Interested Article - Зашиверск

Зашиверск ( якут. Зашиверскай) — исчезнувший город в России. Находился за Полярным кругом , в среднем течении реки Индигирки , ныне Момский район Якутии.

Основан в 1639 году как зимовье за порогами- шиверами (отсюда название города). В XVII — начале XIX веков являлся местом сбора ясака , крупным торговым и административным центром в бассейне Индигирки, с населением до 500 человек. Перекрёсток водных и сухопутных путей (из Якутска на Колыму). С истреблением пушного зверя пришёл в упадок, после эпидемий оспы к 1880-м годам прекратил существование. Единичные обитатели на месте бывшего поселения оставались ещё в 1920-е годы.

В литературе называется заполярный Китеж , сибирский «град Китеж» ; якутские , заполярные Помпеи . Уцелели Спасская церковь и колокольня, которые были вывезены в музей Новосибирска во время археологической экспедиции 1969—1971 годов.

Расположение

План Зашиверска 1798 года

Зашиверск располагался в лесотундровой зоне , в окружении гор кряжа и Момского хребта , на полуострове реки Индигирки , в среднем её течении. Индигирка, называвшаяся в то время Собачьей рекой, здесь судоходна, имеет быстрое течение и водовороты. Значительно выше по течению Индигирки — шиверы на порогах Бусика . В прошлом река неоднократно затапливала город. Полуостров ныне около 5 км в длину и до 1,5 км в ширину, являлся естественной защитой от врагов. На противоположном берегу расположены отвесные скалы высотой до 400 метров с причудливым узором, с обратной стороны покрыты хвойным лесом. Местность болотистая, с низкими кустарниками . Летом здесь наблюдаются белые ночи ; на лугах растут травы и яркие полевые цветы. Путешественников того времени природа этого места как изумляла, так и разочаровывала (своей гористостью, неплодородностью земли). К северу от Зашиверска начинается тундра с бесчисленными озёрами и болотами . Ближайшие населённые пункты в настоящее время: сёла Кулун-Елбют выше по течению Индигирки (расстояние по прямой — около 70 км) и Куберганя ниже по течению (около 85 км).

Территория бывшего города включена в созданный в 1999 году ресурсный резерват (особо охраняемую природную территорию) муниципального значения «Зашиверск» — частично охраняемую ключевую орнитологическую территорию российской Арктики .

История

Зимовье

История Зашиверска берёт начало с 1639 года , когда отряд енисейского казака Посника Иванова после столкновений с юкагирами вышел на берег Индигирки ниже порогов ( шивер ) и 11 октября того же года соорудил зимовье , позднее получившее название Зашиверск . Намного ниже Зашиверска в то же время Иваном Ребровым было основано Подшиверское и пара других зимовий. Иванов докладывал :

Юкагирская землица людна, а Индигирская река рыбна; в Юкагирской землице соболей много; и в Индигирь-реку многие реки впали, а по всем по тем рекам живут многие пешие и оленные люди; да у юкагирских же людей серебро есть.

Через берега речки Колядин, впадающей в Индигирку напротив города, проходила сухопутная дорога из Якутска на Колыму, в местном фольклоре называвшаяся «царской», то есть государственной. Связь с Якутском по суше в XVIII веке, по преданию, осуществлялась через бассейн Яны, один из путей проходил через Верхоянск и Жиганск . Дорога до Якутска (на лошадях) занимала 3—4 месяца, при этом в путь отправлялись в основном летом. Ближайшее поселение находилось на расстоянии более 300 км .

Зашиверск выполнял роль стоянки и снабженческой базы для путешествующих казаков, служилых и «охочих людей». Здесь они заправлялись продовольствием, снаряжением и боеприпасами. В этом месте побывали землепроходцы Семён Дежнёв , Селиванко Харитонов, Михаил Стадухин . Содержались магазины и склады. Строились и ремонтировались кочи . Город населяли чиновники и сборщики ясака, купцы и промышленники .

