Interested Article - Иконография Ивана Грозного

Вымышленный портрет царя на картине Виктора Васнецова

Иконография Ивана Грозного — совокупность изображений царя Ивана IV (1530—1584) в изобразительном искусстве.

Прижизненные изображения

Фигуру Ивана Грозного можно увидеть на миниатюрах созданного по его приказанию Лицевого летописного свода , изображающего многие события из его жизни .

Иконопись и фрески

Исследовательница иконографии Ивана Н. Н. Мутья пишет, что с 1551 года решением Стоглавого собора было допустимо изображение царя на иконе, после чего художники обращаются к созданию изображений Ивана IV .

  • Икона « Благословенно воинство Небесного Царя ». Предположительно, одна из фигур на масштабной фигуре изображает царя; однако, по новейшим исследованиям, это — памятник более раннего времени .
  • В диаконнике Архангельского собора, фреска, иллюстрирующая «Канон на исход души» (1560-е годы), которая вероятно воспринималась современниками как иллюстрация «Повести о болезни и смерти великого князя Василия III», отца Ивана. Однако, как пишет «Православная энциклопедия», «композиция не выходит за рамки канонического сюжета прощания христианина с семьей, а изображение отрока не индивидуализировано и не наделено знаками царственности» .
  • Предположительно: в левом нижнем клейме на « » (1547—1551 гг, инв. Ж-1321; 3059 соб.) из Благовещенского собора Московского Кремля. В нижнем регистре — святые в молении, перед ними — коленопреклоненные люди, среди которых выделяется юноша в узорчатой шубе и шапке с меховой оторочкой. Возможно, в композицию введено изображение юного Ивана. в окружении свиты, однако при этом представленная фигура — обобщающий образ государя как одного из «земнородных», без конкретизации .
  • Вероятно: в нижнем центральном клейме Тихвинской иконы Божией Матери в раме с 16 клеймами Сказания (3-я четв. XVI в., рама — сер. XVI в.) из Благовещенского собора Московского Кремля — фигура юного царя. Надпись в клейме, вероятно, воспроизводит прежнюю: «Великiй князь Iаннъ Васiлiевичъ име велiю вр къ Преч(с)т[о]м [б]раз[] иже на Тихфин, повел при церкви иноческом чин вселитися». Клеймо интерпретируется как моление Ивана о принятии царского венца перед чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери в 1546 году. Икона с данным клеймом неоднократно воспроизводилась, и таким образом, царя можно найти во многих её списках .
  • фреска «Митрополит Макарий и Иоанн Грозный» в алтарной части Успенского собора Свияжского Успенского Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1588). Некачественно отреставрирована в 1899 году.

Гравюры

Гравюра Вейгеля

Условно прижизненными портретами, «оригинальными», согласно атрибуции, сделанной ещё Дмитрием Ровинским , считаются лишь 2 гравированных изображения лица царя, а все остальные его портреты определяются как более поздние. Оба этих портрета выполнялись со слов очевидцев, посещавших царские приемы, а сами художники Грозного никогда не видели .

  • Ксилография , напечатанная в Нюрнберге в 1563 году. «Иван Васильевич изображен молодым, энергичным, с правильными чертами лица, короткой прической и довольно длинной бородой, в парчовом кафтане и высокой шапке-гречневике, отороченной мехом, на которую надета золотая корона, на шее — толстая витая золотая цепь; на левое плечо опирается многоярусный скипетр, увенчанный квадрифолием в ромбе (рук не видно)» .
  • отчасти повторяющий предыдущий (шапка с короной, форма скипетра, прическа и борода), напечатан в книге Пауля Одербона «Жизнь великого князя Ивана Васильевича» — P. Oderborn. Ioannis Basilidis magni Moscouae ducis vita (Witebergae, 1585) .

По более современным предположениям, гравюра Вейгеля основана на портрете его отца Василия III работы Эрхарда Шена .

