Interested Article - Хасмонеи
- 2021-03-01
- 1
Хасмоне́и ( ивр. חַשְׁמוֹנָאִים Хашмонаим ) — священнический род из поселения Модиин (которое располагалось на границе Иудеи и Самарии ), к которому принадлежали Маккавеи . Хасмонеи и их потомки правили Иудеей в 140—37 годы до н. э. Фактически они были вождями народа с начала восстания против государства Селевкидов в 167 году до н. э.
Происхождение названия
Название «хасмонеи» упоминается у Иосифа Флавия , в Мишне и Талмуде . Однако, в книгах Маккавеев имя Хасмонеи не встречается. Иосиф Флавий производит имя «Хасмонеи» от прадеда Маттитьягу; исследователи предполагают связь этого имени с деревней Хашмон, областью Хашмона и т. п.
История правления
Восстание Маккавеев
Пришедший в 175 году до н. э. к власти в империи Селевкидов Антиох IV Епифан стремился ускорить процесс эллинизации подвластных народов, в том числе евреев . Летом 167 года Антиох издал ряд указов, прямо направленных против иудаизма как религии . Гонения носили беспрецедентный для древнего мира характер . Это катализировало противоречия между эллинизированным населением и еврейскими традиционалистами. Началось вооружённое сопротивление . В декабре 164 года повстанцы овладели Иерусалимом . Иудейское государство было восстановлено в 142 году до н. э.
Первым вождём восставших был священник ( коэн ) Маттафия Хасмоней (Маттитьягу), а затем его третий сын Иуда (Иехуда) Маккавей . После гибели Иуды вождём, а затем и первосвященником стал младший из братьев — Ионатан . В результате заговора был убит и он.
Династия
В 140 году до н. э. официально избранным правителем, первосвященником и главнокомандующим Иудеи стал второй сын Маттафии — Симон (Шимон), который собрал для этого в Иерусалиме Великий Собор ( Кнессет гдола ), утвердивший Симона в этих должностях. Это назначение стало наследственным и должно было передаваться его потомкам «до того как явится истинный пророк». С этого момента ведётся формальный отсчёт правления династии Хасмонеев .
Симон стремился привлечь на свою сторону и противников политики Хасмонеев. Одного из них — своего зятя Птолемея он назначил правителем Иерихона . Птолемей решил при содействии Антиоха VII захватить власть в Иудее. Для этого он в феврале 134 года заманил Симона и двух его сыновей на пир и убил их .
Однако третий сын Симона Йоханан Гиркан уцелел, удержал власть и стал этнархом . Он провёл ряд успешных завоевательных походов, расширяя пределы своих владений и присоединил Моав , Идумею и Самарию . Пол Джонсон пишет, что Симон как и другие Маккавеи был харизматическим народным лидером, лишённым своекорыстия. В отличие от него Гиркан был правителем по праву рождения, чеканившим монеты с самопрославлениями .
Гиркан умер в 104 году до н. э. Вопреки его завещанию, согласно которому его старший сын Аристобул должен был стать первосвященником, а светская власть остаться в руках его матери, Аристобул провозгласил себя царём и заточил мать в темницу, где она и умерла. В тюрьме сидели также три его брата . Сам Аристобул умер через год и царём стал третий сын Гиркана Александр Яннай . Вдова Аристобула стала женой Янная .
Яннай успешно продолжил завоевания отца и присоединил к царству приморские территории от горы Кармель до Газы . Кроме этого, он захватил Декаполис и Петру . В то же время в его правление началась гражданская война, спровоцированная фарисеями . К моменту смерти Янная в 76 году до н. э. внутреннее согласие в стране было достигнуто .
После смерти Александра Янная царство впервые в истории возглавила женщина (за исключением узурпации Гофолии ) — до 67 года им правила Саломея Александра (Шломцион). Её сын Йоханан Гиркан II стал первосвященником. Саломея Александра завершила войну в Иордании, а сына Аристобула отправила на завоевание Дамаска . При этом с помощью дипломатии ей удалось избежать вторжения армянских войск под командованием Тиграна II .
В последние годы жизни Саломеи Александры распря между её сыновьями привела к междоусобице и гражданской войне между сторонниками Гиркана и Аристобула. Ситуацией воспользовались римляне , которые к этому моменту разгромили остатки Селевкидской империи и войска которых стояли в Дамаске. Обе стороны пытались привлечь римлян в качестве союзников. Полководец Помпей вмешался в распрю на стороне Гиркана, его войска в 63 году до н. э. вошли в Иерусалим, ворвались в Храм, низложили Аристобула и увезли в качестве пленника вместе с сыновьями в Рим . Впоследствии вмешательство Рима привело к падению монархии и потере независимости еврейского государства на 2000 лет .
Гиркан остался первосвященником, но власть в Иудее постепенно переходила в руки его придворного — идумея Антипатра , который пользовался доверием римлян и назначил своих сыновей Ирода и Фазаеля наместниками в Галилее и Иерусалиме . После смерти Помпея Юлий Цезарь назначил Гиркана этнархом (правителем).
После смерти Антипатра власть в стране фактически перешла в руки его сына Ирода, хотя формально этнархом и первосвященником был Гиркан. Старший сын Аристобула Александр II Иудейский бежал из римского плена и собрав войска поднял восстание в 57 году до н. э., но был разбит римлянами в союзе с Антипатром . Другой сын Аристобула Антигон заключил союз с парфянами и с их помощью в 40 году до н. э. завоевал Иудею, вошёл в Иерусалим и низложил Гиркана, восстановив ненадолго Хасмонейскую династию .
