Interested Article - Курыканы
- 2021-09-06
- 1
Курыканы — общность на территории Сибири , упоминавшаяся в древнетюркских надписях , VII — VIII веков н. э. В ряде случаев в надписях фигурирует выражение « уч курыкан », то есть «три курыкана», что обычно интерпретируется как союз трёх племён , объединённых названием «курыкан». К числу телесских племён относились курыканы, пришедшие с реки Енисей . Курыканы не были коренным народом Байкальского региона . Культура курыкан развивалась в тесном контакте с Красноярско-Минусинским регионом .
Этноним и этническая принадлежность курыкан
Этническая принадлежность курыкан до сих пор вызывает споры. Одни исследователи считают их тюркоязычными , другие — монголоязычными . Третьи считают, что они были племенным союзом, состоящим из трёх родов — тюрков , тунгусов (эвенков) и протобурят . Каждый из родов представлял отдельную группу, во главе которой стоял вождь — сыгин, а возглавлял все три группы Великий сыгин . Термин сыгин также известен в формах джигин, тегин и тыгын .
В дальнейшем, как пишет историк Н. П. Егунов, под давлением агрессии киданей в начале X века в Забайкалье , а затем в Предбайкалье вторглись монголоязычные хори-туматы . В итоге продолжительной войны курыканы потерпели поражение. Большая часть их, в основном тюркские группы, ушла на север, где положила начало формированию якутского народа .
Согласно Б. З. Нанзатову, с X века в Западное Прибайкалье начинают проникать значительные группы монголоязычного населения из Центральной Азии , где в широких масштабах происходила смена языка с тюркского на монгольский . Одной из таких групп была часть племени икирес (эхирит) , распространенного в восточной части Монголии . Икиресы , проникнув в Прибайкалье в XI — XII веках , сплотили вокруг себя территориальную верхоленскую группу населения. Значительный приток монголоязычного населения вызвал демографический взрыв, последствием которого был исход населения по Лене , из которого впоследствии путем смешения с тунгусами сложился якутский этнос .
В « Сборнике летописей » Рашид ад-Дином в числе «народностей, которых в настоящее время называют монголами » упоминаются куркан , джалаир , сунит , татар , меркит , тумат , булагачин , кэрэмучин ( эхиритский род хэрмэшин), ойрат , баргут , кори , урянка и другие .
По гипотезе академика А. П. Окладникова , курыканы являются предками двух сибирских народностей: якутов и бурят .
Булагатская генеалогия, если учитывать наиболее ранний пласт, начала формироваться еще в эпоху учкурыкан. В этот же период начала складываться и генеалогическая традиция хори .
Проблема принадлежности курыкан к тому или иному языковому кругу часто решалась с помощью выявления этимологии их этнонима. Ю. Д. Талько-Грынцевич и П. М. Мелиоранский считали, что этноним происходит от монгольского хуриган — «ягненок, овца» . Г. Н. Румянцев сопоставлял курыкан и хори , считая их одним этносом . Позднее Г. Д. Санжеев предлагал сопоставлять этноним курыкан с курканами Рашид-ад-Дина и бурятским племенем хурхад, полностью отрицая возможность фонетических параллелей между «курыкан» и « хори », предложенных Г. Н. Румянцевым, и в то же время поддерживал его в том, что курыкан из тюркских языков не объясняется .
Г. В. Ксенофонтов считал, что этноним объясняется бурятским хюргэн — кюргэн и тунгусским курокан, куракан, курэкэн, означающими «зять», считая этими «зятьями» тюрков , монголов и тунгусов . В. В. Свинин поддержал версию уч курыкан (три зятя) — три рода, тюрков , монголов и тунгусов , связанных системой родства . Т. А. Бертагаев предлагал версию о том, что этноним бурят произошел от курыкан . В дальнейшем эта гипотеза подверглась критике . Г. Н. Румянцев выдвигал гипотезу о том, что этноним урянхан ~ урянхай — это поздняя форма этнонима курыкан . Д. В. Цыбикдоржиев попытался развить гипотезу о происхождении этнонима урянхай от курыкан . Эта гипотеза была подвергнута критике Д. Д. Нимаевым, который считает, что проблема этнической принадлежности курыкан значительно шире, чем поиски этимологии этнонима .
