Бардо (буддизм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Бардо́ ( тиб. བར་དོ།), также антарабхава ( санскр . अन्तरभाव antarаbhāva) — промежуточное состояние, буквально «между двумя»; «промежуточная стадия между одним явлением и другим». Когда говорится о бардо в тибетском буддизме , то обычно имеется в виду интервал между одной жизнью и следующей. Однако, значение термина « бардо » значительно шире. В традиции Ньингма и других источниках (например, в поучениях Миларепы дакине Церингме) выделяются шесть видов бардо :
В учениях Алмазного пути может быть упрощенный вариант, где говорится о четырёх основных видах бардо : 1) бардо жизни, 2) бардо умирания, 3) бардо дхармадхату , 4) бардо становления .
Концепцию о наличии промежуточного состояния сознания « антарабхава» впервые выдвинула одна из раннебуддийских школ сарвастивада . Это было учение о переносе кармических семян на новую почву — из дхармической серии А (одной психофизической организации после её смерти) в дхармическую серию Б (следующую психофизическую организацию). Данная концепция получила поддержку у школ самматия, ватсипутрия и пурвашайла (андхака). Школы тхеравада , махасангхика и махишасака, напротив, эту идею отвергли.
Согласно абхидхармическому тексту сарвастивады « Махавибхаша » (I—II вв. н. э.), соединение дхарм промежуточного существования возникает незамедлительно там, где была локализация агрегата предыдущего существования. Это сравнивается с возникновением ростка после гибели семени. После же смерти существа мира не-форм (арупьядхату), его аргегат дхарм промежуточного существовния возникает в нижних мирах в месте его будущего рождения. Один из авторов «Махавибхаши» философ Васумитра считал, что посмертное промежуточное состояние должно длиться в большинстве случаев 7 дней. Но другой сарвастивадин Шремадатта полагал, что это состояние длится до 77 дней.
Наиболее систематично концепцию антарабхавы изложил Васубандху (IV в. н. э.) в сочинении « Абхидхармакоша » (III. 10-15) и в своём комментарии к этому сочинению. Он подчёркивает, что антарабхава не является рождением; она обеспечивает непрерывность существования психофизического потока (сантана) . Посмертное промежуточное состояние приравнивается к состоянию гандхарвы . Форма гандхарвы может восприниматься существами того же рода в том же состоянии, либо теми, кто обладает «божественным зрением». Внешняя форма существа в состоянии антарабхавы тяготеет к форме, которая возникнет при предстоящем рождении. Гандхарва имеет пять органов чувств (кроме вкуса: органы зрения, слуха, осязания, обоняния и ум), и обладает некоторыми сверхъестественными способностями . Например, может мгновенно перемещаться в пространстве . «Промежуточное существо» питается запахами, и «с замутнённым сознанием, испытывая вожделение, оно устремляется к месту [своей будущей] формы существования» (III. 16).
Присутствие гандхарвы является одним из трёх необходимых условий для образования зародыша нового существа; другие два условия — здоровье матери и сам процесс оплодотворения .
Во второй половине VIII века тибетский царь Трисонг Децен (742—798) с целью распространения буддизма в Тибете пригласил из Индии буддийских миссионеров — философа Шантаракшиту и йогина Падмасамбхаву . С их помощью был построен первый монастырь Самье . В тибетских буддийских хрониках написано, что Падмасамбхава превзошел местных бонских жрецов в искусстве магии, подчинил богов, демонов и духов Тибета, и обратил их в буддизм, сделав дхармапалами (божествами-защитниками Дхармы). Согласно легенде, творимые им чудеса производили сильное впечатление на тибетцев. В школе ньингма считается, что Падмасамбхава пребывал в Тибете, проповедуя Дхарму, 55 лет и 6 месяцев.
В годы правления царя Ландармы (по разным хроникам: ?—842, 836—841, 841—845), приверженца бон , начались гонения на буддизм. Были запрещены проповедь буддизма и монашество; монахи, сопротивляющиеся ликвидации общин и не желающие заниматься охотничьим промыслом, подлежали смертной казни.
