Interested Article - Котарбинский, Вильгельм Александрович

Вильгельм (Василий ) Александрович Котарбинский ( Вильгельм Котарбиньский ; польск. Wilhelm Kotarbiński ; 30 ноября 1848 4 сентября 1921 ) — польский и русский художник, представитель стиля « модерн », живописец исторического и фантастического жанров. Двоюродный брат художника Милоша Котарбинского и театрального деятеля и литератора Юзефа Котарбинского .

Котарбинский создавал картины, сепии и графику на мифологические и библейские темы, портреты, фантастические композиции. Если живопись Котарбинского вызывала критику, то его сепии получили настоящее признание . Художниками, повлиявшими на Котарбинского, были Ганс Макарт , Виктор Васнецов, Генрик Семирадский, Мариано Фортуни , Михаил Врубель . Котарбинский — автор ряда крупных станковых полотен («Смерть Мессалины», «Оргия», «Битва кентавров с амазонками» и др.). Большая его картина «Римская оргия» в конце XIX века картина была приобретена Музеем императора Александра III (ныне Государственный Русский музей).

Биография

Родился в cеле Варшавской губернии. Учился в 1866—1869 годах в варшавских Классах рисунка, которые на момент его выпуска возглавлял Циприан Лахницкий . В 1871 году, получив стипендию в 200 серебряных рублей от Общества поощрения изящных искусств в Варшаве (Towarzystwo Zachęty Sztuk Pięknych) поступил слушателем в Академии Св. Луки в Риме, где получил серебряную медаль и звание «Первого римского рисовальщика».

Жил и работал в Риме с 1871 по 1886 год. С 1877 года постоянно участвовал в выставках варшавского Общества поощрения изящных искусств. В ранний «римский» период на выставках были представлены работы «Воскрешение сына вдовы», «Возвращение с Голгофы», «Libelle», «Гондола» и другие , которые сделали Котарбинского постоянным героем репортажей с выставок и известной персоной. С картиной «Ecce Homo» в январе 1883 году художник принял участие в открытии Выставочного дворца в Риме , где его работа висела рядом с картиной «Прусская дань» Яна Матейко . О работах Котарбинского оставили рецензии Генрик Сенкевич и Элигиуш Невядомский .

В 1885 году , по приглашению профессора Адриана Прахова , который руководил работами по украшению собора Святого Владимира в Киеве, Котарбинский вошел в состав «артели соборян» — коллектив художников, включавший В. М. Васнецова , М. В. Нестерова , П. А. Сведомского и А. А. Сведомского . С последними Котарбинский был дружен с 1875 года, еще по «римскому» периоду.

Внутренние работы в соборе продолжались до 1896 года. Котарбинский создал ряд композиций, среди них « Преображение Господне » и написанные совместно с П. Сведомским «Дни Творения», « Тайная Вечеря », « Въезд Господень в Иерусалим », « Суд Пилата ». Самостоятельно, по его собственному признанию были написаны «Голгофа» и «Воскрешение Лазаря».

В Киеве художник выполнил ряд заказов, в частности, для дома украинского мецената Н. А. Терещенко на Бибиковском бульваре (ныне Национальный музей Тараса Шевченко на бульваре Тараса Шевченко) ), и создал 13 панно для дома В. Н. Ханенко на Алексеевской улице (ныне Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко на ул. Терещенковской).

Росписи во Владимирском соборе выдвинули имя Вильгельма Котарбинского в число самых известных художников Российской империи. Он был награждён орденом Станислава 2-й степени, а в 1905 году Петербургская академия художеств «за известность на художественном поприще признает и почитает В. А. Котарбинского своим академиком». Неоднократно участвовал в выставках в Варшаве, Киеве, Петербурге.

В 1898 году вокруг его имени, как и вокруг других «академиков», разгорелся скандал между И. Е. Репиным и авторами журнала « Мир искусства » : в одном из номеров прозвучало предложение вынести некоторые картины (в числе прочих и «Оргию» Котарбинского) из Музея Императора Александра III (сейчас Государственный Русский музей ). Репин ответил резкой статьёй «По адресу „Мира искусства“» и после полемики с редактором журнала С. П. Дягилевым порвал с «мирискусниками».

В 1905 году издательство «Рассвет» выпустило серию открыток с картинами Котарбинского. Открытки получили настолько широкую популярность, что серии дополнялись и переиздавались. В итоге художник даже пошел на необычный шаг — нотариально подтвердил легитимность изображений (от 26 декабря 2021 на Wayback Machine )

Последняя крупная выставка работ Котарбинского состоялась в 1907 году . После этого и в Варшаве, и в Киеве художник участвовал лишь несколько раз и выставлял одну-две работы.

С началом Первой мировой войны Котарбинский в очередной раз приезжает в Киев и больше не покидает этот город.

В апреле 1919 года, когда художник жил в гостинице «Прага» в Киеве, из имения в Кальске (Минская губерния), во время одной из «экспедиций» Наркомпросвета БССР были национализированы и вывезены 282 картины Котарбинского для создания Областного музея в Минске .