Любопытно, как подметил также ещё Ровинский, что западные мастера уловили сходство царя с его отцом Василием III, следствием чего стало распространение портретов великого князя Василия III с подписями, в которых изображенный именуется Иоанном Васильевичем .

Прочее :

  • Энтони Дженкинсон, карта Московии, включена в атлас A. Oртелия «Зрелище земного мира» (Лондон, 1562; экз. 1572 г.: ГММК. Инв. № KН-706). В верхнем левом углу карты помещено изображение Ивана в образе библейского царя с тюрбаном на голове, сидящим на фоне шатра .
  • Oderborn P. Wunderbare, Erschreckliche, Unerhörte Geschichte und warhaffte Historien. Görlitz (1588). Иван изображен сидящим на престоле, со скипетром в руке, образцом послужил его «портрет» на карте Дженкинсона; рядом бояре, священнослужители .
  • Erschreckliche, greuliche und unerhorte Tyranney Iwan Wasilowitz. S. l., (1581) — Иван представлен верхом, одет по-турецки, на голове — чалма, в левой руке — копье с насаженной головой человека. По сторонам — царские палачи, инструменты пыток, толпы мужчин и женщин, приговоренных к смерти .
  • Одна из гравюр «Польско-русских известий» (Нюрнберг, 1582; экз.: ГММК. Инв. № КН-705). Иван изображен погрудно в легком повороте вправо, в парадном княжеском облачении — парчовом узорчатом кафтане и высокой шапке .

Утраченные

Изображение Ивана IV с нимбом в Грановитой палате Московского Кремля
  • По сведениям Д. А. Ровинского, миниатюрный портрет Ивана был на грамоте 1571 г. из б-ки А. Д. Черткова: «…написан в чисто иконном стиле, без претензий на сходство» .
  • Вместе с отцом был изображен в росписи 1561 года средней Золотой палаты царского дворца в Московском Кремле по сторонам композиции с венчанием на царство вел. кн. Владимира Мономаха .

Спорные

  • Изображение на переплете «Апостола» Ивана Федорова 1564 года (ГИМ), обнаружено в 2019 году путем компьютерной обработки фотографии. Является портретом царя по предположению историка Елены Ухановой .
  • . Согласно мнению современных искусствоведов и реставраторов, является новоделом рубежа XIX—XX веков .
  • Ревельский лев — изображение на ливонской пушке. Теория, выдвинутая историками артиллерии в 2002 году, оспаривается .

Посмертные изображения

Фрески

Изображение Ивана Грозного с нимбом, по традиции изображения умерших великих князей на Руси, служит одним из аргументов сторонников его канонизации .

Примечательно, что изображение Ивана Грозного отсутствует в цикле надгробных фресковых портретов князей в Архангельском соборе 1564—1565 годов (сохранившаяся роспись 1652—1666 годов следует программе первоначальной стенописи), несмотря на то что место его погребения к этому времени было определено и располагалось в диаконнике собора .

Фресковое изображение из композиции "Древа государей российских"

Его имеющиеся фресковые изображения:

  • Фреска с изображением благоверного царя Иоанна IV из Грановитой палаты Московского Кремля. В 1668 году, после пожара, стенопись палаты полностью возобновил Симон Ушаков . В 1672 году он же составил дошедшее до нас описание новой росписи стен, по которому в 1882 году художники-палешане Белоусовы вновь расписали Грановитую палату .
  • Фигура Ивана Грозного включалась в генеалогические фрески на сюжет « Древо государей Российских » .

Посмертные (вымышленные) портреты

  • Вымышленный портрет Ивана Грозного включен в « Царский титулярник » (1672) и рукописи, продолжающие его традицию . «Для этого типа портретов характерно живое, выразительное лицо Ивана Васильевича со взглядом, устремленным на зрителя, его брови сведены к переносице, слегка вьющаяся борода раздвоена на конце» .
  • Портреты из серии династических царских портретов. Типичные черты: длинный крючковатый нос, грозно сведенные брови; на голове царский венец .
  • Гравюры: Ровинский указывает более 80 гравированных портретов XVIII—XIX веков .

