Interested Article - Волконская, Елизавета Григорьевна

Елизавета Григорьевна Волконская ( 19 (31) октября 1838 , Рим 15 (27) февраля 1897 , Санкт-Петербург ) — княгиня из рода Волконских , фрейлина двора (1 июля 1843), супруга М. С. Волконского ; мать С. М. Волконского , П. М. Волконского , А. М. Волконского и В. М. Волконского . Первая женщина в истории России, серьёзно занимавшаяся богословско-историческими вопросами , видный деятель российского католического движения XIX века.

Биография

Портрет юной княжны Е. Г. Волконской

Родилась в семье светлейшего князя Григория Петровича Волконского , женатого на Марии Александровне, дочери и наследнице графа А. Х. Бенкендорфа . Детство и юность провела в Риме , где её отец служил в русской миссии при Папском престоле . C детства она отличалась глубокой религиозностью, в молодости много общалась с Зинаидой Волконской , которой приходилась внучатой племянницей. Зинаида Волконская оказала влияние на формирование у молодой княгини Елизаветы симпатий к католической вере .

По словам современницы, в молодости Елизавета Григорьевна «была красивой брюнеткой, мужественной в своих манерах, с румянами здоровья на свежем лице, с прямой, быстрой и решительной походкой. Ум сиял на её широком лбу и в тонкой улыбке, и она говорила низким грудным голосом также отчетливо и ясно, как совершался процесс её мыслей» .

24 мая 1859 году в Женеве Елизавета Григорьевна вышла замуж за князя Михаила Сергеевича Волконского , сына декабриста; в том же году переехала с ним в Россию. В своём петербургском доме княгиня организовала салон, бывший одним из центров культурной жизни столицы. Салон посещали Ф. И. Тютчев , Я. П. Полонский , А. К. Толстой , А. Н. Майков , И. С. Тургенев .

Несмотря на насыщенную семейную жизнь (у четы Волконских было 6 детей), она много времени уделяла богословским и церковно-историческим исследованиям, уже в зрелом возрасте выучила латынь и греческий для возможности читать Отцов Церкви в подлинниках . Многолетние исследования привели её к выводу об истинности папского примата и католической трактовки истории христианства I тысячелетия, а также, согласно её исследованиям, позволили обнаружить в русских переводах святоотеческих текстов многочисленные искажения и тенденциозные вставки .

В 1887 году она выпустила в Берлине книгу «О Церкви», в которой приводился детальный разбор всех искажений святоотеческих текстов в русских переводах и защищалась католическая точка зрения. Книга вызвала большое смятение в официальных кругах русского православия. В воспоминаниях сына княгини, театрального режиссёра и литератора С. М. Волконского , говорится:

Но ещё показательнее, нежели негодование, был тот переполох, который овладел умами. Они очутились перед новым, совершенно им незнакомым противником. Они, взросшие в неискренности официального вероисповедного доказательства, в полемических приёмах чиновно-богословской литературы, оказались лицом к лицу с искренностью, убеждённостью и логикой такой, что не поддавалась подкопу. Естественен переполох. Протоиерей Лебедев сказал: «Эту книгу писали пятнадцать иезуитов, а княгиня Волконская дала только своё имя».

Обер-прокурор К. П. Победоносцев назвал княгиню Волконскую «самой опасной женщиной в России» . Книга «О Церкви» была официально запрещена к ввозу в Россию . Официальными оппонентами были назначены профессор Казанской академии , настоятель Казанского собора протоиерей А. А. Лебедев и профессор А. Л. Катанский . Совместными усилиями они выпустили ряд работ, посвящённых критическому рассмотрению книги, в котором помимо чисто богословских вопросов скатывались на аргументы Ad hominem , в частности обвиняя Волконскую в «отсутствии патриотизма, неблагонадежности и польских симпатиях» .

М. С. Волконский и Е. Г. Волконская

Разбор их опровержений был включён во вторую книгу княгини Волконской, изданную уже после её смерти — «Церковное предание и русская богословская литература: Критическое сопоставление» (1898 год). Эта книга была издана стараниями её сына, С. М. Волконского . Ответа на эту книгу со стороны православных богословов не последовало .

Необычным обстоятельством в появлении двух богословских работ княгини Волконской было ещё и то, что их написала женщина. Фактически Волконская стала первой женщиной в истории России, серьёзно занимавшейся богословско-историческими вопросами . Помимо двух богословских трудов княгине Волконской принадлежит также труд «Род князей Волконских», посвящённый истории рода и изданный в Санкт-Петербурге в 1900 году также уже после её смерти .