В переводе с древнетюркского слово quri’qan ~ qoriyan переводится как стан, военный лагерь и имеет параллели в старописьменном монгольском языке в виде хoriya(n) ~ xoruya(n). Таким образом, «курыкан», возможно, по сути своей представляет не этноним, а имя нарицательное по отношению к области и населяющей ее территориальной общности, по крайней мере на раннем этапе. Следовательно, возможным переводом термина уч курыкан является «три военных лагеря» .
Таким образом, на исторической арене VI—VII вв. представлен социальный организм, имеющий этнические черты, который именовался соседями курыкан или уч курыкан. В дальнейшем термин теряет своё значение в этом регионе, и на историческую арену выходят различные племена, некогда входившие в курыканскую общность в разных ипостасях. Из их среды могли происходить не только часть якутов и хори , но и многие известные племена, населявшие Прибайкалье в монгольский период .
Современные носители этнонима
На рубеже XII — XIII вв. в составе монгольского джалаирского племени находился род куркин, также была этническая группа куркан, которая приложила свои усилия в борьбе Чингисхана с тайчиутами .
Примечательно, что этноним курыкан не исчез окончательно. Бурятские хурхад , урянхайские хорхон и даурские куркан являются носителями древнего этнонима. В период уч курыкан возникли две ключевые для бурятского этногенеза общности. Это булагат и хори-тумат , в дальнейшем разделившиеся на хори и тумэт .
Буряты рода хурхад (хурхуд) относятся к племени булагатов . Род хурхад (хурхуд) отмечен в составе следующих этнических групп бурят : булагатов , икинатов , сартулов , хонгодоров , аларских , китойских , верхоленских , тункинских , закаменских и селенгинских бурят . Носители родового имени хурхад также проживают в Улан-Баторе и аймаках Монголии : Сэлэнгэ , Хувсгел , Дархан-Уул , Хэнтий , Булган , Орхон , Умнеговь , Говь-Алтай . Хорхон представляет собой один из родов монголоязычных алтайских урянхайцев в сомонах Дуут и Мёнххайрхан Кобдоского аймака Монголии . В состав даурского рода улису (улис) входит ветвь куркан (куркэн) .
Рунические письменные памятники о курыканах
В большой надписи орхонским руническим письмом на памятнике Кюль-тегину уч-курыканы перечислены в составе десяти народов и государств (Бёклийская степь, табгачи , тибетцы , авары , Рим, кыргызы , уч-курыканы, отуз-татары, кытай и татабы ), приславших своих представителей на похороны первых тюркских каганов . В той же надписи при изложении событий, последовавших после распада первого Тюркского каганата , говорится уже о курыканах (без «уч») как о врагах. В надписи енисейским руническим письмом в Уйбате говорится: «когда брали народ курыкан».
Китайские упоминания народа гулигань
В китайских летописях и поэзии VII—IX веков отмечены многочисленные упоминания народа « гулигань », чьё название обычно считается китайской передачей термина «курыкан». По китайским данным, гулигань проживали вблизи «северного моря» (Ханьхай или Бэйхай/Байхай/Бо), под которым чаще всего понимается озеро Байкал . «Строевого войска» гулигань имели пять тысяч человек. Управлял народом правитель с титулом « », интерпретируемым как китайская форма тюркского титула « тегин ». В одном упоминании говорится, что «в стране гулигань двое сыцзинь живут вместе». В связи с гулигань неоднократно упоминается особая порода лошадей, которые «с головы походили на верблюда». Сохранилась небольшая поэма, сочинённая танским императором [ каким? ] и посвящённая лошадям, подаренным гулиганьскими послами. По мнению А. П. Окладникова , эта порода происходила от лошадей Средней Азии и Ближнего Востока.
