Униформа русского флота
- 1 year ago
- 0
- 0
Унифо́рма (от фр. uniforme , в свою очередь от лат. unus «один» + лат. forma «форма, вид» ) — одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани специальная (служебная) одежда для создания единого облика корпоративной группы (брендированная одежда).
В устаревшем значении , то же, что форменная одежда , мундир .
Форма символизирует функцию её носителя и его принадлежность к организации . Устойчивое словосочетание « честь мундира » означает воинскую или вообще корпоративную честь.
Противоположность униформы — партикулярное платье : индивидуальная одежда.
Форма единого образца принята в армиях практически всех стран мира, при этом существует три вида формы: полевая, повседневная и парадная. Также форма используется в различных государственных ведомствах: милиции (полиции), прокуратуре, таможенной службе, у пожарных и т. д. В Российской империи были установлены мундиры для всех чиновников штатской службы (с отличиями по ведомствам) и придворных чинов; в СССР с 1943 до 1954 г. униформу носили сотрудники наркомата (министерства) иностранных дел и некоторых других ведомств.
Кроме того, форма может быть обязательной и для представителей сугубо гражданских профессий, например, у железнодорожников, почтальонов , работников общественного транспорта . В дорогих отелях специальную форму носит персонал ( швейцары , лифтёры , носильщики ). Как правило, цвет такой формы — красный.
Ранее форма обычно была обязательна для учащихся начальных и средних учебных заведений, однако сейчас во многих странах от школьной формы отказались. Школьная форма и сейчас используется во многих школах Великобритании, а также в Японии и, возможно, в других странах. В современной России нет единой школьной формы , как было в СССР , но многие лицеи и гимназии , особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.
Также форму носят спортсмены на соревнованиях в знак принадлежности к команде. На соревнованиях достаточно высокого уровня, например Олимпийских играх , чемпионатах мира и Европы, форма является обязательным атрибутом, более того, она должна быть уникальной для каждой команды и легко различимой по телевидению .
Некоторые общественные организации, особенно военизированные, вводят униформу или её элементы для своих членов. Известна скаутская и пионерская форма, униформа Юнгштурма , нацистских штурмовиков , итальянских чернорубашечников , Армии спасения и т. д.
Военной формой называют одежду, установленного правилами или специальными указами, ношение которой является обязательным для любой воинской части и для каждого рода войск , является разновидностью униформ.
Ещё в римской армии солдатам выдавали одинаковое оружие и доспехи. В Средневековье на щитах было принято изображать герб города, королевства или феодала, особенно это отразилось на щитах арбалетчиков — мантелетах. Подобие униформы было в гвардиях королей (королевские мушкетёры во Франции ).
Впервые униформа появилась в 1552 году у стрелецких полков Русского царства при правлении Царя Всея Руси Ивана IV Грозного).
Униформа в её настоящем виде появилась относительно недавно, с образованием постоянных армий после Тридцатилетней войны ( 1618 — 1648 ), и была введена одновременно в нескольких странах. Это происходило по очевидным причинам: необходимо было с первого взгляда отличать своего товарища от врага в ходе сражения, а также обозначить принадлежность войска к определённому государству. Мундирное платье введено во французском войске Людовиком XIV .
Традиции всегда играли важную роль в развитии униформы, что характерно для всех эпох. Даже современный вид униформ несёт отпечаток древних традиций. Со временем детали костюма, указывавшие на ту или иную эпоху, хоть и теряли своё изначальное предназначение, но часто сохранялись в виде символического орнамента.
Штатская мода также оказывала влияние на развитие униформы, и поэтому её следует учитывать при изучении военного обмундирования определённого периода. Первоначально различие между штатской и военной одеждой было менее значительным, чем можно предположить.
В Средние века в качестве отличительных знаков стали использовать изображение креста. Так, например, с начала XV века англичане нашивали на груди и спине красный крест, французы и швейцарцы — белый, а воины Германской империи — крест Святого Андрея или бургундский крест.
Позднее кресты заменили шарфами, которые носили на поясе или через плечо. Расцветку шарфа выбирал сам монарх, и поэтому она обычно соответствовала цветам королевского герба. Например, датский король Фредерик II решил, как гласит указ 1563 года , что «все, кто входит в состав королевской армии, должны носить отличительный знак в виде ленты или шарфа красного и жёлтого цветов на шапке, одежде или поверх кирасы ». Эти цвета являлись цветами герба королевского Ольденбургского дома. В 1625 году , вступая в Тридцатилетнюю войну, Кристиан IV выбрал шарф синий и красновато-коричневый с золотистым оттенком и дополнил головной убор белым пером. Позднее король вновь вернулся к цветам Ольденбургского дома, которые существуют и поныне. Символическим напоминанием о прежнем шарфе является темляк в виде узкого витого шнура красного цвета с золотым на эфесе офицерской сабли.
В Швеции цвет шарфа также менялся. Он был синим у армии Густава II Адольфа во время Тридцатилетней войны, синим и жёлтым в правление Карла X Густава , каким и сохранился до наших дней. В период Тридцатилетней войны испанцы и воины Германской империи носили красные шарфы, французы — белые, голландцы — оранжевые, а саксонцы — зелёные. В Англии Кромвель ввёл оранжевый шарф, а у роялистов были белые шарфы. В ходе крупных сражений считалось необходимым дополнить шарфы другим отличительным знаком, например соломенными жгутами или зелёными ветками на шляпе или каске. Так солдаты союзных армий узнавали друг друга на поле боя и легко отличались от солдат неприятельской коалиции.
