Interested Article - Карге, Манфред

Манфред Карге ( нем. Manfred Karge ; род. 1 марта 1938 , Бранденбург-на-Хафеле ) — немецкий актёр и театральный режиссёр .

Биография

В ГДР

Манфред Карге родился в семье рабочего; вскоре после рождения потерял мать, а в 7 лет лишился и отца. В 1958 году поступил в Государственную актёрскую школу в Берлине (в настоящее время — Высшая школа театрального искусства «Эрнст Буш»), и в 1961 году был приглашён Еленой Вайгель в театр « Берлинер ансамбль » .

Начав свою карьеру в качестве актёра, Карге в 1963 году дебютировал как режиссёр, поставив вместе с необычнй спектакль «Покупка меди» — по названию одной из основных теоретических работ Бертольта Брехта . Спектакль открывался последним актом « Гамлета », который актёры исполняли в соответствии с традициями «психологического» театра, но действие прерывал загримированный под Брехта актёр, говорил, что сегодня так играть нельзя, и дальше начиналась репетиция «Гамлета» в стиле эпического театра Брехта, в ходе которой указания драматурга воспроизводились по записям его репетиций и теоретическим статьям. По свидетельству Георгия Товстоногова , это был самый кассовый спектакль в Берлине , Юрий Любимов хотел перенести «Покупку меди» на сцену Театра на Таганке .

В 1965 году Манфред Карге дебютировал в кинематографе, снявшись в одной из главных ролей в фильме « Приключения Вернера Хольта », ставшем событием восточногерманского кинематографа и принёсшем молодому актёру широкую известность. Однако Карге отдавал предпочтение театру. Вместе с М. Лангхофом, на многие годы ставшем его постоянным партнёром, Карге поставил в «Берлинер ансамбль» ещё ряд спектаклей, пока в 1968 году не разразился скандал: переработанная Карге и Лангхофом трагедия Эсхила «Семеро против Фив» была воспринята как критика ввода советских танков в Прагу . Оба режиссёра покинули «Берлинер ансамбль» и в 1969 году перешли в берлинский «Фольксбюне», который годом раньше возглавил ученик Брехта Бенно Бессон .

«Фольксбюне» в этот период отличался большей смелостью, чем руководимый Еленой Вайгель (членом СЕПГ ) «Берлинер ансамбль». Здесь Карге успешно дебютировал как актёр, сыграв Карла Моора в «Разбойниках» Ф. Шиллера , и очень скоро стал одним из ведущих актёров театра; среди сыгранных им ролей — Гамлет и Отелло . Одновременно Карге занимался и режиссурой; событием театральной жизни стал поставленный им злободневный «Спектакль». Здесь же, в «Фольксбюне», началось его многолетнее сотрудничество с Хайнером Мюллером : в 1975 году Карге поставил его пьесы «Битва» ( нем. Die Schlacht) и «Трактор» ( нем. Traktor) — это была первая постановка пьес Мюллера после длительного запрета. В том же году вместе с М. Лангхофом Карге был удостоен Национальной премии в области искусства .

В эмиграции

В 1978 году , после лишения восточногерманского гражданства барда Вольфа Бирмана , которое вызвало протест со стороны многих деятелей культуры ГДР , и конфликта Бессона с министром культуры по поводу репертуарной политики «Фольксбюне», побудившего художественного руководителя театра покинуть свой пост , Карге вместе в М. Лангхофом эмигрировал в Западную Германию . Работая в бохумском «Шаушпильхаузе», который в 1979 году в качестве интенданта возглавил Клаус Пайман , Карге и Лангхоф в 1980 году разделили между собой пост главного режиссёра . Одновременно ставили спектакли в кёльнском «Шаушпильхаузе» и за пределами Германии — в Париже , Цюрихе , Вене ; переносили на сцены разных стран опыт спектаклей без драматургии, впервые поставленных на сцене «Берлинер ансамбль»; не последнее место в их репертуаре, как в Бохуме, так и за его пределами, занимали пьесы Х. Мюллера .

Одновременно Карге писал и пьесы, наиболее известные — «Куртка как брюки» ( нем. Jacke wie Hose), поставленная на сцене в 1982 году и экранизированная в 1991-м, мюзикл «Клэр» ( нем. Claire , 1985), «Дорогой Нимбш» ( нем. Lieber Nimbsch , 1989); пьеса «Освоение Южного полюса» ( нем. Die Eroberung des Südpols), поставленная в 1986 году, исполнялась на трёх континентах .

В 1985 году пути Карге и Лангхофа разошлись. В 1986 году Пайман возглавил венский Бургтеатр , и Карге последовал за ним в Вену; ставил на сцене Бургтеатра пьесы Брехта и современных драматургов .

Возвращение в Берлин

В начале 90-х Карге вернулся в Берлин. После многолетнего перерыва вновь начал выступать на сцене как актёр — в Театре Максима Горького. В 1993—2005 годах был профессором режиссёрского отеделния Высшей школы театрального искусства «Эрнст Буш» .

После того как Пайман в 1999 году возглавил «Берлинер ансамбль», Карге вернулся в театр, в котором начинал свою карьеру. В настоящее время является актёром и одним из основных режиссёров «Берлинер ансамбль».

Творчество

Театральные работы

Актёрские

Берлинер ансамбль
Фольксбюне

Режиссёрские

Берлинер ансамбль
Фольксбюне
Бургтеатр

Фильмография

Примечания

  1. ↑ // Wer war wer in der DDR?. — Berlin: Ch. Links, 2010. — Вып. 1 . — ISBN 978-3-86153-561-4 . . 25 декабря 2013 года.
  2. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены: В 2 кн. / Сост. Ю. С. Рыбаков. 2-е изд. доп. и испр.. — М.. — Искусство, 1984. — Т. 1. О профессии режиссёра. — С. 129—130. — 303 с.
  3. Любимов Ю. П. С «Доброго человека…» все было неположено // . — 2001. 15 марта 2012 года.
  4. // Wer war wer in der DDR?. — Berlin: Ch. Links, 2010. — Вып. 1 . — ISBN 978-3-86153-561-4 . . 26 декабря 2013 года.
  5. // Wer war wer in der DDR?. — Berlin: Ch. Links, 2010. — Вып. 1 . — ISBN 978-3-86153-561-4 . . 26 декабря 2013 года.
  6. // Wer war wer in der DDR?. — Berlin: Ch. Links, 2010. — Вып. 1 . — ISBN 978-3-86153-561-4 . . 26 декабря 2013 года.

Same as Карге, Манфред