В Зашиверск свозился ясак , сюда приезжали с податной пушниной юкагиры , обитавшие в окрестностях, эвенки с верховий Индигирки и даже охотские тунгусы . В 1665 году зашиверцы послали челобитную с жалобой на сына боярского Андрея Булыгина , притеснявшего юкагир: «Он же Андрей всякими обидами их обидит и приметываетца своими бездельными приметы и побрал у них юкагирей всякие последние животишка и олени и ясаку-де им промышлять не на чем и жить-де им стало не можно». Юкагиры и эвены отказывались платить ясак, в 1666 году напали, а в 1679 году осадили Зашиверск .

Острог

Из-за постоянной угрозы осады в 1676 году в центре Зашиверска была построена деревянная крепостная стена, сделавшая город единственным укреплением на Индигирке с постоянным гарнизоном казаков и центром огромных территорий от реки Яны на западе до Колымы на востоке .

В 1721 году Индигирский острог получил название Зашиверска . За 1769 год в Зашиверском приходе числилось 922 исповедовавшихся, в том числе 33 ссыльных; среди постоянных жителей, потомки которых до сих пор живут в Русском Устье и на Колыме, были фамилии Посников, Тарабукин, Хабаров, Синицын, Берёзкин, Лебедев, Шелканов и другие. Часть населения Индигирки были выходцами из Русского Севера .

Приказчики Зашиверского острога :

: 1650—1652
Фома Кондратьев : 1650—1652
Василий Бурлак : 1652—1654
Иван Овчинников : 1654—1658
Василий Бурлак : 1659
Иван Жирок : 1660—1662
Амос Михайлов : 1662—1663
Андрей Булыгин : 1665
Лыткин :
Степан Щербаков : 1668—1670
Леонтий Трифонов : 1670—1671
Юрий Крыженовский : 1675—1677
Дмитрий Савин :
Герасим Цыпандин : 1686—1688
Фёдор Краснояр : 1688—1689
Иван Тобольский : 1688—1690

Город

Зашиверск в конце XVIII века

Рисунок экспедиции Биллингса и Сарычева (1785—1794)
Рисунок Л. Воронина (1785—1792)

В 1783 году Зашиверск с учётом наличия в нём крепости и церкви получил статус города и административного центра , в составе Якутской области Иркутского наместничества. Здесь разместился градоначальник и городская ратуша, уездное казначейство, уездный суд по уголовным делам, земский суд и другие учреждения. Открылось питейное заведение, хлебозапасный и соляной магазины. Горожане занимались охотой, рыбалкой и даже земледелием. На конец XVIII века приходится появление церковной утвари, украшенной золотом и серебром. Церковная библиотека располагала справочными книгами по морскому и военному делу .

Юкагиры, эвены и якуты снабжали горожан молочными продуктами, дичью, оленьим, медвежьим и коровьим мясом. Каждый год в ноябре или декабре здесь проходила ярмарка : приезжие на санях купцы из Якутска сбывали посуду из железа, ткани, бисер, сахар, табак, местное население — пушнину (белок, лисиц, соболей, горностаев, колонков ), бивни моржей и мамонтов .

26 октября 1790 года высочайше утверждён герб города Зашиверска , одновременно с другими гербами Иркутского наместничества, со следующим описанием: «В верхней части щита герб иркутский . В нижней части в чёрном поле золотая лисица , в знак того, что жители сего округа ловлею сих зверей промышляют» .

Среди горожан было немало юкагиров, эвенов и якутов, работавших в домах русских. Жили здесь ремесленники и купцы. Военный гарнизон в 1799 году насчитывал 33 человека. На протяжении XVIII века Зашиверск переживал расцвет. Согласно преданиям, число домов и юрт в городе доходило до 270. Численность населения, видимо, никогда не превышала 500 человек . Казённые грузы из Якутска до Зашиверска до его упразднения в 1805 году доставлялись по пути через Тукуланский перевал и реку Алдан , затем по Нельгеге или на Борулах и Зашиверск. Сплава по Индигирке выше Зашиверска, по всей видимости, не существовало, поскольку прохождение через пороги затруднительно .