Введение униформы вызвало некоторые затруднения. Поначалу солдаты получали обмундирование, стоимость которого удерживалось из жалования. Таким образом, обмундирование полностью принадлежало им и не изымалось по окончании службы. Обычно полковники — командиры и владельцы полка — приобретали и распределяли походное обмундирование. Для солдата это было невыгодно, так как каждое сэкономленное экю шло не в его карман, а в карман полковника. Но по мере укрепления королевской власти влияние полковников ослабевало. Внешний вид и детали униформы, а также способ её ношения утверждались приказами монарха. Постепенно снабжение армий обмундированием стало производиться централизованно. В случае ликвидации или преобразования воинской части государство возмещало стоимость обмундирования и распределяло его между другими полками.
Первоначально стремились придать особый вид униформе каждого полка, но достаточно быстро убедились в том, что предпочтительней ввести для каждого рода войск (а затем и всей армии) униформу одного покроя, а воинские части различать между собой формой и цветом воротника , , обшлагов , галунов , тесьмы , а также пуговиц . Однако некоторые воинские части, такие, как, например, гусары , сохранили своё особое обмундирование.
Только в начале XIX века установился обычай одевать всю армию, или её самую значительную часть, главным образом пехоту , в почти одинаковое обмундирование и различать полки по вензелям на головных уборах и знакам, выгравированным на пуговицах. Такая тенденция прослеживается на протяжении всего XIX века, но при этом стремление сохранить традиции не исчезло. В начале XX века в большинстве стран выбрали почти одинаковый покрой для военных униформ. Но гвардейские и кавалерийские части во многих случаях по-прежнему носили роскошное и богато украшенное обмундирование.
Яркие цвета униформы применялись до тех пор, пока гладкоствольные ружья, заряжаемые через дуло, имели невысокую точность стрельбы, незначительную дальнобойность и скорострельность . Позднее, повышение эффективности огнестрельного оружия заставило взглянуть на униформу совершенно с иной стороны. Чтобы передвижение солдат на местности было менее заметным для врага, униформа должна совпадать по цвету с окружающим ландшафтом. В ходе Первой мировой войны во всех воюющих армиях была введена униформа, отвечающая этому требованию. Все рода войск имели униформу одного покроя и цветового оттенка. Отличительные знаки состояли из мелких букв или цифр, а также малозаметных на расстоянии значков и окантовки.
Постоянно увеличивавшиеся точность и дальнобойность оружия, а также овладение воздушным пространством привели к появлению военного снаряжения, обеспечивавшего максимальную маскировку в различных ситуациях, не ограничивая при этом свободу движения. Никогда ещё военная униформа так не отличалась от штатской одежды, как в наши дни. Во многих странах солдат имеет обычное, или полевое, обмундирование, которое служит повседневной одеждой в мирное и военное время, а также комплект обмундирования, предназначенное только для парадов и торжественных случаев.
Указом от 23 октября 1782 Екатерины II были введены придворные мундиры для генерал-губернаторов и чиновников, характерных по цвету гербов российских губерний .
Среди воинских частей и учреждений Российской Императорской армии, которым была присвоена особая форма одежды, были и такие, чью форму носили буквально несколько человек. Но Главная гимнастическо-фехтовальная школа выделялась даже среди них. Её форму носили всего менее двух десятков офицеров и четыре-пять нестроевых нижних чина, но форма имела варианты, как по пехоте, так и по кавалерии .
8 мая 1885 года была введена форменная одежда студентов Императорских Российских Университетов, которая после революции в 1918 году была отменена Постановлением Наркомпроса РСФСР от 18 февраля 1918 «Об отмене форм и учебных знаков всех учебных заведений» ношение форменной одежды «служащими, учащими и учащимися Народного Комиссариата по Просвещению, а также всякого рода кокард, значков и знаков, выдаваемых по окончании учебных заведений и присвоенных ученым степеням» .
В 1944 году политика возврата к историческим традициям России, позволила по инициативе председателя Комитета по делам высшей школы при Совета народных комиссаров СССР ( С. В. Кафтанова ) представить В. М. Молотову «Проект введения форменной одежды для студентов высших учебных заведений СССР», который был согласован с министрами И. Н. Акимовым , С. Г. Лукиным . Проект предусматривал летнюю и зимнюю форму одежды для студентов, а также для высшего и среднего профессорско-преподавательского состава, с петлицами, наплечными и нарукавными знаками . Но проект так и не был принят .
В 1947−1954 годах председателем Президиума Верховного Совета СССР ( Н. М. Шверник ) была введена и утверждена форменная одежда и знаки различий для работников гражданских министерств и ведомств СССР , которая в 1954 году была отменена К. Е. Ворошиловым .
В то же время, была школьная форма : практически неизменная у девочек — коричневые платья (с белым воротничком) с повседневными чёрными и праздничными белыми фартуками, — и существенно меняющаяся у мальчиков.