Interested Article - Кутюр, Тома

Тома́ Кутю́р ( фр. Thomas Couture ; 21 декабря 1815 , Санлис 30 марта 1879 , Вилье-ле-Бель ) — французский художник- академист . Наиболее известен как автор исторических полотен, аллегорических и жанровых картин. Учился у Антуана-Жана Гро и Поля Делароша . Прославился картиной « », которую писал три года и выставил в парижском Салоне в 1847 году. После этого успеха открыл собственную мастерскую в Париже, где занималось несколько десятков учеников, в том числе из других стран. Со временем интерес к его творчеству утрачивается. В 1863 году вынужден был закрыть свою мастерскую, а в 1869 году переехал в Вилье-ле-Бель , где и умер в 1879 году.

Биография

Тома Кутюр родился в Санлисе в 1815 году в семье сапожника . С ранних лет проявил художественные способности. Общее образование получил плохое (неоднократно сам себя называл необразованным), что не мешало ему успешно заниматься живописью. Позже Кутюр любил вспоминать, что в десять лет не умел читать, так как буквы для него представляли интерес только в качестве рисунков . В то время он учился в церковной школе и ему часто доставалось за ошибки в правописании, но при этом он сумел получить награду за хороший почерк. В связи с этим один из его учителей заявил: «Этот осёл от природы не научится читать свои писания и через многие годы» .

Когда Тома было 11 лет, его семья переехала в Париж, где он учился в Национальной высшей школе искусств и ремёсел , а затем в Школе изящных искусств . Был учеником Антуана-Жана Гро и Поля Делароша , от которого ушёл со скандалом . В 1837 году получил Римскую премию . В следующем году был впервые представлен в парижском Салоне с полотном, на котором было представлено изображение венецианки после ночной оргии .

Римляне времён упадка. 1847

В 1840 году начал выставлять исторические и жанровые картины в парижском Салоне. В начале 1840-х годов пользовался большой популярностью благодаря своей элегантной манере письма, характерной черте классической французской школы, с которой связаны утончённое чувство цвета и полёт творческой фантазии. Благодаря этому Кутюра называли «французским Веронезе », а некоторые современники даже ставили его выше венецианского художника. В 1847 году выставил в Салоне своё самое известное полотно « », над которым работал три года. «Чтобы достичь мастерства, мне приходилось начинать эту картину не двадцать, а сотни раз», — говорил он . Там её ожидал шумный успех и признание. Теофиль Готье писал, что она представляет собой «самое замечательное произведение» на выставке . Многие посчитали символичным, что в зале на период конкурса она заняла обычное место « Брака в Кане Галилейской » Веронезе; звучали и превосходные оценки в пользу полотна французского художника, а не итальянского классика . Картина Кутюра была удостоена золотой медали первой степени, была выкуплена государством за 12 000 франков, а её автор награждён орденом Почётного легиона . С 1848 года она была выставлена в собрании Люксембургского музея , а позже передана в коллекцию Музея Орсе .

На волне такого успеха сам Кутюр высоко оценивал своё искусство. «Я считаю себя единственным по-настоящему серьёзным художником нашей эпохи», — любил говорить он . Джон Ревалд в своей «Истории импрессионизма» привёл один из вариантов такого его суждения, о том что он: «весьма уверен в том, что он величайший из живущих художников, а все остальные просто пачкуны» . Вскоре после этого триумфа Кутюр открыл независимое ателье в доме на парижских улицах Лаваль и Пигаль. В том время оно соперничало со Школой изящных искусств в обучении живописи. Там занималось несколько десятков учеников не только из Франции, но и из других стран (США, Германия) . В отношении наставничества его кредо было: «Я не претендую на то, чтобы создавать гениев, но хотел бы воспитать живописцев, знающих своё дело» . Несмотря на академические идеалы и соответствующую манеру преподавания, Кутюр требовал от учеников добиваться индивидуальности, не копировать его стиль . Более шести лет, с января 1850 года, он был учителем Эдуарда Мане . Однако в результате конфликта последнего с Кутюром (и академизмом в целом) Мане бросил учителя и стал одним из основоположников нового течения — импрессионизма . У них неоднократно возникали разногласия по самым разным поводам. В пылу одной из ссор Эдуар собрал вещи и бросил занятия, но вернулся обратно по настоянию отца. Крупный конфликт произошёл в 1855 году в связи с новой работой молодого художника. «Мой друг, — сказал он, — если вы претендуете на то, чтобы возглавить художественную школу, то создавайте её где-нибудь в другом месте» . Окончательный разрыв, после которого они больше никогда не встречались, произошёл по поводу известного полотна Мане « » (1858—1859, Новая глиптотека Карлсберга ). Автор пригласил учителя к себе в дом, где Кутюр заявил, что возмущён «пьяницей» и «гнусностью», созданной художником . Среди других учеников Кутюра, в течение большего или меньшего времени, были Пюви де Шеванн , американец Эдвард Харрисон Мэй Младший , немцы Рудольф Фридрих Геннеберг , Отто Книлле и Вильгельм Карл Генц , Гюстав Колен . Джон ла Фарж , непродолжительное время посещавший мастерскую Кутюра, замечал впоследствии, что более всего его отталкивали от учителя выпады в отношении «более крупных художников», таких как Эжен Делакруа и Жан-Франсуа Милле . В то же время Делакруа оставил о нём более взвешенную оценку: «Он никогда не сумеет приобрести того, чего ему не хватает, но зато он вполне владеет тем, что знает» .

