Interested Article - Экуменизм

Христианство
Библия
Троица
История христианства
Христианское богословие
Христианское богослужение
Направления в христианстве
Критика христианства
Другое
Портал:Христианство

Экумени́зм (от греч. οἰκουμένη — «обитаемый мир, вселенная» ) — идеология всехристианского единства, экумени́ческое движе́ние — движение за сближение и объединение различных христианских конфессий , один из механизмов межхристианских отношений . Преобладающая роль принадлежит протестантским организациям . Понятие «экуменизм» было предложено в 1937 году теологами (англ.) ( .

История экуменизма

Общие положения и причины возникновения

Известны экуменические тенденции, проявившиеся на средневековом христианском Востоке . Эти явления были в значительной мере обусловлены расцветом культуры арабского Халифата .

В период Реформации на территории Германии получили распространение совместные церкви (симультанеумы), где службы проводили попеременно представители различных конфессий. Религиозной толерантности способствовал и принятый в Германии по результатам Аугсбургского мира принцип cuius regio, eius religio .

Изначально идея экуменизма базировалась в среде протестантов на теории ветвей , суть которой заключается в том, что христианские конфессии являются единой Христовой Церковью , несмотря на различие в догматах. Поскольку все верят в одного Христа , то имеют общие таинства (крещение, евхаристию, священство), которые, по мнению основателей экуменизма, не повторяются, а взаимно признаются разными ветвями. Поэтому будет великая польза, если ветви начнут процесс сближения через совместные молитвы и евхаристическое общение, взаимно обогащая друг друга .

Начало современному экуменическому движению было положено участниками состоявшейся в 1910 году в Эдинбурге Всемирной миссионерской конференции, учредившими в 1921 году Международный миссионерский совет, а также двух международных обществ — в 1925 году «Жизнь и деятельность» (решение вопросов взаимоотношений христианства с общественно-политическими и экономическими явлениями) и в 1927 году «Вера и порядок» (ставило своей целью воссоединение разрозненных деноминаций) . Главной организацией экуменизма является Всемирный совет церквей (ВСЦ) , образованный в 1948 году на Первой ассамблее в Амстердаме в ходе десятилетнего слияния всех перечисленных выше организаций .

ВСЦ не ставит своей целью построение «сверх-Церкви» или стандартизацию стилей богослужения; скорее речь идет о более глубоком общении христианских церквей и общин с тем, чтобы они могли увидеть друг в друге истинное воплощение «Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви». Это положено в основу совместного исповедания апостольской веры, сотрудничества в миссионерском и человеческом служении и, когда это возможно, совместного участия в таинствах .

На данный момент экуменизм понимается как либеральное религиозно-философское течение с тенденцией к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви.

Сторонники экуменизма считают , что это будет исполнением слов Христа

И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. ( Ин. )

Отношение различных христианских конфессий к экуменизму

Экуменизм и православие

Идеи экуменизма в православии были заложены ещё на Ферраро-Флорентийском соборе в 1438—1445 годах. Русская церковь первой среди православных поместных церквей осудила унию и идеи экуменизма не были распространены (патриарх Ермоген , Московский собор 1620 года) , но в среде духовенства под греческими патриархами идея принадлежности православных и католиков (временно прервавших общение) к единой Церкви была широко распространена . Когда в Европе начала осуществляться Реформация , то идея о том, что все христиане составляют некое духовное единство и имеют единые таинства, получила распространение не только в отношении православных и католиков, но и протестантов.

В январе 1920 года местоблюститель Константинопольского патриаршего престола митрополит Прусский Дорофей (Маммелис) выпустил энциклику под названием «К Христовым церквам всего мира», в которой заявлял, что считает возможным взаимное сближение и общение различных «христианских церквей», несмотря на догматические различия между ними. Эти церкви названы в энциклике Константинопольского патриархата « сонаследниками, составляющими одно тело ». Митрополит Дорофей предлагал основать «Общество церквей» и, в качестве первого шага для сближения, принять « единый календарь для одновременного празднования главных христианских праздников » .

