Госпиталь Святого Иоанна
- 1 year ago
- 0
- 0
Папе́сса Иоа́нна — легендарная личность, женщина, якобы занимавшая папский престол под именем Иоанн VIII , между Львом IV (умер в 855 ) и Бенедиктом III (умер в 858 ) (в действительности папой в 855—858 был Бенедикт III). В принятом в настоящее время списке римских пап имя Иоанн VIII носил реальный папа, правивший несколько позже — в 872—882.
Согласно легенде, приведённой Мартином Опавским в «Хронике пап и императоров» (1278), а затем пересказанной Птолемеем из Лукки в «Новой истории церкви» (1317), Иоанна (Джоанна) была дочерью английского миссионера и родилась в Майнце или в Ингельхайме в день смерти Карла Великого , т. е. в 814 году. В возрасте двенадцати лет она сошлась с монахом из монастыря в Фульде и отправилась с ним в паломничество на Афон , переодевшись в мужское платье. После продолжительных странствований, обучившись, в числе прочего, чтению и письму, она поселилась в Риме , где стала сначала нотариусом курии, затем кардиналом и, наконец, Папой Римским, но во время одной из процессий родила и после этого умерла, или была убита оскорблёнными в религиозных чувствах участниками процессии.
Сторонники легенды (например, Лео Таксиль ) утверждают, что после этой истории каждый новоизбранный понтифик до Льва X проходил процедуру определения пола с помощью прорезного стула, известного как Sella (вариант: Sedes ) Stercoraria (с лат. — «навозное кресло»); в процедуру будто бы входило выражение Mas nobis dominus est! (с лат. — «Наш господин — муж!»).
Достоверность рассказа о папе-женщине, повторявшегося с XIII века , впервые была оспорена в XV веке . Начиная с середины XVI века , мнение историков [ кто? ] склоняется к вымышленности этого рассказа. Считается, что легенда возникла, вероятно, в насмешку над порнократией — периодом господства женщин при дворе папы, начиная с Иоанна Х до Иоанна XII ( 919 — 963 ).
Подобное явление отмечено также при папе Александре VI Борджиа (1492—1503), который назначил [ когда? ] на пост главного казначея (бухгалтера-аудитора) курии свою любовницу Джулию Фарнезе , а её младший брат Алессандро Фарнезе, не имея духовного сана, в 1493 году, в возрасте 25 лет получил пост кардинал-казначея курии и одновременно епископа сразу трёх епархий. Кроме того, он занял впоследствии (через двух пап) папский престол под именем Павла III (1534—1549).
Первым известным по имени автором, записавшим в середине XIII века легенду, был доминиканский хронист , который включил её в «Мецскую всемирную хронику» . У него сюжет позаимствовал другой доминиканец, (фр.) ((1180—1261), включив в свой трактат «О семи дарах Св. Духа» ( De septem donis Spiritus Sancti ), носящий также название «Tractatus de diversis materiis praedicabilibus» .
По версии Майи и Бурбона, предполагаемая папесса жила в Риме около 1104 года, имени же её не указано. Согласно тексту, чрезвычайно талантливая женщина, одетая мужчиной, стала нотариусом в курии, затем кардиналом и, в конце концов, папой. Однажды ей пришлось выезжать верхом на коне, во время чего она родила сына. В наказание её привязали к конскому хвосту, таскали по городу, забросали камнями до смерти и похоронили там, где она умерла, надпись на её могиле гласит: «Petre pater patrum papissae prodito partum» (с лат. — «О Пётр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»). В её правление, как добавляет легенда, появились четыре трёхдневных поста («Четыре Времени», по три дня зимой, весной, летом и осенью), названные в её честь папессиными постами.
Миланский хронист (итал.) (, не сомневавшийся в реальности персонажа, помещал годы жизни папессы на три века раньше. Около 1271 года он записал в своей хронике:
В год от Р. Х. 784 был папа Иоанн женщиной, и был он тевтонцем, и вследствие этого установлено, что более никто из тевтонцев не может быть папой .
Другая версия, появившаяся в третьей редакции «Хроники пап и императоров» Мартина Поляка ( лат. Martinus Polonus), возможно, вставлена самим автором, а не последующим переписчиком. Посредством этой очень популярной работы легенда наиболее распространилась в следующей форме:
После Льва IV (847—855) святой престол 2,5 года занимал англичанин Иоанн из Майнца ( нем. Johannes von Mainz , лат. Johannes Anglicus, natione Moguntinus). Он был, как утверждается, женщиной. Ещё в детстве эта женщина была привезена своим другом в Афины, в мужской одежде, и там показала такие успехи в учёбе, что никто не мог с нею сравниться. Она прибыла в Рим, стала преподавать там науки и этим привлекла внимание учёных людей. Она пользовалась величайшим уважением за прекрасное поведение и эрудицию и в конце концов была избрана в папы. Забеременев от одного из своих верных слуг, она родила дитя во время шествия от собора св. Петра к Латерану, где-то между Колизеем и базиликой св. Климента . Она умерла почти в тот же момент, и говорят — похоронена на том самом месте. Теперь папы избегают этой дороги в своих процессиях; многие думают, что это из-за отвращения.
