Новая волна (музыка)
- 1 year ago
- 0
- 0
Новая волна или нью-вейв ( англ. New Wave) — музыкальное направление; этим термином обозначают различные жанры рок-музыки , возникшие в конце 1970-х — начале и порвавшие стилистически и идейно с предыдущими жанрами рока. Общие характеристики «новой волны» включают в себя использование синтезаторов , важность стиля и искусства [ прояснить ] , а также большее разнообразие [ прояснить ] . Музыка «новой волны» является неоднозначной категорией поп- и рок-музыки в период с конца 70-х до середины 80-х , имеющей связи с панк-роком .
Музыка «новой волны» также первоначально рассматривалась как панк-рок, прежде чем выделилась в качестве отдельного жанра, включая аспекты электронной и экспериментальной музыки, субкультуры модов , диско и поп-музыки 1960-х годов . Новая волна отличается от постпанк -движения тем, что она отображает характеристики, общие для поп-музыки, хотя она включает в себя большую часть оригинального звука и идей панк-рока , но в то же время более сложная в музыке и текстах. Серьёзное влияние на визуальный и музыкальный стиль новой волны оказали Дэвид Боуи , Roxy Music и Japan .
Появление «новой волны» представляло по сути сознательное сочетание стилей эстрадной музыки разных времен, и в то же время даже подчеркнутая старомодность не вызывала кардинальных перемен в манере исполнения и аранжировки . Все оставалось по-прежнему, лишь добавлялась маленькая «модная изюминка» — то ли элементы ритма хард-рока или какой-либо другой знак современности, — но все это на фоне четких атрибутов «вчерашней» музыки .
Новая волна рассматривается в качестве одного из наиболее авторитетных жанров 1980-х годов ; этот жанр стал неотъемлемой частью MTV , и популярность некоторых групп была частично связана с широкой ротацией их клипов на канале. При этом в середине 80-х различия между новой волной и другими жанрами музыки стали стираться.
Возрождение в 90-х и начале 2000-х годов были кратковременными, но в 2004 году начался рост популярности, а в дальнейшем [ когда? ] «новая волна» повлияла на различные музыкальные жанры .
Сам термин появился в британской музыкальной прессе в 1977 году , — по аналогии с « новой волной» в кино , призванный, таким образом, определить новое направление рок-музыки, начатое панк-роком , из которого быстро развились новые жанры: от постпанка и синти-попа до инди-рока и евро-попа . Для жанров «новой волны» характерны короткие песни энергичного ритма (наследство панк-рока и рок-н-ролла ), зачастую аранжированные с обильным использованием синтезаторов (влияние Kraftwerk ) при сохранении жёсткого звучания гитар. Общим для большинства групп «новой волны» было стремление к новаторству и развитию музыкальных технологий. Как следствие, в общую категорию «новой волны» можно отнести таких непохожих друг на друга исполнителей, как Devo , The Police , Japan , Talking Heads , Siouxsie and the Banshees , Public Image Limited , Depeche Mode , The Cure , Oingo Boingo , The Jam , Ultravox , Blondie , The Clash . Все они оказали определяющее влияние на танцевально-электронную музыку 1980-х годов, сформировав не только звучание десятилетия, но и его моду.
Определение «новая волна» — очень противоречивое и неоднозначное — впервые стало циркулировать в статьях музыкальных критиков Ника Кента и Дэйва Марша для определения музыкального жанра, в котором работали такие нью-йоркские группы, как Velvet Underground и New York Dolls . Более употребительным стало в 1976 году в некоторых панк-фэнзинах . В ноябре 1976 года Кэролин Кун в своей статье использовала этот термин с подачи Малкольма Макларена , чтобы классифицировать группы, играющие уже не совсем панк-рок, но вышедшие из панк-среды. Термин был использован в этом же смысле музыкальным журналистом Чарльзом Шааром Мюрреем в его комментариях по поводу группы The Boomtown Rats . В период с 1976 по 1977 определения «панк» и «новая волна» были взаимозаменяемыми. К концу 1977 года возобладал термин «новая волна» для описания новой андерграундной музыки в Великобритании.
В Соединенных Штатах звукозаписывающей фирме Sire Records нужно было как-то обозначить стиль групп, которые часто выступали в клубе CBGB и недавно подписали с ней контракт. Так как консультанты посоветовали не использовать слово «панк», не считая его серьёзным, остановились на термине «новая волна». Следует все же заметить, что первоначально этим термином в США обозначались британские панк-группы. Начиная с декабря 1976 г. журналисты The New York Rocker, которые недолюбливали панк-рок, с энтузиазмом ухватились за новый термин, применяя его к стилю групп The Ramones и Talking Heads . Историк музыки Вернон Джойнсон утверждает, что «новая волна» «накатила» на Великобританию в конце 1976 года, когда многие группы начали отстраняться от панка. Музыка, которая последовала за анархическим этосом гаражных групп типа Sex Pistols, становилась более экспериментальной и разнообразной. Чтобы было лучше понятно, что собой представляла британская «новая волна» в самом начале, достаточно упомянуть таких музыкантов паб-рок -сцены, как Иэн Дьюри , Ник Лоу , Eddie and the Hot Rods и Dr. Feelgood , а также — согласно Allmusic — «рассерженных интеллигентных» поэтов-исполнителей, таких как Элвис Костелло , Джо Джексон и Грэм Паркер . В США к первым «нововолновым» группам относятся Talking Heads, Mink DeVille и Blondie . В сборнике 1977 г. под названием New Wave , вышедшем на фирме Phonogram Records, были представлены Dead Boys , Ramones, Talking Heads и The Runaways . « Пауэр-поп » — жанр, который возник ещё до появления панка, в конце 1970-х стал ассоциироваться с «новой волной», так как короткие запоминающиеся песни пауэр-поп-групп хорошо соответствовали духу времени. The Romantics, The Records, The Motors , Cheap Trick , 20/20 и The Knack были самыми успешными представителями этого жанра. Оживление ска усилиями The Specials , Madness и The Beat добавило юмора и танцевального бита.
