Interested Article - Дон Кихот (балет)

«Дон Кихот» — балет по роману Мигеля Сервантеса « Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский » (исп: El ingenioso hidalgo don Quijote de la Mancha) . Наиболее известна постановка балетмейстера Александра Горского на музыку композитора Людвига Минкуса . В дальнейшем свои редакции этого балета, значительно отличающиеся от первоначальной версии, создавали другие хореографы, в частности Владимир Васильев , Алексей Ратманский и Борис Эйфман .

Кроме того, в период с 1740 по 1965 год балеты с названием «Дон Кихот», или схожим, создавались и другими композиторами и балетмейстерами.

Балет на музыку Минкуса

Музыка Людвига Минкуса была написана для постановки балета «Дон Кихот» в московском Большом театре балетмейстером Мариусом Петипа , первое представление состоялось 14 декабря 1869 года .

В романе Сервантеса образ печального рыцаря Дон Кихота , готового на любые подвиги и благородные поступки, является основой сюжета. В балете Дон Кихот является второстепенным персонажем, а сюжет сосредотачивается на любовной истории Китри и Базиля , исполняющих свои вариации на городской площади. Опытный капельмейстер Людвиг Минкус был отличным знатоком балетного ремесла, его признавали балетным композитором . Его искрящаяся, как шампанское, музыка радовала слух и заставляла пускаться в пляс. Петипа подхватил такое настроение, материализовав эту жизнерадостность во множестве испанских и цыганских (La gitane,Gitano) танцев, подлинные названия которых — шика, морена и зингара . В классическом балете это была их стилизация , танцы болеро и танец Эспады — это «испанистые», а не испанские танцы.

Московская постановка Петипа представляла собой комедию с большим простором для мимической игры и со значительным преобладанием характерных танцев над классическими. Балет выдержал не более тридцати представлений и в следующем сезоне сошёл с театральной сцены .

В 1871 году Петипа переработал балет для постановки на сцене Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге. В 1887 году новую редакцию по спектаклю Петипа для московского Большого театра ставит . Однако решающим в судьбе балета оказывается постановка московского Большого театра 1900 года — спектакль в своей редакции ставит балетмейстер Александр Горский , который уже в 1902 году переносит его в Мариинский театр . К имеющейся музыке Минкуса Горский добавляет отдельные номера на музыку Э. Направника и А. Симона . В дальнейшем «Дон Кихот» ещё не раз «обогатится» новыми танцами и новой музыкой ( B. В. Желобинского , В. П. Соловьёва-Седого ), но музыка Минкуса, как и схема спектакля Петипа, останется прежней.

Сюжет

Трактирщик Лоренцо хочет выдать свою дочь Китри замуж за богатого дворянина Гамаша . Но Китри влюблена в цирюльника Базиля . Дон Кихот , начитавшись рыцарских романов, видит в своем воображении образ Дульсинеи , которой и представляется ему Китри (в третьей картине второго акта). Во время праздничного гулянья в кабачке Базиль разыгрывает сцену самоубийства, и Китри умоляет отца благословить их любовь. Лоренцо колеблется. Возмущённый Дон Кихот приказывает выполнить просьбу. Нехотя Лоренцо благословляет Китри и Базиля. Базиль быстро поднимается цел и невредим — его самоубийство было всего лишь шуткой. Друзья выталкивают Гамаша из кабачка. Всеобщее веселье и танцы продолжаются. На площади Барселоны все готово к празднику в честь Китри и Базиля. В торжественном марше собираются гости. Среди них благородный рыцарь Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Начинается праздник. Дон Кихот и Санчо прощаются со всеми и отправляются на поиски новых приключений.