Здесь впервые появляется имя «Иоанна», которое и сейчас приписывают папессе. Мартин Поляк жил при курии в качестве папского капеллана (chaplain) и пенитенциария (penitentiary, исповедника) (ум. 1278), потому его папская история была широко читаема, и легенда получила всеобщее признание. Одна из рукописей его хроники повествует о судьбе папессы иначе: после родов Иоанна была тотчас низложена и отбывала епитимью много лет. Её сын, как добавляется, стал епископом Остии и похоронил её после смерти.
Последующие хронисты дали папессе и девичье имя: одни зовут её Агнессой (Agnes), другие Гильбертой (Gilberta). Ещё более далёкие вариации находятся в работах разных хронистов, например, в позднейших редакциях книги XII века «Чудеса города Рима» («Mirabilia Urbis Romae»). Согласно последней версии, папессе было видение, где предлагалось выбрать либо временное бесчестие, либо вечную кару; она предпочла последнее и умерла при родах посреди улицы.
Ранние рукописи хроники Мариана Скотта не содержат известного фрагмента о папессе (под 854 годом), и в издании Monumenta Germaniae Historica он отсутствует. То же относится к Liber Pontificalis , хронике Сигеберта из Жамблу , Оттона Фрейзингского и Готфрида Витербоского .
В XIV—XV веках папесса считалась историческим персонажем, чьё существование никто не подвергал сомнению. Она заняла место среди резных бюстов, стоявших в кафедральном соборе Сиены. По требованию Климента VIII она была переделана в папу Захария.
Ян Гус , защищая свою доктрину перед Констанцским Собором, ссылался на папессу, и никто не предложил оспорить факт её существования:
Без главы и без руководителя была церковь, когда в течение двух лет и пяти месяцев папствовала женщина… Церковь должна быть безупречна и незапятнанна, но можно ли считать безупречным и незапятнанным папу Иоанна, оказавшегося женщиной, которая публично родила ребёнка?
Ни один из 22 кардиналов, 49 епископов и 272 богословов, присутствовавших на заседаниях Констанцского собора, не протестовал против этой ссылки, подтвердив своим молчанием существование этой легендарной личности, что, однако, доказательством служить не может. При этом папесса отсутствует в «Книге понтификов» и среди папских портретов в соборе св. Павла вне стен в Риме.
В XV веке некоторые учёные, такие как Платина , указывали на бездоказательность рассказа о папессе. С XVI века католические историки начали отрицать существование папессы: например, Онофрио Панвинио , Авентин, Иоганн , Бароний и другие.
Некоторые протестанты, например, историк Давид Блондель и Готфрид Лейбниц , тоже признавали, что папесса никогда не существовала. Многие протестанты, однако, использовали этот сюжет в своих атаках на папство. Даже в XIX веке, когда несостоятельность легенды была определена всеми серьёзными историками, некоторые из протестантов пытались, движимые антиримским настроением, доказать историчность папессы. Даже Карл Август Газе не смог удержаться от язвительного замечания по этому поводу.
Сюжет о Римской папессе, видимо, имеет более раннего двойника в Константинополе. Действительно, в письме к Михаилу Керуларию (1053) Лев IX говорит, что не может поверить тому, что слышал, а именно, что Константинопольская Церковь видела евнухов, а то и женщин, на епископском престоле .
Относительно происхождения всей легенды о папессе Иоанне предлагались разные гипотезы.
Сюжет о папессе Иоанне был неоднократно разработан в мировой литературе. Он привлёк внимание и А. С. Пушкина , который предположительно в 1835 году написал наброски сюжета к пьесе «Папесса Иоанна» в трёх действиях. Эти наброски были на французском языке . В качестве основного мотива поэт подчёркивал «страсть к знаниям» ( la passion du savoir ), в результате которой Иоанна, дочь простого ремесленника, убегает из дома учиться в университете, защищает диссертацию и становится доктором. Впоследствии она становится настоятелем монастыря, где вводит строгий устав, вызывающий жалобы монахов; затем она попадает в Рим и становится кардиналом, но, когда после смерти папы её избирают на папский престол, она начинает скучать. В третьем действии появляется испанский посланник, её старый товарищ по учёбе, который грозит ей разоблачением; она становится его любовницей и умирает во время родов, согласно традиционной легенде. Таким образом, предполагавшееся произведение примыкало к серии драматических замыслов Пушкина середины 1830-х годов, рисующих человека низкого происхождения, который пробивает себе дорогу в феодальном обществе. В начало жизненного пути будущей папессы Пушкин включил диалог с «демоном знания»; завершив план, он сделал такую заметку (по-французски): «Если это драма, она слишком будет напоминать „ Фауста “ — лучше сделать из этого поэму в стиле „Кристабель“ или же в октавах» . Не исключено, что Пушкин разочаровался в своём замысле или счёл, что этот текст не может рассчитывать на публикацию по цензурным причинам; возможно, однако, что он просто не успел его осуществить до своей смерти.