Новая романтическая сцена появилась в Лондоне в ночных клубах Billy’s и Blitz и была связана с группами Japan , Ultravox , Visage , Adam and the Ants , Bow Wow Wow , Soft Cell , ABC и Culture Club .
Термин постпанк был придуман для описания таких групп, как Siouxsie and the Banshees , Joy Division , Gang of Four и The Cure , которые изначально рассматривались как часть новой волны, но исполняли более серьёзную, сложную и менее поп- ориентированную музыку. Некоторые из этих групп использовали синтезаторы. Постпанк повлиял на появление готик-рока .
Группа Kraftwerk одной из первых стала широко использовать синтезаторы. В 1975 году их сингл Autobahn достиг № 11 в Великобритании. В 1978 году Гэри Ньюман впервые увидел синтезатор и стал использовать. К 1979 году его группа Tubeway Army выпустила 3 альбома, 2 сингла попали в британский Top 20 и № 10 в США. Снижение цены и простота использования инструментов привело к появлению новых групп, вдохновленных Kraftwerk. В то время как Tubeway Army использовали традиционные инструменты, новые группы использовали только синтезаторы. Синти-поп стал oчень популярным и вытеснил с дискотек вышедшее из моды disco . К Синти-попу относятся такие группы, как The Human League , Depeche Mode , Soft Cell , New Order , Orchestral Manoeuvres in the Dark , Ultravox , Kajagoogoo , и Thompson Twins .
В начале 1980-х годов новая волна скрещивалась с африканскими и афро-американскими стилями. Adam and the Ants и Bow Wow Wow , имевшие связи с бывшим менеджером Sex Pistols Малькольмом Маклареном, а также использовали в своих песнях стиль барабанов Бурунди. Альбом Remain in Light группы Talking Heads имел множество положительных отзывов и оценивался, как слияние нью-вейва и африканского стиля, хотя Крис Франц заявил, что он узнал о африканском влиянии после свершившегося факта. находилось под сильным влиянием фанка и диско.
Существуют различия между Соединенными Штатами и Соединенным Королевством в том, как новая волна развивалась. Новая волна в Великобритании гораздо более тесно была связана с панком. В то время панк-рок был основным явлением на рок-сцене Англии и незначительным в Соединенных Штатах. Таким образом, когда новая волна стала распространяться в Америке, панк был почти неизвестен для широкой аудитории. Британские СМИ давали более конкретные рамки в определении жанра и групп, что давало больше свободы в освещении музыкального течения, чем у американских журналистов. Сообщения о событиях панк-музыки в Великобритании стали основными и считались уникальными культурными событиями. Постепенно следы панка исчезли из нью-вейва, а к новой волне стали причислять группы Duran Duran , Wham! и поп-исполнителей, использующих синтезаторы. Новая волна фактически закончилась в середине 1980-х годов.
В СССР в 1980-х годах произошёл расцвет советского рок-движения , и множество рок-групп тогда играли музыку, если не являющуюся «новой волной» в западном понимании этого термина, то, по крайней мере, очень насыщенную её элементами . Фактический старт направления произошёл на фестивале в Долгопрудном в декабре 1982 года . В 1983 году самиздатом распространяется альбом « Банановые острова », оперировавший средствами «новой волны» и оказавший сильное влияние на мышление рок-музыкантов 1980-х годов .
Огромный вклад и значительный толчок первоначальному развитию «новой волны» в СССР внесла московская рок-группа « Карнавал », затем — образовавшийся от неё « Динамик », после чего эстафету «новой волны» подхватили группы « Альянс », « Центр », « Рондо » (с Михаилом Литвиным). Основными центрами популяризации «новой волны» в СССР были Ленинград , а позже — Свердловск . Самые известные группы, представлявшие это направление: « Кино », « Аквариум », « Центр », « Телевизор », Nautilus Pompilius (периода 1985—1988), « Закрытое предприятие », « Алиса » (первый альбом « Энергия »), АукцЫон , « Оберманекен », « Николай Коперник », а также композитор Юрий Чернавский , « Браво » (альбом « Ансамбль „Браво“ » ), « Мумий Тролль » (альбомы « Новая луна апреля » — 1985 г. и « Делай Ю-Ю » — 1990 г.).
В 10-х годах в России произошло частичное возвращение интереса к отечественному нью-вейву . Ряд групп эпохи 80-х возобновили свою творческую деятельность .
К концу 1980-х годов большинство групп «новой волны» конца 1970-х либо прекратили своё существование, либо разработали своё собственное звучание, порывающее с прежними приёмами. При этом появились новые коллективы, как правило, из континентальной Европы, которые успешно стали использовать арсенал технологических и мелодических находок «новой волны» (особенно жанра синти-поп и хай-энерджи ): Alphaville , Camouflage , a-ha , Mecano и др.
На рубеже столетий, одновременно с возрождением моды 1980-х, «новая волна» обрела новую популярность, вернее, лишь один из жанров этого направления — электроклэш (группы Ladytron , Client ).