Запись добровольцев в 1792 году. 1848—1852, музей Уазы

Со временем интерес к творчеству Кутюра стал остывать. После прихода к власти Луи-Наполеона был отменён заказ на картину «Запись добровольцев в 1792 году» (1848—1852) для зала Национального собрания , с которой он связывал большие надежды на признание . В 1855 году на Всемирной выставке Кутюр выставил картину «Сокольничий», где она не сумела получить высшую награду, что было расценено им как крупная неудача. В результате он отказывается от медали первой степени, присуждённой ему за эту картину и за «Римлян времён упадка» . Некоторое время художник надеялся на выполнение заказов от двора Наполеона III, но они были отменены . В 1863 году он вынужден был закрыть свою мастерскую, в том числе из-за того, что многие его ученики за год до этого перешли под покровительство Гюстава Курбе . В 1867 году опубликовал в Париже книгу «Методы и беседы в мастерской» ( Méthodes et entretiens d’atelier ) . В 1869 году переезжает в Вилье-ле-Бель , где, по словам критика Альбера Вольфа, будет жить «в уединении, которое благодаря полному безразличию современников превратило его в заживо погребённого». Однако несмотря на забвение на родине, его работы пользовались спросом в США, что позволяло ему не окончательно «сойти со сцены». В январе 1870 года он писал по этому поводу: «Я усердно тружусь, Любители наезжают сюда, как в Париж, и я, почитающий одно только искусство, богатею с их помощью, как колониальный торговец» . В конце жизни Кутюр работал со своим внуком над автобиографической книгой «Тома Кутюр, его жизнь, творчество, характер, идеи, метод» ( Thomas Couture, sa vie, son oeuvre, son caractère, ses idées, sa méthode ) . Умер 29 или 30 марта 1879 года в Вилье-ле-Бель, после чего был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез .

Творчество

Наиболее известен как автор исторических, аллегорических и жанровых картин . Широкую известность получила картина Кутюра «Римляне времён упадка» (1847, Париж, Музей Орсе ), на примере которой можно видеть, какую эволюцию претерпел классицизм от эпохи Давида , когда герои античности служили идеалом нравственности и гражданственности, до изображения Рима, погрязшего в удовольствиях и роскоши. Античность обретала черты занимательности. Кутюр работал также над монументальными росписями. Писал портреты (Жюль Мишле, ок. 1843, Париж, музей Карнавале ; Альфред Брийа, 1850, Монпелье , Музей Фабра ). Наиболее интересны его небольшие этюды («Сумасшедший», Руан, Музей изящных искусств и керамики ). Здесь, в отличие от больших полотен, выполненных в сухой академической манере, он более живописен и искренен. Одна из лучших картин Кутюра, « Маленькая купальщица », находится в Государственном Эрмитаже .

Примечания

  1. ↑ (нидерл.)
  2. ↑ (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. ↑ — 2003.
  4. — 2016.
  5. , с. 88.
  6. ↑ , с. 34—35.
  7. ↑ , с. 35.
  8. ↑ , с. 165.
  9. ↑ , с. 110.
  10. , с. 89.
  11. ↑ , с. 87.
  12. ↑ , с. 34.
  13. ↑ , с. 38.
  14. , с. 42.
  15. ↑ , с. 62.
  16. ↑ , с. 90.
  17. (фр.) . mudo.oise.fr . Дата обращения: 29 ноября 2021. 29 ноября 2021 года.
  18. , с. 43.
  19. , с. 53.
  20. , с. 56—57.
  21. , с. 62.
  22. ↑ , с. 45.
  23. (неопр.) . Дата обращения: 31 января 2018. 1 февраля 2018 года.

Литература

  • Березина В. Французская живопись первой половины и середины XIX века в Эрмитаже. Научный каталог. — Л. : Искусство, 1983. — 254 с.
  • Коллектив авторов. Сто памятных дат. Художественный календарь на 1979 год / Сост. А. Сарабьянов. — М. : Советский художник, 1978. — 319 с.
  • Перрюшо, Анри. Жизнь Мане. — М. : Радуга, 1988. — 362 с.
  • Ревалд, Джон. История импрессионизма / Пер. с англ. П. Мелковой. — М., Л.: Искусство, 1959. — 503 с.
  • Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия: В 3 т. — М.: Белый город, 2006.
  • Энциклопедия импрессионизма / Под ред. М. и А. Серюлля. / Пер. с фр. Н. Матяш. — М. : Республика, 2005. — 295 с. — ISBN 5-250-01858-0 .
  • : [ англ. ] / Albert Boime. — New Haven, CO; London : Yale University Press, 1980. — xxii, 683 p. — ISBN 0-300-02158-5 . — LCCN .

Ссылки

Same as Кутюр, Тома