вышел роман «Аввакум Захов против 07», и образ Бонда не был использован .
Начиная с « Полковника Суна » Кингсли Эмиса множество авторов писали книги о Бонде под единым псевдонимом ; среди продолжателей дела Флеминга был Себастьян Фолкс , который был автором романа « Дьявол не любит ждать », изданного под аллонимом Яна Флеминга к его 100-летнему юбилею .
При жизни Флеминга было продано 30 миллионов экземпляров его книг; вдвое больше было реализовано в течение двух лет после смерти Яна . В 2008 году газета The Times поместила Флеминга на четырнадцатое место в своём списке «Пятидесяти величайших британских писателей с 1945 года» . В 2002 году Ian Fleming Publications объявили о создании приза , вручаемого ассоциацией писателей-криминалистов за лучший триллер, приключения или шпионский роман, первоначально изданный в Великобритании .
EON Productions , снимавшая фильмы о Бонде, продолжала экранизации и после смерти Яна. Наряду с двумя фильмами других кинокомпаний было снято двадцать пять экранизаций, последняя из которых — « Не время умирать » — была создана в 2021 году . EON Productions собрали в мировом прокате свыше 6,2 миллиардов долларов, что сделало серию фильмов о Бонде одной из самых кассовых .
Влияние Бонда экранного и книжного очевидно в различных книгах, фильмах и персонажах, таких как « Остин Пауэрс » , и Джейсон Борн . В 2011 году Флеминг стал первым англоязычным писателем, в честь которого был назван международный аэропорт: близ , Ямайка, был официально открыт 12 января 2011 года премьер-министром Ямайки Брюсом Голдингом и племянницей Флеминга, Люси .
|
|
|
Ян Флеминг является персонажем нескольких фильмов и телесериалов: