Interested Article - Компиляция Final Fantasy VII

« Компиляция Final Fantasy VII » ( англ. Compilation of Final Fantasy VII) — медиафраншиза , созданная компанией Square Enix . Представляет собой подсерию франшизы Final Fantasy , состоящую из видеоигр , анимационных фильмов и короткометражек , сюжет которых разворачивается во вселенной игры Final Fantasy VII (1997). Официальный анонс франшизы состоялся в 2003 году, одновременно с новостью о разработке CGI-фильма « Последняя фантазия VII: Дети пришествия ». На тот момент было заявлено, что в её состав войдут четыре игры и один анимационный фильм. Помимо этого, Square создала спин-оффы и побочные проекты, включая книги, игры для мобильных телефонов и OVA . «Дети пришествия» и мобильная игра Before Crisis: Final Fantasy VII (2004) являются приквелом и сиквелом FFVII , а основное внимание в них уделяется Клауду Страйфу , главному герою оригинальной игры, а также сотрудникам спецслужбы, известной как Турки . Crisis Core: Final Fantasy VII (2007) фокусируется на Заке Фэйре , второстепенном персонаже FFVII , а в центре сюжета Dirge of Cerberus: Final Fantasy VII (2006), последовавшей за событиями «Детей пришествия», оказывается Винсент Валентайн , секретный персонаж из оригинальной игры.

У истоков серии стоят Ёсинори Китасэ , руководитель разработки оригинальной игры, и Тэцуя Номура , дизайнер главных персонажей. Номура выступил главным дизайнером каждого проекта серии. Также в работе над франшизой приняли участие сценарист Кадзусигэ Нодзима , арт-директор Юсукэ Наора и композитор Нобуо Уэмацу . Видеоигры относятся к разным жанрам, и ни одна из них не является традиционной ролевой игрой. Несмотря на то, что первым компонентом серии должны были стать «Дети пришествия», из-за проблем в производстве фильма на этапе пост-продакшена выход мобильной игры Before Crisis состоялся раньше.

Из основных игр Before Crisis — единственная игра, которая так и не вышла на западе из-за проблем с совместимостью с иностранными платформами. В целом Компиляция Final Fantasy VII получила смешанные отзывы: критики высоко оценили графическую составляющую «Детей пришествия», однако негативно высказались о непонятном сюжете. В то время как Before Crisis и Crisis Core получили высокие оценки, Dirge of Cerberus не слишком понравилась игровым журналистам. Презентация Компиляции была встречена неоднозначно, что сотрудники Square Enix связали с падением интереса к серии Final Fantasy на Западе. Успех Компиляции вдохновил компанию на создание Fabula Nova Crystallis Final Fantasy , похожей игровой подсерии.

Проекты

Хронология выхода игр
2004 Before Crisis: Final Fantasy VII
2005 Final Fantasy VII: Advent Children
Last Order: Final Fantasy VII
Final Fantasy VII Snowboarding
2006 Dirge of Cerberus: Final Fantasy VII
2007 Crisis Core: Final Fantasy VII
2008
2009 Final Fantasy VII Advent Children Complete
2010
2011
2012
2013
2014 Final Fantasy VII G-Bike
2015
2016
2017
2018
2019
2020 Final Fantasy VII Remake
2021 Final Fantasy VII Remake Intergrade
Final Fantasy VII: The First Soldier
2022 Crisis Core: Final Fantasy VII Reunion
2023 Final Fantasy VII: Ever Crisis
2024 Final Fantasy VII Rebirth
TBA Final Fantasy VII Remake Part 3

Видеоигры

  • Before Crisis: Final Fantasy VII — ролевая игра в жанре экшн, состоящая из 24 эпизодов, которые выпускались посредством системы распространения на основе ежемесячной подписки . С выходом бета-версии в 2004 году релиз игры для мобильных телефонов линейки FOMA iMode состоялся 24 сентября 2004 года, а 30 января и 5 апреля 2007 года игра вышла на Softbank Yahoo! и AU EZweb . Игра так и не вышла на территории западных стран, несмотря на изначальные планы создателей .
  • Dirge of Cerberus: Final Fantasy VII — игра в жанре экшн с элементами шутера от первого и третьего лица. Изначально в ней планировался многопользовательский режим, однако его вырезали в версии для западных стран . Dirge of Cerberus вышла 26 января, 15 августа и 17 ноября 2006 года в Японии, Северной Америке и Европе соответственно. Разработчики не были довольны японской версией игры, поэтому переработали локализованную версию перед её релизом . Международная версия со внесёнными в локализованную версию улучшениями была выпущена в Японии 11 сентября 2008 года в рамках линейки Ultimate Hits . Мобильный спин-офф под названием Dirge of Cerberus Lost Episode: Final Fantasy VII , действие которого разворачивается во время оригинальной игры, был выпущен 22 августа 2006 года в Северной Америке и 26 июля 2007 года в Японии .
  • Crisis Core: Final Fantasy VII — ролевая игра в жанре экшн. В Crisis Core игрок управляет Заком Фэйром . Бои разворачиваются в реальном времени, что позволяет игроку перемещать Зака, активировать его способности, атаковать или блокировать атаки противников . В Японии игра вышла 13 сентября 2007 года, а 24 марта и 20 июня 2008 года — в Северной Америке и Европе . В конце 2022 года вышел ремастер игры под названием Crisis Core: Final Fantasy VII Reunion для Microsoft Windows , Nintendo Switch , PlayStation 4 , PlayStation 5 , Xbox One и Xbox Series X/S .
  • Final Fantasy VII Remake — ролевая игра в жанре экшн, разработанная и изданная Square Enix и выпущенная для PlayStation 4 10 апреля 2020 года. Это первая игра в запланированной трилогии сиквелов, основанная на оригинале 1997 года . В июне 2021 года состоялся релиз расширенного издания под названием Final Fantasy VII Remake Intergrade для PlayStation 5 .
  • Final Fantasy VII: The First Soldier — бесплатная многопользовательская игра в жанре «королевская битва» для мобильных телефонов, выпущенная 17 ноября 2021 года. Действие игры, разработанной Ateam Inc. и изданной Square Enix, происходит за 30 лет до начала событий Final Fantasy VII . First Soldier фокусируется на кандидатах на вступление в элитное подразделение СОЛДАТ, созданного электроэнергетической компанией «Син-Ра» для укрепления своих вооруженных сил. Сражения в игре происходят в виртуальной реальности Мидгара , аналогичной системе виртуальной реальности и боевому симулятору «Син-Ра» . Геймплей включает многопользовательские матчи 3 на 3 на арене, сочетающие традиционные для жанра элементы действия, с механикой RPG и элементами игрового процесса Final Fantasy . Из-за концепции игрового процесса в игре практически отсутствует сюжет, однако исследуется сеттинг . Несмотря на регулярные обновления, Square Enix прекратила техническую поддержку игры 11 января 2023 года .
  • Final Fantasy VII: Ever Crisis — ролевая видеоигра. Релиз игры состоялся 7 сентября 2023 год для платформ iOS и Android. Представляет собой однопользовательскую игру, состоящую из нескольких эпизодов, в которых пересказываются события предыдущих проектов Компиляции вкупе с новыми историями .
  • Final Fantasy VII Rebirth — ролевая игра в жанре экшн, разработанная и изданная Square Enix, которая выйдет на PlayStation 5 29 февраля 2024 года. Игра является второй частью трилогии Remake, но при этом остаётся самостоятельной игрой .

Фильмы

  • « Последняя фантазия VII: Дети пришествия » — задуманная как первая часть сборника, которая, в конечном итоге, вышла второй, представляющая собой продолжение FFVII , вышедшее на DVD . Релиз анимационного CGI -фильма состоялся 14 сентября 2005 года в Японии, в то время как в Европе фильм вышел 24 апреля 2006 года, а в Северной Америке — 25 апреля . 3 апреля 2006 года состоялся единственный западный показ, в кинотеатре «ArcLight» в Лос-Анджелесе . Также существует режиссёрская версия фильма с подзаголовком Complete с улучшенной графикой, новыми сценами и перезаписанной озвучкой для английской и японской версий . В 2009 году Complete обзавёлся эксклюзивным Blu-ray -релизом в Северной Америке (2 июня), в Европе (27 июля) и в Австралии (7 октября) . В японское ограниченное издание также вошла демо-версия предстоящей игры Final Fantasy XIII .
  • Last Order: Final Fantasy VII OVA , в которой подробно раскрывается разрушение города Нибельхайм, что является ключевым событием FFVII . Last Order вышел 14 сентября 2005 года в Японии и 6 февраля 2007 года в Северной Америке в комплекте со специальным изданием «Детей пришествия» под названием Advent Pieces . Тираж Advent Pieces насчитывал 77 777 экземпляров. В настоящее время OVA не доступна для приобретения . С выходом Remake Last Order был удалён из официального списка Компиляции .

Связанные медиа

В состав Компиляции вошли несколько медиа, большая часть которых связана с «Детьми пришествия». В рамках рекламной кампании Complete Кадзусигэ Нодзима написал серию коротких рассказов под общим названием «На пути к улыбке» . Впоследствии рассказы вошли в единый том в мягкой обложке, который поступил в продажу 16 апреля 2009 года . Адаптация рассказа «Случай Дензела» шла в комплекте с изданием Complete . Также Нодзима написал роман «Последняя фантазия VII Неизвестная биография: Турки - С детьми всё в порядке -», действие которого происходит незадолго до начала «Детей пришествия». За иллюстрации романа отвечал художник Шау Тодзима .

30 октября 2014 года для платформ iOS и Android состоялся релиз мобильной гоночной игры Final Fantasy VII G-Bike , основанной на мини-игре из FFVII . Изначально игра должна была выйти на западе . За разработку отвечала компания CyberConnect2 , которая намеревалась создать отдельную подсерию мобильных игр, основанных на мини-играх FFVII . Несмотря на то, что действие игры разворачивается во вселенной FFVII , разработчики подтвердили, что она не связана и никак не влияет на Компиляцию . Техническая поддержка G-Bike завершилась в 2015 году .

Сеттинг

Сеттинг Final Fantasy VII представляет собой индустриальный или постиндустриальный научно-фантастический мир . Персонажи серии называют его «Планета», в то время как сотрудники Square Enix ссылались на него как на «Гайю» в некоторых рекламных материалах . Жизненная энергия Планеты, известная как «Поток Жизни», — это поток духовной энергии, который даёт жизнь всему сущему на Планете. Её обработанная форма называется «Мако» . По сюжету FFVII и её приквелов мегакорпорация «Син-Ра» использует «Поток Жизни» в качестве источника энергии. Деятельность «Син-Ра», в свою очередь, приводит к истощению Планеты, угрожающему существованию находящейся на ней жизни . В центре повествования FFVII находится группа экотеррористов под названием «ЛАВИНА», состоящая в конфронтации с президентом «Син-Ра», Руфусом Синрой и его подчинёнными, включая тайную спецслужбу под неофициальным названием Турки , и элитную организацию СОЛДАТ, члены которой были созданы путём внедрения Мако . В конечном итоге, все они оказываются под угрозой уничтожения со стороны Сефирота , легендарного СОЛДАТа, созданного в результате экспериментов «Син-Ра», который сошёл с ума, узнав правду о своём происхождении, и Дженовы, инопланетной формы жизни, стремящейся уничтожить всю жизнь на Планете . Главными героями игры являются: Клауд Страйф , наёмник и самопровозглашённый бывший СОЛДАТ, Айрис Гейнсборо , цветочница и последняя представительница древней расы Цетра , Тифа Локхарт , подруга детства Клауда, и Винсент Валентайн , бывший Турок, получивший бессмертие в результате экспериментов «Син-Ра». По мере развития сюжета Сефирот вызывает разрушительное заклинание под названием Метеор, чтобы нанести Планете смертельное ранение. Когда Айрис пытается использовать защитное заклинание Святость с целью остановить Метеор, её убивает Сефирот. Тем не менее, Партия успешно побеждает Сефирота, и «Поток Жизни» укрепляет Святость, остановив Метеор .

Компиляция продолжает и расширяет основной сюжет, при этом в центре повествования оказываются различные персонажи. События «Детей пришествия» начинаются через два года после окончания FFVII , когда по всему миру распространяется болезнь Геостигма, а страдающий от чувства вины Клауд вступает в противостояние с Кададжем, Лозом и Язу, остатками Сефирота . Сюжет Before Crisis начинается за шесть лет до начала FFVII и рассказывает о конфликте Турок и первого состава «ЛАВИНЫ» . Действие Crisis Core разворачивается в тот же период времени, однако фокусируется на Заке Фэйре , СОЛДАТе, который подружился с Клаудом и погиб в бою с войсками «Син-Ра», когда восстал против организации. Также Зак противостоит Генезису Рапсодосу, другому СОЛДАТу, осознав его мотивы только по завершении их сражения . Dirge of Cerberus начинается год спустя после окончания «Детей пришествия» и раскрывает конфликт Винсента и Дипграунда, отколовшейся секты СОЛДАТ, которая оказалась в ловушке под городом Мидгар во время падения Метеора. Last Order освещает инцидент в Нибельхейме, где изначально находилось тело Дженовы, а Сефироту раскрыл тайну своего происхождения.

Производство

Создание

Компиляцию Final Fantasy VII создали руководитель разработки Final Fantasy VII Ёсинори Китасэ и дизайнер персонажей Тэцуя Номура . В какой-то момент Square Enix рассматривала подсерию как первый шаг к «полиморфному контенту», стратегию маркетинга и продажи «хорошо известных проектов на нескольких платформах для охвата более широкой аудитории» . По словам Китасэ, выбор компании пал на FFVII , поскольку концовка именно этой игра оставила больший простор для развития персонажей и сеттинга, чем другие игры серии . Кроме того, создание Компиляции было выгодно компании с финансовой точки зрения - после ошеломительного успеха Final Fantasy X-2 , который произошёл незадолго до слияния Square и Enix в Square Enix в 2003 году, тогдашний директор Ёити Вада решил, что компания может извлечь выгоду из требований фанатов о продолжении сюжета Final Fantasy VII .

Первым из намеченных проектов сборника были «Дети пришествия», идея которых родилась во время презентации Visual Works, анимационной студией, занимавшейся созданием CGI -роликов для игр компании, на тему Final Fantasy VII . Изначально планировалось сделать «Детей пришествия» видеоигрой, однако создание новой игры было невозможно по многим причинам, в частности из-за того, что студия Visual Works не занималась разработкой компьютерных игр . Основным условием создания компиляции было воссоединение разработчиков, принимавших участие в работе над оригинальной игрой, в результате чего производственную команду вместе с Китасэ и Номурой возглавили художник Юсукэ Наора, композитор Нобуо Уэмацу и сценарист Кадзусигэ Нодзима . В процессе производства «Детей пришествия» команда пришла к выводу, что для полного изучения вселенной FFVII одного фильма будет недостаточно. Таким образом, Before Crisis , Dirge of Cerberus и Crisis Core должны были охватить различные временные промежутки и сфокусироваться на конкретных персонажах . Номура удивился созданию новых игр, так как изначально рассчитывал, что расширение вселенной FFVII ограничится единственным анимационным фильмом .

Разработка

У каждой игры подсерии была собственная предыстория, которая привела к созданию и разработке этих проектов: Before Crisis придумал Хадзимэ Табата , сотрудник мобильного подразделения Square Enix, которому Номура поручил создать игру с участием Турок . Причиной создания Dirge of Cerberus послужила любовь Китасэ к шутерам от первого лица , а также интерес к жанру со стороны разработчиков. Главным героем игры стал Винсент, поскольку персонаж использовал огнестрельное оружие . Ещё до релиза «Детей пришествия» и Before Crisis команда рассматривала других героев-стрелков Final Fantasy для создания подобной игры . Ранее Crisis Core планировался как очередной спин-офф Final Fantasy или же порт Before Crisis для PlayStation Portable , однако, после переговоров с участием Китасэ и Номуры было решено создать новый проект Компиляции . При создании Before Crisis после «Детей пришествия» сотрудники прибегали к аббревиатурам подзаголовков: «AC» расшифровывается как Advent Children , «BC» как Before Crisis , «CC» как Crisis Core , а «DC» как Dirge of Cerberus . Последовательность едва не была нарушена, когда изначально Crisis Core называлась Before Crisis Core , однако, в конечном итоге, подзаголовок игры лишился слова «Before» .

Разработка Before Crisis началась в 2002 году . О создании Компиляции впервые было объявлено в 2003 году, одновременно с анонсом «Детей пришествия» . Ни одна из игр в серии не была традиционной ролевой игрой, как оригинал. Разработчики объяснили, что на производство RPG требовалось больше времени и людей, а сами проекты становились чрезмерно масштабными. Тем не менее, разработчики не хотели делать игры чересчур лёгкими, как это было в случае с X-2 , принимая во внимание критику большинства фанатов. В то же время, разработка Final Fantasy X-2 напомнила членам команды, что им не нужно придерживаться концепции классических RPG, в результате чего они создали оригинальную Компиляцию.[ 60] Несмотря на то, что первой разрабатываемой частью сборника были «Дети пришествия», её съёмочная группа столкнулась с трудностями во время пост-продакшна, в результате чего релиз Before Crisis состоялся раньше, несмотря на более позднее начало разработки . У Before Crisis также планировался выход в Северной Америке, однако доступные на тот момент на западе телефоны не были совместимы с игрой. Ко всему прочему, продюсер Косэй Ито покинул Square Enix в 2008 году, и Табата перешёл к другим проектам, что сделало локализацию проекта маловероятным . Японская анимационная студия Madhouse создала рекламу в рамках маркетинга Before Crisis . После успеха «Детей пришествия» съёмочная группа пришла к выводу, что самые важные сцены из оригинальной игры были чересчур скомканы, после чего руководство Square Enix приняла решение доверить Madhouse производство нового анимационного фильма, коим стал Last Order . Сначала Crisis Core задумывалась как экшн-игра, но, в конечном итоге, стала экшн-RPG .

В 2006 году Вада заявил, что Компиляция может оставаться активно поддерживаемым франчайзингом компании в течение двадцати лет до 2017 года, 20 годовщины издания оригинальной Final Fantasy VII . После завершения работы над режиссёрской версией «Детей пришествия» команда объявила о решении приостановить разработку новых проектов Компиляции, пообещав продолжить выпускать игры в рамках подсерии в будущем . В более поздних интервью, посвящённым Final Fantasy VII , несколько сотрудников, включая Номуру, заявили, что в первые годы своего существования Компиляция должна была состоять из трёх игр и одного фильма и завершиться на релизе Crisis Core . По их словам франшиза оказалась очень прибыльной, поэтому со временем обросла новыми проектами .

Восприятие

Совокупные показатели оценок
Игра Metacritic
« Последняя фантазия VII: Дети пришествия » 88/100
Dirge of Cerberus: Final Fantasy VII 57/100
Crisis Core: Final Fantasy VII 83/100
Final Fantasy VII Remake 89/100

В отличие от общепризнанной оригинальной FFVII , которая обрела культовый статус классической игры, большинство проектов Компиляции были удостоены смешанных отзывов критиков, вплоть до того, что некоторые игровые журналисты раскритиковали франшизу в целом. В июле 2007 года журнал Edge отметил, что в сборнике попадаются игры «высокого качества, но есть и другие, которые извращают оригинал» . В рецензии на Crisis Core Алекс Дональдсон из RPG Site резюмировал, что Компиляция «слишком далека от истории Final Fantasy VII». Раскритиковав «Детей пришествия» и Dirge of Cerberus и обвинив Before Crisis в отсутствии большого количества персонажей, он, тем не менее, назвал Crisis Core «первым классическим спин-оффом Final Fantasy VII из Компиляции» . По словам Стивен Мейеинк из RPGFan проекты сборника, выходившие до Crisis Core , «увеличили, расширили и изменили [основную историю] таким образом, что некоторые решения превратили её в полнейшую неразбериху» . По мнению Алексы Рэй Корриа из Polygon лишь некоторые проекты Компиляции можно назвать хорошими, однако даже они «обесценивают оригинал 1997 года» .

«Дети пришествия» получили смешанные, преимущественно положительные отзывы. Похвалив оформление, графику и фан-сервис, практически все критики сошлись на том, что контекст и подача истории сбивают с толку людей, не знакомых с игровой серией . В то время как западным критикам понравилась Last Order , OVA была раскритикована фанатики сообществом в Японии из-за искажения ключевых событий, что побудило Square Enix добросовестно воссоздать эти сцены в Crisis Core . Из-за эксклюзивного релиза Before Crisis на территории Японии, игра не получила должного внимания на западе, однако многие обзорщики оценили высокий уровень геймплея и графики для мобильной игры . Dirge of Cerberus: Final Fantasy VII остаётся самой неоднозначной игрой сборника. Несмотря на положительную оценку сюжета и персонажей, в частности Винсента, рецензенты раскритиковали графику и геймплей . В частности японский журнал Famitsu написал разгромный обзор на игру . Crisis Core по большей части понравилась критикам, многие из которых наслаждались ростом персонажей по мере развития сюжета и фокусирующимся на экшена геймплее, но в то же время указали на узкую ориентацию игры на фанатов франшизы . Таким образом, Crisis Core долгое время оставалась лучшей частью Компиляции .

Final Fantasy VII Remake имеет самый высокий средний балл на Metacritic , составляющий 88/100 . Том Маркс из IGN назвал игру «полноценным переосмыслением [оригинала]», похвалив за боевую систему, «сюжет, наполненный действительно эмоциональными линиями» и чувство ностальгии, но негативно высказался о некоторых новых сюжетных решениях и побочных миссиях. Он высказал мнение, что «скудное содержание Final Fantasy VII Remake и сбивающие с толку нововведения могут сыграть с ней злую шутку, хотя сама игра действительно вдохнула новую жизнь в классику и по-своему может считаться отличной RPG» . Нахила Бонфильо из The Daily Dot выделила «неонуарную атмосферу игры в духе „ Бегущего по лезвию “, которая идеально сочетается с её суровым, но искренним тоном». Также она отметила «изысканный дизайн уровней с безупречной механикой, увлекательный геймплей и воодушевляющие сражения», назвав Remake одной из лучших игр года . И IGN , и GameSpot наслаждались игрой за Клауда благодаря хорошо прописанной арке персонажа, который начал свой путь как антигерой .

Продажи

Многие проекты Компиляции хорошо продавались. В течение 2006 года на территории Японии было продано около 1 миллиона копий DVD-изданий «Детей пришествия», около 1,3 миллиона копий в Северной Америке и 100 000 копий в Европе, в общей сложности 2,4 миллиона проданных копий по всему миру . На момент 2009 года Square Enix насчитала 4 миллиона проданных экземпляров . В первый день выпуска издания Complete в Японии было продано 100 000 копий . Благодаря тому, что Blu-ray-издание Complete включало в себя демо-версию Final Fantasy XIII , резко возросли продажи консоли PlayStation 3 . В день запуска Before Crisis в игре зарегестрировалось около 200 000 пользователей, что сделало её самой продаваемой мобильной игрой на момент выхода. К июню 2006 года общее число пользователей составляло 1,6 миллиона . За первую неделю было продано 392 000 копий Dirge of Cerberus , а общие продажи игры составили 460 000 копий в Северной Америке и 270 000 копий в Европе . Продажи Crisis Core исчислялись 350 000 копиями в Японии в первый день выхода, а за первый месяц релиза на территории США было продано 301 600 копий . Суммарный показатель продаж по всему миру составил 2,1 миллиона единиц .

Наследие

Успех Компиляции вдохновил Square Enix на создание Fabula Nova Crystallis Final Fantasy , подсерии связанных единой мифологией игр, авторы которой учли уроки, извлечённые из процесса производства Компиляции . Популярность Before Crisis вдохновила компанию на создание ещё одной мобильной игры в рамках подсерии Fabula Nova Crystallis : первоначально получившая название Final Fantasy Agito XIII игра, в конечном итоге, вышла на другой платформе и была переименована в Final Fantasy Type-0 . Мотому Торияма вдохновлялся боевыми сценами из «Детей пришествия» при создании боевой системы для Final Fantasy XIII . Бывшие сотрудники Square Enix обвинили Компиляцию наряду с другими проектами, такими как Final Fantasy X , в подрыве авторитета серии на рынке и доверия западных фанатов .

Продажи Remake по всему миру составили 3,5 миллионов копий в течение трёх дней . В результате релиз игры стал одним из крупнейших в истории, что сделало Remake самой продаваемой игрой для PlayStation 4 за всё время существования консоли. Прошлыми рекордсменами были Spider-Man (3,3 миллиона копий) и God of War (3,1 миллиона копий) 2018 года .

Литература

Примечания

  1. Buchanan, Levi. (неопр.) . IGN (6 июня 2006). Дата обращения: 1 апреля 2023. 14 декабря 2014 года.
  2. Chris Pereira. (неопр.) . 1UP.com (20 сентября 2012). Дата обращения: 1 апреля 2023. Архивировано из 8 августа 2016 года.
  3. (яп.) . Famitsu (5 апреля 2007). Дата обращения: 1 апреля 2023. Архивировано из 6 июля 2007 года.
  4. Mueller, Greg. (неопр.) . GameSpot (15 августа 2006). Дата обращения: 1 апреля 2023. 14 октября 2014 года.
  5. Shoemaker, Justin. (неопр.) . GameSpot (11 мая 2006). Дата обращения: 1 апреля 2023. 8 июля 2017 года.
  6. Winkler, Chris. (неопр.) . RPGFan (11 июля 2008). Дата обращения: 1 апреля 2023. 30 сентября 2013 года.
  7. Square Enix (22 августа 2006). . Пресс-релиз .
  8. (яп.) . Square Enix . Дата обращения: 1 апреля 2023. 5 октября 2007 года.
  9. Gantayat, Anoop. (неопр.) . IGN (17 декабря 2006). Дата обращения: 1 апреля 2023. 2 ноября 2012 года.
  10. Cordeira, Jim. (неопр.) . Gaming Age (17 декабря 2007). Дата обращения: 1 апреля 2023. Архивировано из 21 октября 2011 года.
  11. Gibson, Ellie. (неопр.) . Eurogamer (6 ноября 2008). Дата обращения: 1 апреля 2023. 15 декабря 2014 года.
  12. (англ.) . square-enix-games.com . Дата обращения: 1 апреля 2023. 16 июня 2022 года.
  13. ↑ Final Fantasy VII Remake Ultimania : [ яп. ] . — Tokyo : Studio Bentstuff, 2020-04-28年. — ISBN 978-4-7575-6586-9 .
  14. Kitase, Yoshinori (неопр.) . PlayStation Blog . PlayStation (9 мая 2019). Дата обращения: 1 апреля 2023. 10 мая 2019 года.
  15. Wald, Heather (неопр.) . GamesRadar (14 января 2020). Дата обращения: 1 апреля 2023. 14 января 2020 года.
  16. [ яп. ]. Famitsu . 2021-02-26 . Дата обращения 2023-04-01 .
  17. Purslow, Matt (англ.) . IGN (1 ноября 2021). Дата обращения: 1 апреля 2023. 1 февраля 2023 года.
  18. . Famitsu [ яп. ]. 2021-02-26 . Дата обращения 2023-04-01 .
  19. Bankhurst, Adam. (неопр.) . IGN (25 февраля 2021). Дата обращения: 1 апреля 2023. 3 октября 2021 года.
  20. McWhertor, Michael. (неопр.) . Polygon (25 февраля 2021). Дата обращения: 1 апреля 2023. 1 апреля 2023 года.
  21. Dinsdale, Ryan (англ.) . IGN (12 октября 2022). Дата обращения: 1 апреля 2023. 27 октября 2022 года.
  22. (англ.) . GameSpot . Дата обращения: 1 апреля 2023. 29 января 2023 года.
  23. , Anime News Network (11 мая 2005). 6 ноября 2012 года. Дата обращения: 2 апреля 2023.
  24. McCutcheon, David. (неопр.) . IGN (15 декабря 2006). Дата обращения: 2 апреля 2023.
  25. Gibson, Ellie. (неопр.) . Eurogamer (8 февраля 2006). Дата обращения: 2 апреля 2023. 4 сентября 2014 года.
  26. , Anime News Network (26 марта 2006). 6 ноября 2012 года. Дата обращения: 2 апреля 2023.
  27. Famitsu Staff (Март 2009). “Final Fantasy VII Advent Children Complete”. Famitsu [ яп. ]. Enterbrain и Tokuma Shoten: 29—30.
  28. (неопр.) . Kotaku (12 мая 2006). Дата обращения: 2 апреля 2023. 24 сентября 2011 года.
  29. (неопр.) . Square Enix (12 мая 2009). Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 16 мая 2009 года.
  30. Yin-Poole, Wesley. (неопр.) . VideoGamer.com (9 мая 2009). Дата обращения: 2 апреля 2023. 26 апреля 2012 года.
  31. Tanaka, John (неопр.) . IGN (1 августа 2008). Дата обращения: 2 апреля 2023. 22 августа 2008 года.
  32. (неопр.) . 1UP.com (9 августа 2005). Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 15 октября 2012 года.
  33. Crocker, Janet; Smith, Lesley; Henderson, Tim; Arnold, Adam (неопр.) 4. AnimeFringe Online Magazine (декабрь 2005). Дата обращения: 2 апреля 2023. 6 октября 2014 года.
  34. Gantayat, Anoop. (неопр.) . Andriasang (4 марта 2009). Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 15 октября 2013 года.
  35. (яп.) . Square Enix . Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 13 декабря 2014 года.
  36. (яп.) . Square Enix . Дата обращения: 12 июля 2023. Архивировано из 18 июля 2013 года.
  37. Prell, S. (неопр.) . Joystiq (1 ноября 2014). Дата обращения: 2 апреля 2023. 14 декабря 2014 года.
  38. Sahdev, Ishaan. (неопр.) . Siliconera (12 июня 2014). Дата обращения: 2 апреля 2023. 11 июля 2014 года.
  39. Square Enix Presents. (неопр.) . YouTube (26 июня 2014). Дата обращения: 2 апреля 2023. 10 марта 2016 года.
  40. Sato. (неопр.) . Siliconera (14 сентября 2015). Дата обращения: 2 апреля 2023. 30 января 2016 года.
  41. “Final Fantasy: The Movie, The Games, The History”. Official U.S. PlayStation Magazine . Ziff Davis (47): 16. Август 2001.
  42. McLaughlin, Rus (неопр.) . IGN (30 апреля 2008). Дата обращения: 2 апреля 2023. 11 марта 2010 года.
  43. ↑ (яп.) . ITmedia (2004). Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 22 декабря 2014 года.
  44. IGN Staff. (неопр.) . IGN (4 июня 2007). Дата обращения: 2 апреля 2023. 28 марта 2016 года.
  45. Final Fantasy VII Ultimania Ω : [ яп. ] / Studio BentStuff. — Square Enix, 2005年. — P. 216–217. — ISBN 4-7575-1520-0 .
  46. Final Fantasy VII Ultimania Ω : [ яп. ] / Studio BentStuff. — Square Enix, 2005年. — P. 216. — ISBN 4-7575-1520-0 .
  47. FFVIIスクウエアPSに参入 . Dengeki PlayStation [ яп. ]. ASCII Media Works (17): 14—15. 1996-02-14.
  48. Final Fantasy VII Ultimania Ω : [ яп. ] / Studio BentStuff. — Square Enix, 2005年. — P. 217. — ISBN 4-7575-1520-0 .
  49. Final Fantasy VII Ultimania Ω : [ яп. ] / Studio BentStuff. — Square Enix, 2005年. — P. 210–215. — ISBN 4-7575-1520-0 .
  50. Final Fantasy VII Ultimania Ω : [ яп. ] / Studio BentStuff. — Square Enix, 2005年. — P. 198. — ISBN 4-7575-1520-0 .
  51. Final Fantasy VII Ultimania Ω : [ яп. ] / Studio BentStuff. — Square Enix, 2005年. — P. 59. — ISBN 4-7575-1520-0 .
  52. Final Fantasy VII Ultimania Ω : [ яп. ] / Studio BentStuff. — Square Enix, 2005年. — P. 591. — ISBN 4-7575-1520-0 .
  53. Final Fantasy VII Advent Children: Reunion Files. — Square Enix, Май 2006. — P. 26–31. — ISBN 4-7973-3498-3 .
  54. Final Fantasy VII: Advent Children – Reunion Files – : [ яп. ] / Watanabe, Yukari. — SoftBank, 2006年. — P. 96–97. — ISBN 4-7973-3498-3 .
  55. Crisis Core: Final Fantasy VII Ultimania : [ яп. ] . — Studio Bentstuff, 2007-10-18年. — P. 542–548. — ISBN 978-4-7575-4158-0 .
  56. Kohler, Chris. (неопр.) . GameSpot (24 сентября 2004). Дата обращения: 2 апреля 2023. 17 октября 2015 года.
  57. “Afterthoughts: Final Fantasy VII”. Electronic Gaming Monthly . Ziff Davis Media Inc. (196): 104. October 2005.
  58. Leone, Matt. (неопр.) . Polygon (9 января 2017). Дата обращения: 2 апреля 2023. 9 января 2017 года.
  59. Stone, Cortney. (неопр.) . RPGamer (1 сентября 2005). Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 3 марта 2016 года.
  60. GameSpot Staff. (неопр.) . GameSpot (10 октября 2003). Дата обращения: 2 апреля 2023. 21 марта 2014 года.
  61. Young, Billy. (неопр.) . RPGamer (12 января 2004). Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 27 августа 2005 года.
  62. Leo, Jon (неопр.) . GameSpot (1 ноября 2011). Дата обращения: 2 апреля 2023. 10 марта 2014 года.
  63. Cheng, Justin. (неопр.) . IGN (19 мая 2005). Дата обращения: 2 апреля 2023.
  64. Massimilla, Bethany. (неопр.) . GameSpot (19 мая 2005). Дата обращения: 2 апреля 2023. 8 июля 2017 года.
  65. Dirge of Cerberus: Final Fantasy VII Official Complete Guide : [ яп. ] . — Square Enix, 2006-02-17年. — P. 288–296. — ISBN 4-7575-1622-3 .
  66. Mielke, James. (неопр.) . 1UP.com (19 марта 2008). Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 9 августа 2016 года.
  67. McCarthy, Dave. (неопр.) . IGN (28 апреля 2008). Дата обращения: 2 апреля 2023. 11 декабря 2014 года.
  68. Final Fantasy VII 10th Anniversary Ω : [ яп. ] / Studio BentStuff. — Square Enix, 2007-09-13年. — P. 8–13. — ISBN 978-4-7575-2560-3 .
  69. ↑ Final Fantasy VII Advent Children – Reunion Files – : [ яп. ] / Watanabe, Yukari. — SoftBank, 2006年. — P. 74. — ISBN 4-7973-3498-3 .
  70. IGNPS2. (неопр.) IGN (25 сентября 2003). Дата обращения: 2 апреля 2023. 22 августа 2006 года.
  71. Spencer, Yip. (неопр.) Siliconera (4 апреля 2010). Дата обращения: 2 апреля 2023. 19 октября 2014 года.
  72. Final Fantasy VII Advent Children: Reunion Files : [] / SoftBank. — Square Enix, 2006. — P. 94–95. — ISBN 4-7973-3498-3 .
  73. Gantayat, Anoop. (неопр.) . Amdriasang (14 октября 2010). Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 25 декабря 2012 года.
  74. Winkler, Chris. (неопр.) . RPGFan (26 мая 2006). Дата обращения: 26 августа 2006. Архивировано из 11 октября 2007 года.
  75. Yoon, Andrew. (неопр.) . Joystiq (25 марта 2009). Дата обращения: 2 апреля 2023. 29 июня 2011 года.
  76. (неопр.) . Metacritic . Дата обращения: 2 апреля 2023. 3 ноября 2014 года.
  77. (неопр.) . Metacritic . Дата обращения: 2 апреля 2023. 6 августа 2011 года.
  78. (неопр.) . Metacritic . Дата обращения: 2 апреля 2023. 24 августа 2010 года.
  79. (неопр.) . Metacritic . CBS Interactive . Дата обращения: 2 апреля 2023. 1 марта 2020 года.