Музыкальные номера и вариации

Сцена из балета
  • Увертюра (Ouverture)
  • Пролог (Prologue) Выход Дон Кихота
  • Вступление (Allegro assai) Дон Кихот и Санчо Панса
  • Акт I
  • Картина Первая — Площадь рынка в Барселоне . На площади у кабачка Лоренцо веселится народ и, вместе с ним, задорная Китри и влюблённый в неё Базиль. Лоренцо (отцу Китри) неугоден бедный жених, куда более по сердцу ему богатый дворянин Гамаш, который хочет жениться на Китри .
  • Entrée: Выход Китри и Базиля. Moreno.
  • Танец уличной танцовщицы. (Allegro).
Толпа приветствует Уличную танцовщицу и тореадора Эспаду. Общее удивление вызывает появление рыцаря Дон Кихота. Путешественника приглашают к столу. Девушки потешаются над толстяком Санчо Панса. Дон Кихот поражён красотою Китри. Не она ли в образе прекрасной Дульсинеи являлась ему в грёзах?
  • Сцена: Лоренцо, Китри и Базиль. Выход Гамаша. Сегидилья ( исп. Seguidilla ), Уличная танцовщица и тореадор Эспада (Moderato). Танец тореадоров
  • Сцена: Дон Кихот и Санчо Панса, Танец подруг Китри.
  • Сцена: Дон Кихот приглашает Китри на менуэт .
  • Танец Китри и Базиля. Вариация Базиля. Вариация Китри. Кода: Базиль и Китри.
  • Общая кода .
  • Акт II
  • Картина Вторая — Таверна (Introduction).
  • Выход Китри и Базиля (Entrée)
Китри и Базиль сбежали от Лоренцо и Гамаша. Они забрели в цыганский табор…
  • Цыганский танец (La gitane)
  • Танец Эспады (danse d’Espada)
  • Танец Мерседес (Danse espagnole de Mercedes)
Вскоре в таборе появляется Дон Кихот. Ему чудятся опасности, и он вступает в бой с ветряной мельницей
  • Танец марионеток. (Безумие Дон Кихота, его нападение на театр и мельницу). Кода
  • Картина Третья — Сон Дон Кихота. Сцена в лесу (Le rêve de Don Quichotte) Уснувшего Дон Кихота преследуют видения: он — в царстве дриад, среди которых видит Китри в образе прекрасной Дульсинеи
  • Вариации дриад, Амура
  • Вариация Китри в образе Дульсинеи
  • Вариация Повелительницы Дриад
  • Кода
  • Картина Четвёртая — Погоня Китри и Базиля настигают Лоренцо и Гамаш, но влюблённым удаётся скрыться. Дон Кихот направляет преследователей по ложному пути, но простодушный Санчо Панса «исправляет ошибку» своего господина. И погоня продолжается.
  • Акт III
  • Картина пятая — В кабачке В кабачке веселится и танцует народ. Среди них — Китри и Базиль. Лоренцо настигает влюбленных: мужем Китри должен стать Гамаш. Базиль разыгрывает сцену самоубийства, и Китри умоляет Дон Кихота уговорить отца выполнить предсмертное желание Базиля — благословить их любовь. Как только Лоренцо исполняет желание дочери, Базиль «оживает».
  • Акт IV
  • Картина Шестая — Дворец герцога. Праздник Свадьба Китри и Базиля. Почётное место среди гостей принадлежит Дон Кихоту.
  • Выход персонажей
  • Pas de deux Китри и Базиля
  • Entrée. Адажио Китри и Базиля
  • Первая классическая вариация «Флора» («Вальс цветов»)
  • Вариация Китри
  • Вторая классическая вариация
  • Вариация Базиля
  • Кода
  • Испанский танец ( Фанданго )
  • Общая кода
Пожелав молодожёнам счастья, благородный рыцарь вновь отправляется в путь.
Fouetté Екатерины Максимовой

Внутри балета

Во все времена существования спектакля сцена розыгрыша «самоубийства» Базиля (сцена «в Кабачке» четвёртой картины второго акта) вызывала одну и ту же реакцию зрителя — смешки. Здесь проявлялось актёрское мастерство исполнителя и его чувство юмора. «Базиль быстро поднимается цел и невредим — его самоубийство было всего лишь шуткой».

Четвёртый акт балета — праздничное действо. Самые яркие танцы в балете. Апофеозом акта и финалом спектакля стало Pas de deux и, конечно, обязательным его элементом — 32 фуэте . Pas de deux исполняется как отдельный концертный номер на балетных Гала и конкурсах. Сочетание музыки и хореографии, а также эволюция технических элементов в балете сделали его очень выигрышным для артистов. Как говорил историк и критик балета Б. А. Львов-Анохин :

«Художественная выразительность в балете не может быть достигнута без чистоты формы, никакой спортивный азарт её не заменит… Любое виртуозное движение перестаёт быть дешёвым трюком, если не теряет строгой классической формы… в этом путь к подлинной артистичности, когда танец перестаёт быть гимнастикой и превращается в интеллектуальное искусство».

