Interested Article - Ваньянь Агуда

Ваньянь Агуда ( кит. трад. 完顏阿骨打 , упр. 完颜阿骨打 , пиньинь Wányán Āgǔdǎ ), китайское имя Ваньянь Минь ( кит. трад. 完顏旻 , пиньинь Wányán Mín ), храмовое имя Цзинь Тай-цзу ( 1068 1123 ) — основатель империи Цзинь , при которой племена чжурчжэней достигли пика в своём развитии, став обладателями северо-восточной половины Китая .

Биография

В 1113 году власть переходит в руки Агуды. Согласно летописи « Цзинь ши », Агуда шёл в бой без шлема, хорошо владел оружием. Указывается, что он стрелял из обычного лука на расстояние в 320 шагов.

Кроме этого, Агуда хорошо знал киданьский язык , что сильно ему помогло в последующей войне с киданями . Усиление племенного союза Ваньян стало тревожить южного соседа — Корё. Корёсцы не раз начинали военные действия, причём доходили до таких крайних мер, как мобилизация 170-тысячного войска, избиение чжурчжэньских послов и вождей на переговорах. Агуда смог мобилизовать чжурчжэньские отряды на борьбу со столь сильным противником и сыграл важную роль в победе чжурчжэней над южным соседом.

Война с Корё привела к тому, что Ваньян смогло объединить многие племена чжурчжэней. Но при этом Агуда старался племена не покорять, а заключать с ними союзы, чтобы не вызывать лишних конфликтов. Только те племена, которые отказывались от союзных отношений, подвергались нападениям отрядов Агуды. Вмешательство ляосцев в чжурчжэньские дела привело к тому, что Агуда стал замышлять войну против киданьского государства.

На празднике Первой Рыбы Агуда отказался танцевать перед киданьским императором и бросил ему вызов.

Первые бои закончились победами армии Агуды. Ключевой момент войны наступил, когда империя Ляо мобилизовала большие силы и их возглавил сам император. Многие чжурчжэньские вожди испугались многочисленного киданьского войска и не хотели воевать. Агуда не мог заставить их выступить против Ляо. Многие вожди требовали мира с киданями. Тогда он пошёл на хитрость. Воспользовавшись тем, что большинство чжурчжэньских вождей плохо знало китайскую письменность, Агуда написал письмо киданьскому императору с прошением о пощаде, но использовал такие выражения, которые были оскорбительными для императорского величия. Разгневанный этим киданьский правитель издал манифест, в котором потребовал от своих воинов полного уничтожения чжурчжэней. Агуда показал этот манифест чжурчжэньским вождям и сказал им, что он хотел мира, но ляоский император против этого. Манифест киданьского императора привёл к тому, что все чжурчжэни отбросили сомнения и решили воевать до конца. Этим тут же воспользовался Агуда, который взял клятву со чжурчжэньских вождей воевать с империей Ляо до полного её уничтожения.

Памятник Ваньянь Агуде в Ачэне

Мобильная чжурчжэньская конница взяла верх над огромным, но слабо подготовленным киданьским войском. Главной ошибкой ляоского императора стало его разрешение вооружаться войскам по своему усмотрению. Это привело к тому, что большинство солдат в его армии были легковооружёнными, не имели крепких доспехов, арбалетов и дальнобойных луков. К тому же было мало кавалерии. Поэтому чжурчжэни расстреливали противника на расстоянии, навязывали ближний бой тогда, когда сами хотели. Это привело к разгрому ляосского войска.

В 1115 году Агуда принял титул императора (под именем Минь) и дал своей династии название золотой ( Цзинь ). Его победы следуют одна за другой, и вскоре вся Маньчжурия признает своим властителем, затем ему подчиняется киданьская земля — большая часть Монголии и часть Китая.

Чжурчжэни были малознакомы с управлением населением на обширных территориях и в больших городах. Поэтому Агуда активно привлекал к себе бохайцев. Последние стали административным фундаментом империи.

Агуда умер в 1123 году и был погребён рядом с Верхней столицей . В 1135 году его останки были перезахоронены на горе Хукайшань в истоках реки Ашихэ . В 1153—1154 гг. произошло второе перезахоронение тела Агуды на отрогах гор Дафаншань в пригороде современного Пекина. Таким образом, он оставил после себя сильное государство, незаконченную войну с киданями и вопрос отношений с новым соседом — империей Сун.

Семья и дети

У Агуды было несколько жён и наложниц, и много детей. В истории оставили заметный след следующие:

  • жена из рода Танга
    • 5-й сын (самый старший из выживших) Ваньянь Шэнго (完颜繩果), китайское имя Ваньянь Цзунцзюнь (完颜宗峻), отец 3-го императора династии Цзинь
    • 7-й сын Ваньянь Уле (完颜烏烈), китайское имя Ваньянь Цзунчао (完顏宗朝)
    • Ваньянь Мэйлилян (完颜没里野), китайское имя Ваньянь Цзунцзе (完顏宗傑)
  • жена из рода Пэймань
  • жена из рода Гэшиле
    • 2-й сын Ваньянь Волибу (完颜斡離不), китайское имя Ваньянь Цзунван (完顏宗望)
    • 6-й сын Ваньянь Элугуань (完颜訛魯觀), китайское имя Ваньянь Цзунцзюнь (完顏宗雋)
  • жена из рода Пусань
  • наложница Уцзилунь
    • 4-й сын Ваньянь Учжу (完顏兀术), китайское имя Ваньянь Цзунби (完顏宗弼)
    • 8-й сын Ваньянь Алу (完顏阿魯), китайское имя Ваньянь Цзунцзян (完顏宗強)
    • 9-й сын Ваньянь Алубу (完顏阿魯補), китайское имя Ваньянь Цзунминь (完顏宗敏)

Библиография

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Васильев В. П. «История и древности восточной части Средней Азии».
  • Воробьев М. В. Чжурчжэни и государство Цзинь (Х — 1234 г.). — М.: Наука, 1975.
  • Малявкин А. Г. Цзинь-ши. 1 цюань // Сборник научных работ пржевальцев. — Харбин , 1942. — С. 41—58.
  • Розов Г. М. История Золотой империи / Под ред. В. Ларичева. — Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1998.
  • от 24 июня 2011 на Wayback Machine
  • Кожанов С. Т. Начальный период войны между империями Сун и Цзинь (1125—1127 гг.) // Дальний Восток и соседние территории в средние века. История и культура востока Азии. — Новосибирск: Наука, 1990. — С. 39—48.
  • Соболев А. Е., Соболева А. С. Три гробницы Агуды — основателя государства чжурчжэней // Восток Азии: проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия Амурского области. — СПб. : ООО "Издательство «Росток», 2018. — С. 242—250.

Same as Ваньянь Агуда