  80. “Final Frontiers”. Edge . Future plc (177): 72—79. Июль 2007.
  81. Donaldson, Alex. (неопр.) . RPG Site (23 августа 2009). Дата обращения: 2 апреля 2023. 14 декабря 2014 года.
  82. Meyerink, Stephen. (неопр.) . RPGFan (8 апреля 2011). Дата обращения: 2 апреля 2023. 14 декабря 2014 года.
  83. Corriae, Alexa Ray. (неопр.) . Polygon (18 сентября 0201). Дата обращения: 2 апреля 2023. 15 декабря 2014 года.
  84. Mielke, James. (неопр.) . 1UP.com (16 сентября 2005). Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 23 марта 2006 года.
  85. Santos, Carlo . , Anime News Network (28 апреля 2006). 8 августа 2009 года. Дата обращения: 2 апреля 2023.
  86. Eriani, John. (неопр.) . Mania Entertainment (25 мая 2006). Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 13 декабря 2014 года.
  87. Douglass Jr., Todd (неопр.) . DVD Talk (7 марта 2007). Дата обращения: 2 апреля 2023. 23 марта 2010 года.
  88. Carle, Chris (неопр.) . IGN (16 февраля 2007). Дата обращения: 5 августа 2008.
  89. Haslam, Cara Lee (неопр.) . RPGamer (12 мая 2006). Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 13 декабря 2014 года.
  90. Masimilla, Bethany (неопр.) . GameSpot (10 мая 2006). Дата обращения: 2 апреля 2023. 13 сентября 2015 года.
  91. Dunham, Jeremy. (неопр.) . IGN (11 августа 2006). Дата обращения: 2 апреля 2023. 10 октября 2012 года.
  92. Fahey, Rob. (неопр.) . Eurogamer (16 ноября 2006). Дата обращения: 2 апреля 2023. 21 февраля 2009 года.
  93. Pfister, Andrew. (неопр.) . 1UP.com (15 августа 2006). Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 9 августа 2016 года.
  94. Dormer, Dan (неопр.) . 1UP.com (8 февраля 2006). Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 29 июня 2011 года.
  95. VanOrd, Kevin. (неопр.) . GameSpot (25 марта 2008). Дата обращения: 2 апреля 2023. 23 ноября 2011 года.
  96. Clements, Ryan. (неопр.) . IGN (19 марта 2008). Дата обращения: 2 апреля 2023. 28 ноября 2012 года.
  97. Villoria, Gerald. (неопр.) . GameSpy (19 марта 2008). Дата обращения: 2 апреля 2023. 14 июля 2010 года.
  98. Simon, Parkin (неопр.) . Eurogamer (23 июня 2008). Дата обращения: 2 апреля 2023. 4 июня 2009 года.
  99. Marks, Tom (неопр.) . IGN . IGN (6 апреля 2020). Дата обращения: 2 апреля 2023. 7 апреля 2020 года.
  100. , The Daily Dot (17 апреля 2020). 21 апреля 2020 года. Дата обращения: 2 апреля 2023.
  101. Hussain, Tamoor (неопр.) . GameSpot . CBS Interactive (6 апреля 2020). Дата обращения: 2 апреля 2023. 7 апреля 2020 года.
  102. , Anime News Network (6 июня 2006). 18 января 2008 года. Дата обращения: 2 апреля 2023.
  103. , Anime News Network (20 мая 2009). 25 сентября 2009 года. Дата обращения: 2 апреля 2023.
  104. Jenkins, David. (неопр.) . Gamasutra (24 апреля 2009). Дата обращения: 2 апреля 2023. 20 октября 2012 года.
  105. Ashcraft, Brian. (неопр.) . Kotaku (22 апреля 2009). Дата обращения: 2 апреля 2023. 14 октября 2012 года.
  106. Winkler, Chris (неопр.) . RPGFan (14 сентября 2004). Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 6 сентября 2015 года.
  107. (неопр.) . Архивировано из 5 февраля 2006 года.
  108. (неопр.) . Square Enix (6 августа 2004). Дата обращения: 2 апреля 2023. 25 марта 2009 года.
  109. (неопр.) . Gamegrep.com (16 сентября 2007). Дата обращения: 2 апреля 2023. 16 октября 2007 года.
  110. Sinclair, Brendan. (неопр.) . GameSpot (17 апреля 2008). Дата обращения: 2 апреля 2023. 8 июля 2017 года.
  111. (неопр.) . Square Enix (19 мая 2009). Дата обращения: 2 апреля 2023. 12 сентября 2015 года.
  112. Smith, Luke. (неопр.) . 1UP.com (7 июня 2006). Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 27 мая 2016 года.
  113. (неопр.) . Dengeki Online (2 июня 2006). Дата обращения: 2 апреля 2023. 27 сентября 2013 года.
  114. “Square Enix Presents: DKΣ3713 Private Party 2008 - 参加者の声 : クリスタルを守る少年たちの”. Famitsu PS3 . Enterbrain (XIII): 29. 2008-08-22.
  115. Gantayat, Anoop (неопр.) . Andriasang.com (28 января 2011). Дата обращения: 2 апреля 2023. Архивировано из 29 июня 2014 года.
  116. Bramwell, Tom. (неопр.) Eurogamer (7 июня 2006). Дата обращения: 2 апреля 2023. 24 июня 2009 года.
  117. , GamesRadar+ (21 апреля 2020). 25 апреля 2020 года. Дата обращения: 2 апреля 2023.
  118. , Screen Rant (21 апреля 2020). 9 января 2021 года. Дата обращения: 2 апреля 2023.
  119. , TheWrap (21 апреля 2020). 9 января 2021 года. Дата обращения: 2 апреля 2023.

Same as Компиляция Final Fantasy VII