Согласно жизнеописаниям Падмасамбхавы, предвидя великие гонения на буддизм в Тибете, он спрятал многочисленные тексты (тиб. терма , «тексты-сокровища») в разных местностях Тибета (пещерах, лесах, озёрах, храмах) для будущих поколений . Такова была судьба и текста « Бардо Тхёдол » («Книга естественного освобождения», более известная на Западе как «Тибетская книга мёртвых») .
После смерти Ландармы, гонения на буддизм в Тибете прекратились . Началось возрождение буддизма, и появились «искатели духовных сокровищ» (тиб. тертон) , обладающие ясновидением, включая «рентгеноскопическое вѝдение». Их часто считали перерождениями аспектов самого Падмасамбхавы или 25-и его ближайших тантрических учеников.
В XIV веке одним из таких открывателей сокровищ (тертоном) был Карма Лингпа, которого некоторые считали воплощением Падмасамбхавы. Он и нашёл «Книгу естественного освобождения» в пещере на горе Гамподар в Центральном Тибете.
Надо отметить, что в то время о наличии промежутка между смертью и новым рождением было известно в Тибете уже давно. Это явление было описано во множестве сутр и комментаторской литературе, которые переводились с санскрита на тибетский в первые пять столетий тибетского буддизма. Приемы преодоления данного промежутка уже были доступны в пространной литературе тантр. XIV век был периодом духовного и общественного подъёма в Тибете, связанного с деятельностью многих известных лам школ кадам, сакья, кагью, ньингма. Считается, что многие из них реализовали при жизни «ясный свет» и достигли способности, которую можно назвать «люцидное (осознаваемое) умирание». Умирая, они часто являли остающимся «чудесные знаки», сохраняли непрерывность сознания и осознанно выбирали перерождение из «фундаментальной реальности ясного света». А перед этим намекали своим последователям, где их искать. Поэтому, в то время созрели условия для распространения учения о переходе от смерти к новому рождению в простой и понятной форме среди широкой аудитории. И вновь найденный текст хорошо вписался в обстановку буддийского возрождения.
Учение об антарабхаве обрело большую популярность в тибетском буддизме. Там понятию индийского буддизма « гандхарва» соответствуют термины «бардо» и «диза» (dri za) . Э то посмертное промежуточное состояние может длиться до семи дней, а бардо-гандхарва, разыскивая для себя «оптимальное лоно», может рождаться и умирать до семи раз. Если в течение семи дней гандхарва не находит подходящие лоно и условия, то он умирает, и сразу же рождается вновь. Таким образом, данное промежуточное состояние может длиться максимум 49 дней.
Считается, что некоторые святые в посмертном бардо способны общаться с гандхарвами других святых и богов , и, практикуя в этом состоянии йогу , могут обрести нирвану (например, анагамины — «невозвращенцы») .
Учение о бардо в Тибете получило развитие в связи с поисками новых воплощений (тулку) известных учителей, мистиков ( далай-лам , панчен-лам , кармап и многих других). Также, оно там дополнилось разделами о том, как научиться видеть гандхарвов, и о правильном умирании . В Китае и Японии с данной доктриной связана традиция поминовения умерших каждые 7 дней до 49-го дня.
На Западе к понятию «бардо» относят обычно только фазу становления, то есть состояние между смертью и перерождением (пунарбхава) . На самом деле, вся концепция бардо относится ко времени, когда индивид пойман в сансаре . Обычные существа оказываются захваченными происходящим, следуют своим кармическим тенденциям, привычкам и страдают, не понимая пустотности (шунья) всех явлений. Во время бодрствования, равно как и во время сновидений, мы пойманы обманчивым восприятием, и не способны различать иллюзию и реальность . Не является исключением даже бардо «ясного света», который воспринимается тоже через затемнения кармы . Считается, что основа этого — неведение (авидья). И до тех пор, пока существо не освободилось от неведения, оно — в бардо .
Некоторые учителя предлагают несколько более широкую трактовку традиционного понимания бардо. Так можно говорить о пребывании в состоянии Бардо и в повседневной жизни (вне зависимости от величины его временного промежутка) при сознательном ожидании некоторого события. Иными словами — перетекая сознанием в каждую следующую секунду существования, ощущать время и события как промежутки между погружениями весла в воду при движении Лодки Жизни по Реке Времени.