Владимир Васильев выступив впервые в балете в 1962 году, представил новую редакцию главной мужской партии балета, ставшую впоследствии классической. Эта премьера стала революционной в истории этого балета и в развитии мужского танца двадцатого века. В частности, в первом акте в первой вариации Базиля Васильев впервые после renverse добавил soutenu, перед вторым выходом Китри он исполнил двойные пируэты en dedans с выходом в арабеск. В вариации третьего акта он впервые исполнил новые элементы: двойной saut de basque en dedans, пируэт с постепенным опусканием ноги с высокого passe через cou-de-pied в пятую позицию на высоких полупальцах(штопор), двойной тур в воздухе c фуэте на полу; в коде впервые исполнил: двойные rond de jambes в воздухе с правой и левой ноги, поворот в воздухе en dedans с a la second в attitude по кругу после каждого jete, усложнённые комбинации вращений — двойные Grand pirouettes в a la second и attitude в en dehors.

Постановки спектакля

Мариус Петипа , 1898
Людвиг Минкус , 1885
Александр Горский , 1906
Касьян Голейзовский
1869 год Большой театр , премьера состоялась 14 декабря в Большом театре, в Москве. Балетмейстер Мариус Петипа
Художники П. А. Исаков , И. Шангин, Ф. И. Шеньян. Дирижёр П. Н. Лузин
Партии исполняли: Китри — А. И. Собещанская , Базиль С. П. Соколов , Дон Кихот — , Дульцинея П. М. Карпакова , Санчо Панса В. Ф. Гельцер , Гамаш
9 ноября 1871 года — Мариинский театр , новая редакция Петипа
Балет в 5 актах 11 картинах. Художники П. А. Исаков, И. Шангин, Ф. И. Шеньян. [Дирижёр А. Д. Папков. Партии исполняли: Китри — Дульцинея — (позднее А. Н. Кеммерер , Е. П. Соколова , М. Н. Горшенкова ), Базиль Л. И. Иванов , Дон Кихот Т. А. Стуколкин , Санчо Панса — А. Н. Пишо, Гамаш Н. О. Гольц
1887 год Большой театр

Балет в 3 актах 7 картинах. Новая редакция балетмейстера (по петербургской редакции М. И. Петипа ). Дирижёр С. Я. Рябов

Партии исполняли: Китри — Дульцинея Л. Н. Гейтен , Базиль Н. Ф. Манохин , Дон Кихот — , Санчо Панса — В. А. Шашкин

Балет на музыку Л. Минкуса , Э. Направника , А.Симона и B. Желобинского

6 декабря 1900 года Большой театр . Балетмейстер Александр Горский

Дирижёр — А. Ф. Арендс , Художники: Александр Головин , Н. А. Клодт (декорации), К. А. Коровин (костюмы)

Поставлены танцы
Партии исполняли: Китри — Дульцинея Л. А. Рославлева , Базиль В. Д. Тихомиров , Дон Кихот — А. Н. Ермолаев, Санчо Панса — , Эспада М. М. Мордкин , Уличная танцовщица и Мерседес — С. В. Фёдорова, Повелительница дриад — М. И. Грачевская.
1902 год Мариинский театр

Редакция Балетмейстера Александра Горского . Дирижёр — Рикардо Дриго , художники: Константин Коровин , Александр Головин , Н. А. Клодт

Партии исполняли: Китри — Дульцинея Матильда Кшесинская , позднее: Анна Павлова , Вера Трефилова , Е. В. Гельцер , Е. А. Смирнова , Тамара Карсавина , Юлия Седова , К. П. Маклецова
Базиль Н.Легат , Дон Кихот А. Д. Булгаков , Санчо Панса Энрико Чеккетти , Эспада М. М. Мордкин , Уличная танцовщица Ольга Преображенская , Мерседес М. М. Петипа , Повелительница дриад Юлия Седова , Гамаш П. А. Гердт , Эспада А. Ф. Бекефи
19 ноября 1906 года — Большой театр . Редакция Александра Горского
Художник Константин Коровин , дирижёр — А. Ф. Арендс
Партии исполняли: Китри — Дульцинея Е. В. Гельцер , Базиль В. Д. Тихомиров , Дон Кихот — , Санчо Панса В. А. Рябцев , Эспада М. М. Мордкин , Мерседес С. В. Фёдорова
30 сентября 1923 года Театр оперы и балета , Петроград

Балет в 4 актах 7 картинах с прологом, балетмейстер Фёдор Лопухов (по А. А. Горскому ).Дирижёр — А. В. Гаук. Художники: Константин Коровин , Александр Головин

