Белые, белые аисты
- 1 year ago
- 0
- 0
«Белые» люди , «белая раса» — устаревшее понятие расовой классификации , люди европейского происхождения ; в другом значении неточный и устаревший синоним понятия европеоидная раса . Термин связан с ныне дискредитированными представлениями о расе как биологической категории . Определение может варьироваться в зависимости от контекста и взглядов.
В доколониальный период ни один европейский народ не определял себя как «белый». Описание населения как «белого» в смысле цвета кожи иногда встречается в греко-римской этнографии и в других древних или средневековых источниках, но в этих обществах не было понятия о «белой» или общеевропейской расе.
Ранее Нового времени не существовало идей расового превосходства . Термины «белые люди» или «белая раса» в отношении большой группы людей преимущественно или исключительно европейского населения, определяемые их светлой кожей в противоположность « чёрным » (понятие не полностью идентично понятию негроидная раса ), « (англ.) (», « жёлтым », « красным » и другим « небелым », возникли в XVII веке. До конца XVIII века европейцы называли «белыми» также народы Восточной Азии . Термины «белые люди» и «белая раса» вошли в основные европейские языки в конце XVII века в контексте расового рабства и неравного социального статуса жителей европейских колоний. Акцент на расе отличает концепцию колониальной эпохи от более ранних представлений, в которых основное внимание уделялось цвету лица .
Концепция единой «белой расы» не получила всеобщего признания в Европе. Не существует общепринятого определения географического барьера между «белыми» и «небелыми» людьми. Современные антропологи и другие учёные, признавая реальность биологических различий между различными человеческими популяциями, рассматривают концепцию единой, отличимой «белой расы» как социально сконструированную . Как группа с различными потенциальными границами, «белая раса» является примером (англ.) (.
В Соединённых Штатах этот термин иногда расширялся, охватывая лиц мексиканского , южноазиатского , западноазиатского, восточноазиатского и североафриканского происхождения, которых в США часто считают «небелыми» в других контекстах. В Соединённых Штатах также утверждалось, что евреи и лица южноевропейского или ирландского происхождения не входят в эту категорию, хотя эта идея оспаривалась .
Секвенирование геномов древних людей , проведённое лабораторией под руководством генетика Дэвида Райха в 2016 году, выявило, что «белые» европейцы не являются единой гомогенной группой, а происходят преимущественно от смеси четырёх западно-евразийских предковых групп: WHG (западные охотники-собиратели), EHG ( восточноевропейские охотники-собиратели ), неолитические земледельцы из Леванта / Анатолии, а также неолитические земледельцы с территории современного Ирана (часто обозначаемые как «EEF»; ранние европейские земледельцы) — в разной степени, и большую часть своей родословной они ведут от древних ближневосточных групп .
В Древней Греции и Римской империи население, жившее за пределами греко-римского мира, различалось по цвету кожи, но это не имело каких-либо социальных последствий, данные народы включались в единую социальную категорию « варваров » .
В XVI веке португальцы включали в число белых, помимо европейцев, также арабов, индийцев, и китайцев . Термин «белая раса» или «белые люди» вошёл в основные европейские языки в конце XVII века в связи с расиализацией рабства , в контексте трансатлантической работорговли и порабощения коренных народов в Испанской империи . Его неоднократно связывали со оттенками крови, происхождением и физическими признаками, и в конечном итоге он стал предметом ранних научных исследований, кульминацией чего стал « научный расизм », который позже был отвергнут научным сообществом. По словам историка Ирэн Сильверблатт, «расовое мышление… превратило социальные категории в расовые истины» . Брюс Дэвид Баум, цитируя работу (англ.) (, отмечает: «История современного расистского доминирования связана с историей самоидентификации европейских народов (а иногда и идентификации некоторых других народов) как представителей высшей „белой расы“ » . Аластер Боннетт утверждает, что «белая идентичность», как она понимается в настоящее время, является американским наследием, отражающим американскую интерпретацию расы и истории .
В XVI и XVII веках «восточноазиатские народы почти всегда назывались белыми, а не жёлтыми» . Майкл Кивак пишет, что жители Восточной Азии были переименованы в желтокожих, потому что «жёлтый стал расовым обозначением», и что замена «белого» на «жёлтый» в качестве описания произошла в результате научного дискурса того периода .
