Николай Александрович (сын Александра II)
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Алекса́ндрович Соля́нников (6 (18) октября 1873, Санкт-Петербург — 16 июня 1958, Ленинград) — универсальный актёр: артист балета и оперы Мариинского театра , драматический артист Александринского театра . Имел звание Заслуженного артиста .
С девяти лет обучался в Петербургском театральном училище , где также учились его старшие брат Владимир и сестра Доминика .
Учился в классе П. А. Гердта . После завершения обучения в 1891 поступил в труппу Мариинского театра, где работал необычайно долго с 1891 по 1950, с перерывом с 1911 по 1914 год, когда он выступал в Европе и Америке. За столь долгий срок он сотрудничал с несколькими поколениями балетмейстеров: начинал работать с М. И. Петипа и Л. И. Ивановым , затем активно сотрудничал с М. М. Фокиным ; после революции был одним из немногих артистов балета, оставшихся в России, и продолжил работать с новым поколением балетмейстеров: Ф. В. Лопуховым , В. И. Вайноненом , Л. М. Лавровским , В. М. Чабукиани и Р. В. Захаровым .
С молодости выбрал амплуа мимического и характерного танцовщика. Тонкое музыкальное чувство, представительная внешность и пластичность позволили ему достичь совершенства в этом искусстве. Однако первые годы его службы в театре нельзя назвать удачными: Солянников был мало востребован, так как в это время многие мимические партии уже исполнял А. Д. Булгаков , кроме того в мимических ролях выступал и его собственный учитель П. А. Гердт.
Молодой актёр не поддался внешним обстоятельствам, а активно искал выход из ситуации, Он стал посещать казённые курсы драматического мастерства, которые вёл актёр Александринского театра В. Н. Давыдов . Кроме этого он изучал вокальное искусство. Дебютировал в 1906 году как баритон на сцене Мариинского театра в партии Валентина в опере Шарля Гуно « Фауст » . Выступление в опере было успешным, и артиста перевели в штат оперной труппы, но через год он вернулся в балет.
Активно участвовал в гастролях, выступая в основном как певец, в русской провинции был известен как «баритон Солянников» . К пению он обратится и в 1920—1930-х годах, уже как преподаватель .
Как драматический артист выступал на сцене Александринского театра (выступления Солянникова в качестве драматического артиста историк балета В. М. Красовская не считает успешными). Вместе с другим артистом балета, Л. С. Леонтьевым , он иногда разыгрывал в концертах сцену Счастлива и Несчастливцева из « Леса » А. Н. Островского . У него был звучный голос и размашистые жесты, отмечалось, что в целом это смотрелось по-любительски .
Возвращение Солянникова в балетную труппу совпадает с началом реформаторской деятельности М. М. Фокина , уделявшего значительно большее значение мимике, жесту и драматической игре танцовщиков, чем это было принято до него. В совершенстве владея условной мимикой классического балета, он активно участвовал в развитии новых форм выразительности, создавая живые и выразительные образы в новых балетах. Так он получил роль одну из центральных партий, маркиза в балете « Павильон Армиды », с которой в 1909 году успешно выступил в « Русских сезонах » в Париже и которая сохранилась за ним на долгие годы. Тогда же к актёру перешли некоторые партии Булгакова: бургомистр в балете « Коппелия », скульптор в « Пахите », Дроссельмейстер в « Щелкунчике ». Кроме того за ним числилось ещё 11 партий, среди них раджа Дугманта в « Баядерке » и бродяга Клопен в « Эсмеральде ».
В 1909 году Булгаков покинул петербургскую сцену, после этого критическая пресса стала замечать Солянникова и даже ставить его драматическую игру в пример другим артистам .
25 апреля 1911 года он оставил Мариинский театр, выйдя по возрасту (36 лет) на пенсию, но не оставил сцены, а принял участие в качестве основного мимического актёра в большой гастрольной поездке в США, которая была организована балериной Юлией Седовой . Турне по США было весьма напряжённым по графику выступлений и успешным по отзывам. Гастрольная жизнь созданной Седовой труппы в Америке и Европе продолжалась до осени 1914 года (в августе того года началась Первая мировая война ) .
6 октября 1914 года Солянников вернулся в Мариинский театр и до 1950 года уже не покидал сцены. Возвращение состоялось в комической роли трактирщика Лоренцо в балете « Дон Кихот ». Через год, осенью 1915 года, он успешно выступил в роли короля Флорестана XIV в « Спящей красавице » (эта роль получила для него особое значение — 22 мая 1947 года на 75-летний юбилей актёра был дан именно этот балет: сам артист выступил лишь в одном из действий, в двух других в качестве поздравления юбиляру выступили знаменитые драматические актёры Ю. М. Юрьев и Н. К. Черкасов ). 14 декабря 1915 года он с большим успехом выступил в роли хана в « Коньке-Горбунке » .
После Октябрьской революции , когда многие артисты Императорских театров эмигрировали , Солянников остался в Советской России . С учётом отъезда исполнителей у него уже не было проблем с получением ролей, а общее движение балета в сторону хореодрамы , начавшееся в 1930-х годах, повысило статус драматической игры и мимических партий. Из многочисленных ролей этих лет особенно отмечалась роль сеньора Капулетти, отца Джульетты, в постановке Л. Лавровского « Ромео и Джульетта ». В знак признания заслуг артиста на сцене театра торжественно отмечались его юбилеи, 25-летие сценической деятельности и 75-летие.
25-летие отмечалось 23 ноября 1921 года, через 30 лет после прихода Солянникова в театр (вероятно с учётом перерывов, связанных с работой в опере и заграничных гастролей). К бенефису был восстановлен балет М. Петипа «Баядерка», где юбиляр выступил в роли Главного брамина.
Критика высоко оценивала творческую манеру артиста. Д. И. Лешков в статье к XXV летию творческой деятельности писал:
«… игра Н. А. Солянникова всегда осмысленна, мимика красива, проста и выразительна, а главное — легко понятна непосвященным, то есть самой широкой публике. Общая сценическая внешность артиста импозантна, грим глубоко продуман и художествен, манеры величественны, благородны, заметно умение носить костюм, а последнее в балете иногда весьма не легко»
Пётр Гусев писал о танцовщике:
«…Н. А. Солянников — актёр широкого и разностороннего амплуа. Комедийные, трагические и просто „представительные“ роли одинаково ему удаются. Он отлично владеет техникой жеста условной старобалетной пантомимы. Он безукоризнен в новых современных балетах, где нет условной пантомимы, где требуется реалистическая игра. У этого выдающегося мастера сцены великолепное чутье, знание и понимание стиля, умение в любом жанре балетного спектакля быть органичным и вместе с тем всегда неповторимо оригинальным…»
Был первым исполнителем партий в следующих балетах:
Среди прочих его партий — король Флорестан в «Спящей красавице» П. И. Чайковского (1943).