Через полгода после издания данной энциклики Константинопольский патриархат принял участие в экуменической конференции в Женеве (август 1920), которая занималась разработкой принципов экуменического движения.

Следующим заметным этапом в экуменической деятельности Константинопольского патриархата стал «Всеправославный конгресс» 1923 года в Константинополе , созванный Патриархом Мелетием (Метаксакисом) . В нём приняли участие представители только пяти поместных православных церквей : Константинопольской, Кипрской, Сербской, Элладской и Румынской . Конгресс устанавливал введение нового стиля (календаря), женатого епископата, упразднение постов, сокращение богослужения, разрешение светской одежды духовенству, допускал второбрачие для духовных лиц и принял другие постановления .

В 1927 году состоялась (Швейцария) с участием многих представителей от православия.

На декабрь 1946 года Всемирным советом церквей и Московской патриархией была назначена встреча для « ознакомления друг с другом и установления общей базы, целей и деятельности Совета церквей » . 12 августа 1946 года в специальном докладе на имя патриарха протоиерей Григорий Разумовский отмечал в качестве главного условия участия Русской церкви в экуменическом движении отказ от «покровительства нашим раскольникам ( Феофил , Дионисий , Герман Аав , Анастасий , Иоанн Шанхайский )» и давление на раскольников, «в целях воссоединения их в юрисдикции Святейшего Патриарха Московского».

Всемирным советом церквей этот «ультиматум» не был принят, и на московском всеправославном совещании 1948 года Антиохийская , Александрийская , Грузинская , Сербская , Румынская , Болгарская , Албанская , Польская и Русская православные поместные церкви в резолюции «Экуменическое движение и Православная церковь» отметили, что « принуждены отказаться от участия в экуменическом движении, в современном его плане » .

В 1960 году произошла радикальная перемена в отношениях Русской православной церкви с экуменическим движением, что было связано с назначением на должность председателя ОВЦС митрополита Никодима (Ротова) , до сих пор памятного своей экуменической деятельностью. Архиерейский собор в июле 1961 года в своем определении по докладу митрополита Никодима одобрил вступление РПЦ МП во Всемирный совет церквей и, таким образом, закрепил пересмотр решений московского Всеправославного совещания 1948 года. С этого момента РПЦ МП стала непосредственным и активным участником экуменического движения.

Серьёзные споры вызвало решение Священного синода от 16 декабря 1969 года, согласно которому священнослужителям Московского патриархата разрешалось «преподавать благодать Святых Таинств католикам и старообрядцам в случаях крайней в сем духовной необходимости для последних и при отсутствии на местах их священников» . В «Журнале Московской Патриархии» было опубликовано разъяснение митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, в котором подчёркивалось, что данное разрешение допускается лишь в случае болезни и из-за невозможности обращения к священнослужителям своих церквей . Это решение Поместного собора 1971 года вызвало недоумение и критику. Так, оно было осуждено Элладским синодом и осуждено как еретическое на Архиерейском соборе РПЦЗ в 1974 году . Никодим шёл в экуменизме гораздо дальше, чем решение синода 1969 года. 14 декабря 1970 года в базилике Св. Петра в Риме он преподавал причастие православное католическим клирикам, нарушая многие правила Православной церкви, по этой причине собор РПЦЗ определил его действия как предательство Православия .

Этот период продолжался и после смерти Никодима (Ротова) в 1978 году. Продолжались совместные молитвы и богослужения.

Наиболее ярко экуменические взгляды изложил патриарх Константинопольский Афинагор (Спиру) . В ответ на рассказ Оливье Клемана о некоем богослове, который повсюду видит ереси, Афинагор сказал: « А я не вижу их (ереси) нигде! Я вижу лишь истины, частичные, урезанные, оказавшиеся иной раз не на месте и притязающие на то, чтобы уловить и заключить в себе неисчерпаемую тайну …».

С мая 1980 года время от времени проходили встречи Смешанной богословской православно-римско-католической комиссии по диалогу между поместными православными церквями и Римско-Католической церковью .

Болгарская и Грузинская православные церкви в 1997—1998 годах покинули Всемирный совет церквей .

