Автор более 100 публикаций по вопросам современного искусства. В визуальном творчестве тяготеет к экспрессивно-гротескным формам выразительности, парадоксальному сопоставлению объектов в композициях, которые представляют собой своеобразные ментальные конструкции.
.
Куратор и участница многих художественных проектов, национальных и международных. Работы демонстрировались в таких странах как
Германия
,
Нидерланды
,
Бельгия
,
Южная Корея
,
Польша
,
Австрия
,
Венгрия
и др. Различные по технике исполнения, её произведения объединены поиском смысла существования в сложных лабиринтах урбанистической цивилизации.
Биография
Елена Голуб родилась 25 декабря 1951 года в
Киеве
. Её родители выступали на сцене как певцы, потом отец Евгений Голубь стал журналистом, а мать Зинаида Морозова — служащей.
Елена окончила
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
в 1974 г., факультет биофизики. Несколько лет работала инженером, но мечтала о том, чтобы стать профессиональной художницей. Поскольку тогда при поступлении в художественный вуз обязательными были тематические композиции в духе советской идеологии, с чем она не была согласна, стала обучаться приватно. Кроме того, посещала вольнослушателем преподавание живописи в
Украинской академии книгопечатания
. Окончила Институт журналистского мастерства в 1986 году, факультет художников прессы.
Работала иллюстратором в журналах, редактором в издательстве, обозревателем и корреспондентом. Её муж — культуролог , дочь — Анна Голуб (1974, от брака с
Леонидом Нефедьевым
), сын — Андрей Яковенко (1985). Живёт и работает в Киеве. Неоднократно выезжала за границу с выставками своих работ.
Творчество
Свой творческий путь начала с оппозиционного к
соцреализму
неофициального искусства
,
андеграунда
, когда в 1970-х годах писала картины в стиле
экспрессионизма
. Учась приватно у профессиональных художников (
В. Забашты
,
В. Барского
и других), искала свой собственный путь в искусстве . Тогда в Киеве авангардная молодежь собиралась в объединении «Рух», где собирались литераторы, ученые, художники и обсуждали немало интересного: новейшие течения, «самиздат» и т. д. В 1977 организаторы «Руха» (
Ю. Косин
, Н. Недзельский и С. Федоринчик) устроили авангардную выставку, где о себе заявили художники-неформалы:
Николай Трегуб
,
Вудон Баклицкий
, Николай Залевский,
Александр Костецкий
, Елена Голуб, и другие.
Работы художницы, обращенные к внутреннему миру современника, были написаны динамично, со своеобразной деформацией форм и активным использованием чистого цвета («Портрет инженера», «Пустая тарелка», «Двое» и др.).
Второй всплеск подъёма художественного творчества у Елены Голуб пришёлся на конец ХХ — начало XX века и был связан с оживлением общественной активности и появлением частных галерей, где она начала выставлять новые произведения. Теперь её картины синтезировали абстрактный экспрессионизм и народный
примитивизм
. В таких работахах как «Тетка», «Рыбак», «Чупа-чупс, или иллюзия равенства», «Супергерой» возрастает социально-критический мотив с характерными для украинцев нотками юмора. Эти работы принимали участие в проектах Международного арт фестиваля в
Магдебурге
(Германия).
С 2003 года Елена начала создавать фотоинсталляции с помощью компьютерных технологий. Вот как характеризует творчество Елены Голуб Заслуженный деятель культуры Украины : «Обратившись к современным компьютерным технологиям, художница, как всегда, остро почувствовала пульс и ритм времени. В сопоставлении и сравнении разных исторических фотоматериалов она решает философские проблемы бытия. В новой серии — трансформация семейных традиций и связь поколений („Здравствуй, прадедушка!“ и „Здравствуй, прабабушка!“), глобальная перестройка сознания на материале переосмысления тоталитарного прошлого („Да и Нет“, „Тоталитарная баллада“, „Адресат неизвестен“). Е. Голуб призывает вернуться к проблемам человека, к познанию человеческой сущности. В её работах тесно переплетаются судьбы известных людей (Сталин, Гитлер) и персонажей из семейного альбома, которые вместе задействованы в истории. В них возникает вопрос о причастности и ответственности каждого, кто живёт на земле, о том, что происходило когда-то и происходит сейчас („С кем быть?“, „Он, Она, Они…“) Сегодня Елена Голуб на новом витке творческого окрыления. Так и хочется перевоплотиться в созданный ею живописный персонаж, стать „Желтым зайцем“, чтобы во время всепоглощающей глобализации с её широкомасштабной экспансией средств массовой коммуникации подняться, как он, над всем, что нас окружает, и наполниться ощущением свободы и независимости.»
В цифровых технологиях художница нашла неисчерпаемые возможности для создания своего визуального языка. Её композиции (в листах цифровой печати), которые она называет «ментальными конструкциями», воспроизводят немало ассоциативно сложных вещей. Проект «Цифровой двор № 3», в котором художница выступала также как сокуратор, собрал работы медиа-художников группы «Г.В.Х.»(то есть — Голуб,
Вышеславский
,
Харченко
) с целью продемонстрировать особенность digital masage в современном искусстве (выставлялся в Амстердаме (Нидерланды).