Среднеазиатские источники о народе кури (фури)
В ряде среднеазиатских источников X—IX вв. ( Тахир Марвази , Гардизи , « Худуд аль-алам » и др.) упоминается народ « кури » или « фури », живущий по соседству с енисейскими кыргызами . Об этом народе говорится, что его языка кыргызы не понимают. Другие подробности, например, в « Худуд ал-Алам »: « Furi [Quri ?] , название племени, которое также принадлежит хырхызам, но проживает к востоку от них и не смешивается с другими частями хырхызов. Они — людоеды (mardum-khwar) и лишены жалости. Прочие хырхызы не знают их языка (zafan-i ishan digar Kh. nadanand), и они подобны дикарям (va chun wahshiyand) ».
(1962) развил высказывание В. В. Бартольда о том, что «в арабском алфавите ф и к легко смешиваются» и, что следовательно «фури», возможно, следует читать как «кури». Бартольд склонен был увязывать кури из текста Гардизи с кули (кули-ангу-хэшэ) из текста « Юань-ши », народа, жившего на Ангаре в юаньский период. Китайское написание «кули» Бартольд сопоставляет с более ранним «курыкан» и «гулигань», а также с почти одновременным «Юань-ши» «кури» в « Сборнике летописей » Рашид ад-Дина . Г. Н. Румянцев более развёрнуто изложил в сущности ту же теорию о том, что народ furi или quri соответствует народу гулигань китайских источников и народу уч-курыкан древнетюркских рунических памятников, исходя из созвучия корневой основы терминов и того факта, что персоязычные авторы упоминают фури/кури на том месте, где китайские летописцы размещают народ гулигань. В свою очередь, курыкан Г. Н. Румянцев отождествил с крупнейшим бурятским этносом Хори .
Последующие учёные разошлись во мнениях относительно этого отождествления. Крупный археолог не только соглашается с ним, но и развивает на этой основе целую теорию, изложенную им в монографиях «Археологические памятники курыкан и хори» (1995). Некоторые исследователи сомневаются в этом отождествлении, указывая на архаические черты культуры и общественного строя описанного персоязычными авторами народа кури. С другой стороны, сами кыргызы в этих описаниях предстают относительно «диким» народом. Так, «Худуд ал-Алам» в аналогичных выражениях характеризует такую высокоразвитую культуру, как кыргызская: « Эти люди имеют нрав диких зверей (tab'-i dadhakan), и (у них) грубые лица (durusht-swat) и редкие волосы. Они необузданы (bidadhkar) и немилосердны, хорошие воины (mubariz) и воинственны ».
В описаниях кури к чертам, сходным с бурятской традицией, следует отнести погребальный обряд, согласно которому покойников кури хоронили на деревьях. Этот вид погребения бытовал у бурят относительно недавно, вплоть до XIX века, хотя был ограничен похоронами чёрных шаманов.
Категорически не соглашался с отождествлением кури и хори бурятский исследователь . Он считал более приемлемым чтение фури, трактуя его как тюркский термин «börö» (волк), в чём усматривал связь с позднейшим эхиритским (западные буряты) родом шоно ( бур. волк). В теории Н. П. Егунова хори ( хори-туматы ), наоборот, уничтожили курыканское политическое объединение, в эпоху доминирования киданей продвинувшись с востока на о. Ольхон , в Ангаро-Ленское междуречье и на западное побережье Байкала. Эта теория получила распространение в популярной литературе.
Проблема курумчинской культуры в связи с курыканами
А. П. Окладников отождествлял создателей курумчинской археологической культуры (~ V—XIII вв.) с курыканами. Курумчинская культура по этой теории охватывала территорию центральной и восточной частей современной Иркутской области , Тункинской долины , Баргузинского и Кабанского районов Бурятии . Возможно, при этом, что значительная часть памятников этой культуры до настоящего времени не выявлена, поскольку ряд местностей, прежде всего Горная Ока (Республика Бурятия) и Хубсугул ( Монголия ) до недавнего времени оставались труднодоступными. В последние годы целый ряд исследователей, в частности, А. В. Харинский и В. С. Николаев ставят под сомнение включение в состав курумчинской культуры многих памятников или даже само выделение курумчинской культуры. Дискуссия по этой проблеме еще далека от завершения, но выделенный В. С. Николаевым в отдельную усть-талькинскую культуру ряд памятников (могильники XIII в. на р. Ангара), вероятно, действительно по крайней мере отчасти принадлежит пришлому (тюркскому) населению. В этой традиции прослеживается характерный для алтайских тюрок раннего средневековья и монголов XII—XVII вв. обряд захоронения с конём.