На под председательством патриарха Алексия II в 2000 году были приняты « », в которых сказано, что :

Православная церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем „христианским миром“, что христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров» (II. 4), «совершенно неприемлема и связанная с вышеизложенной концепцией так называемая „ теория ветвей “, утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных „ветвей“» (II. 5), «Православная церковь не может признавать „равенство деноминаций“. Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены».

Засвидетельствовав таким образом несогласие с протестантской «теорией ветвей», «Основные принципы» подчеркнули позитивную идею объединения всех христиан в лоне Православия:

Важнейшей целью отношений Православной церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной церкви на всех уровнях ее бытия.

Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, «искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные».

Но, признавая необходимость восстановления нарушенного христианского единства, Православная церковь утверждает, что подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные «модели» единства представляются неприемлемыми .

При этом отношение РПЦ к экуменическому движению (как отмечено в специальном приложении) формулируется следующим образом: «важнейшая цель православного участия в экуменическом движении всегда состояла и должна состоять в будущем в том, чтобы нести свидетельство о вероучении и кафолическом предании Церкви, и в первую очередь истину о единстве Церкви, как оно осуществляется в жизни Поместных православных церквей». Членство РПЦ во Всемирном совете церквей, говорится далее, не означает признания его церковной реальностью самого по себе: «Духовная ценность и значимость ВСЦ обуславливается готовностью и стремлением членов ВСЦ слышать и отвечать на свидетельство кафолической Истины».

Экуменизм и Католическая церковь

После Второго Ватиканского Собора Католическая церковь частично встала на позиции экуменизма. В частности, это отражено в декрете Второго Ватиканского собора Unitatis Redintegratio , энциклике папы Иоанна Павла II Ut Unum Sint , декларации Dominus Iesus и других официальных документах Католической церкви.

В то же время католический экуменизм не предполагает «упразднения межконфессиональных различий, благодаря приведению догматов всех церквей к единому компромиссному варианту, общему для всех христианскому учению». Такая трактовка экуменизма с точки зрения католичества неприемлема, так как католический экуменизм исходит из утверждения о том, что «вся полнота истины пребывает в Католической церкви» .

Декларация Конгрегации вероучения Католической церкви Dominus Iesus , разъясняющая позицию католиков по данному вопросу, гласит :

Католики призваны исповедовать, что существует историческая непрерывность, укоренённая в апостольской преемственности, Церкви, основанной Христом и Католической церковью: «Это и есть единственная Церковь Христова, … которую Спаситель наш по Воскресении Своём поручил пасти Петру (ср. Ин 21,17) и ему же, как и другим апостолам, вверил её распространение и управление (ср. Мф 28,18) и навсегда воздвиг её как „столп и утверждение истины“ (1 Тим 3,15). Эта Церковь, установленная и устроенная в мире сём как сообщество, пребывает ( subsistit in ) в Католической церкви, управляемой преемником Петра и епископами в общении с ним». Словосочетанием subsistit in («пребывает в») II Ватиканский Собор стремился уравновесить два вероучительных высказывания: с одной стороны, что Церковь Христова, несмотря на разделения, существующие между христианами, пребывает в полноте лишь в Католической церкви; с другой стороны — то, что «вне её ограды также можно встретить множество крупиц святости и истины» (то есть в церквах и церковных общинах, не состоящих в совершенном общении с Католической церковью). Однако, принимая это во внимание, необходимо утверждать, что «сила их исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической церкви».

Суть католического экуменизма состоит не в отказе от части своей догматики ради создания приемлемого для всех конфессий компромиссного вероучения, а в уважении ко всему тому в других конфессиях, что не противоречит уже имеющейся католической догме: «необходимо, чтобы католики с радостью признавали и ценили подлинно христианские блага, восходящие к общему наследию, которыми обладают отделённые от нас братья. Справедливо и спасительно признавать богатства Христовы и действия Его сил в жизни других, свидетельствующих о Христе, иногда даже до пролития собственной крови, ибо Бог всегда дивен, и надлежит восхищаться Им в Его делах» .

