Бирн, Джон (художник)
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Дуа́йр Макла́флин ( англ. John Dwyer McLaughlin ; 21 мая 1898 , , Массачусетс — 22 марта 1976 , , Калифорния ) — американский художник - абстракционист , мастер цветной литографии , переводчик с японского языка и теоретик искусства . Лучшие его работы отмечены изяществом геометрического построения и безупречной точностью колорита .
Джон Дуайр Маклафлин родился 21 мая 1898 в , штат Массачусетс , в семье судьи, Джона Дуайра Маклафлина-старшего. Кроме Джона, у судьи было ещё шестеро детей. Родители поощряли в детях интерес к искусству вообще, и увлечение Джона Дуайра младшего восточным искусством, в частности. Он часто отправлялся в Бостон , чтобы посетить богатый экспонатами отдел искусств народов Азии в Бостонском художественном музее .
У матери Джона был дядя, а у того — большая коллекция антиквариата из Японии, состоящая из предметов, подаренных ему японскими студентами квартирантами. Пробудившийся интерес к Японии подтолкнул Джона к изучению японского языка , а знание языка, в свою очередь, — к изучению японской литературы , искусства , философских течений . И вот Джон готов выбрать будущую профессию: переводчик с японского.
С момента вступления США в Первую мировую войну, Джон Маклафлин служит в американском флоте (1917—1921). В 1928-м он женится на Флоренс Эмерсон, из , штат Массачусетс .
В начале 1930-х гг. он работает агентом по продаже недвижимости в Бостоне и в Чикаго , а в 1935-м они с женой поселяются в Японии . Пребываниев в Японии позволило Маклафлину совершенствовать свои навыки в японском языке, глубже понять живопись японских мастеров. В те годы для американца это был уникальный шанс, и Маклафлин им в полной мере воспользовался. Позднее, знание языка позволило ему занять должность в пресс-службе Корпуса морской пехоты США . В качестве переводчика он посещает Японию, Бирму и Китай .
В 1938 году, вернувшись в Бостон, Маклафлин и его жена открывают галерею искусств, получившую название «Токайдо». Здесь продавались японские гравюры и различные заморские редкости из Японии и Китая.
После войны Маклафлин вернулся в Штаты в 1946 году, приняв решение полностью сосредоточиться на живописи. Он поселяется на юге штата Калифорния , в . Спустя короткое время Джон вливается в группу художников, разрабатывающих в живописи метод « резкой грани » ( Hard-edge painting ). Они стремились свести к минимуму следы авторского присутствия в живописи, отойти от практики эффектных жестов абстрактных экспрессионистов. Напротив, полностью держать под контролем способ нанесения краски.
Моя цель достичь полноценной абстракции.
Выходить на коммуникацию в той мере, которая позволит картине сделаться инструментом, индуцирующим и высвобождающим естественное стремление зрителя к созерцательности, без опоры на какое бы то ни было целеполагание.
— .
Умер Джон Дуайр Маклафлин 22 марта 1976 года в Дана-Пойнте.
Под воздействием идей Маклафлина в 1960-х гг. в Южной Калифорнии зарождается группа « Свет и пространство », в которую входил, помимо Роберта Ирвина и , и знаменитый ныне Джеймс Таррелл .
Перечень выставок Маклафлина огромен и, буквально, стремится к бесконечности: только в 1987-м в одном из перечней указано 6 персональных выставок в различных музеях и неблизких городах .
«Abstract Classicist painting is hard-edged painting. Forms are finite, flat, rimmed by a hard clean edge. These forms are not intended to evoke in the spectator any recollections of specific shapes he may have encountered in some other connection. They are autonomous shapes, sufficient unto themselves as shapes. <…> Color and shape are one and the same entity. Form gains its existence through color and color its being through form. Color and form here are indivisible. To deprive one of the other is to destroy both. To clarify matters, eliminate semantic confusion, it is helpful to unite the two elements in a single word — color/form».
— Painting and sculpture in California, the modern era : [exhibition] San Francisco Museum of Modern Art September 3-November 21, 1976 ; National Collection of Fine Arts, Smithsonian Institution, Washington, D.C., May 20-September 11, 1977., p. 114.