Цветовая схема из трёх цветов использовалась в Латинской Америке XVII века, находящейся под властью Испании . Ирэн Сильверблатт прослеживает «расовое мышление» в Южной Америке до социальных категорий колониализма и формирования государства : «Белые, чёрные и коричневые — это сокращенные, абстрактные термины для обозначения колонизаторов, рабов и колонизированных» . К середине XVII века новый термин español («испанец») в письменных документах приравнивался к blanco («белый») . В американских колониях Испании люди, имеющие африканское, индейское ( indios ), еврейское или морискское происхождение формально исключались из числа обладавших «чистотой крови» ( (англ.) ( ), которые имели право занимать любую государственную должность в соответствии с Королевской прагматикой 1501 года . Подобные ограничения применялись в вооруженных силах, некоторых религиозных орденах, колледжах и университетах, что привело к формированию почти полностью белого духовенства и профессионального слоя общества . Негры и indios облагались данью, им запрещалось носить оружие, а женщинам из их числа было запрещено носить драгоценности, шёлк или драгоценные металлы в ранней колониальной Мексике и Перу . Лица из категорий pardos (люди с темной кожей) и mulattos (люди смешанного африканского и европейского происхождения), обладавшие достаточными финансовыми ресурсами стремились обойти эти ограничения, выдав себя за белых . Королевское предложение купить эти привилегии за значительную сумму денег привлекло пятнадцать претендентов, прежде чем давление со стороны белых элит положило конец этой практике .
В британских колониях в Северной Америке и Карибском бассейне первоначально использовалось обозначение англичанин или христианин для различения с коренными американцами и африканцами. Первые упоминания о «белой расе» или белых людях в Оксфордском словаре английского языка относятся к XVII веку . Историк Уинтроп Джордан отмечает, что в XVII веке «во всех [тринадцати] колониях термины „ христианин “, „ свободный “, „ англичанин “ и „ белый “… использовались без разбора» как синонимы . В 1680 году Морган Годвин «счёл необходимым объяснить» английским читателям, что «на Барбадосе „белый“ был „общим названием европейцев“» . Некоторые историки пишут о сдвиге в сторону более широкого использования термина « белый » в качестве правовой категории наряду с ужесточением ограничений для свободных чёрных или чёрных христиан . По словам (англ.) (, термин « белый » оставался более привычным в американских колониях, чем в Великобритании, вплоть до 1700-х годов .
Понятие «чёрной расы» в качестве социальной категории также сформировалось сравнительно поздно. Вплоть до последней четверти XVII века на плантациях Виргинии белые были наёмными работниками наравне с африканцами и индейцами. С 1670-х годов рабский труд был законодательно однозначно навязан исключительно африканцам, и все завезённые в Америку африканцы вне зависимости от этнической принадлежности стали считаться «неграми-рабами», относящимися к единой «чёрной расе». Белые американцы в качестве «аристократов кожи» были отнесены к категории «белой расы» .
В Вест-Индии расовая классификация была значительно более сложной, выделялись различные категории смешанного происхождения, такие как «белые», «красные», «коричневые», «светло-чёрные», «чёрные», «тёмно-чёрные». Расовая категория влияла на социальное положение. Так, категория « тринидадские белые» означала не столько людей определённой физической «белой расы», сколько престижный социальный слой, который обычно ассоциировался с «белой расой». В эту категорию входили преимущественно потомки смешанных браков, но также белые поселенцы. Вместе они именовались « креолами » .
Западные исследования рас и этнической принадлежности в XVII и XIX веках вылились в направление, которое позже было названо « научным расизмом ». Выдающиеся европейские учёные, писавшие о человеческих природных различиях, включали белую или западно-евразийскую расу в небольшой спектр человеческих рас и приписывали этой категории физическое, умственное или эстетическое превосходство над другими расами. Эти идеи были опровергнуты учёными XX века .
В 1758 году Карл Линней предложил понятия, которые он считал естественными таксономическими категориями человеческого вида. Он различал Homo sapiens и Homo sapiens europaeus , а позже добавил четыре географических подразделения людей: «белые» европейцы , «красные» американцы , «жëлтые» азиаты и «чёрные» африканцы. Хотя Линней рассматривал их как объективную классификацию, его описания этих групп включали культурные модели и уничижительные стереотипы .
В 1775 году немецкий натуралист Иоганн Фридрих Блюменбах утверждал, что «Белый цвет занимает первое место, как и у большинства европейских народов. Краснота щек у этой разновидности почти свойственна ей; во всяком случае, у остальных она встречается редко» .