В декабре 1919 года Котарбинский переселился к Праховым — дочери и вдове профессора, Эмилии Праховой , с которой поддерживал дружеские отношения. Скончался 4 сентября 1921 года. Похоронен на киевском Байковом кладбище на 1-м польском участке новой части кладбища; могила — слева от аллеи.

Личная жизнь

По воспоминаниям Н. Прахова (сына профессора Адриана Прахова), Вильгельм Котарбинский был женат на своей «кузине».

В новейших исследованиях называется имя Екатерины Пудловской (Коженевской) — дочери Юзефа Коженевского . У матерей Вильгельма и Катерины одинаковые фамилии — Вейсфлог (вероятно, матери супругов были кузинами, а Котарбинский и Екатерина — троюродными братом и сестрой). Кроме того, Екатерина была владелицей имения Кальск в Минской губернии, где Котарбинский поселился сразу после женитьбы . Имение Кальск оставалось постоянным местом жительства художника до начала Первой мировой войны.

Котарбинский дружил с Г. И. Семирадским во время жизни в Риме . Его связывали близкие дружеские отношения с В. М. Васнецовым , братьями Сведомскими, семьёй Праховых.

Увлекался игрой в шахматы.

Галерея

  • Вечерняя тишина
    Вечерняя тишина
  • Могила самоубийцы
    Могила самоубийцы
  • Роса
    Роса
  • Стрельба из лука
    Стрельба из лука

См. также

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 19 января 2017. Архивировано из 16 декабря 2016 года.
  2. ↑ А. Пелиховская. Вильгельм Котарбинский в контексте художественной среды Варшавы, Киева и Петербурга последней четверти XIX — начала XX века ( (неопр.) . Дата обращения: 26 декабря 2021. Архивировано 27 ноября 2021 года. ) // Гілея: науковий вісник. — 2021. — № 162(5). — С. 27—30.
  3. А. Пелиховська. «Смерть Мессаліни» Вільгельма Котарбінського: варшавська сторінка ( (неопр.) . Дата обращения: 26 декабря 2021. Архивировано 27 ноября 2021 года. ) // Мова та Історія. — 2020. — № 458. — С. 5—12.
  4. А. Пелиховская. Мариано Фортуни и Вильгельм Котарбинский: к вопросу о творческих заимствованиях в искусстве ( (неопр.) . Дата обращения: 7 июля 2022. Архивировано 26 декабря 2021 года. ) // Мова та Історія. — 2021. — № 471. — С. 63—80.
  5. ↑ А. Пелиховская. Новое о Вильгельме Котарбинском: прижизненные публикации и переписка современников ( (неопр.) . Дата обращения: 26 декабря 2021. Архивировано 26 декабря 2021 года. ) // Мова та Історія. — 2021. — № 467. — С. 17—21.
  6. ↑ А. Пелиховская. Вильгельм Котарбинский: биографические этюды ( (неопр.) . Дата обращения: 26 декабря 2021. Архивировано 26 декабря 2021 года. ) // Мова та Історія. — 2021. — № 461. — С. 7—12.
  7. Пелиховская А. Римская история: ранние произведения Котарбинского ( (неопр.) . Дата обращения: 26 декабря 2021. Архивировано 26 декабря 2021 года. ) // «Антиквар». — 2021. — № 124. — С. 5.
  8. ↑ В. Ульяновский. «От сотворения мира» ( (неопр.) . Дата обращения: 26 декабря 2021. Архивировано 26 декабря 2021 года. ) // «Антиквар». — 2021. — № 5—6 (124). — С. 37—38.
  9. А. Пелиховская. Вильгельм Котарбинский: жизнь, эпоха, судьба наследия ( (неопр.) . Дата обращения: 26 декабря 2021. Архивировано 27 ноября 2021 года. ) // «Антиквар». — 2020. — № 1 (115).
  10. А. Пелиховская. Архив В. А. Котарбинского в частных коллекциях и музейных собраниях // «Антиквар». — 2021. — № 5—6 (124). — С. 146—147.
  11. Добріян Д. М. Участь Вільгельма Котарбінського в мистецьких об'єднаннях та художніх виставках Києва // Гілея: науковий вісник. — 2015. — № 92. — С. 23—26.
  12. Н. Усова. Таямніца калекцыі Вільгельма Катарбінскага ( (неопр.) . Дата обращения: 26 декабря 2021. Архивировано 26 декабря 2021 года. ) // «Культура і мастацтва» Мастацтва. — 2020. — № 1 (442). — С. 22.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 26 декабря 2021. 27 ноября 2021 года.

Литература

  • Прахов Н. Страницы прошлого. — Киев: Изомузгиз, 1958. — 308 с.
  • Шестимиров А. Цуканов П., Махов А. Разгаданные картины Вильгельма Котарбинского // Приложение к журналу «Филокартия». — М., 2016. — 60 с.
  • Савицька Л. Геній, котрий знав, що робить. Вільгельм Котарбінський (1848—1921): альбом. За ред. М. Дроботюк. — Київ : Київські пропілеї, 2014. — С. 33.
  • «Sto lat pamięci. Світ і світло Вільгельма Котарбінського». Ред. А. Пелиховская // «Антиквар». — 2021. — № 5—6(124).
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

  • // журнал «Антиквар», № 86

Same as Котарбинский, Вильгельм Александрович