Курумчинская культура, в рамках её узкой датировки (VI—X вв.), этнически определяется как курыканская, но в варианте широкой датировки (XI—XIV вв.) переходящая или преобразующаяся в " хори - монгольскую или хори-бурятскую .
Примечания
- Бичурин Н.Я. от 5 марта 2016 на Wayback Machine .
- ↑ Stepanov V. A. et al. от 9 декабря 2015 на Wayback Machine / Molecular Biology, 2008. — Volume 42, No 2. — P. 226—237.
- Stepanov V. A. от 22 декабря 2015 на Wayback Machine .
- (неопр.) . Дата обращения: 6 июля 2015. Архивировано из 7 июля 2015 года.
- ↑ (рус.) . ИРКИПЕДИЯ — портал Иркутской области: знания и новости. Дата обращения: 4 августа 2018. 4 августа 2018 года.
- Ушницкий В. В. // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. — 2016. — Т. 11 , вып. 4 . — ISSN . 18 декабря 2018 года.
- ↑ Нанзатов Б. З. от 22 января 2021 на Wayback Machine . — Иркутск, 2005. — 160 с. — ISBN 5-93219-054-6 .
- (неопр.) . www.vostlit.info. Дата обращения: 16 ноября 2018. 20 августа 2019 года.
- ↑ История Бурятии: в 3 т. Т.1 - Древность и средневековье. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2011. — 328 с. — ISBN 9785-7025-0302-1 .
- Мелиоранский П. М. Памятник в честь Кюль-тегина // Записки Вост. отдела императорского Русского археологического общества. Т. XII. Вып. 2-3. — СПб., 1899. — С. 100.
- Румянцев Г. Н. Происхождение хоринских бурят. — Улан-Удэ, 1962. — С. 128.
- Санжеев Г. Д. Заметки по этнической истории бурят // Современность и традиционная культура народов Бурятии. — Улан-Удэ, 1983. — С. 88, 93.
- Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар: очерки по древней истории якутов. Т. 1. Кн. 2. — Якутск, 1992. — С. 195.
- Свинин В. В. Основные этапы древней истории населения побережья озера Байкал // Древняя история народов юга Восточной Сибири. — Иркутск, 1974. — С. 20.
- Бертагаев Т. А. Об этнонимах бурят и курыкан // Этнонимы. — М., 1970.
- Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — С. 272—274. — 664 с.
- Санжеев Г. Д. Заметки по этнической истории бурят // Современность и традиционная культура народов Бурятии. — Улан-Удэ, 1983. — С. 101—105.
- Румянцев Г. Н. Родоплеменной состав верхоленских бурят // Записки БМНИИК. Вып. XII. — Улан-Удэ. 1951. — С. 80.
- Цыбикдоржиев Д. В. К вопросу о происхождении этнонима курыкан // Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии. — Улан-Удэ, 1996.
- Нимаев Д. Д. Буряты: этногенез и этническая история. — Улан-Удэ, 2000. — С. 66.
- (неопр.) . www.vostlit.info. Дата обращения: 17 ноября 2018. 19 февраля 2020 года.
- ↑ Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 175—178. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- ↑ Цыбенов Б. Д. История и культура дауров Китая. Историко-этнографические очерки: монография / Зориктуев Б.Р. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. — 252 с. — ISBN 978-5-89230-411-5 .
- Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
- , selorodnoe.ru . 24 июня 2018 года. Дата обращения: 24 июня 2018.
- Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15–27 . 13 апреля 2022 года.
- (неопр.) . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 22 февраля 2019.
- Бартольд В. В. Киргизы. Исторический очерк // Соч. Т. II. Ч. 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. — М. : 1963. — С. 471—543. от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
- 2021-09-06
- 1