Христианам… нельзя полагать, что Церковь Христа — просто собрание, разделённое, но, тем не менее, в чём-то единое, церквей и церковных общин; также нельзя считать, что в наше время Церковь Христова более нигде не пребывает, напротив, следует верить, что она — цель, к которой должны стремиться все церкви и церковные общины. В действительности, «элементы этой уже устроенной Церкви существуют, объединены в полноте в Католической церкви и, без этой полноты, в других общинах .

Следовательно, хотя мы и верим, что эти церкви и отделённые от нас общины страдают некоторыми недостатками, тем не менее они облечены значением и весом в тайне спасения. Ибо Дух Христов не отказывается пользоваться ими как спасительными средствами, сила которых исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической церкви .

Недостаток единства христиан, безусловно, ранит Церковь; не в том смысле, что она оказывается лишённой единства, но в том, что разделение препятствует совершенной реализации её вселенскости в истории .

Декрет об экуменизме Unitatis Redintegratio подчёркивает особую близость к католичеству православных церквей, которые признаются истинными поместными церквями с действительными таинствами и священством. Поэтому Католическая церковь разрешает своей пастве прибегать к таинствам в православных церквях, если у них нет возможности сделать это в католической общине. Также и православные, при отсутствии возможности прибегнуть к таинствам в православных общинах, допускаются к ним в католических церквях.

Более отдалёнными от католичества признаются протестантские деноминации. Протестантам, при определённых условиях, также разрешается прибегать к таинствам в католических общинах, если они исповедуют правильное с точки зрения католицизма их понимание.

Католическая церковь не является участником Всемирного совета церквей и её представители состоят при нём лишь в качестве наблюдателя.

Экуменизм и Англиканская церковь

Англиканская церковь стоит на последовательно экуменических позициях. Ряд приходов ввели систему open communion , согласно которой в таинствах может принимать участие любой крещёный христианин, признающий догмат Троицы . На своих службах англикане молятся не только за лидеров Англиканской церкви, но и за папу римского, православных патриархов и других христианских лидеров.

Экуменизм и Адвентисты седьмого дня

Церковь адвентистов седьмого дня поддерживает экуменизм как движение, призывающее к честному и открытому диалогу между различными конфессиями в духе христианской любви, а также к сотрудничеству в социальной сфере. В 1926 году Исполнительным комитетом Всемирной церкви адвентистов седьмого дня был принят документ «О взаимоотношениях с другими христианскими церквами и религиозными организациями», в основе которого лежат экуменические принципы уважения к представителям других христианских конфессий и сотрудничества с ними. Также адвентисты не осуждают деятельность Всемирного совета церквей , однако предпочитают оставаться лишь наблюдателями при нём, с осторожностью относясь к некоторым тенденциям в этой организации .

В адвентистском обряде Вечери Господней может принять участие любой человек, исповедующий Христа Спасителем .

Критика

Одним из первых, кто запретил участие в экуменическом движении своим чадам, был Архиерейский собор РПЦЗ 1938 года:

Православные христиане должны сознавать Святую Вселенскую Православную Церковь единой и единственной истинной Церковью Христовой. Поэтому Православная русская зарубежная церковь воспрещает своим чадам участие в экуменическом движении .

Архиепископ Серафим Соболев на московском Всеправославном совещании (1948) сказал :

…памятуя сущность и цели экуменизма, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь отступление от православной веры, предательство и измена Христу. Экуменизм ещё не будет торжествовать своей победы, пока он не заключит все православные церкви в своё экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы!

Авторитетный православный богослов архиепископ Аверкий (Таушев) резко отрицательно относился к экуменическому движению: «модернисты-либералы, непрошенные „реформаторы“ православия, каких уже немало во всех православных поместных церквах, создали для себя как бы единый фронт, включившись в так называемое экуменическое движение, ставящее себе якобы задачей объединить всех христиан во „Единую Церковь“, переставшую будто бы по греховности людей, вследствие оскудения духа любви существовать на земле. ..вхождение в эту организацию православных противоестественно, и не только противоестественно, но и порочно и преступно» .