В различных изданиях своего труда « О естественном разнообразии человечества » Блюменбах разделил людей на четыре или пять рас, в значительной степени основываясь на классификации Линнея. В издании 1775 года он объединил в свою «первую и самую важную» расу «Европу, Азию по эту сторону Ганга и всю страну, расположенную к северу от Амура, вместе с той частью Северной Америки, которая ближе всего как по положению, так и по характеру жителей», однако он несколько сужает свою «кавказскую разновидность» в третьем издании своего сочинения 1795 года: «К этой первой разновидности принадлежат жители Европы (кроме лопарей и остальных потомков финны) и Восточной Азии, вплоть до реки Оби, Каспийского моря и Ганга, и, наконец, Северной Африки» . Блюменбах цитирует различные концепции своих современников, выделявших от двух до семи рас, которые были авторитетами своего времени, в том числе, помимо Линнея, Жоржа-Луи Леклерка де Бюффона , (англ.) (и Иммануила Канта .
По вопросу о цвете кожи Блюменбах провёл подробное исследование, учитывая также факторы питания и здоровья , но в конечном итоге пришёл к выводу, что «наибольшее влияние имеют климат, почва и температура, а также образ жизни» . Согласно Блюменбаху, все расы принадлежат к одному человеческому виду. Блюменбах утверждал, что физические характеристики, такие как цвет кожи, профиль черепа и др., зависят от факторов окружающей среды, таких как соляризация и диета. Как и другие (англ.) (, Блюменбах придерживался « дегенеративной гипотезы » расового происхождения. Он утверждал, что Адам и Ева были представителями « кавказской расы » и жили в Азии , а другие расы возникли в результате вырождения под воздействием факторов окружающей среды, таких как солнце и плохое питание. Он последовательно утверждал, что вырождение можно обратить вспять при надлежащем контроле окружающей среды и все современные формы человека могут вернуться к первоначальной « кавказской расе » . Название «кавказская раса» связано с мнением Блуменбаха, что Кавказ являлся первым местопребыванием белого человека, а народы Кавказа он считал наиболее чистым и несмешанным типом этой расы .
Кристиан Майнерс (1747—1840) обозначал известные ему две расы как «прекрасную», или «белую», и «отвратительную», или «чёрную» .
В период с середины XIX по середину XX века расоведы , включая большинство физических антропологов , классифицировали население мира на три, четыре или пять рас , которые далее делились на различные подрасы. В этот период понятие « кавказская раса », распространённое на всех европейцев, обозначало одну из этих рас и в качестве формальной категории использовалось как в научных исследованиях, так и в социальной классификации стран, в том числе в США .
Учёные никогда не имели единого мнения о разграничении европеоидной расы, включающей население Европы, и монголоидной, включающей население Восточной Азии. Так, Карлтон Кун (1939) включил коренные популяции всей Центральной и Северной Азии в число «кавказских», Томас Хаксли (1870) классифицировал те же популяции как монголоидные, Лотроп Стоддард (1920) классифицировал как «коричневые» большую часть населения Ближнего Востока , Северной Африки и Средней Азии, а к «белым» причислял только европейские народы и их потомков, а также ряд популяций в некоторых частях Анатолии и северных районах Марокко, Алжира и Туниса . Некоторые авторитеты вслед за Хаксли различали Xanthochroi , или «светлых белых» Северной Европы с Melanochroi , или «тёмных белых» Средиземноморья .
Хотя неонацисты часто ссылаются на нацистскую идеологию для обоснования белого национализма , расовая теория нацизма отвергала идею единой «белой расы», вместо этого продвигая нордизм . В нацистской пропаганде восточноевропейских славян часто называли « недочеловеками », а экономическое отставание восточноевропейских стран, таких как Польша и СССР, объяснялся расовой неполноценностью их жителей .
Отцы-основатели США , провозглашая в Конституции права и свободы народа Соединённых Штатов — американской нации — ограничивали её определённым этническим сообществом — белыми англосаксонскими протестантами . Не была исключена и возможность вхождения в американскую нацию представителей некоторых других народов Европы, например, германских протестантов — немцев и голландцев. Однако отношение к романским этносам — испанцам и французам, и, тем более, к латиноамериканцам , было значительно хуже: согласно отцам-основателям, данные этносы находились за пределами американской нации. По расовому признаку членами американской нации не считались чернокожие американцы вплоть до 1875 года и американские индейцы — вплоть до 1924 года. До середины XIX века в США действовало « правило одной капли крови », согласно которому «небелыми» считались те, кто имел чёрных или индейских предков вплоть до седьмого поколения. Первоначально американская нация понималась как расово-этническая, а не как гражданская общность . Согласно историку А. И. Уткину , американская национальная идентичность сохраняла расово-этническую основу вплоть до начала Второй мировой войны, когда США приняли большое число иммигрантов из стран Восточной и Южной Европы (поляки, евреи, итальянцы и др.) .
В США в XIX века ирландцы и итальянцы не считались «белыми», тогда как в английской литературе рубежа XIX—XX веков к «белой расе» могли относиться такие народы, как арабы, абиссинцы, берберы, туареги, масаи и сомали .
