Бергман, Шмуэль Хуго
- 1 year ago
- 0
- 0
Шмуэль Ной Эйзенштадт или Айзенштадт ( англ. Shmuel Noah Eisenstadt , 10 сентября 1923 , Варшава — 2 сентября 2010 Тель-Авив ) — американский и израильский социолог, специалист в области сравнительных исследований цивилизаций и общетеоретических проблем развития, революции и модернизации.
Родился в семье Михаила Айзенштадта и Розы Борухин. В начале 1930-х с овдовевшей матерью переселился в Иерусалим . В 1940 году поступил в Еврейский университет , окончил факультет социологии.
В 1959 — 1990 — профессор социологии Еврейского университета. Преподавал также в Чикаго , Гарварде , Стэнфорде , Цюрихе , Берне , Вене , Гейдельберге .
Основная область занятий — сравнительное исследование цивилизаций Запада и Востока в контексте перехода от традиционных обществ к модерным . В этом смысле его интересуют проблемы инициативных групп и протестных движений, вносящих идеи социальных перемен, механизмы институционализации и воспроизводства изменений, в том числе — от поколения к поколению.
Эйзенштадт как социолог сложился под воздействием структурного функционализма , одним из его преподавателей был Эдвард Шилз . Он развивал идеи Макса Вебера о харизме и её роли в становлении социальных институтов, представления Карла Ясперса об осевом времени.
Работы Эйзенштадта по проблематике модернизации способствовали тому, что другие представители социальных наук отказались от прямого противопоставления современного и традиционного обществ, а также заинтересовались изучением традиционных и переходных обществ, кризисных явлений в ходе модернизационных процессов.
Эйзенштадт дал новую жизнь теории модернизации, зародившейся в середине XX в., связывая модернизацию с культурно-историческими особенностями и с последствиями революций в государствах. Шмуэль Эйзенштадт выдвинул концепцию множественной модернизации, в основе которой лежит идея, что модернизация и вестернизация — это не одно и то же, западный образец является лишь одним из вариантов, и модернизации в разных странах и культурах может идти различными путями. Современная цивилизация — это отличный тип цивилизации. Представление о современности как об отличной цивилизации подразумевает, с точки зрения Эйзенштадта, что ядро современности — это кристаллизация и развитие способа или способов интерпретации мира, иных культурных программ, развитие набора или наборов новых институциональных формирований. Эйзенштадт утверждал, что для того, чтобы понять современный мир и объяснить его историю, необходимо понять множественность культурных программ и культурных образцов модернизации .
Модернизация проходила мирным путём, но чаще через путь выливающихся конфликтов и конфронтаций. Важным элементом модернизации стали революции.
«Великие („классические“) революции: Английская, Американская и Французская революции, позднее — Китайская, Русская и Вьетнамская революции, возможно, также другие, такие как, Турецкая революция, изменили мир. Они были тесно связаны с развитием современного мира, современной цивилизации».
Первые революции имели место в христианской цивилизации: европейские в его протестантских и католических проявлениях; Русская — в зоне Восточного христианства. Китайская и Вьетнамская революции произошли в странах конфуцианской цивилизации. Эйзенштадт приходит к выводу, что все эти революции произошли в так называемых « осевых цивилизациях ». При этом под осевыми цивилизациями Эйзенштадт подразумевает «те цивилизации, которые кристаллизовались в течение тысячи лет от 500 г. до н. э. до первого века Нашей эры» .