Эфрусси (банкирская династия)
- 1 year ago
- 0
- 0
Шарль Эфрусси ( 24 декабря 1849 , Одесса — 30 сентября 1905 , Париж ) — французский меценат, искусствовед, художественный критик, редактор и издатель из еврейской банкирской династии Эфрусси .
Внук основателя династии , Карл Эфрусси родился и провёл первые десять лет жизни в Одессе , где его дед к середине XIX века стал крупнейшим экспортером пшеницы из России в Европу. С 1850-х годов дети основателя династии, Леон и Игнац, направляются для расширения торговли и создания международных финансовых домов в Европу. Сначала был образован филиал семейного бизнеса в Вене , где Шарль жил в кругу семьи до своего двадцатилетия.
К 1871 году бизнес был расширен, и младшая ветвь семьи — родители Шарля и все их дети — переехали в фешенебельный и развивающийся район французской столицы, на Рю де Монсо ( (фр.) (), дом 81. Старший из троих сыновей Леона наследует фамильное дело, встав во главе уже успешной и умножающей капитал парижской компании. Будучи младшим из братьев, Шарль оказался свободен в выборе занятий; имея художественные склонности, для знакомства с шедеврами эпохи Возрождения он отправляется в годичное путешествие по Италии , где впервые приобщается к коллекционированию предметов искусства.
Вернувшись в Париж , Шарль посещает светские салоны , заводит знакомства в художественном мире и начинает писать критические статьи и обзоры для «Ведомостей изящных искусств», «Газетт де Бозар» ( (фр.) (), владельцем и редактором которой он, уже будучи заметной фигурой в обществе, станет в 1885 году , издаёт полновесное исследование « Альбрехт Дюрер и его рисунки» (Albert Durer et ses dessins), собирает обширную коллекцию японского искусства , включающую в частности 264 нэцкэ .
С начала 80-х годов Шарля Эфрусси привлекает импрессионизм , он — один из первых крупнейших собирателей этого авангардного для своего времени искусства: его частная коллекция включала работы Ренуара , Моне , Мане , Сислея , Писсарро , Дега , Моризо , — всего около сорока полотен. На протяжении нескольких летних месяцев 1881 года его личным секретарём служил поэт- символист Жюль Лафорг . Шарль Эфрусси был первым заказчиком Пруста . Своё предисловие к переводу «Амьенской библии» Рёскина Пруст начинает с посвящения: «Месье Шарлю Эфрусси, который всегда так добр ко мне».
В 1891 году Шарль вместе с братом Игнацем переехал в особняк на Авеню де Йена ( (фр.) (), дом 11 (здание не сохранилось). За вклад в развитие искусства был удостоен ордена Почётного легиона .
С 1894 года, когда французское общество оказалось расколото делом Дрейфуса , семья Эфрусси становится мишенью для антисемитской травли. Многие из художников, которым Шарль ещё вчера покровительствовал, отворачиваются от своего мецената . Перед ним закрываются двери аристократических салонов. В этот последний период жизни Шарль почти перестает покупать живопись, меньше пишет, но продолжает исполнять обязанности в «Газетт де Бозар». Шарль умер в возрасте 55 лет. До конца своих дней он оставался холостяком и завещал имущество племяннице Фанни и её мужу Теодору Рейнаку ( Théodore Reinach ).
Судьба уцелевшей и принадлежащей до наших дней потомкам Эфрусси коллекции из 264-х нэцкэ прослежена двоюродным правнуком Шарля, ( (англ.) () в его книге « » ( (англ.) () (2010). Стал одним из персонажей выставки, посвященной семейству Эфрусси, в венском Еврейском музее в 2020 году .