Понятие «белые люди» стало ассоциироваться с европейцами и их потомками только в XX веке. В 1920-е годы индийские деятели пытались доказать американским властям, что они наравне с белыми американцами принадлежат к «белой арийской расе », что не имело успеха. Евреи были причислены к категории «белых» только после Второй мировой войны. Согласно понятиям современной американской бюрократии, граница между «белыми» и «азиатами» примерно соответствует границе Пакистана и Индии .
В Бразилии различаются около 500 типов, основанных на оттенках кожи, формах носа и губ, особенностях волос и др. В 85 % случаев использовались десять терминов, наиболее популярными, около 50 % случаев, были три: «морено» (мулаты), «бланко» (белые) и «сарара» (веснушчатые). В штате Баия различались 25 оттенков цвета, которые были сгруппированы в три основные категории: «бланкос» (белые), «моренос, пардос» (мулаты), «претос, негрос, эскурос» (чёрные). Расовые термины в Бразилии ситуативны и со временем меняются, тогда как власти поощряют межрасовое смешение и ставит целью создание особой «бразильской расы» .
Университет Портленда и «Коалиция цветных сообществ» ( США ) в 2014 году опубликовали исследование, в котором славяне и славянские эмигранты в США отнесены к « цветным », или к категории угнетаемых меньшинств. Из числа «белых» авторы исследования исключили славянских эмигрантов по причине того, что они подвергаются дискриминации при получении школьного и высшего образования, медицинской страховки и при трудоустройстве .
Определения белых людей менялись с течением времени, включая официальные определения, используемые во многих странах, таких как США и Бразилия . С середины до конца XX века во многих странах существовали формальные правовые стандарты или процедуры, определяющие расовые категории.
Регион |
% от всего населения
|
Численность
(тысяч) |
Год | Источник | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Европа | н/д | н/д | - | ||||
Ирландия | 92.4 % | 4,330 | перепись 2016 | ||||
Великобритания | 87.2 % | 55,000 | перепись 2011 | ||||
Северная Америка | н/д | 258,9 млн | |||||
Канада | 72.9 % | 25,112 | перепись 2016 | ||||
Куба | 64.1 % | 7,200 | перепись 2012 | ||||
США | 61.6 % | 204,300 | перепись 2020 | ||||
Бермудские Острова (Великобритания) | 30.52 % | 19.47 | перепись 2016 | ||||
Пуэрто-Рико (США) | 17.1 % | 2,800 | перепись 2020 | ||||
Никарагуа | 17.0 % | 1,000 | WFB | ||||
Доминиканская Республика | 13.6 % — 16,0 % | 2,000 | перепись 1960, 2006 | ||||
Виргинские Острова (США) | 15.6 % | 16.65 | перепись 2010 | ||||
Мексика | 9.0 % — 47,0 % | 10.8 — 56.0 | WFB , Lizcano 2010 | ||||
Сальвадор | 12.7 % | 700 | перепись 2007 | ||||
Теркс и Кайкос (Великобритания) | 7.9 % | 1.56 | перепись 2001 | ||||
Панама | 6.7 % est. | 28 | 2010 WFB | ||||
Виргинские Острова (Великобритания) | 5.4 % | 1.51 | перепись 2010 | ||||
Багамские Острова | 5.0 % | 16.60 | перепись 2010 | ||||
Ангилья (Великобритания) | 3.2 % | 0.43 | перепись 2011 | ||||
Барбадос | 2.7 % | 6.14 | перепись 2010 | ||||
Сент-Винсент и Гренадины | 1.4 % | 1.48 | перепись 2001 | ||||
Тринидад и Тобаго | 0.7 % | - | перепись 2011 | ||||
Южная Америка | н/д | н/д | - | ||||
Уругвай | 87.7 % | 2,800 | перепись 2011 | ||||
Колумбия | 62.5 % | 31,250 | 2015 Public Library of Science | ||||
Чили | 52.7 % | 9,100 | Lizcano | ||||
Бразилия | 47.7 % | 91,000 | перепись 2010 | ||||
Венесуэла | 43.6 % | 11,900 | перепись 2011 | ||||
Парагвай | 20.0 % | 1,300 | Lizcano | ||||
Эквадор | 6.1 % | 1,300 | перепись 2010 | ||||
Перу | 5.9 % | 1,300 | перепись 2017 | ||||
Боливия | 3.0 % | - | 2014 (Ipsos) | ||||
Австралия and Океания | н/д | 23,6 млн | |||||
Австралия | 76 % | 17,500 | перепись 2016 | ||||
Новая Зеландия | 71.76 % | 3,370 | перепись 2018 | ||||
Новая Каледония ( Франция ) | 24.1 % | 65.49 | перепись 2019 | ||||
Гуам (США) | 7.1 % | 11.32 | перепись 2010 | ||||
Северные Марианские Острова (США) | 2.4 % | 1.12 | перепись 2010 | ||||
Африка | н/д | 4,6 млн | - | ||||
ЮАР | 8.9 % | 4,500 | перепись 2011 | ||||
Намибия | 4.0 — 7,0 % | 75—100 | оценка | ||||
Зимбабве | 0.22 % | 28.73 | перепись 2012 | ||||
Всемирная книга фактов ЦРУ
.
Étnica de las Tres Áreas Culturales del Continente Americano |
Превосходство «белых», белый супремасизм ( англ. white supremacism) включает представления и идеи о естественном превосходстве «белых» людей над другими расовыми группами , представляя собой расистскую концепцию, опирающуюся на построения расовых теоретиков , согласно которой «белые» превосходят других людей по расовым особенностям . Белый супремасизм восходит к псевдонаучной доктрине « научного расизма » и ранее составлял основу идеологии, оправдывавшей европейский колониализм .
Как политическая идеология белый супремасизм поддерживает культурное , (англ.) (, политическое , историческое и/или институциональное господство «белых» людей. В прошлом эта идеология претворялась в жизнь посредством социально-экономических и правовых институтов, таких как трансатлантическая работорговля , законы Джима Кроу в Соединённых Штатах, политика Белой Австралии с 1890-х до середины 1970-х годов и апартеид в Южной Африке .
Белый супремасизм лежит в основе ряда современных движений, таких как белый национализм , белый сепаратизм , неонацизм и движение за христианскую идентичность . В Соединённых Штатах белый супремасизм разделяется Ку-клукс-кланом (ККК), арийскими нациями и движением (англ.) (. Организация « Proud Boys », несмотря на собственные заявления, что они не связаны с белым супремасизмом, описываются как таковые исследователями . Такие веб-сайты, как Twitter , Reddit и Stormfront , а также президентская кампания Дональда Трампа способствовали повышению активности белого супремасизма и интереса к нему .
Различные направления белого супремасизма имеют разные представления, кто принадлежит к числу «белых» и кого считать главными «врагами» «белых». Различные группы сторонников превосходства «белой расы» называют расовых, этнических, религиозных и других «врагов» «белых» , чаще всего причисляя к таковым выходцев из Африки к югу от Сахары , коренные народы Америки и Океании, азиатов , метисов , жителей Ближнего Востока, евреев , мусульман и представителей ЛГБТК+ .
Многие сторонники ультраправых и других маргинальных идеологий не признают в качестве «белых» ряд этносов, обычно относящихся к европеоидной расе , и фактически также классифицируемых как «белые» (евреи, персы, большинство арабов и этнических групп Ближнего Востока и Северной Африки, испаноговорящие/латиноамериканцы с европеоидной внешностью) на основании культурных и религиозных критериев, противопоставляя им антропологические . В ряде идеологий «белая раса» отождествляется с « арийской расой » .
В академическом дискурсе, особенно в рамках критической расовой теории или интерсекциональности , термин «превосходство белых» может также относиться к социальной системе, в которой «белые» люди пользуются социальными преимуществами ( привилегиями ) над другими этническими группами как на коллективном, так и на индивидуальном уровне, несмотря на формальное юридическое равенство .
«Геноцид белой расы», «геноцид белых», «вымирание белых» или «замещение белых» представляет собой теорию заговора , разделяемую сторонниками превосходства «белой расы» , согласно которой существует заговор с целью уничтожения белых . Утверждается, что в странах с белым большинством тайные силы поощряют смешение рас , массовую иммиграцию небелых, (англ.) (, низкий уровень рождаемости , аборты, государственную конфискацию земли у белых, организованное насилие и (англ.) (с целью вызвать вымирание белых посредством (англ.) ( , массовой иммиграции или прямого геноцида . В организации «геноцида белых» сторонники теории заговора часто обвиняют евреев .
«Геноцид белых» представляет собой политический миф , основанный на псевдонаучных , включая псевдоисторические , взглядах и на (англ.) ( , вызванный психологической паникой, которую часто называют « страхом вымирания белых » . По мнению учёных, белые не вымирают и не находятся под угрозой истребления .
|deadlink=
(
справка
)
|date=
(
справка на английском
)
|url-status=
(
справка
)
|deadlink=
(
справка
)
Until recently, persons from India were considered White in the US census