Аль-Васик Биллах
- 1 year ago
- 0
- 0
Абу́ Джа́фар Хару́н ибн Муха́ммад аль-Ва́сик Билла́х ( араб. أبو جعفر هارون الواثق بالله ; 811 / 812 , Мекка — 10 августа 847 , Самарра ) — девятый халиф Арабского халифата из династии Аббасидов в 842 — 847 годах , сын халифа аль-Мутасима , старший брат халифа аль-Мутаваккиля .
Абу Джафар Харун ибн Мухаммад аль-Васик был сыном халифа аль-Мутасима от его византийской умм аль-валад Каратис. Он родился по дороге в Мекку в 811 / 812 году (196 год Хиджры ), когда его отцу было всего 16 лет. Однако, по утверждению аль-Масуди , в момент восшествия на престол в январе 842 года аль-Васику было 31 год и 9 месяцев, из чего следует, что он родился в апреле 810 года. При этом сам аль-Масуди признаёт противоречивость датировки рождения аль-Васика .
Харун аль-Васик стал халифом после смерти своего отца аль-Мутасима в начале января 842 года. Переход власти от покойного халифа к его наследнику произошёл необычайно легко, поскольку управление халифатом продолжало оставаться в руках правительства аль-Мутасима, состоявшего из визиря , верховного кади Ахмада ибн Абу Дуада и трёх тюркских военачальников — , Итаха и . Именно они организовали мирное наследование престола и продолжили управлять халифатом при халифе аль-Васике с его полного согласия .
Незадолго до смерти халифа началось серьёзное восстание в Палестине и Сирии под предводительством некоего , выдававшего себя за потомка династии Омейядов . Новый халиф послал против повстанцев войска, которые встретились с ними в главной битве близ Дамаска . В этом сражении восставшие были разбиты, потеряв тысячи убитых. После этого войска аль-Васика направились в Палестину, где повстанцы также были разбиты, понеся потери количеством более 20 000 человек. Аль-Мубарка был схвачен и доставлен в Самарру .
Халиф аль-Васик продолжил политику утверждения мутазилитского калама в качестве государственной религиозной доктрины, проводившуюся двумя его предшественниками на престоле халифа. При нём ужесточились преследования традиционалистов, не желавших принять идеологию мутазилитов, для чего активно использовалась процедура михны . Мутазилиты получили полное господство в теологических собраниях Багдада , Самарры и Басры , а центр традиционной теологии переместился на восток — ко двору Тахиридов в Нишапуре . Одним из проявлений религиозной политики аль-Васика стало проведение допроса всех ученых Басры с целью подтверждения их приверженности мутазилитской доктрине, организованного наместником Басры по приказу халифа .
Стремясь пополнить казну, аль-Васик начал тщательно придираться к своим чиновникам, облагая их за различные повинности различными штрафами размером от 100 тысяч до миллиона динаров . Как утверждает Уильям Мьюр , на такой способ увеличения доходов халифа натолкнула история падения Бармакидов и конфискации их огромного состояния при халифе Харуне ар-Рашиде . Услышав её, аль-Васик якобы воскликнул: «Какой прекрасный пример оставил мне мой дед!» . В 844 году (229 год Хиджры) халиф аль-Васик приговорил многих государственных чиновников к ударам палками и выплате внушительных штрафов, обвинив их в халатном отношении к исполнению своих служебных обязанностей. В 845 году по инициативе аль-Васика, который не разделял устремлений своего отца в отношении постоянного джихада , на византийской границе в районе Тарсуса между халифатом и Византийской империей был произведён обмен пленными, в результате которого тысячи военнопленных с обеих сторон были возвращены на родину .