В 1887 году княгиня Волконская официально перешла в Католическую церковь, вокруг неё в Санкт-Петербурге образовался небольшой католический кружок . Хотя переход русских в католицизм до 1905 года был в Российской империи законодательно запрещён, а нарушители наказывались высылкой из страны и лишением имущественных прав, власти не трогали княгиню Волконскую. Вероятно, это было связано с её высоким общественным положением и даже личным покровительством императора Александра III , который заявил: «А для меня она все-таки останется православной» .

Помимо семьи и занятий богословием Елизавета Волконская большую часть своего времени уделяла благотворительности . По её инициативе в 1868 году было создано , которое насчитывало до 100 человек из числа титулованной аристократии, крупного купечества, деятелей литературы, науки и искусства. Своей целью общество провозглашало «выявление недостаточных лиц и доставление им пособия, приискание вещественных средств к улучшению их участи» . Волконская бессменно занимала пост председателя общества до самой смерти. Помимо этого она также стала учредительницей «Общества попечения о выздоравливающих и слабосильных» . В своей общественной деятельности пыталась пробудить в России, прежде всего в правительственных и торгово-промышленных кругах, интерес к календарной реформе, которая привела бы к замене в России юлианского календаря григорианским .

Своим ближайшим единомышленником в России считала философа В. С. Соловьёва , с которым её связывала многолетняя дружба. Первый том книги Соловьёва «История и будущность теократии» был издан при финансовой и моральной поддержке княгини Волконской . После смерти княгини Соловьёв написал обширный некролог , в котором, в частности, писал:

Скончалась русская женщина редкой силы ума и сердечной прямоты, вечно пламенеющая духом в искании высшей правды.

Считала себя горячей сторонницей свободы совести , пыталась пропагандировать в высших кругах Петербурга идею о необходимости и неизбежности её установления в России. Хотя она не дожила восемь лет до «манифеста об укреплении начал веротерпимости» 1905 года, который отменил уголовное преследование за выход из православия, её деятельность в этой области дала основания С. М. Волконскому сказать: «Верю тому, что имя княгини Е. Г. Волконской лежит невидимо под этим государственным актом. Сама она всегда мечтала о таком манифесте»

Семейное кладбище Бенкендорфов-Волконских в Кейла-Йоа, где похоронена Е. Г. Волконская

Е. Г. Волконская умерла 15 февраля 1897 года от пневмонии . Отпевание провёл настоятель католического храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге доминиканец А. Лагранж. Похоронена на семейном кладбище в родовом имении Фалль (ныне мыза Кейла-Йоа, близ Таллина , Эстония ).

Труды

  • , Берлин, 1888.
  • , Фрайбург, 1898.
  • . СПб., 1900.

Дети

Примечания

  1. ↑ «Волконская Елизавета Григорьевна» // Католическая энциклопедия . Т. 1. М.:2002, ст. 1068—1069
  2. ↑ от 8 декабря 2015 на Wayback Machine «Волконские. Елизавета Григорьевна» // Православная энциклопедия ]
  3. Е. А. Нарышкина. Мои воспоминания. Под властью трех царей. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 688 с.
  4. Станислав Козлов-Струтинский, Павел Парфентьев. Глава XV. Русские католики XIX века // История Католической Церкви в России. — СПб. : Белый камень, 2014. — С. 306. — 740 с. — ISBN 978-5-98974-014-7 .
  5. ↑ Волконский С. М. от 11 января 2019 на Wayback Machine
  6. (неопр.) . Дата обращения: 30 ноября 2015. Архивировано из 9 декабря 2015 года.
  7. (неопр.) . Дата обращения: 30 ноября 2015. 12 декабря 2015 года.
  8. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 30 ноября 2015. 4 марта 2016 года.
  10. ЦГИА СПб. ф.19. оп.126. д.1701. с. 6. Метрические книги православных церквей за границей.

Литература

  • Волконская Елизавета Григорьевна // Католическая энциклопедия . — М., 2002. — Т. 1. — Ст. 1068—1069.
  • Козлов-Струтинский С., Парфентьев П. Глава XV. Русские католики XIX века // История Католической Церкви в России. — СПб. : Белый камень, 2014. — С. 306. — 740 с. — ISBN 978-5-98974-014-7 .

Ссылки

Same as Волконская, Елизавета Григорьевна