Упадок и гибель

Повсеместное истребление пушного зверя послужило причиной снижения торгового значения Зашиверска, и, как следствие, сокращения численности его населения. В ходе административно-территориальной реформы 1803 года, предусматривающей сокращение числа «штатных городов» и их уездов, Зашиверск «по малому числу жителей» был выведен из числа уездных городов, в 1804 году после получения распоряжения административный центр со всеми уездными учреждениями, а также с кафедрой протоиерея, был перенесён в Верхоянск (в 400 км к западу). Какое-то время здесь ещё оставался отряд казаков и некоторые торговые заведения. В 1808 году в городе проживало 120—130 человек. Оставшиеся жители впоследствии, вероятно, погибли от эпидемий кори и оспы , случившейся в Верхоянском округе в 1773—1776 годах и повторно в 1883 году . От оспы вымер и находившийся неподалёку древний посёлок Полоусный, от которого ещё в 1940-е годы сохранялась часовенка .

Зашиверск в 1820 году.
Рисунок Ф. Матюшкина

В октябре 1820 года здесь был проездом полярный исследователь Ф. П. Врангель , который застал в угасающем Зашиверске всего пять жилых домов. В декабре 1822 года город посетил шотландский путешественник , который записал: «…Кровь застыла в моих жилах, когда я увидел, наконец, это место. Я… нигде не видел такой бесконечно печальной картины… Поселение состояло из семи жалких жилищ» . В 1840-х годах здесь побывал путешественник по фамилии Виноградов: «После переправы через Индигирку открывается Зашиверск, стоящий на правом берегу ея. Божий храм да три юрты, священник с причетником, улусный писарь с пером и станционный смотритель без лошадей составляют всё народонаселение». В эти же годы это место посетил архиепископ Нил, оставивший рассказ о Спасской церкви и её приходе, но ничего не упомянувший о самом городе. Зашиверск как поселение в это время фактически уже не существовал. Церковная утварь была вывезена в Крест-Майорскую и Момскую церкви на Индигирке . В 1874 году в Санкт-Петербурге был разработан проект нового герба Зашиверска с описанием: «В чёрном щите золотая лисица с червлеными глазами», однако он утверждён не был .

В конце 1920-х годов участники экспедиции Наркомвода СССР застали на месте Зашиверска двух людей, якутов по национальности , живших в амбаре. Это были рыбак Митрей Слепцов и его младшая сестра Евдокия Фёдоровна Слепцова. Спустя несколько лет Слепцов умер, его сестра перебралась в местность под названием Тёгюрё́к . Слепцова говорила: «Мы были последними жителями города» .

Архитектура

Звонница, перевезённая в музей Новосибирска

От исчезнувшей заполярной Мангазеи в Западной Сибири Зашиверск отличало наличие сохранившихся до XX века памятников над землёй: шатровой церкви и надвратной башни крепости .

Зашиверск был изображён в «Чертёжной книге Сибири», составленной Семёном Ремезовым в 1701 году. Город был запечатлён на рисунках Л. Воронина и Ф. Матюшкина на рубеже XVIII—XIX веков .

Зашиверск был городом, построенным полностью из дерева. Стены крепостной стены, построенной в 1676 году, по данным археологических раскопок 1969—1971 годов, имели длину 46 метров и ширину 38 метров. Толщина стен, выложенных из двух рядов брёвен, составляла около двух метров. Над стенами были сооружены две башни с воротами, одна угловая башня и Спасская церковь (встроена в южную стену). На плане, составленном землемером Турчаниновым в 1798 году, показаны также амбары для провианта и темница . На рисунках Л. Воронина конца XVIII века крепостная стена уже отсутствовала.

Судя по упомянутым плану и рисункам, город имел неупорядоченную застройку без улиц, дома прижимались к реке. В конце XVIII века город рос и располагался уже как на полуострове, так и на соседнем западном острове (ныне отделён сухой протокой). По словам старожилов, часть города располагалась также на левом берегу Индигирки и на холмах выше основной части города.

