Interested Article - Число три в иудаизме

Число́ три в иудаи́зме ( 3 ; рус. тро́йка ; ст.‑слав. тро́ица) — в Танахе , Талмуде , Мидраше и числовой мистике ( каббале ) по значению стоит на втором месте сразу за числом семь , опережая четыре и десять .

Числа от 1 до 10 в древнееврейском языке являются именами прилагательными с особыми формами для мужского и женского родов; остаётся непонятным, почему родовые окончания имён числительных прямо противоположны родовым окончаниям имён существительных и прилагательных. В библейских книгах нет особых знаков для чисел; они выражаются словами; лишь в талмудическое время стали отмечать числа отдельными буквами .

Значимость числа три лежит в библейских ежегодных трёхкратных паломничествах всех мужчин к Храму , трёхкратной молитве в течение дня, в трёхдневных, трёхмесячных или трёхгодичных сроках для совершения какого-либо акта; в трёхкратных поклонах , трёх священнических благословениях; сюда же относится часто упоминаемый обычай нападать на врагов с трёх сторон . Однако, славянское слово «троица» в Священном Писании не встречается .

Танах

Следующее место за числом семь, по значению в Библии, занимает число три. Возможно, что исторически исходным пунктом для сильного выдвигания числа три стала его роль в вавилонском представлении ο мире, состоящем из трёх частей: неба, земли и преисподней . Авторы ЕЭБЕ предлагают для сравнения аналогичные фразы из Библии :

  • «что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» ( Исх. );
  • «дарами неба, росою и дарами бездны» ( Втор. );
  • «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис. ).
Троекратность действий, примеры
  • трёхкратное священническое благословение ( Чис. );
  • «приносил Соломон 3 раза в год всесожжения и мирные жертвы на жертвеннике» ( 3Цар. );
  • Даниил «3 раза в день преклонял колени» ( Дан. );
  • царь Давид молился 3 раза в день «вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять» ( Пс. ).
Числа, кратные трём

Из чисел, кратных трём, часто присутствует число 30 . Оно является:

  • определением значительного числа людей ( Суд. ,);
  • выражением более продолжительного срока для совершения какого-либо деяния, как, например, 30-дневный траур по Аарону и Моисею ( Чис. ; Втор. );
  • обозначением фиксированной оценки раба (30 сиклей ; Исх. ) .

Три с половиной периода времени у Даниила — «времени и времён и полувремени» ( Дан. ,) — это половина семи, отмечают авторы ЕЭБЕ . В палестинской традиции чтение Торы распределяли на 3.5 года так, чтобы за 7 лет прочесть Тору дважды .

Талмуд, Мидраш

Талмуд оперирует теми же числами, что и Библия. Так, в религиозной и правовой жизни евреев:

В Талмуде написано ο трёх лицах, связанных общей любовью; ο трёх лицах, свободных от адской кары .

Символическое значение числа три основано на том, что оно — первое нечётное после единицы. Под влиянием парсизма , любимыми числами стали нечётные .

В числовой мистике

Числовая мистика была изложена в отдельной книге « Сефер йецира », где теория чисел имеет некоторые следы философской мысли. Особенно важное значение придаётся в книге числу три и, соответственно, трём буквам אוי ( матрес лекционис — «матерям чтения» среди согласных) еврейского языка, символизирующим огонь, воду и солнце .

Различные комбинации чисел образуют тайну бытия и мирового процесса, тайну божественного Промысла, а также всех религиозных и этических принципов. Число перестаёт быть атрибутом объектов и само становится сущностью, объекты же приобретают второстепенное значение. И всегда при этом повторяются главнейшие из чисел — 3, 7 и 10:

  • три — первое число, преодолевшее дуализм вещей ;
  • семь — символ дисгармонии, ибо оно не делится и не содержится ни в одном из всех прочих чисел первого десятка и этим от них отличается; оно «непроизводительно» и изолировано;
  • десять , напротив, уничтожает дисгармонию мира и является синтезом в сфере идей; символ абсолютного единства .

В то время как мотазилитическая религиозная философия предпочитает число три и установила 3 божественных атрибута, каббалистический пантеизм выдвигает на первый план число десять .

Числовую мистику развил Авраам ибн Эзра в труде «Йесод мора». Каббала переняла и дальше развила эту мистику .

Примечания

  1. ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  2. // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . — М. , 1891—1892.
  3. «Палестинский цикл был рассчитан на 3-летний (или даже больше) период чтения»
  4. Мишна , Брахот , VII, 1
  5. — статья из Электронной еврейской энциклопедии «Затрапезная молитва состояла первоначально из трех славословий»
  6. — статья из Электронной еврейской энциклопедии «Впоследствии сюда прибавили еще четвёртое славословие ха-Тов ве-ха-Метив («Благий и творящий добро»), на основании принятого законоучителями после адриановских гонений постановления — ввиду полученного из Рима разрешения предать погребению очень долгое время остававшиеся без такового останки защитников Бетара; с течением времени славословие это ещё более удлинилось, преимущественно путём введения в него ряда молитв, начинающихся словом הרחמן ( ха-Рахман
  7. Кдуша, Кдуша ха-йоцер, Кдуша де-сидра
  8. Мишна , Санхедрин , I, 1
  9. — статья из Электронной еврейской энциклопедии «Дни поста делятся на три основные категории»
  10. Шулхан арух , Орах-Хаим 492
  11. Мишна , Санхедрин I, 2 и 18
  12. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  13. ср. Aruch Complet., VIII, 90—93
  14. Талмуд , Псахим , 110 а
  15. <א> алеф , <ו> вав и <י> йуд

Same as Число три в иудаизме