Историческая живопись

Как злодея его стали изображать только в XIX столетии, пишет Н. Н. Мутья .

Скульптура

Большой известностью пользуется изображение, выполненное Марком Антокольским - " ".

В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля вскрыта гробница Ивана Грозного. Советский учёный М. М. Герасимов использовал разработанную им методику для восстановления внешности Ивана Грозного по сохранившемуся черепу и скелету.

Памятники

Бюст Ивана Грозного (скульптор А. А. Аполлонов )

Реконструкция внешнего облика царя

Иван Грозный. Реконструкция внешности по черепу по методу Герасимова .

Внешность царя Ивана Грозного известна благодаря реконструкции по черепу , выполненной автором данного метода М. М. Герасимовым . В дальнейшем метод Герасимова был компьютеризирован, что позволило учёным создавать 3D-визуализации облика реконструируемых, однако, во времена основателя метода все работы производились вручную. Лицо царя, реконструированное по черепу, оказалось имеющим определённое сходство с его традиционными изображениями. При этом необходимо иметь в виду, что, в отличие от формы и черт лица, усы, борода и волосы в рамках метода до сих пор добавляются к реконструкции произвольно (так как, естественно, не оставляют следов на черепе), поэтому, в случае с ними имеет место обратная иконографическая связь.

Театр

Кинематограф

. Плакат к кинофильму «Царь Иван Васильевич Грозный». 1915.

В киноискусстве личность царя нашла отражение в следующих фильмах :

Литература

Музыка

Компьютерные игры

  • В игре Age of Empires III Иван Грозный представлен как русский лидер (ошибочно с исторической точки зрения, ведь события в игре посвящены колонизации Америки, а в игровом мире уже существует Санкт-Петербург).
  • В игре Fate/Grand Order Иван Грозный присутствует в качестве одного из слуг [ источник не указан 1192 дня ] .
  • В игре « » Иван Грозный представлен как один из четырёх главных злодеев, наряду с Аль Капоне , Камунра и Наполеоном .

В филателии

  • В 1996 году Почта России выпустила марку, посвященную Ивану Грозному.
  • В 2006 году Почта России выпустила марку, посвященную 200-летию музеев Московского Кремля. Трон Ивана Грозного. XVI век.
  • Марка России 2006 г. Трон Ивана Грозного. XVI век.
    Марка России 2006 г. Трон Ивана Грозного. XVI век.

Библиография

  • Ровинский Д. А. . СПб., 1882; он же. Словарь гравированных портретов. 1887. Т. 2. Стб. 1010—1026; Т. 4. Стб. 327—329, 331—334
  • Герасимов М. М. Документальный портрет Ивана Грозного // «Краткие сообщения института археологии Академии наук СССР» — 1965. — Вып. 100. — С. 139—142.
  • Алисиевич В. Череп Ивана Грозного. Судебно-медицинское исследование останков Царя Ивана Грозного, его сыновей и князя Скопина-Шуйского. // Записки криминалистов: Правовой общественно-политический и научно-популярный альманах Московского юридического института. — Вып. 1. — М. : Юрикон, 1993.
  • Красилин М. М. Портрет царя Ивана Грозного: Век XVII или век XX? // Пространства жизни. К 85-летию академика Б. В. Раушенбаха. — М.: Наука, 1999. — С. 503—513.
  • Диакон Евгений Семенов. Важнейшие подробности и обстоятельства вскрытия гробницы Государя Иоанна Васильевича Грозного в 1964 г. Доклад на конференции «Исторические мифы и реальность». 4 октября 2002 г.
  • Горматюк А. А. Царский лик. Надгробная икона Великого князя Василия III. М.: ВХНРЦ, 2003. С. 61.
  • Бусева-Давыдова И. Л. Некоторые проблемы атрибуции парсуны // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны: Материалы конференции. — М., 2006. — С. 38-53.
  • Вера и Власть: Эпоха Ивана Грозного / ГММК. М., 2007
  • Мутья Н. Н. Иван Грозный. Историзм и личность правителя в отечественном искусстве XIX—XX вв. М., 2010.
  • Мутья Н. Н. . Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 2. C. 101—107
  • Уханова, Е. В., et al. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики 2 (2019): 13-29. ()