При митрополите Филарете (Вознесенском) в РПЦЗ сформировался взгляд на экуменизм как на «ересь ересей». В 1967 году на Архиерейском соборе РПЦЗ архиепископ Виталий (Устинов) (первоиерарх РПЦЗ в 1986—2001 годы) отозвался об экуменизме в своём докладе следующим образом:

Экуменизм есть ересь ересей, потому что до сего времени каждая отдельная ересь в истории Церкви стремилась сама стать на место истинной Церкви, а экуменическое движение, объединив все ереси приглашает их всех вместе почитать себя единой истинной Церковью .

В 1983 году в чин торжества православия при митрополите Филарете в РПЦЗ на Архиерейском соборе была внесена анафема на «экуменизм»:

Нападающим на Церковь Христову и учащим, что она разделилась на ветви, которые отличаются между собою своим учением и жизнию, и утверждающим, что Церковь не существовала видимо, но от ветвей, расколов и иноверий, должна соединиться во едино тело; и тем, которые не отличают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, что крещение и евхаристия еретиков достаточны для спасения; и тем, которые имеют общение с этими еретиками или содействуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, под предлогом братской любви и объединения разделённых христиан — анафема .

В 2007 году РПЦЗ вошла в состав РПЦ на правах самоуправляемой части, восстановив общение с другими поместными церквами.

Подобная анафема на экуменизм была произнесена и на соборе Русской православной старообрядческой церкви в 2007 году:

2. Об определении понятия «экуменизм» и об отношении Церкви к экуменизму

2.1. Экуменизм является совокупностью еретических учений и утверждает возможность спасения в других вероисповеданиях, размывает границы Церкви и разоряет её канонический и литургический строй. 2.2. Современный экуменизм стремится к созданию некой «общей религии» на основе существующих вероисповеданий и, являясь инструментом глобализации, ведет к уничтожению истинных духовных ценностей.

2.3. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь отвергает экуменизм и анафематствует его .

Ряд церквей, относящих себя к православию, но не состоящих в общении с мировым православием ( Истинно-православные церкви , Старообрядческие церкви и согласия , Старостильные церкви ), считают недопустимым участие православных христиан в любых совместных молитвах с представителями иных конфессий. Экуменизм объявляется ими одной из основных причин для их отделения от церквей мирового православия, признаваемых ими еретическими и отпадшими от православия .

Епископ Диомид (Дзюбан) при своем разрыве с РПЦ одним из оснований для этого разрыва объявил совершение патриархом Алексием II «экуменических молитв с еретиками» .

Архимандрит Рафаил (Карелин) дал такую оценку православным сторонникам экуменизма :

Что касается экуменизма, то я — не его сторонник, и считаю экуменизм верхоглядством. Говорить о ничтожности догматических противоречий, значит косвенно признавать, что святые отцы на вселенских соборах что-то не досмотрели, что-то напутали, придали мелочам колоссальное значение, и не имели достаточной любви, чтобы преодолеть противоречия, или же предоставить каждому богословствовать так, как он хочет.