На момент прихода археологической экспедиции в 1969 году на месте Зашиверска находилась церковь, полуразрушенная колокольня, два полуразрушенных избяных сруба (вероятно, построенные в середине XIX века) и столб-коновязь . Спасская церковь с колокольней были построены в 1700 году местным плотником Андреем Хабаровым из лиственничных брёвен, доставленных, скорее всего, с верховьев Индигирки. В первой половине XX века в церкви ещё находились выцветшие и облупленные иконы «древнего письма» . Поскольку нельзя было обеспечить сохранность уцелевших памятников в дикой природе, правительство Якутской АССР дало разрешение на их вывоз в создаваемый в пригороде Новосибирска Историко-архитектурный музей под открытым небом . В 1970 году была перевезена колокольня, в 1971 году — Спасская церковь .

Зашиверск в фольклоре

Зашиверск после своего исчезновения остался в фольклорной памяти коренного населения Индигирки: легендах и преданиях , записанных в разное время. Так, основание города, по преданию, было связано с якутским богатырём по имени Берт-Чёрёгёр: с помощью русских ему удалось разгромить тунгусов, с которыми раньше враждовали якуты. По другой версии, Ёрё-Чёрёгёр был проводником русских на Индигирку и показал место для закладки города.

К 1940—1950-м годам относятся записи преданий об эпидемии оспы и последовавшей за ней гибели города. В передаче Ю. Фролова, шаманы связывали пришествие оспы — «бабушки», как они её называли, в начале XIX века с « нечистой силой », которая отплатила таким образом людям за истребление промыслового зверя. По другому преданию, две сестры в течение семи суток сидели на деревьях и с жалостью глядели на жителей Зашиверска. Это были духи оспы. А когда их обидел проезжавший мимо тунгусский князец, они обрушили свою ярость на город. Легенда якутского или тунгусского происхождения, услышанная участниками научной экспедиции 1969—1970 годов в низовьях Индигирки, рассказывает, что однажды во время ярмарки (у городской крепости) шаман увидел заражённый недугом сундук с сокровищами и приказал бросить его в прорубь, но жадный священник ему воспротивился, и когда сундук открыли — люди бросились и разобрали все лежавшие в нём вещи. А на следующий день город был охвачен чёрной оспой . Погибли все, вместе со священником, выжила лишь маленькая девочка Тарабукина, которая дожила до 105 лет и умерла в 1913 году . В языке русскоустьинцев для обозначения оспы сохранилось выражение «зашиверская погань» .

Исследования

Зашиверск упоминается в описаниях путешествий русским исследователями Г. Сарычевым в конце XVIII века и Ф. Врангелем в начале XIX века. Подробное описание города содержится в «Словаре географическом Российского государства» А. Щекатова , изданном в 1804 году.

После гибели города он почти нигде не упоминался. Первое обстоятельное изучение истории Зашиверска (по архивным материалам) относится к 1922 году, когда в «Сборнике материалов к изучению Якутии» Якутским наркомпросом была опубликована статья под названием «Город Зашиверск» автора с инициалами «В. Г.». О Зашиверске упоминали В. И. Огородников в книге «Из истории покорения Сибири. Покорение юкагирской земли» (Чита, 1922), С. В. Бахрушин в «Открытии Якутии русскими в XVII веке и присоединение её к России» (Якутск, 1957). О существовании на месте бывшего города церкви в XX веке впервые было сказано в отчёте 1933 года о проведении Индигирской гидрографической экспедиции, которая случайно обнаружила остатки города в 1931 году .

Археологические раскопки

Остатки Зашиверска в 1969—1970 годах

Археологические раскопки на месте Зашиверского острога и, частично, прилегающей к нему территории проводились в 1969—1971 годах экспедицией СО АН СССР . Раскопки позволили установить исторические данные, отсутствующие в письменных источниках. Короткое лето и вечная мерзлота (лёд начинался на глубине 25—30 см) помешали археологам закончить раскопки, в частности, не был найден культурный слой XVII века.

В ходе экспедиции под слоем торфа были обнаружены остатки острожных стен, полы-настилы башен, а также ремесленной мастерской в 15 метрах от колокольни. Выявлены следы наводнения и двух пожаров, один из которых погубил часть стен крепости. Были найдены медные монеты, относящиеся к XVIII веку; «идол» и шахматная фигурка из кости мамонта, стеклянные бусы, куски слюды и стекла, железный нож и другие предметы. На расстоянии 1,6 м и 10 см от церкви на глубине 80 см в песчаном грунте обнаружена группа захоронений: женщины и трёх детей в гробах из тёсаных досок; ребёнка в долблёной колоде; девушки в гробу, выдолбленном из двух лиственниц .

