Крузенштерн, Иван Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н Фёдорович Горбуно́в ( 10 [22] сентября 1831 , с. Ивантеевка (Копнино) Московского уезда Московской губернии — 24 декабря 1895 [ 5 января 1896 ], Петербург ) — русский прозаик , мемуарист , актёр . Мастер исполнения устных рассказов.
Родился в семье помещичьего дворового. Отец — мелкий фабричный служащий из вольноотпущенных крепостных, мать — крепостная крестьянка. Старший брат - Горбунов Орест Федорович - актёр московского Малого театра , рассказчик сцен из народного быта, автор книги "Сцены из народного быта". Учился в училище ваяния и зодчества, посещал лекции в Московском университете . Прекрасно знал русскую историю, литературу и народную музыку, в совершенстве владел древнерусским и церковнославянскими языками.С юности занимался репетиторской работой (в том числе в семье П. М. Садовского ), перепиской бумаг (включая пьесы А. Н. Островского ) .
Биография Горбунова тесно сплетается с разночинскими группами 1860-х гг. Особое значение для Горбунова имело его сближение (1853) с Островским и вообще всей «молодой редакцией» славянофильского « Москвитянина ». Рассказы и сцены Горбунова целиком входят в общий стиль натурализма 1860-х гг. С 1877 года был членом-корреспондентом общества любителей древней письменности.
Горбунов прославился и как актёр. В 1854 году состоялся его актёрский дебют в московском Малом театре . С 1856 года он был включён в труппу Александринского театра в Петербурге . Там и числился до самого конца жизни. За 40 лет он сыграл 54 роли, главным образом в пьесах Островского (Кудряш — «Гроза» , Пётр, 1-й исполнитель, — «Лес» , Афоня — «Грех да беда на кого не живёт» ) и в собственных пьесах.
Известно, что его стараниями, главным образом, основался музей-фойе Александринского театра. Он всегда звал посмотреть на это интересное собрание портретов, гравюр и других памятников, относящихся к истории русского театра. Как огорчался он равнодушием к его детищу.
Широкую известность Горбунову принесло исполнение своих рассказов на сценах театров и в благотворительных концертах по всей России. Популярность Горбунова была огромна. Его творчество любили и крестьяне, и три последних императора. Юмор горбуновских рассказов «рассыпался по всей России и вошел в поговорки, в пословицы» .
И. Ф. Горбунов был большим поклонником алкогольного напитка лампопо . Он не только посвятил ему несколько произведений , но даже основал и возглавил «Общество лампопистов» . Мало того, благодаря Горбунову в московских трактирах даже стали подавать лампопо по особому рецепту — «лампопо по-горбуновски» .
В последние пять лет жизни жил в Петербурге 1891—1896 по адресу: Невский проспект , 105. Изображён в образе шута на картине Константина Маковского «Смерть Ивана Грозного» (1888).
Похоронен на Никольском кладбище . В 1936 г. перезахоронен в Некрополе мастеров искусств .
Горбунов был историком русского театра и организатором первого в России театрального музея. Посредством биографических очерков о выдающихся актерах, он создал биографическую историю русского театра XVIII — XIX веков .
Первый рассказ И. Ф. Горбунова был опубликован в журнале «Отечественные записки» в 1855 г. Подобно многим писателям своего времени, Горбунов преимущественно оперирует материалом из буржуазного и крестьянского быта: «безответственные» пред «законом» станового крестьяне, забитые «мастеровые», мещане и купцы периода первоначального накопления — вот основные персонажи его творчества. Достоевский писал о Горбунове: «в его сценах много чрезвычайно тонких и глубоких наблюдений над русской душой и русским народом» .
Крестьянскую среду Горбунов даёт преимущественно в её внешних комических проявлениях, не вдаваясь в анализ её внутренних социальных процессов. Для аудитории из «высшего общества» столиц его персонажи были своеобразной «экзотикой». В мастерской устной передаче Горбунова большой популярностью пользовался ещё тип «отставного генерала Дитятина» — николаевского служаки, откликающегося со своей архаической точки зрения на текущие события.
В конце 1850-х гг. стал выступать на эстраде как автор и исполнитель собственных рассказов под общим названием («Сцены из народного быта», 1861). С большим остроумием и сатирическими и ироническими зарисовками изображал в своих рассказах все социальные слои русской бытовой жизни — крестьян, купцов, мастеровых, фабричных рабочих и приказчиков, городовых, околоточных и квартальных, горожан-обывателей и др. Среди этих рассказов: «Пушка», «Воздухоплаватель», «Белая зала» и др.
Блестящий рассказчик-импровизатор, обладающий замечательной мимикой, Г. прекрасно знал и умел передать своеобразие нар. речи, многообразную пестроту её говоров, умел подать слово в живом, бытующем в народе звучании, придать ему социально-бытовую характерность. В нач. 60-х гг. Г. создал пародийный сатирич. образ слабоумного, престарелого сановника отставного генерала Дитятина (изречения, речи и тосты Дитятина Горбунов чаще всего импровизировал), показав одну из типичных социальных фигур своего времени (близок образу Крутицкого в пьесе Островского « На всякого мудреца довольно простоты »). Однако впоследствии, в годы реакции, Горбунов начал избегать острых вопросов современности. Рассказы о Дитятине приобрели более безобидный характер.
Знаток русской песни, Горбунов сообщил М. П. Мусоргскому песню «Исходила младёшенька», которая (песня Марфы) стала одной из самых ярких страниц оперы « Хованщина ».
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939 .