Interested Article - Акелей

Акелей , Аклейбехер , Агляйбехер ( нем. Akeleibecher, Ageleibecher) — предмет ювелирного искусства, большой серебряный «колокольчатый» кубок на подножии с высокой крышкой.

Аклейбехеры. Серебро, позолота. Конец XVII века. Музей художественных ремёсел, Берлин
Франсуа Абер. Натюрморт с корзиной винограда, миской с вишнями и позолоченным серебряным кубком-аклеем на столе. Ок. 1645

Название

Название акелей-бокала происходит от немецкого Akelei — « водосбор » ( лат. Aquilegia). Считалось, что его форма напоминает цветок «колокольчика» водосбора, который высоко ценился в Европе того времени как декоративное и лекарственное растение . Кроме того, водосбору, который в средневековом искусстве являлся одним из символов Святого Духа, приписывалась способность уберечь человека от колдовских чар и козней дьявола .

История

Первые акелеи были созданы в конце XV или в начале XVI века .

Изготовление такого кубка требовало высокого мастерства, поэтому с XV по XVIII век при вступлении в цех ювелиров будущий мастер должен был представить акелей-бокал в качестве обязательной образцовой работы, так называемого « шедевра », или «мастерского образца» ( нем. Meisterwerk) .

Считается, что первый классический образец кубка-аклея выполнил в 1571 году выдающийся мастер, нюрнбергский «златокузнец» ( нем. Goldschmied) Венцель Ямницер . Многие подобные кубки в дальнейшем получили название «ямницеровские агляйбехеры» ( нем. Jamnitzers Ageleybecher). Такие кубки изготавливали в Нюрнберге , Аугсбурге , Гамбурге . Их золотили, украшали гравировкой, чеканными и скульптурными деталями, а также техникой буклирования — нанесения на кубок крупных выпуклостей-буклей, усиливавших игру света на поверхности. Их форма отражала эстетику переходной эпохи от Северного Возрождения к северо-европейскому маньеризму и немецкому барокко .

Акелеи пользовались большой популярностью среди зажиточных бюргеров , курфюрстов и королей, собирателей «куриозитетов» (причудливых вещей) для своих кунсткамер. Присутствие такого кубка на праздничном столе позволяло владельцу продемонстрировать своё благосостояние . Кроме того, в оформлении часто использовали растительные орнаменты и образы морской мифологии .

Аклеи в изобразительном искусстве

Акелеи часто изображали художники натюрморта голландской, фламандской и немецкой школ XVII—XVIII веков. Их можно видеть, в частности, на картинах малых голландцев XVII века.

Примечания

  1. ↑ .
  2. Бязров Л. Г. // Биология. — 2009. — № 20 . 21 сентября 2016 года.
  3. Manfred H. Grieb. . — Walter de Gruyter, 2007. — P. 2035.
  4. .
  5. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. — Прага: Артия, 1980. — С. 257
  6. Власов В. Г. Аклей, Аклейбехер, Агляйбехер // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 124
  7. Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. — СПб. : Издательство С.-Петербургского университета, 2004. — С. 29—30.

Литература

  • Edmund Wilhelm Braun. (нем.) // Reallexikon zur Deutschen Kunstgeschichte. — 1933. — Bd. 1 . — S. 206—212 .
  • Karin Tebbe. (нем.) // Nürnberger Goldschmiedekunst, Aufsatzband. — Nürnberg, 2007.

Ссылки

  • (неопр.) . Deutsche Digitale Bibliothek. Дата обращения: 23 января 2017. (нем.)
  • Leopold Rössler. (неопр.) . Дата обращения: 23 января 2017. (нем.)

Same as Акелей