Вот как отзывается о творчестве Е. Голуб её коллега, известная авангардная художница и режиссёр
Оксана Чепелик
: «Урбанистическая цивилизация с её достижениями и противоречиями всегда в кругу внимания художницы в многочисленных вариантах разных серий. Взаимоотношения между локальными традициями и коллективной памятью, между культурными расхождениями, между центром города и пригородами — это лишь некоторые из важнейших тем, которые разрабатывает художница в актуальном искусстве сегодня. Недавно художница принимала участие в IV Московской биеннале в кураторском проекте
Виктора Мизиано
„Невозможное сообщество“, который демонстрировался в Музее современного искусства. Для меня эта выставка представляет особый интерес, так как она связана с эстетикой взаимодействия, и сам проект можно расценить, на мой взгляд, как социальную скульптуру, актуальное направление современности.»
Венгерский искусствовед Габор Патаки во всупительном слове на открытии выставки фотоинсталляций Е.Голуб в Будапеште «Ветер из Украины» (2019) отметил: «Она называет свой метод „нарративным конструктивизмом“, в чём можно усмотреть воплощение идей первооткрывателей фотомонтажа
Родченко
,
Клуциса
и
Лисицкого
. Но тогда как предшественники конструировали свои произведения с верой в то, что мир вскоре станет лучше и справедливее, Голуб может лишь признать все эти идеи несостоявшимися.»
Награды
Награда Voix Visuelle, ІІІ место в конкурсе за роботу «Ключи»,
Оттава
,
Канада
, 2020
Награда Международного биеннале электрографики «Matrices 2012»,
Будапешт
,
Венгрия
Награда Международного биеннале электрографики «Matrices 2017»,
Будапешт
,
Венгрия
Участие в выставках
2020 — Международная выставка «Искусство во время чумы»
2012 — «Портрет художника глазами художника», галерея «Триптих», Киев
2011 — 10 лет Института проблем современного искусства (рук.
Виктор Сидоренко
), Киев
2011 — «Невозможное сообщество» (куратор
Виктор Мизиано
), Музей Современного Искусства, Москва, проект Евгения Фикса «Портрет 19 миллионов», фотоинсталляция.
2009 — Национальный музей литературы Украины, Киев
2008 — «DIGITAL YARD № 3» / «ЦИФРОВОЕ ДВОР № 3» — участница и сокуратор выставки арт-группы "Г. В. Х. ", WG Kunst Gallery, Амстердам, Нидерланды, 2008, каталог ст. 1-9.
2007 — Международная выставка плаката, Музей плаката, Лахти, Финляндия. —
2006—2005 «В пространстве
Дюбюффе
» — выставка фотоинсталляций совместно с Н.Монталбетти. Французский культурный центр на Украине (Киев, Одесса, Днепропетровск, Донецк)
2005 — «Birdinvest project», участница, куратор украинской части Международного проекта, Борглун, Бельгия, каталог, ст. 42.
2005 — «Мир и война», галерея
Киево-Могилянской Академии
, Международное фотобиеннале «Второй Месяц фотографии в Киеве», каталог, ст. 95-96.
2005, 1985,1983 — Международное биеннале юмора и сатиры в искусстве, Габрово, Болгария, каталог 2005, ст.125.
2003, 2001, 2000 — I, II и III Международный арт-фестиваль, Магдебург, Германия, каталоги: И — «Люди и звери», С. 29, II — «За гранью обыденного», С.46, 130; III — " Сигналы неточного времени ", С.123.
2002 — «Короткие истории» — участница и куратор проекта, Украинский дом, Киев.
2001 — «Люди и звери», участница и куратор проекта, совместно с , А.Комиссаренко и , Украинский дом, Киев.
1978, 1977 — выставки андеграундного творческого объединения «Рух», Киев.
Теоретические направления
Как искусствовед Елена Голуб исследует несколько направлений.
Голуб Олена.
Утаємниченість світу Миколи Трегуба. // ОБРАЗОТВОРЧЕ МИСТЕЦТВО. 2004, — № 3, — С.70-71.
Голубь Елена.
Висящие на одной стене — связанные одной цепью.//РАДУГА. 2004, —№ 7-8, — С. 161—168.
на укр.:
Голуб Елена.
Фотография: из техногенной стихии в искусство. // АРТ-КУРСИВ. 2008, — № 1, — С.71-73
на укр.:
Голуб Елена.
Метаграфия — путь в многомерность.//ОБРАЗОТВОРЧЕ МЫСТЕЦТВО, № 1, 2004, ст. 8-9.
на укр.:
Голуб Елена.
Дифференциация в условиях гомогенизации.// ГАЛЕРЕЯ. 2009, —№ 1-3(38) — С. 38-42
на укр.:
Голуб Елена.
Искусство между реальностью и новой функциональностью. // ОБРАЗОТВОРЧЕ МЫСТЕЦТВО. 2005, — № 1 — С.52-54
на укр.:
Голуб Елена.
Современное искусство в диапазоне безграничности.// ГАЛЕРЕЯ. 2010, — № 1-2 (42/43) —С. 45-47.
на укр.:
Голуб Елена.
Теория относительности современного искусства .// ОБРАЗОТВОРЧЕ МЫСТЕЦТВО. 2011, —№ 1, — С.16-17
Голуб Елена.
Поиск аналогий: от Ермитажа до Кунсткамеры.//
Зеркало недели
, 2005, 20 августа.
(неопр.)
.
Дата обращения: 28 марта 2012.
10 мая 2012 года.
Голуб Елена.
Мир, в котором нас нет, или инкарнация по Гройсу.// . 2004, 28 августа. от 21 марта 2023 на
Wayback Machine
на укр.:
Вышеславский Глеб, Сидор-Гибелинда Олег
. // Терминология современного искусства, Paris-Kyiv, Terra Incognita, 2011, — С.36, 147, 188, 240, 241,371.
ISBN 978-966-96839-2-2