Берлинско-бранденбургские диалекты
- 1 year ago
- 0
- 0
Бранденбу́ргские конце́рты (нем. Brandenburgische Konzerte , BWV 1046—1051) — цикл из 6 оркестровых концертов Иоганна Себастьяна Баха , преподнесённых автором Кристиану Людвигу (правителю Бранденбург-Шведта ) в 1721 году . Концерты были сочинены, вероятно, за несколько лет до этой даты.
Поскольку под дарственной надписью стоит дата 24 марта 1721 года , известен terminus ante quem , однако точное время сочинения неизвестно. Скорее всего, концерты были написаны в годы работы в Кётене (этот период начался в конце 1717 года) или даже раньше.
Дарственная надпись Баха указывает лишь, что это « Concerts avec plusieurs instruments », то есть концерты для нескольких инструментов. На самом деле, в концертах Бах задействовал множество инструментов в смелых и неожиданных для своего времени сочетаниях.
Бах послал ноты концертов в подарок маркграфу, надеясь на место придворного руководителя оркестра. Для этого он переписал концерты каллиграфическим почерком. Концерты хотя и сочинены в итальянском стиле, но содержат много нового от Баха. Ответа он не получил и рукопись пролежала в библиотеке маркграфа более 100 лет, пока не была случайно обнаружена и опубликована.
Сегодня эти концерты обычно исполняются камерным оркестром со значительной струнной группой. Исполнялись они и камерными оркестрами, в которых было всего по одному инструменту на партию. Бах имел в распоряжении небольшой камерный оркестр и исполнял концерты с его помощью, но неизвестно, предпочёл бы он этому оркестру больший, будь у него достаточно средств, поэтому современным исполнителям предоставлен широкий выбор. Музыка из Бранденбургских концертов ныне часто используется в фильмах и телепередачах. Первая часть 2-го концерта нанесена на золотую пластинку Вояджера среди пары десятков лучших музыкальных произведений Земли.
Части:
В 1-м концерте две партии (в академических оркестрах их заменяют валторны ), три партии гобоя , фагот и , а кроме того, две партии скрипки, одна партия альта и генерал-бас для аккомпанемента. Это единственный концерт, состоящий из четырёх частей. Четвёртая часть состоит из менуэта, исполняемого четыре раза, и двух трио с полонезом, исполняемых между менуэтами. Сохранилась и более ранняя версия концерта (BWV 1046a).
Части:
Концерт написан в форме кончерто гроссо и состоит из партий блокфлейты , трубы , гобоя, скрипки соло, двух концертных альтов и генерал-баса.
Первая и третья части Второго концерта отличаются мелодически развитой партией трубы, требующей от исполнителя безукоризненного слуха и технического мастерства — особенно с учётом требования аутентичного инструментария. В академическом оркестре аутентичная натуральная труба заменяется хроматической (вентильной), иногда — валторной, которая исполняет партию на октаву ниже. Во второй части концерта труба не используется.
Вторая часть написана в параллельном ре миноре и основана на двух темах. Третья часть написана в форме фуги .
Части:
Этот концерт часто называют прототипом современного струнного квартета , так как Бах использует здесь только струнные музыкальные инструменты . Трём скрипкам, трём альтам и трём виолончелям аккомпанирует генерал-бас. Вторая часть состоит всего из одного такта с фригийским кадансом . Вероятно, что здесь Бах оставил место для каденции одного из музыкантов. Часто при исполнении вторую часть концерта заменяют сонатой Баха BWV 1021, так как она завершается тем же кадансом, что и единственный такт второй части.
Части:
Этот концерт написан для скрипки, двух блокфлейт, а также скрипки, альта и инструментов, исполняющих партию генерал-баса. В наши дни блокфлейту иногда заменяют флейтой . Существует и другая версия концерта, Концерт для двух флейт и клавесина фа мажор , BWV 1057 . В этой версии сольную партию исполняют скрипки, в то время как две флейты или блокфлейты играют те же партии.
Части:
Концерт написан для флейты, скрипки и клавесина с сопровождением скрипки, альта и генерал-баса. Считается, что концерт был написан в 1719 г. вскоре после возвращения Баха из Берлина, где он купил новый клавесин для кётенского ансамбля. В течение концерта у клавесиниста есть масса возможностей показать качество инструмента, особенно это касается длинной виртуозной сольной каденции в первой части. Многие исследователи видят в этом концерте первоисточник жанра сольного клавирного концерта.
Части:
Этот концерт, написанный, как считают многие, первым из шести, противопоставляет одной группе из трёх инструментов другую. С одной стороны, в нём звучат «современные» инструменты: два альта и виолончель, — а с другой — «старомодные»: две виолы да гамба и контрабас . В некоторых местах концерта эти противоположные трио звучат по очереди. Необычным можно назвать отсутствие скрипок, обе сольные линии исполняются альтами (Viola), это придаёт произведению густую, бархатную окраску.
Бранденбургские концерты активно исполняют и записывают. Традиционно в XX веке концерты исполнялись силами академического оркестра , но с 1980-х гг. они чаще звучат в аутентичном исполнении небольших ансамблей (так называемых «барочных оркестров»), как, например, в записи комплекта кёльнским ансамблем Musica Antiqua . Среди аудиозаписей (HIP-интерпретации отмечены звездочкой):