Логаэды
- 1 year ago
- 0
- 0
Логаэ́ды , логаэдические стихи (от др.-греч. λογαοιδικός — прозаически-стихотворный, буквально «прозо-песенный») — стихи , состоящие из разнородных стоп в регулярной последовательности. Характерны для метрического стихосложения ; в тоническом получили распространение как подражания античности и оригинальные эксперименты.
Применительно к античной метрике логаэдами называются смешанные размеры , образованные сочетанием четырёхморных стоп ( дактиль , анапест ) с трёхморными ( ямб , хорей ) . Долгие и краткие слоги в логаэдических размерах чередуются неравномерно, однако эта неравномерная последовательность повторяется из стиха в стих или даже из строфы в строфу .
Название «логаэды» отражает их внутреннюю неоднородность, неровность ритма по сравнению с равнодольным стихом, бо́льшую приближенность к прозе . Однако этот термин возник лишь тогда, когда стихи начали делить на стопы; первоначально же ритмической единицей считалась целая строка, а размеры назывались по именам поэтов, введших их в употребление или питавших к ним особую склонность: алкеев стих , сапфический стих , асклепиадов стих , фалекий , гликоней, ферекратей (за исключением адония ) .
Логаэды широко употреблялись в лирической поэзии и в хоровых частях трагедий . В переводах и подражаниях античной лирике упорядоченное чередование долгих и кратких слогов заменялось чередованием слогов ударных и безударных. Так, стихотворение Модеста Гофмана , основанное на сохранившемся фрагменте стихотворения Сапфо , представляет собой имитацию античной сапфической строфы :
Сколько звезд горит на высоком небе,
Сколько рыб морских и фиалок мирных, —
Столько чудных дев на Лесбосе чудном
С ясной душою.
В тоническом стихосложении логаэдами называются стихи, ударения в которых расположены с неравными слоговыми промежутками, однако это неравномерное расположение ударений регулярно воспроизводится из стиха в стих . Логаэды могут быть стопными , если в них упорядоченно чередуются нетождественные стопы в пределах строки и последовательность их чередования во всех строках одинакова, или строчными , если в них упорядоченно чередуются строки разных метров .
В русской поэзии логаэды (часто имевшие песенную природу, то есть предназначавшиеся для вокального исполнения и сочинявшиеся на заданный мелодией ритмический рисунок) разрабатывались в XVIII — начале XIX века, после чего были надолго оставлены . Экспериментирование с ними продолжилось в XX и XXI веках: как в форме подражания античным и восточным образцам, так и в оригинальных стихотворениях . Пример современного логаэда — стихотворение М. И. Цветаевой «Неподражаемо лжет жизнь…» (1922) :
Неподражаемо лжет жизнь:
Сверх ожидания, сверх лжи…
Но по дрожанию всех жил
Можешь узнать: жизнь!
<…>
Многие виды логаэдических стихов, включая античные и их имитации, сложны для восприятия в силу своей ритмической неурегулированности и в русской поэзии не закрепились . Наиболее жизнеспособными оказались логаэды, возникшие на почве русского стиха в поэзии Сумарокова , Державина , Фета , и более поздние образцы, зачастую представлявшие собой конечный итог тенденции дольников и тактовиков к постепенному урегулированию . Кроме того, широкое распространение логаэды получили в жанре песни, где музыкальный мотив способствует восприятию сложных сочетаний стоп и строк .
В типологии русского стиха логаэдические размеры занимают промежуточное положение между силлаботоникой и дольником и иногда рассматриваются как подвид последнего либо как подвид силлабо-тонических размеров с сильной цезурой .