В апреле 846 года был раскрыт заговор с целью организации восстания в Багдаде. Причиной этого стало недовольство горожан политикой Самаррского правительства, подконтрольного тюркской гвардии, а также в некоторой степени протест против насильственного насаждения мутазилитской доктрины. По замыслу организаторов заговора, недовольные горожане должны были подняться на восстание в ответ на одновременный стук барабанов в разных частях Багдада в условленный день. Всем активным участникам заговора заранее были розданы некоторые суммы денег, что и стало причиной провала: двое повстанцев устроили на полученные деньги весёлую попойку и спьяну начала бить в барабаны на день раньше. Явившаяся на шум полиция повязала горе-заговорщиков, в результате чего весь заговор был раскрыт. Главный организатор неудавшегося восстания , известный знаток хадисов и активный противник мутазилитской идеологии, приходившийся внуком одному из активных сторонников Аббасидов Малику ибн аль-Хайсаму, был схвачен и доставлен к халифу. Аль-Васик лично допросил его и потребовал признать догмат о сотворённости Корана — одно из основных положений мутазилитского калама, однако престарелый аль-Хузаи отказался отречься от своих убеждений. Несмотря на заступничество кади Ибн Аби Дуада, предложившего признать аль-Хузаи умалишённым, халиф послал за большим мечом, называемым «Самсама» и принадлежавшим когда то одному из ранних героев ислама Амру ибн Мадикерибу. Аль-Васик взял меч и нанёс первый удар по шее аль-Хузаи, после чего тюркские гвардейцы добили старика. Затем какое то время обезглавленное тело аль-Хузаи выставляли на всеобщее обозрение в Самарре, а его голову — в разных районах Багдада, прикрепив к уху записку, в которой говорилось, что этот многобожник упорствовал в своих заблуждениях и отказался раскаяться даже по прямому повелению халифа .
В период правления аль-Васика произошло несколько волнений среди аравийских бедуинских племён (и других), создавших реальную угрозу как для самих священных городов Мекки и Медины, так и для совершавших хадж паломников. При помощи тюркских войск во главе с военачальником Бохой мятеж бедуинов был подавлен, полторы тысячи пленных мятежников были заключены в Медине , где впоследствии были перебиты горожанами при попытке освободиться. Волнения бедуинов однако ещё долго продолжались в центральной и южной частях Аравийского полуострова . Кроме этого, при халифе аль-Васике происходили восстания хариджитов в районе Мосула и курдское восстание в Персии, которые также были подавлены .
Халиф аль-Васик внезапно умер 10 августа 847 года от водянки. Какое то время перед смертью халиф спасался от мучений, залезая в печь, что приносило некоторое облегчение, однако никакого лечения его болезни не производилось. В качестве наследника аль-Васика собравшееся правительство в составе визиря Ибн аз-Зейята, верховного кади Ибн Абу Дуада, тюркских военачальников Итаха и Васифа (Ашинас к тому времени уже умер в декабре 844 года) и ещё нескольких сановников провозгласило его младшего брата Джафара, вступившего на престол под именем аль-Мутаваккиля .
Харун аль-Васик был человеком среднего сложения, красивым и белокожим (качество, вероятно, унаследованное им от своей матери-гречанки). Один его глаз был отмечен заметной белой крапинкой. Халиф не испытывал энтузиазма по поводу участия в путешествиях, военных экспедициях и других мероприятиях за пределами своей столицы и, похоже, за всё время своего шестилетнего правления ни разу не покидал Самарры . Он проживал в своём новом дворце, который в честь него получил имя Гаруни (местонахождение дворца до сих пор не установлено). Однажды он вознамерился совершить хадж, однако его быстро отговорили, сославшись на отсутствие воды на маршруте . Согласно характеристике аль-Масуди , аль-Васик был «обильно евшим и пившим, милостивым, жалостливым к людям дома своего, заботившимся о делах подданных своих» . Кроме того, аль-Масуди отмечал склонность халифа к людям мыслящим, учёным-теологам, медикам и знатокам законов, в связи с чем аль-Васик любил принимать участие в разного рода учёных собраниях и научных обсуждениях . Кроме прочих, при дворе аль-Васика работал знаменитый врач и переводчик Хунайн ибн Исхак , который именно по заданию халифа аль-Васика создал свой труд «Книга природных вопросов» ( Китаб ал-маса’ил ат-таби’иййа ) .
От своей византийской наложницы по имени Курб халиф аль-Васик имел сына Мухаммеда, которого после смерти отца первоначально рассматривали в качестве его преемника. Тюркский военачальник Васиф однако заявил, что Мухаммед ещё слишком молод, чтобы стать халифом. В дальнейшем он всё же на короткое время занял халифский престол под именем аль-Мухтади .
Аль-Васик стал героем фантастического романа «Васик» или «Ватек» ( фр. Vathek), написанного английским писателем Уильямом Бекфордом на французском языке и впервые опубликованного в 1786 году .