Имя в рус. традиции
Имя в оригинале |
Титул |
Годы правления
(до н. э.) |
Годы жизни
(до н. э.) |
Комментарии | |
---|---|---|---|---|---|
Маккавеи | |||||
1 |
Маттафия Хасмоней
Матитьягу ха-Хашмонай |
Вождь восставших | 170 — 166 | ? —166 | |
2 |
Иуда Маккавей
, сын Маттафии
Йехуда ха-Маккаби, погиб |
Вождь восставших | 166— 161 | ? —161 | |
Этнархи и Первосвященники Иудеи | |||||
1 |
Ионатан
, сын Маттафии
Йонатан бен Матитьягу ха-Хашмонай, погиб |
Первосвященник и этнарх | 152 — 143 | ? —143 | Положил начало первосвященнической династии Хасмонеев |
2 |
Симон
, сын Маттафии
Шимон бен Матитьягу ха-Хашмонай (Тассис), погиб |
Первосвященник
Первосвященник и этнарх |
143—
140
140— 134 |
? —134 | Положил начало независимому правлению династии Хасмонеев |
3 |
Иоанн Гиркан I
, сын Симона
Йоханан Гиркан |
Первосвященник и этнарх | 134— 104 | ? | |
Цари и первосвященники Иудеи | |||||
4 |
Аристобул I
, сын Иоанна Гиркана I
Иехуда Аристобул |
Царь и первосвященник | 104— 103 | ? —103 | Узурпировал трон, положил начало царской династии Хасмонеев |
5 | Александр I Яннай , сын Гиркана I | Царь и первосвященник | 103— 76 | 126 —76 | |
6 |
Саломея Александра
Шломцион |
Царица | 76— 67 | 139 —67 | Жена Аристобула, позже жена Александра Янная |
7 |
Иоанн Гиркан II
, сын Александра Янная
Йоханан Гиркан, погиб |
Царь
Этнарх и первосвященник |
67—
66
63 — 40 |
103— 30 | |
8 | Аристобул II , сын Александра Янная I, погиб | Царь и первосвященник | 66—63 | ? — 49 | Последний независимый царь из династии Хасмонеев |
63 до н. э. —6 н. э. Вассал Рима | |||||
Антипатр Идумеянин
Антипатр II, погиб |
Прокуратор
Иудеи
Правитель (фактически) при Гиркане II |
63—
47
47— 43 |
? —43 |
Назначен
Юлием Цезарем
Основатель династии Иродиадов |
|
Александр II Яннай , сын Аристобула II, погиб | Царевич | 56 — 48 | ? | Соправитель Антипатра | |
40—37 до н. э. Тетрархия (раздел Иудеи на четыре части) | |||||
9 |
Маттафия Антигон II
, сын Аристобула II
Матитьягу Антигон, погиб |
Царь и первосвященник | 40 — 37 | ? —37(?) | Последний царь династии Хасмонеев |
10 | Аристобул III , сын Александра Янная II, погиб | Первосвященник | 36 | ? | Последний представитель династии Хасмонеев |
Падение
Ирод сумел заручиться поддержкой римлян и через 3 года в 37 году вновь захватил Иудею. Получив царскую корону из рук римлян, он казнил взятого в плен Антигона — последнего царя династии Хасмонеев . Последним первосвященником из рода Хасмонеев был Аристобул III — брат жены Ирода Мариамны и внук Гиркана II. Опасаясь его влияния в народе Ирод приказал его убить в 35 году до н. э.
Сам Ирод стал родоначальником новой династии Иродиадов .
Значение в истории
Деятельность Хасмонеев замедлила эллинизацию евреев. Напротив, произошла семитских народностей, населявших Иудею . Сохранение иудаизма как национальной религии евреев стало важным фактором, предопределившим всю дальнейшую историю еврейского народа
См. также
Примечания
- ↑ — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- , с. 139—140.
- , с. 142.
- , с. 101, 104.
- , с. 143.
- , с. 104—105.
- , с. 119—121.
- , с. 106.
- , с. 146.
- , с. 122.
- , с. 110.
- , с. 147.
- ↑ , с. 111.
- , с. 147—148.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- , с. 124.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- , с. 125.
- , с. 148—149.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- , с. 152—155.
- , с. 152.
- , с. 127.
- Louis Ginzberg. (англ.) . Jewish Encyclopedia . Дата обращения: 30 апреля 2013. 3 февраля 2013 года.
- , с. 153—154.
- , с. 154.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
Литература
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Штерн М. Часть II. Период Второго Храма // История еврейского народа = History of the Jewish people / Под ред. Ш. Эттингера. — Москва—Иерусалим: Мосты культуры/Гешарим, 2001. — 678 с. — 3000 экз. — ISBN 5-93273-050-1 .
- Джонсон П. Популярная история евреев = The History of the Jews / Пер. с англ.: И. Зотова. — М. : Вече, 2001. — 672 с. — 7000 экз. — ISBN 5-7838-0668-4 .
- Штереншис М. Евреи: история нации. — Герцлия: Исрадон, 2008. — 560 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-94467-064-9 .
Ссылки
- Е. Левертов. (рус.) . Открытый университет Израиля . Дата обращения: 27 апреля 2013.
- Кеннет Аткинсон. (рус.) . История античной Иудеи (октябрь 2008). — Перевод статьи из Biblical Archaeology Review .
- (рус.) . История античной Иудеи .
- (рус.) . История античной Иудеи .
- (неопр.) . Жемчужины Галахи .
- Лакс Х.
- 2021-03-01
- 1