Interested Article - Лежён, Клод

Клод Лежён , Ле Жён , Ле-Жён ( фр. Claude Le Jeune или Lejeune ; 1528 или 1530 , Валансьен сентябрь 1600 , Париж ) — французский композитор .

Очерк жизни и творчества

Лежён родился и вырос в протестантской семье. Возможно, жил в Париже с 1564 года. В 1582—1584 годах работал при дворе герцога Франсуа Анжуйского (брата Генриха III ), в 1596 году занял пост регулярного композитора (compositeur ordinaire de la musique) при дворе короля Генриха IV .

Написал около 350 многоголосных обработок (преимущественно в силлабике и гомофонной фактуре) метризованных псалмов на французском языке, предназначенных для нового гугенотского богослужения, в том числе сборник «Додекахорд» (« Dodecacorde », 1598) .

Член Академии поэзии и музыки Ж. А. де Баифа , под влиянием антикизирующих идей которого предпринял смелый эксперимент в области музыкальной ритмики . Среди экспериментальных сочинений Лежёна наиболее показательны 33 «метризованные арии» ( фр. airs mesurés) и 6 шансон (светские многоголосные песни), вошедшие в сборник «Весна» (опубликован посмертно, в 1603 году). Необычностью отличались и эксперименты Лежёна в области гармонии . В ряде своих сочинений он попытался возродить античную хрому , которую интерпретировал как гармонизацию нисходящего тетрахорда из малой терции и двух полутонов (например, g-e-es-d ).

Среди шансон Лежёна выделяется многочастная и изобразительная « La Guerre » («Битва»).

Рецепция

Музыка Лежёна получила значительный резонанс во Франции. В XVII веке его псевдо-античными новациями восхищался Марен Мерсенн . В XVII-XVIII веках псалмовые гармонизации (в хоральной фактуре ) Лежёна служили дидактическими примерами в учебниках элементарной теории музыки. В XX веке дань Лежёну отдал в своём сочинении «Пять перепевов» (Cinq rechants, 1948) Оливье Мессиан , который считал сборник «Весна» «шедевром хорового письма и шедевром ритма» ( фр. chef-d'œuvre d'écriture chorale et chef-d'œuvre de rythme) .

Примечания

  1. Claude Le Jeune // (фр.)
  2. Claude Le Jeune // (исп.) : El portal de datos bibliográficos de la Biblioteca Nacional de España — 2011.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #119024705 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  5. Музыкальный словарь Римана . М., Лейпциг, 1901, с.745.
  6. Большая российская энциклопедия. Т.17. М., 2010, с.166.
  7. от 19 сентября 2016 на Wayback Machine .
  8. (неопр.) Дата обращения: 23 мая 2012. 20 марта 2012 года.

Литература

  • Lesure F., Walker D.P. Claude Le Jeune and musique mesurée // Musica Disciplina III (1949), pp. 151–170.
  • Кюрегян Т.С. Музыка античных форм // Sator tenet opera rotas. Ю.Н.Холопов и его научная школа. Москва, 2003.
  • His I. Das 'Dodecacorde' von Claude Le Jeune (1598) im Kontext der französischen Rezeption der Traktate von Glarean und Zarlino // Heinrich Glarean oder die Rettung der Musik aus dem Geist der Antike? / hrsg. v. N.Schwindt. Kassel; Basel u.a.: Bärenreiter, 2006, S. 237-262.
  • Ле Жён // Большая российская энциклопедия . Т.17. Москва, 2010, с.166.

Ссылки

  • (Gallica)
  • (из сб. «Airs. Lib.1», 1608)
  • / Специальное радио, 2009

Same as Лежён, Клод