Примечания

Комментарии
  1. План землемера Турчанинова поверхностен; неверно показан север, Индигирка течёт в противоположном направлении, нежели показано стрелкой («Древний Зашиверск», стр. 60)
  2. По другим данным — 200 метров, см. Кротов, Модест. В просторах Индигирки. — Якутск, 1934. — С. 22.
  3. Такой версии придерживается Окладников, Огородников и Бахрушин, см. Огородников В. И. Из истории покорения Сибири. Покорение Юкагирской земли. — Чита, 1922. , Бахрушин С. В. Открытие Якутии русскими в XVII веке и присоединение её к России. — Якутск, 1953. Другие версии основания Зашиверского острога: Иваном Ильиным в 1653 году , см. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. — М. , 1960. — С. 398. , В. Бурлаком в 1653 году , см. Белов М. И. История открытия и освоения северного морского пути, том I. — С. 178. («Древний Зашиверск», стр. 74)
  4. Наверху вид на Зашиверск со стороны Индигирки, внизу вид на центр города
  5. Тугурук — (якут. тёгюрюк), оз. Тугурук, нп Тугурук, Якут. АССР. См. Тихонова Г. Е. и др. Словарь русской транскрипции эвенкийских и эвенских терминов и слов, встречающихся в географических названиях Сибири и Дальнего Востока. — Центральный научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии, 1967. — С. 76. Тугурук — бывший населённый пункт на правом берегу Индигирки, от Зашыверска выше по течению реки, на расстоянии 26 км по прямой.
  6. Записал Г. М. Васильев 7 августа 1944 года, м. Майор-Крест. В вольном переводе Н. А. Алексеева, г. Якутск, 1959 года, записано от Е. Ф. Слепцовой 87 лет из Момского района: «Когда эпидемия оспы утихла, опять появились люди в городе… В то время в городе насчитывалось около пятидесяти семей… Я вместе с дедушкой, будучи ребёнком, приехала жить в Зашиверск… После смерти брата я переехала жить с ребёнком сестры в м. Тёгюрюёк. Тогда мне было 20 с лишком лет. С нашим переездом не осталось жителей в г. Зашиверске… Когда мы жили в Зашиверске, он не был похож на настоящий город… Наш дом стоял немного подальше от церкви, в её верхней стороне… Когда мы переехали в м. Тёгюрюёк, дом наш проезжие люди сожгли. После этого в Зашиверске сохранились два амбара, церковь и колокольня». («Древний Зашиверск», стр. 196)
  7. Тарабукины проживали в Зашиверске в XVIII и XIX веках («Древний Зашиверск», стр. 58, 137)
Источники
  1. // Общественные науки в СССР: История, Выпуски 1—6 : журнал. — 1979. — С. 196 . 16 сентября 2016 года.
  2. Васильевский, Р. С. и др. Воспитание историей. — Новосибирское книжное изд-во, 1987. — С. 191.
  3. Чикачёв, А. Г. Русские на Индигирке: историко-этнографический очерк. — Наука, 1990. — С. 24.
  4. Хохлачев В. Заполярный Помпей = Хотугу эргимтэ Помпейа уоттара. — Индигир уоттара. — Хону, 1975.
  5. ↑ , с. 23.
  6. , с. 13, 20, 36—39, 48, 50, 60, 82.
  7. Стишов М. С. Особо охраняемые природные территории Российской Арктики: современное состояние и перспективы развития. — Всемирный фонд дикой природы (WWF). — 2013. — С. 19. — ISBN 978-5-906219-04-6 .
  8. Свиридова Т. В. . — М. : Союз охраны птиц России, 2011. — С. 2, 20. 24 сентября 2015 года.
  9. Иванов, В. Н. Вхождение Северо-Востока Азии в состав Русского государства. — Новосибирск: Наука, 1999. — С. 101.
  10. , с. 38, 74.
  11. , с. 20, 33, 44, 48.
  12. , с. 44.
  13. , с. 45—47.
  14. , с. 47—48.
  15. Молодых, И. Ф. Пути связи и снабжение Колымско-Индигирского края. — Иркутск: Востсибкрайгиз, 1931. — С. 22.
  16. , с. 56, 58, 89.
  17. , с. 182, 183.
  18. , с. 41, 58—60, 63.
  19. , с. 62, 67, 70.
  20. (неопр.) . // geraldika.ru. Дата обращения: 15 августа 2014. 19 августа 2014 года.
  21. , с. 44, 60, 62.
  22. Молодых, И. Ф. Пути связи и снабжение Колымско-Индигирского края. — Иркутск: Востсибкрайгиз, 1931. — С. 30, 31.
  23. , с. 71, 72.
  24. Рудич, К. Н. Река, разбудившая горы. — Новосибирск: Наука, 1977. — С. 18.
  25. Кокрен, Джон Дандас. = Narrative of a Pedestrian Journey Through Russia and Siberian Tartary: From the Frontiers of China to the Frozen Sea and Kamtchatka. — H. C. Carey, & I. Lea, and A. Small, 1824. — С. 163, 164. (англ.)
  26. , с. 63, 72, 73.
  27. (неопр.) . // heraldicum.ru. Дата обращения: 15 августа 2014. 24 сентября 2015 года.
  28. , с. 63, 72, 74.
  29. , с. 20.
  30. , с. 5—7, 42.
  31. , с. 22.
  32. , с. 20, 22, 23, 39, 42, 43, 48, 50, 60, 79, 121—129, 146.
  33. , с. 29—30, 55—56, 189—194, 197, 203.
  34. Полярная звезда: литературно-художественный и общественно-политический журнал. — 1988. — Т. 1—6. — С. 7.
  35. , с. 7.
  36. , с. 5—7.
  37. , с. 43, 121—129.

