Санно-синто
- 1 year ago
- 0
- 0
Санно синто ( яп. 山王神道) — учение, созданное японской школой буддизма Тэндай . Учение зародилось в период Хэйан и окончательно оформилось в период Камакура . В основу учения санно синто была положена идея о том, что всё явное имеет и свой тайный смысл. В частности существа которые внешне выглядят как японские боги ками , на самом деле являются буддами и бодхисаттвами . Помимо буддистов, в число последователей санно синто входили и синтоистские жрецы . С другой стороны, часть монахов Тэндай всё же отдавала предпочтение рёбу синто , поддерживаемому школой Сингон . Помимо синтоизма и буддизма, в учении были сильно и влияние даосизма . Так, на горе Хиэй стали почитать семерых ками, отождествляемых с почитаемыми в даосизме светилами Большой Медведицы .
Первоначально ками, почитаемый как главное божество учения, носил имя Ооямакуй. Однако, основатель Тэндай, Сайтё переименовал божество в Санно. Скорее всего это связано с тем, что одноимённое божество почиталось в главном монастыре китайской школы Тяньтай , в котором проходил обучение Сайтё. Согласно составленному в период Камакура житию основателя Тэндай, когда Сайтё занимался аскезой на горе Хиэй, во сне ему явились три сияющих круга. Каждый круг был отдельным буддой (Сяка-Шакьямуни, Якуси-Бхайшаджьягуру и Амида-Амитабха). Все три будды пообещали стать покровителями школы Тэндай и спасать людей. В это же время Сайтё определил, что ками горы Хиэй троичен и каждая его ипостась является аватаром одного из явившихся ему будд. Поэтому и по сей день святилище Хиэ-тайся, построенное у подножья Хиэйдзан, состоит из трёх комплексов, каждый из которых посвящён отдельной ипостаси божества.
Другим аргументом за покровительство Санно школе Тэндай служило его имя. Имя «Санно» записывается двумя иероглифами — 山王. Первый состоит из трёх вертикальных черт и одной горизонтальной. Второй из трех горизонтальных и одной вертикальной. При этом в обоих случаях одна черта связывает три другие воедино. В то же время, основное буддийское учение школы Тэндай активно использовало идею триединства. Сложив эти два факта вместе, монахи заключали, что само имя Санно показывает его благоволение Тэндай.
Учение зародилось в период Хэйан и первоначально представляло собой почитание ками горы на которой располагался главный храм Тэндай. Окончательно оно оформилось в период Камакура. Первый текст, в котором была произведена попытка систематизировать учение, появился лишь в 1223 году, спустя 400 лет после смерти основателя учения, Сайтё. Им стал труд , опирающийся на цитату из Сутры Цветка Милосердия, в которой будда Шакьямуни утверждает, что уйдя в нирвану, пошлёт пресветлых богов в дурные миры. Эта цитата стала одним из главных аргументов в защиту буддийской интерпретации синто и многократно цитировалась не только в традициях Тэндай, но и других учениях. Однако, найти место сутры, из которого взята эта цитата, так никому и не удалось. Это связано с тем, что в буддийской традиции за основу берутся лишь сутры, изречённые буддой Шакьямуни и шастры , созданные бодхисаттвами. Всё остальное считается не более чем комментариями. Поэтому если подходящих цитат не находилось, их просто выдумывали или же брали реальный первоисточник и искажали его смысл. Японские буддисты грешили этим особенно часто. Кроме того, порой их подводило и плохое знание китайского языка .
Наибольший авторитет учение обрело в начале периода Эдо , благодаря усилиям монаха . По его утверждению божество горы Хиэй, богиня Аматэрасу и будда едины. Хотя главная роль всё же отводилась Аматэрасу. Благодаря его активной пропаганде санно синто, ему удалось добиться поддержки учения со стороны властей. Во время революции Мэйдзи , после принятия закона о разделении ками и будд, учение прекратило своё существование. Центр же санно синто, расположенный у подножья горы Хиэй был превращён в чисто синтоистское святилище. Однако, после второй мировой войны , когда синто перестало быть государственной религией, в святилище возобновились совместные буддийско-синтоистские службы.