Партии исполняли: Китри — Дульцинея Ольга Спесивцева , Базиль — М. А. Дудко, Дон Кихот Н. А. Солянников , Санчо Панса — Л. С. Леонтьев, Уличная танцовщица — В. К. Иванова, Гамаш — Монахов, Эспада — А. В. Лопухов
10 февраля 1940 год Большой театр . Балетмейстер — Ростислав Захаров восстановил спектакль Александра Горского (новые танцы на музыку В. П. Соловьёва-Седого )
Дирижёр — Юрий Файер , художник: В. Ф. Рындин
Партии исполняли: Китри — Дульцинея Суламифь Мессерер , Базиль Асаф Мессерер , Дон Кихот В. В. Смольцов , Санчо Панса В. А. Рябцев

История добавления танцев

14 декабря 1869 года Дон Кихот Людвиг Минкус Мариус Петипа Мариус Петипа Большой театр
6 декабря 1900 года Испанский
Фанданго
А. Ю. Симон
Э. Ф. Направник
Александр Горский Мариус Петипа Большой театр
10 февраля 1940 года Цыганский танец Bалерий Желобинский К асьян Голейзовский Александр Горский Большой театр
1942 год Цыганский танец (вставной номер) Bалерий Желобинский Касьян Голейзовский Филиал Большого театра
1942 год Танцы:
Номер Эспады (I картина 1 акта),
"Таверна"(II к.1 а.),
Болеро - IV акт
Танец подруг Китри - IV акт
Финальный, общий танец - IV акт
Людвиг Минкус Касьян Голейзовский Филиал Большого театра
1941 год Театр им. Кирова , Ленинград

Балет в 4 актах 7 картинах с прологом, балетмейстер Фёдор Лопухов (по А. А. Горскому )

1942 год Большой театр

на сцене Филиала Большого театра.

Дирижёр — С. С. Сахаров, художники: Л. А. Фёдоров, В. Максимов
Партии исполняли: Китри — Дульцинея Ольга Лепешинская , Базиль — В. Д. Голубин (позднее А. Н. Ермолаев), Дон Кихот — В. В. Смольцов, Санчо Панса — В. А. Рябцев
1946 год Театр им. Кирова

Новые танцы в постановке Н. А. Анисимовой

Дирижёр — П. Э. Фельдт, художник: Т. Г. Бруни
Партии исполняли: Китри — Дульцинея Наталья Дудинская , позднее: Татьяна Вечеслова , Фея Балабина , Базиль К. М. Сергеев , Эспада С. Г. Корень

Постановки балета на Западе

На Западе постановка балета «Дон Кихот» была осуществлена антрепризой Анны Павловой в 1924 году в сокращённом варианте, в редакции от 1902 года Горского. В начале 1940-х годов балет был поставлен полностью вместе с Pas de Deux и вставными вариациями Русским балетом Монте-Карло (Ballet Russe de Monte Carlo). В 1966 году Рудольф Нуриев поставил свою версию спектакля для Венского государственного оперного театра . В 1973 году Нуриев экранизировал свою версию спектакля в Австралийском балете ( англ. Australian Ballet). В 1978 году в American Ballet Theatre Михаил Барышников поставил свой вариант спектакля, который идёт в его версии во многих театрах мира, в том числе в Парижской опере. В 1991 году в American Ballet Theater свою версию поставил Владимир Васильев. Впоследствии балет в его постановке шел в Кремлёвском и Литовском балетах (1994 г), Токио-балете (2001), Сербском Национальном балете (2007), Национальном балете Греции (2011) и Школе Большого театра в Бразилии (2007).

Балет «Дон Кихот» считается одним из самых ярких и великих творений из классических балетов.

Спектакль поставлен многими театрами, по всему миру, в различных вариантах.

Постановки в театрах

Памятная монета Банка России

Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Премьера — 17 июля 1981 года

Балет в 3-х действиях, пяти картинах с прологом. Либретто Мариуса Петипа в редакции Алексея Чичинадзе . Балетмейстер-постановщик Алексей Чичинадзе (с использованием хореографии Александра Горского), художник-постановщик Марина Соколова, дирижёр-постановщик Георгий Жемчужин

Действующие лица

Алексей Чичинадзе:

«Мне было интересно, сохранив самое ценное из хореографии выдающегося русского балетмейстера Александра Горского, переосмыслить и переработать ряд сцен балета. Мы искали более точную логику развития событий, отказываясь от длинных пантомимных сцен, заменяя их действенным танцем. В спектакле много новой хореографии, прежде всего в народных танцах».