Литература

Энциклопедии

Монографии

  • Окладников А. П. и др. . — М.: Наука, 1977. от 12 августа 2014 на Wayback Machine
  • Вилков О. Н. Источники и литература о времени основания в процессе освоения Сибири русскими города Зашиверска (XVII в.) // Источниковедение городов Сибири конца XVI — нач. XX вв.. — Новосибирск, 1983.
  • Лаппо Г. М. Города России. Взгляд географа. — М. : Новый хронограф, 2012. — С. 274. — ISBN 978-5-94881-151-2 .

Публикации

на русском языке
  • В. Г. Город Зашиверск // Сборник материалов по изучению Якутии. — Якутск, 1922.
  • Кротов, Модест. В просторах Индигирки. — Якутск: Якутское государственное издательство, 1934.
  • Сизых С. Якутская Помпея. — Соц. Якутия, 1974.
  • Гурьве К. Был на карте город. — Сангар: Ленинец, 1978.
  • Панков А. Якутская Мангазея. — Полярная звезда, 1978.
  • Березкин И. Здесь был город. — Молодёжь Якутии, 1989.
  • Вехов Н. В. Зашиверск // Московский журнал . — 2011. — № 10 . — С. 35—48 .
на якутском языке
  • Хохлачев В. Заполярный Помпей = Хотугу эргимтэ Помпейа уоттара. — Индигир уоттара. — Хону, 1975.
  • Фролов В. Был такой город = Маннык куорат баара. — Бэлэм буол. — Якутия, 1981.
  • Абыйчанин Н. Русские из Ожогино; Зашиверск в XVII—XVIII в. = Ожогино нууччалара; Зашиверскай XVII—XVIII yйэлэргэ. — Кыым . — Якутия, 1998.

Ссылки

  • В Историко-архитектурном музее под открытым небом. Новосибирск. Портал Art Science World .
  • В Ленском историко-архитектурном музее-заповеднике «Дружба». Соттинцы (Якутия). Проект «Музеи Якутии».
  • Карта Северо-Востока Якутии 1988 года.. Место Зашиверска показано в правом верхнему углу.

Same as Зашиверск