Экуменические организации

См. также

Источники

  1. ↑ , с. 265.
  2. Под редакцией В. С. Стёпина. Экуменизм // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль (рус.) . — 2001.
  3. ↑ .
  4. Селезнев, Н. Н., // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом . — М.: РАГС, 2010. — № 3. — C. 151—156
  5. Селезнев, Н. Н. Западносирийский книжник из Арфāда и иерусалимский митрополит Церкви Востока: «Книга общности веры» и её рукописная редакция на каршуни // Символ 58: Syriaca & Arabica. — Париж-Москва, 2010. — С. 34—87
  6. Селезнев, Н. Н. , // / ИФ РАН 1(8) (2012). — С. 77—85
  7. Архим. Серафим (Алексиев), архим. Сергий (Язаджиев).
  8. Доцент д-р архимандрит СЕРАФИМ (Алексиев) Доцент д-р архимандрит СЕРГИЙ (Язаджиев)
  9. ↑ Митрополит Виталий (Устинов) (Доклад Архиерейскому Собору в 1967 г.)
  10. Лимская литургия
  11. Steven Runciman . ()
  12. на сайте «Образование и православие»
  13. Деяния и Решения «Всеправославного» Конгресса 1923 года в Константинополе
  14. ↑ Архиеп. Аверкий (Таушев) . Современность в свете Слова Божия. — М: Институт русской цивилизации , 2012
  15. Архив ОВЦС, д. 180 // Публ. в: Бубнов П. В. от 29 апреля 2013 на Wayback Machine // Труды Минской Духовной Академии . — Жировичи, 2005. — № 3. — С. 83
  16. см. « Журнал Московской Патриархии » (ЖМП), специальный номер, 1948 г.
  17. Васильева О. Ю. 1971 г.: Вопросы и размышления… // Журнал « Альфа и Омега ». — № 1/45. — 2006
  18. // Клеман, Оливье Беседы с патриархом Афинагором. / Пер. В. Зелинский. — М.: «Жизнь с Богом», 1993. — 716 с.
  19. « Журнал Московской Патриархии » (ЖМП). 1980, № 9, стр. 8
  20. // Патриархия.ru , 27 сентября 2006
  21. «Основные принципы отношения к инославию» (II. 7)
  22. «Основные принципы отношения к инославию»
  23. ↑ Декларация на сайте unavoce.ru
  24. (рус.) . Декрет II Ватиканского Собора (21 Вселенский Собор). О католических началах экуменизма; Об осуществлении экуменизма; О Церквах и церковных общинах, отделённых от Римского Апостольского Престола: Об особом уважении к Восточным Церквам, Об отделённых Церквах и церковных общинах на Западе. . Православная Католическая церковь в Одессе (16 мая 2008). Дата обращения: 4 октября 2009. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  25. Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России. — Москва, 2009. — С. 240—253. — 288 с. — ISBN 978-5-86847-666-2 .
  26. Церковное руководство Церкви адвентистов седьмого дня. — 2010. — С. 161.
  27. ОБ АНАФЕМЕ НА ЭКУМЕНИЗМ
  28. (рус.) . Экуменическое движение и Православная Церковь. Деяния совещания глав и представителей автокефальных православных церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской православной церкви . pravoslavieto.com (17 июля 1948). — материалы публикуются по: Всеправославные совещания: Московское совещание Предстоятелей и Представителей автокефальных Православных Церквей (9-17 июля 1948 года) Журнал Московской Патриархии . М., 1948. №спец.номер . Дата обращения: 5 февраля 2010. Архивировано из 26 декабря 2009 года.
  29. . — С. 12
  30. от 28 марта 2013 на Wayback Machine .
  31. (недоступная ссылка)
  32. Иеромонах Григорий (Лурье)
  33. — ВЕРТОГРАДъ № 2 (47) (1999)
  34. // « Известия », 01.03.2007 г.

Литература

  • Экуменическое движение // / , М. С. Беленький , и др.; Под. ред. М. П. Новикова . — 7-е изд. — М. : Политиздат , 1987. — С. 265—266. — 271 с.
  • Архим. Серафим (Алексиев), архим. Сергий (Язаджиев). . — СПб, 1992. — 304 с.
  • A History of the Ecumenical Movement, 1517-1948. Vol I: 1517-1948 / edited by Ruth Rouse and Stephen Charles Neill. — Geneva: WCC Publications, 1993. — 868 с. — ISBN 978-2825408711 .
  • — М.: Издательство МФТИ — ОВЦС МП, 1999. — 495 с.
  • Экуменическое движение: Антология ключевых текстов. — М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2002.
  • // . — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та , 2005. — 197 с.
  • Епифаний Феодоропулос, архим. Две крайности: экуменизм и зилотство. Статьи и письма. — М. : Святая гора, 2006. — 440 с. — ISBN 8545427357 .
  • Fr. Peter Alban Heers. The Missionary Origins of Modern Ecumenism: Milestones leading up to 1920 (англ.) . — Uncut Mountain Press, 2007. — 50 p. — ISBN 978-960-86778-7-6 .
  • Шишков Андрей. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2017. — № 1 (35) . — С. 269—300 .
  • Барон Й., архиеп. Крест и диалог: Теология Креста в свете христианского единства — СПб. : Алетейя, 2010. — 520 с.

Ссылки

Same as Экуменизм