Алексей Чичинадзе

Американский балетный театр

Премьера 15.02.1991 года труппа American Ballet Theatre на сцене Чикагской оперы. Балет в двух актах, пяти картинах с прологом.

Художник — Santo Loquasto, Музыка: Людвиг МИнкус, Либретто: Мариус Петипа в редакции Владимира Васильева по роману Мигеля Сервантеса де Сааведры.

Хореография: М.Петипа, А.Горский, В. Васильев.

Китри — Синтия Харвей (Сильви Гиллем), Базиль — Хулио Бокка (Риккардо Бустаманте).

Михайловский театр

балет в трёх актах, пяти картинах с прологом . Продолжительность спектакля: 3 часа
Художник-постановщик Вячеслав Окунев Музыка: Людвиг Минкус . Либретто: Мариус Петипа на сюжет романа Мигеля Сервантеса де Сааведры. Хореография: Александр Горский
Китри — Оксана Бондарева, Базиль — Айдос Закан, Эспада — Николай Корыпаев, Уличная танцовщица — Виктория Кутепова

«Классический балет „Дон Кихот“ был впервые поставлен Мариусом Петипа в 1869 году, дошёл до нас в постановке Александра Горского и других более поздних интерпретаторов. Интересно, что этот блестящий балет отнюдь не инсценировка знаменитого романа Сервантеса, а самостоятельное хореографическое произведение по мотивам „Дон Кихота“».

Михайловский театр
Ратманский в Амстердаме
Постановка в Национальном балете Нидерландов, Амстердам на сцене Стопера

Балетмейстер Алексей Ратманский . Художник — Жером Каплан. Китри — Анна Цыганкова. Базиль — Мэтью Голдинг

Алексей Ратманский мечтал восстановить первую московскую постановку Мариуса Петипа 1869 года , исчезнувшую в 1900 году , когда балет заново переставил Александр Горский . За прошедший век «Дон Кихот» пережил десятки редакций и оказался так же далек от оригинала, как балет от романа Сервантеса .

«Погрузившись в историю, хореограф Ратманский выяснил, что записи оригинала Петипа не сохранились даже в главном хранилище русского балетного наследия — библиотеке Гарвардского университета. Уцелели лишь оригинальное либретто, музыкальная партитура с режиссёрскими комментариями, старинные программки и лихие статьи рецензентов. В результате Алексей Ратманский сочинил собственную версию, но „с огромным уважением к балетным традициям“, как он признается в буклете к спектаклю. Первое, что уважил хореограф — это пролог: Хореограф вернул ему статус полноценной части спектакля, в которой завязывается история странствий Дон Кихота. Начитавшись романов, безумный рыцарь видит Дульсинею, молящую о спасении. Это видение будет преследовать его весь спектакль, появляясь даже на небе в виде луны».

Мария Сидельникова

Самобытность Алексея Ратманского и неординарность его мышления всегда оправдывали ожидания публики, как балетоманов с билетом на галёрку, так и любителей театрализованного балета, занимающих места в ложах театра. Определение «реставрация спектакля» никогда не было спутником талантливого хореографа с чувством вкуса.

«Заканчивается балет на лирической ноте: Хореограф отправляет влюблённого рыцаря в путь — в бесконечное путешествие за прекрасной дамой.

Из всех находок Алексея Ратманского, пожалуй, самым эффектным моментом спектакля оказался фантасмагорический кошмар Дон Кихота. Прежде чем попасть в дивный мир дриад и амуров, бедный рыцарь подвергается нападению танцующих кактусов, отважно расправляется с ними под раскаты грома и сверкание молний и оказывается в лесной пещере дивной красоты, залитой волшебным зелёно-желтым светом».

«Коммерсантъ»

Дон Кихот Эйфмана

« »
  • Премьера — 1994 года. Жанр спектакля — трагикомедия . Балетмейстер — Борис Эйфман , либретто Бориса Эйфмана. Художник-постановщик — Вячеслав Окунев. Солисты: Вера Арбузова — Китри , Юрий Ананян — Базиль , Александр Рачинский — Дон Кихот , Алмаз Шамуралиев — Санчо Панса , Сергей Зимин — Больной , Агата Смородина — Медсестра.
Действие балета Эйфмана начинается в сумасшедшем доме. Среди заключённых больницы — фантазёр, который, начитавшись романа Сервантеса, воображает себя Дон Кихотом.