Примечания

  1. ↑ // Православная энциклопедия . — М. , 2010. — Т. XXIII : « Иннокентий — ». — С. 628-648. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4 .
  2. ↑ Мутья Н. Н. от 5 февраля 2022 на Wayback Machine . Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 2. C. 101—107
  3. Irina Shalina. // Искусство Христианского мира. Вып. XV. М., 2021. С. 175–194. — 2021-01-01. 5 февраля 2022 года.
  4. Алексей Оболенский. (неопр.) . ruskline.ru . Дата обращения: 5 февраля 2022. 5 февраля 2022 года.
  5. (неопр.) . smotrim.ru . Дата обращения: 5 февраля 2022. 5 февраля 2022 года.
  6. Bogatyrev S. от 12 февраля 2022 на Wayback Machine // The Slavonic and East European Review. Vol. 88. Nos. Vi. January/April. 2010. P. 48-61
  7. Уханова, Е. В., et al. от 12 февраля 2022 на Wayback Machine // Древняя Русь. Вопросы медиевистики 2 (2019): 13-29.
  8. [de] «Die „parsuna“ Ivans IV. in Kopenhagen — Originalporträt oder historisches Bild?» in: Essays in Honor of A. A. Zimin. Columbus, Ohio, 1985, pp. 187—204
  9. Красилин М. М. Портрет царя Ивана Грозного: Век XVII или век XX? // Пространства жизни. К 85-летию академика Б. В. Раушенбаха. — М.: Наука, 1999. — С. 503—513
  10. Горматюк А. А. Царский лик. Надгробная икона Великого князя Василия III. М.: ВХНРЦ, 2003. С. 61.
  11. Бусева-Давыдова И. Л. Некоторые проблемы атрибуции парсуны // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны: Материалы конференции. — М., 2006. — С. 38-53.
  12. София Багдасарова. (рус.) . Проверено.Медиа (12 февраля 2022). Дата обращения: 12 февраля 2022. 12 февраля 2022 года.
  13. (неопр.) Дата обращения: 16 апреля 2013. 4 апреля 2013 года.
  14. (рус.) . ТАСС (1 октября 2016). Дата обращения: 15 октября 2016. 16 октября 2016 года.
  15. (неопр.) . Официальный сайт администрации города Орла (14 октября 2016). Дата обращения: 15 октября 2016. 16 октября 2016 года.
  16. (рус.) . "Новости 57" (14 октября 2016). Дата обращения: 15 октября 2016. Архивировано из 19 октября 2016 года.
  17. (рус.) . РИА Новости (14 октября 2016). Дата обращения: 15 октября 2016. 18 октября 2016 года.
  18. (неопр.) . Дата обращения: 12 февраля 2022. 12 февраля 2022 года.
  19. (неопр.) . ИА «ПРО Владимир» (6 декабря 2019). Дата обращения: 8 декабря 2019. 8 декабря 2019 года.
  20. (неопр.) . Дата обращения: 12 февраля 2022. 9 января 2018 года.
  21. (неопр.) . Дата обращения: 12 февраля 2022. 12 февраля 2022 года.
  22. (неопр.) . Дата обращения: 16 апреля 2013. 17 апреля 2013 года.
  23. (рус.) . Lenta.ru . Дата обращения: 24 мая 2019. 18 мая 2021 года.
  24. Дарья Майорова . (30 апреля 2009). 9 июля 2014 года. Дата обращения: 9 апреля 2013.

Same as Иконография Ивана Грозного