«Конечно, спектакль и сегодня не утратил общественного звучания: в современном мире только чистый сердцем безумец может, не задумываясь о последствиях, вступаться за обиженных и за справедливость, как и во времена Сервантеса. Но, как я уже писала, есть и другой смысл балета Эйфмана, возможно, главный, который заключён в сцене с обручем (а затем и в аналогичной сцене с мячом). Перешагнув через обруч (опустив на пол мяч, который дала ему держать надзирательница), человек посмел перешагнуть черту, обозначенную для него неважно кем: правительством, общественными предрассудками, им самим, наконец. Оказалось, что перешагнуть черту просто, очень просто опустить мяч на пол, и человек получает в дар не только светлый мир, но СВОБОДУ МЫСЛИТЬ и ТВОРИТЬ. А что такое творчество, как не момент безумия нормального человека? По Эйфману, только безумцу открываются иные миры и иной смысл жизни. Поэтому-то среди обитателей больницы один Дон Кихот не сумасшедший, а Безумец, потому что он способен творить».

«Дон Кихот — это трагикомедия, построенная на контрастах Сцены в сумасшедшем доме дали мощный толчок неистощимой эйфмановской фантазии. Хореографический рисунок массовых сцен основан на клинически-точном воспроизведении нескоординированных движений психически больных людей. Эйфман балансирует на лезвии ножа: одно движение — и он может быть обвинен (а в Америке — запросто) в отсутствии политической корректности… В сценах в сумасшедшем доме нет издевки, но много юмора и — грусти».

Балеты на музыку других композиторов

Балеты по роману Мигеля Сервантеса « Дон Кихот Ламанчский » ставились и другими балетмейстерами и на другую музыку под разными названиями: «Don Quichotte», «Don Quixotte», «Свадьбы Гамаша», «Дон Кихот и Санчо Панса», «Дон Кихот», «Портрет Дон Кихота».

Наиболее известные постановки :

Примечания

  1. (неопр.) . www.mariinsky.ru. Дата обращения: 17 февраля 2019. 18 февраля 2019 года.
  2. Классический вариант постановки. Источник: Программа, краткое содержание.
  3. (неопр.) . www.vasiliev.com. Дата обращения: 7 марта 2019. 10 сентября 2018 года.
  4. Балет «Дон Кихот» (1940 −1942): Художник В. Ф. Рындин, дирижёр Ю. Ф. Файер ; Базиль — А. М. Мессерер , Дон Кихот — В. В. Смольцов, Санчо Панса — В. А. Рябцев.
  5. (неопр.) . Татарский академический театр оперы и балета им. М. Джалиля . Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано из 26 июня 2018 года.
  6. Татьяна Кузнецова. от 7 июля 2022 на Wayback Machine . « Коммерсантъ », 05.07.2022
  7. Владимир Котыхов. "Дон Кихот" — Театр Станиславского. — Редакция журнала "Театральная Афиша".
  8. (неопр.) . Театр оперы и балета имени М.П.Мусоргского . Дата обращения: 29 января 2011. Архивировано из 14 июля 2012 года.
  9. (неопр.) . Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко . Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано из 12 ноября 2011 года.
  10. Михайловский театр. "Дон Кихот". — 1996.
  11. (неопр.) . Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано из 20 июня 2011 года.
  12. Мария Сидельникова. "Дон Кихот" в экспортном исполнении Алексея Ратманского в Амстердаме . — Газета «Коммерсантъ», 18.02.2010. — Вып. № 29 , № 4329 .
  13. Нина Аловерт . Премьера балета "Дон Кихот, или фантазии безумца" Бориса Эйфмана в Нью-Йорке . — «Русский Базар», 2002. — 5 апреля (вып. № 15 , № 311).
  14. Белла Езерская . "Театр Эйфмана в Нью-Йорке". — Нью-Йорк : «Чайка», 10 мая 2002. — Вып. № 9 , № 25 .
  15. (неопр.) . Balletmusic . Дата обращения: 26 июня 2018. 9 марта 2011 года.
  16. (неопр.) . www.ballet-enc.ru. Дата обращения: 26 июня 2018. 13 мая 2013 года.

Ссылки

Same as Дон Кихот (балет)